К тормозной системе автомобиля предъявляются повышенные требования, так как она является важнейшим механизмом обеспечения активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95, а также международными правилами, о которых речь пойдет ниже. Вот о том, что представляют собой требования к тормозной системе автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Тормозная система автомобиля может быть сертифицирована только при выполнении требований следующих законодательных норм:
- §41 StVZO (Правила регистрации автомобилей в Германии) в увязке с §72 StVZO и соответствующими директивами;
- Директива Евросоюза (RREG) 71/320/ЕЕС, с дополнениями и приложениями;
- Правила ЕСЕ R13, R13H, R
В §41 StVZO требования к тормозной системе различаются в зависимости от типа, полной массы автомобиля, области применения, даты регистрации и обусловленной типом максимальной скорости. В директивах ЕС требования распределяются по отдельным категориям автомобилей. Категории автомобилей следующие (см. также «Систематизация транспортных средств»):
- M1, М2, М3 — легковые автомобили с числом колес не менее 4;
- N1, N2, N3 — грузовые автомобили с числом колес не менее 4;
- O1, O2, O3, O4— прицепы и полуприцепы;
- L1 L2, L3,L4— мотоциклы, трехколесные транспортные средства.
Значения, прописанные в §41 StVZO в отношении среднего установившегося замедления, не применяются, например, к регулярным проверкам зарегистрированных транспортных средств, проводимым в Германии на дорогах (общий осмотр, проверка безопасности). Для этих проверок применяются требования §29 StVZO, с. 1, приложение VIII в сочетании с приложением VIIIa, директива по проведению общей проверки и директива по проведению проверки безопасности.
Требования в §41 StVZO и ECE-R13H в отношении оборудования тормозных систем по сути идентичны. Однако правила ЕСЕ R13, R13H и R78 были дополнены и теперь содержат, к примеру, правила в отношении электронно-управляемых тормозных систем. Предписанные эффекты торможения должны определяться в соответствии с директивой 71/320/ЕЕС, с. 1.1.2, приложение II, измененной директивой 98/12/ЕС, или в соответствии с §41 StVZO, с. 12.
Требования к тормозным системам
Согласно §41 StVZO и директиве ЕС 71/320/ EEC, ECE-R13, по состоянию на 2009 год, автомобили категорий М и N должны соответствовать требованиям, относящимся к рабочей, запасной и стояночной тормозным системам. Эти три тормозные системы могут иметь общие компоненты. Такие автомобили должны иметь не менее двух взаимно независимых устройств управления тормозными системами, одна из которых должна быть блокируемой. Устройства управления должны быть снабжены отдельными передаточными устройствами, каждое из которых должно быть способно продолжать работу при отказе остальных. Распределение тормозных сил между отдельными осями предписано законодательно и должно быть направленным. В случае сбоя должна обеспечиваться возможность достижения предписанного запасного тормозного эффекта с оставшейся рабочей частью тормозной системы или другой тормозной системы автомобиля, так чтобы автомобиль не покидал свою полосу движения.
Автомобили категорий М2 и N2 и выше должны оснащаться антиблокировочными тормозными системами (ABS). Согласно постановлению ЕС 661/2009, с 1 ноября 2011 года все новые модели автомобилей, а с 2014 года — все новые автомобили категорий M1 и N1 должны оснащаться электронной системой динамической стабилизации (ESP). Это постановление, за исключением внедорожников, согласно директиве 2007/46/ЕС, приложение II, часть А, применяется к автомобилям следующих категорий:
- М2 и М3, кроме автомобилей с более чем тремя осями, сочлененных автобусов и автобусов категорий 1 или А;
- N2 и N3, кроме автомобилей с более чем тремя осями, тягачей со снаряженной массой от 3,5 до 7,5 т и автомобилей специального назначения согласно директиве 2007/46/ЕС, приложение II, Часть А;
- O3 и O4, с пневматической подвеской, кроме автомобилей с более чем тремя осями, прицепов для крупнотоннажных перевозок и прицепов с отсеками для стоящих пассажиров.
