Тепловые двигатели, это тепловая машина, превращающая тепло в механическую энергию, использует зависимость теплового расширения вещества от температуры. Обычно работа совершается за счет изменения объема вещества, но иногда используется изменение формы рабочего тела (в твердотельных двигателях). Действие теплового двигателя подчиняется законам термодинамики. Для работы необходимо создать разность давлений по обе стороны поршня двигателя или лопастей турбины. Для работы двигателя обязательно наличие разницы температур, производится нагревание рабочего тела (газа), который совершает работу за счет изменения своей внутренней энергии. Повышение и понижение температуры осуществляется, соответственно, нагревателем (например, при сжигании топлива) и охладителем, в роли которой используется окружающая среда.
Принцип действия и концепция
Двигатели внутреннего сгорания классифицируются как тепловые двигатели. Существенной особенностью теплового двигателя является прямой термодинамический цикл, который характеризуется совершением работы.
В отличие от тепловых двигателей тепловые насосы, также называемые холодильными машинами, характеризуются обратным термодинамическим циклом, т.е. требуют для своей работы внешнего привода.
Принцип действия тепловых двигателей всегда один и тот же. Рабочая среда сжимается с подводом энергии и соответствующим увеличением давления. За этим следует расширение, сопровождаемое совершением работы. В разомкнутых циклах среда, совершившая работу, выпускается наружу. В замкнутых циклах начальное состояние должно быть восстановлено путем охлаждения рабочей среды перед началом сжатия.
Многие тепловые двигатели характеризуются подводом энергии в процессе сгорания топлива (табл. «Характеристики и принцип действия тепловых двигателей» ). Во время сгорания топлива химически связанная в топливе энергия выделяется в виде тепла, необходимого для совершения цикла. В процессе горения происходит соединение веществ, содержащих углерод и водород, с кислородом (окисление), поэтому воздух с объемным содержанием кислорода приблизительно 21% составляет значительную часть рабочей среды.
Направление цикла подвода энергии
Важным фактором, определяющим направление цикла, является способ подвода энергии. Здесь различаются стационарный (непрерывный) и нестационарный (циклический) подвод энергии. Для всех поршневых двигателей, включая двигатель Стирлинга, характерен нестационарный подвод энергии, который происходит, когда поршень находится в верхней мертвой точке такта сжатия, и объем цилиндра минимален.
Характерным для всех разомкнутых циклов является внутренний подвод энергии, достигаемый за счет подачи и сжигания топлива. В противоположность этому замкнутые циклы требуют подвода энергии через теплообменники. Здесь прямой контакт рабочей среды с продуктами горения, если не учитывать теплопроводность, отсутствует. Уникальным в этом отношении является паровой двигатель, в котором рабочая среда испаряется под действием теплового потока, создаваемого внешним источником, а затем поступает в поршневой двигатель.
Тепловые двигатели также различаются в отношении используемых источников энергии. Используются источники энергии трех видов: твердые, жидкие и газообразные. Главное преимущество тепловых двигателей, работающих по принципу разомкнутого цикла с внутренним подводом энергии, состоит в том, что они не требуют теплообменников для обеспечения требуемого направления цикла и, следовательно, имеют более компактную конструкцию. Это преимущество может быть проявлено в еще большей степени за счет применения жидкого топлива с высокой плотностью энергии. Газовые двигатели для легковых и коммерческих автомобилей также становятся все более привлекательными (благодаря низким эксплуатационным затратам и относительно небольшому расходу топлива). Таким образом, двигатели внутреннего сгорания являются наиболее совершенными из тепловых двигателей.
КПД дигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания хактеризуется разомкнутым циклом и внутренним сгоранием топлива. Нестационарный режим подвода энергии позволяет получить температуру рабочей среды, усредненную по массе, на тактах впуска и сжатия свыше 2500 К и усредненные пиковые давления свыше 200 бар с очень хорошим к.п.д., свыше 40%.
В двигателях со стационарным циклом ограничения, налагаемые свойствами материалов, не позволяют достигнуть давлений и температур такого порядка. В них достигаются только локальные пиковые температуры около 2500 К. Поэтому, например, газовые турбины имеют более низкий к.п.д. Паровые турбины с замкнутым циклом достигают более высокого КПД, чем газовые, при умеренном давлении около 50 бар. Это достигается за счет значительного снижения уровня низкого давления. Максимальный КПД прочих тепловых двигателей значительно ниже.
Двигатель внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршней
Двигатель внутреннего сгорания в его поршневом варианте является основным типом теплового двигателя, используемого в автомобилестроении. В поршневом двигателе возвратно поступательное движение поршней преобразуется во вращение коленчатого вала. В принципе двигатели могут работать на самых различных видах топлива, однако на сегодняшний день основными источниками энергии для них остаются дизельное топливо и бензин.
Рабочие циклы двигателя
Основные принципы
Цикл представляет собой термодинамический процесс, имеющий идентичные начальное и конечное состояния. Обычно цикл проходит через несколько изменений состояния, сопровождающихся совершением тепловым двигателем работы. При этом рабочая среда цикла претерпевает термодинамические изменения состояния.