Реализация этого Постановления для разных категорий автомобилей, кроме категорий M1 и N1, определена в постановлении ЕС 661/2009, приложение V, и изложена в таблицах «Данные о вступлении в силу требований к тормозным системам для новых типов автомобилей» и «Данные о вступлении в силу требований к тормозным системам для новых автомобилей«.
Требования к вспомогательным тормозным системам
Вспомогательные тормозные системы дополнительно используются для снятия напряжения с рабочей тормозной системы на затяжных спусках. Автомобили категории М3 для локальных и дальних перевозок (автобусы массой более 5,5 т (кроме городских)) и прочие автомобили категорий N2 и N3 снаряженной массой более 9 тонн (директива 71/320/ЕЕС, §41 StVZO, с. 15) должны быть оснащены тормозом- замедлителем. Горные тормоза (устройства для замедления движения за счет дросселирования выхлопа) и схожие с ними устройства классифицируются как замедлители. Тормоз-замедлитель должен быть рассчитан на удержание полностью загруженного автомобиля при движении по спуску 7 % на расстояние 6 км со скоростью 30 км/ч.
Требования к прицепам категории «О»
Прицепам категории O1 не требуется собственная тормозная система, так как достаточно надежного соединения с тягачом. Прицепы категории О2 и выше должны оснащаться рабочей и стояночной тормозными системами, у которых могут быть общие компоненты. Распределение тормозных сил между отдельными осями предписано Директивой 71/320/ЕЕС. Распределение между осями должно быть направленным.
Прицепы категории О3 и выше (ЕСЕ), а также прицепы и полуприцепы со снаряженной массой более 3,5 т и максимальной скоростью более 60 км/ч (§41 b StVZO, с. 2), должны оснащаться антиблокировочной тормозной системой. Полуприцепы должны оснащаться ABS, если максимальная нагрузка на седло превышает 3,5 т.
Прицепы категории О3 (существующие типы), которые будут допущены к эксплуатации после 11.07.2014 или 01.11.2014, должны быть оснащены электронной системой динамической стабилизации (ESP). Для новых типов прицепов эти правила уже применяются с 01.11.2011 или с 11.07.2012 (правила ЕС 661/2009, приложение V, см. таблицы «Данные о вступлении в силу требований к тормозным системам для новых типов автомобилей» и «Данные о вступлении в силу требований к тормозным системам для новых автомобилей» ).
Прицепы категории О2 и ниже должны оснащаться инерционными тормозными системами. Прицеп должен тормозить автоматически, если во время движения он окажется отсоединен от тягача, или (у прицепов массой менее 1,5 т) должен быть оснащен надежным соединением с тягачом.
Требования к автомобилям категории L
Двух- и трехколесные транспортные средства, приводимые в движение двигателем, должны иметь две взаимно независимые тормозные системы. На тяжелых трехколесных транспортных средствах категории L5 обе тормозные системы должны действовать на два колеса. Должна быть установлена стояночная тормозная система.
Требования к автомобилям-тягачам и прицепам с пневматическими тормозными системами
Средства подачи сжатого воздуха должны быть двух- или многопроводными. Это обеспечивает возможность использования пневматической тормозной системы прицепа при торможении. При работе рабочей или запасной тормозной системы автомобиля-тягача совместимая с ней тормозная система прицепа должна работать плавно. В случае какой-либо неисправности в рабочей тормозной системе автомобиля-тягача тормозные компоненты прицепа, не срабатывающие при таком отказе, должны плавно затормозить прицеп. Если один из трубопроводов между тягачом и прицепом разрывается или в нем происходит значительная утечка, то прицеп должен автоматически затормаживаться. Аккумуляторы энергии рабочих тормозных систем должны иметь такую конструкцию, чтобы после восьми полных срабатываний рабочего тормоза, на девятом торможении обеспечивался, как минимум, необходимый эффект запасного торможения. Аккумуляторы энергии не должны восполняться во время этого испытания. Эффект торможения отдельных автомобилей предписывается в виде функции давления на соединительной головке тормозных шлангов в Директиве 71/320/ЕЕС.
Требования к автомобилям с ABS
Антиблокировочные системы (ABS) должны соответствовать директивам 71/320/ЕЕС, приложение X и ECE-R13, приложение 13. Антиблокировочная система — это часть рабочей тормозной системы, автоматически контролирующей пробуксовку одного или нескольких колес при торможении. Требования к ABS зависят от категории транспортного средства. Для автомобилей это категории I, II и III, а для прицепов — категории «А» и «В». Основные требования к ABS (категория I):
- Отсутствие блокировки косвенно контролируемых колес при скоростях свыше 15 км/ч, независимо от дорожного покрытия;
- Сохранение курсовой устойчивости и маневренности. В состоянии μ-сплита (крайне большая разность коэффициентов трения между левым и правым колесами), допустимы корректировки рулевого управления на 120° в течение первых двух секунд и на 240° в сумме; должна быть специальная система визуальной сигнализации сбоев электрики (желтый предупреждающий сигнал);
- Автомобили (кроме категорий M1 и N1) с ABS, оборудованные для движения с прицепом с ABS, должны быть оснащены отдельной системой визуальной сигнализации для прицепа (желтый предупреждающий сигнал). Передача должна осуществляться через контакт 5 электрического штекерного разъема ISO 7638;
- Энергоаккумуляторы рабочей тормозной системы автомобилей с ABS должны иметь такую конструкцию, чтобы предписанный эффект запасного торможения достигался даже после более длительного управляемого торможения (t = vmax/7, не менее 15 с) и затем четырех неуправляемых полных торможений без восполнения энергии.
Требования к условиям испытаний тормозной системы
Необходимые значения и условия испытаний должны применяться во время испытаний в соответствии с §19 и §20 StVZO. Допускаются отклонения от метода испытаний, описанного в Директиве 71/320/ЕЕС, приложение II, с. 1.1.2, дополненной Директивой 98/12/ЕС и метода испытаний, описанного в §41 StVZO, с. 12 — в частности, при проведении контрольных проверок в соответствии с §29 StVZO — если условия и эффект могут быть выяснены другими средствами (§41 StVZO, с. 12). При проверке автомобилей, которые ставятся на учет впервые, должно достигаться большее замедление при торможении, соответствующее обычному снятию эффекта торможения; кроме того, должно гарантироваться достаточное, современного уровня, непрерывное торможение для более длинных спусков (табл. «Необходимые значения для среднего установившегося замедления» ).
Требования к минимальному замедлению и максимально допустимой управляющей силе во время общего осмотра согласно §29 StVZO
В таблицах ниже дан обзор необходимых значений замедления и максимальных усилий на устройстве управления во время общего осмотра и проверок систем безопасности в соответствии с §29 StVZO, Приложение VIII и Приложение VIIIa. Необходимые значения замедления определяются на испытательных стендах и лишь в исключительных случаях — в дорожных испытаниях. Необходимые значения — это максимальные значения, потому что время, требуемое для определения среднего установившегося замедления, не измеряется на этих регулярных осмотрах.
Таблица «Минимальное замедление и максимально допустимые управляющие силы во время общего осмотра» применяется к автомобилям, проверенным и допущенным к эксплуатации после 1 января 1991 года (вступление в силу §41 StVZO, с. 18 в сочетании с §72 StVZO, с. 2). Значения в скобках применяются к автомобилям, проверенным и допущенным к эксплуатации до 1 января 1991 года.
Если для этих автомобилей не указано значений в скобках, то применяются значения из табл. «Минимальное замедление и максимально допустимые управляющие силы во время проверки систем безопасности«. Таблица «Минимальное замедление и максимально допустимые управляющие силы во время проверки систем безопасности» применяется к автомобилям, проверенным и допущенным к эксплуатации до 1 января 1991 года и автомобилям, для которых в табл. «Минимальное замедление и максимально допустимые управляющие силы во время общего осмотра» не указано значений в скобках.
Значения, приведенные в табл. «Минимальное замедление и максимально допустимые управляющие силы во время общего осмотра» применяются к проверкам систем безопасности.