Изменения состояния (см. Термодинамика) различаются в отношении того, совершается работа W в форме работы при изменении объема ∫pdV или имеет место теплообмен с окружающей средой Q=∫TdS. Диаграмма «давление-объем» (диаграмма p-V, рис. «Иллюстрация термодинамического цикла при помощи диаграммы p-V» ) демонстрирует, производится ли работа и в каком количестве, в то время как диаграмма «температура-энтропия» (диаграмма T-S, рис. «Иллюстрация термодинамического цикла при помощи диаграммы T-S» ) иллюстрирует теплообмен, происходящий в замкнутой системе.
Интеграл работы при изменении объема ∫pdV можно интерпретировать на диаграмме p-V, как площадь, заключенную между линиями изменения состояния. Если цикл направлен вправо, по часовой стрелке, т.е. область располагается справа от линии изменения состояния, интеграл является в математическом смысле положительным. При этом цикл совершает работу. Рабочие циклы холодильных машин и компрессоров направлены влево, т.е. против часовой стрелки.
В дополнение к термину «работа при изменении объема» ∫pdV, который обычно используется применительно к двигателям внутреннего сгорания, существует также термин «техническая работа»
Wt=∫Vdp,
который часто используется применительно к машинам с непрерывным потоком рабочей среды, таким как газовые турбины. Из интерпретации работы, как площади на диаграмме р-V, ясно, что обе формы работы в иллюстрируемом цикле в отношении количества идентичны.
Для совершения в цикле работы должен иметь место подвод тепла. В обратимом цикле (без энергии рассеивания Еd) количество добавленного тепла
Q=∫TdS
равно интегралу температуры по изменению энтропии. На диаграмме Т-S количество тепла, добавленного в замкнутом цикле, соответствует замкнутой площади (рис. «Иллюстрация термодинамического цикла при помощи диаграммы T-S» ).
В соответствии с первым законом термодинамики (см. «Термодинамика»):
∫dU=∫TdS+∫dEa-∫pdV,
где U означает энергию.
Для обратимого цикла с идентичными начальной и конечными точками ∫dU=0. Количество тепла, подведенного к циклу, должно создаваться, в то время как рассеиваемое тепло возвращается неиспользуемым в окружающую среду. К.п.д. цикла, следовательно, определяется, как отношение общей произведенной работы W (сумма работ, совершенных подведенным и рассеянным теплом) к количеству добавленного тепла Qadd:
ηth = W/Qadd = |∫pdV | / Qadd
Идеальный цикл Карно
Поскольку каждый цикл, сопровождающийся совершением работы, предполагает подвод тепла, в ходе цикла также имеет место изменение температуры. В 1824 году Николя Леонард Сади Карно описал изменения состояния в цикле, который достигает максимального к.п.д. между двумя данными температурными пределами. Поскольку наилучший к.п.д. может быть достигнут при отсутствии рассеивания тепла, подвод и рассеивание тепла должны происходить изотермически. Идеальным для совершения работы является адиабатический цикл. Цикл Карно, следовательно, состоит из изотермического поглощения и рассеивания тепла и изоэнтро- пического (адиабатического и обратимого) сжатия и расширения (рис. «Цикл Карно» ).
Применяя первый закон термодинамики, можно сделать вывод, что при изотермическом изменении состояния идеального газа внутренняя энергия остается неизменной, а работа равна количеству добавленного тепла. При этом применимо следующее выражение:
∫dU = ∫TdS — ∫pdV = 0.
При адиабатическом изменении состояния работа эквивалентна изменению внутренней энергии и, соответственно, температуры. При этом применимо следующее выражение:
∫dU=0 — ∫pdV.
Для к.п.д. может быть выведено выражение
ηс = W/Qadd = (Qadd—Qdiss) / Qadd = (Tmax-Tmin) / Tmax
Этот тепловой КПД является максимальным КПД, который может быть получен на машине, работающей в диапазоне двух температурных пределов. Никакой другой цикл не достигает к.п.д. такого уровня. Однако на практике выясняется, что работа, произведенная при данном изменении объема Vmax-Vmin, мала, и для достижения плотности энергии, сравнимой с другими циклами, требуются очень высокие пиковые давления рmax. Даже обеспечение практически изотермической теплопередачи затруднено, поскольку это требует применения больших теплообменников.
Отсюда следует, что в контексте тепловых двигателей этот цикл имеет скорее теоретическое значение, однако он играет важную роль в рассмотрении эксергии (максимальной работы, которая может быть получена при данном уровне энергии) и анэргии (энергии, которая не может быть использована), а также в отношении тепловых насосов и холодильных установок.
Основные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания
Поскольку фазы расширения и сжатия в двигателях с возвратно-поступательным движением поршней могут быть описаны адиабатической кривой, различные циклы отличаются способом подвода тепла. Процесс газообмена (цикл нагнетания) обычно заменяется теплообменом с окружающей средой (в целях упрощения предполагается, что процесс протекает при постоянной массе) для замыкания цикла.
Можно предположить, что подвод тепла в форме высвобождения химически связанной энергии («высвобождения тепла» или «процесса горения») может быть относительно медленным или очень быстрым. В цикле при постоянным объеме предполагается, что все тепло высвобождается в верхней мертвой точке (ВМТ) поршня за бесконечно малое время. Это изменение состояния может быть описано циклом при постоянном объеме.
Если высвобождение тепла происходит в течение конечного времени, можно предположить, что имеет место цикл при постоянном давлении. Здесь снижение давления вследствие расширения компенсируется повышением давления вследствие подвода тепла во время горения топлива.
Комбинация циклов при постоянном давлении и постоянном объеме представляет собой цикл Зейлигера при предельном давлении, посредством которого была сделана попытка приблизиться к реальному процессу сгорания топлива в поршневых двигателях.
Идеальный термодинамический цикл сгорания (цикл при постоянном объеме)
Предполагается, что подвод тепла в верхней мертвой точке осуществляется мгновенно и может быть описан, как изохорическое изменение состояния (рис. 2—>3, «Идеальные циклы при постоянном объеме» ). Цикл заряда (4—>1) моделируется в упрощенной форме изохорическим рассеиванием тепла в окружающую среду. Таким образом, в течение этих двух фаз работа с изменением объема не производится:
W=∫pdV=0.
Сжатие (1—>2) и расширение (3—>4) рассматриваются как адиабатические процессы. Применение к этим двум фазам первого закона термодинамики дает dU= pdV, т.е. W12=mcv(T2— Т1), a W34= mcv(T4— Т3) относится к произведенной работе.
В соответствии с первым законом термодинамики dU = TdS на стадии 2—>3, а количество добавленного тепла
Q23 = mcv(T3 — Т2).
Таким образом КПД ηth может быть определен как:
ηth = |∑W|/ Qadd = T1— Т2 + T3— Т4 / T3- Т2
где подвод тепла осуществляется на протяжении всех стадий цикла, a Qadd обозначает количество добавленного тепла. Предполагая, что расширение и сжатие являются адиабатическими, можно показать, что:
Т4 / T1 = Т3 / T2
Таким образом, в целях упрощения:
ηth = 1 — Т1 / T2 = 1-ε1-k
Предполагается, что теплоемкости во время сжатия и расширения идентичны. Этот способ выведения КПД из степени сжатия ε и изоэнтропической экспоненты к предполагает, что газ является идеальным.
При увеличении степени сжатия к.п.д. возрастает (рис. «КПД идеальных циклов» ). В бензиновых двигателях степень сжатия ограничивается детонацией. Обычно для бензиновых двигателей с атмосферным всасыванием воздуха коэффициент сжатия составляете ε=10-12, а максимальное давление — приблизительно 60 бар. Двигатели с турбонаддувом, вследствие ограничений, связанных с детонацией, имеют более низкую степень сжатия, равную ε =9-10. При этом достигаются пиковые давления до 120 бар. Двигатели с прямым впрыском топлива и послойным распределением заряда топлива имеют степень сжатия ε > 12; при частичной нагрузке потенциал степени сжатия составляет даже до ε=14.
Двигатель Стирлинга (Роберт Стирлинг, 1816 ) может работать в соответствии с принципом и переменного рабочего объема, но в своих реализованных формах изменений состояния демонстрирует сходство с циклами при постоянном объеме. Фазы адиабатического сжатия и расширения, однако, характеризуются изотермическими линиями. В принципе, это дает высокий КПД, идентичный КПД цикла Карно.
Цикл при постоянном давлении
Естественно предположить, что для достижения высокой мощности процессы подвода и высвобождения тепла должны быть изобарическими (рис. «Идеальные циклы при постоянном объеме» ). Этот цикл обычно используется в дизельных двигателях, которые ограничены в отношении пикового давления и работают с конечной продолжительностью впрыска топлива и распространения пламени. Цикл заряда (4—>1) снова моделируется в упрощенной форме, как рассеивание тепла в окружающую среду. Процессы сжатия (1—>2) и расширения(3—>4) рассматриваются как адиабатические. Здесь применимы те же положения, которые были указаны для цикла при постоянном объеме.
Изобарическое изменение
Во время изобарического изменения состояния имеет место как подвод тепла, так и выполнение работы (2—>3). В качестве характеристического значения количества подведенного тепла используется объем в конце изобарического изменения состояния, называемый «объемом впрыснутого топлива» V3 (рис. «Идеальные циклы при постоянном объеме» ), и определяется «коэффициент впрыска» φ = V3/V2. Однако, его не следует путать с количеством впрыснутого топлива.
В соответствии с первым законом термодинамики, dU = TdS-pdV на стадии 2—>3 и для количества добавленного тепла:
Q23 = mcv (T3 — T2)+ pmax(V3 — V2).
Таким образом, к.п.д. может быть определен как
ηth = ε1-k/ (φк — 1)/(φ-1).
Предположения аналогичны сделанным для цикла при постоянном объеме. КПД, достижимый при такой же степени сжатия, ниже, чем для цикла при постоянном объеме. Однако, поскольку дизельные двигатели работают с более высокой степенью сжатия, и их