Устройство тормозной системы
Тормозные системы в автомобилях должны отвечать требованиям Директивы 71/320/ EEC, ECE-R13 часть 1, ECE-R13 часть 2 и ECE-R13 Н и другим региональным предписаниям. Автомобили должны оснащаться двумя отдельными тормозными системами, одна из которых должна быть блокируемой. Тормозные системы должны иметь отдельные устройства управления. В случае сбоя в рабочей тормозной системе должна сохраняться возможность торможения, как минимум, двух колес (на одной оси).
Типы тормозных систем
Тормозные системы состоят из рабочей и стояночной тормозных систем и (у грузовиков и автобусов) вспомогательной тормозной системы (тормоза-замедлителя). Требуемая система запасного торможения обычно используется при отказе рабочей тормозной системы. Автомобили специального назначения с особыми требованиями тоже могут иметь специальные функции торможения, такие как тормоз для движения на крутых подъёмах или тормоз для предотвращения аварий автопоездов.
Тип создания силы
Когда речь заходит о том, как создается сила, различают три типа создания силы: с мускульной энергией, с мускульной и дополнительной энергией и с не мускульной энергией. В системах с мускульной энергией используется только с мускульная сила водителя, в системах с мускульной и дополнительной энергией происходит усиление первой усилителем тормозов, а в системах с не мускульной энергией управляющее мускульное усилие водителя служит лишь управляющей переменной. Максимальные необходимые управляющие усилия предписываются для каждого типа автомобиля.
Передающее устройство (тормозной привод)
Сила передается от управляющего устройства на тормоза колес механически, гидравлически, пневматически или электрически. Механическая передача силы является стандартной и предписывается только для стояночных тормозных систем (§41 StVZO, с. 5).
Передача силы у рабочей тормозной системы выполняется через два отдельных тормозных контура гидравлически или пневматически, так чтобы, как минимум, один тормозной контур остается рабочим в случае сбоя.
Электрическая активация тормозов до сих пор использовалась только в электрических стояночных тормозных системах (см. «Электромеханические стояночные тормозные системы»).
Схем Конфигурация тормозных контуров регламентируется стандартом DIN 74000. У автомобилей категории M1 (легковые автомобили), конфигурация тормозных контуров часто диагональная (рис. Ь, «Варианты конфигурации тормозных контуров» ). Но это возможно только в сочетании с подходящей геометрией передней оси (отрицательное или нейтральное плечо обката). У всех остальных категорий автомобилей используется конфигурация II (рис. а, «Варианты конфигурации тормозных контуров» ). Здесь передняя ось образует один из тормозных контуров, а задняя ось образует другой. Все прочие конфигурации тормозных контуров стандарта DIN 74000 сегодня редко используются и поэтому больше здесь не описываются. Прямая необходимость в двухконтурном тормозном приводе предписывается в §41 StVZO, с. 16 только для автобусов с двухконтурным тормозным приводом.
Распределение тормозных сил
Директивы 71/320/ЕЕС, ECE-R13 и ECE-R13H также предъявляют требования к распределению тормозных сил между отдельными осями. Тормозные силы должны распределяться направленно во всех режимах нагрузки между осями. На распределение тормозных сил можно повлиять, с одной стороны, через компоновку колесных тормозов, а с другой — через конфигурацию автомобиля. Помимо прочего учитываются высота центра тяжести, колесная база и развесовка.
В грузовых автомобилях, согласно схемам, в директиве 71/320/ЕЕС, распределение тормозных сил также зависит от давления на соединительной головке тормозных шлангов. Распределение тормозных сил через компоновку автомобиля реализуется с помощью ограничителя тормозных сил или автоматического устройства, измеряющего тормозные силы (автоматическое измерение тормозной силы в зависимости от нагрузки).
В современных автомобилях распределение тормозных сил интегрируется в качестве дополнительной функции в электронную систему контроля пробуксовки колес (антиблокировочная система, система динамической стабилизации).
Компоненты тормозной системы
Тормозные системы автомобилей состоят из следующих компонентов, различающихся по конструкции в зависимости от типа системы (гидравлическая или пневматическая): энергетический блок, устройства управления, передающие устройства, инфраструктура управления, колесные тормоза и вспомогательные устройства.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: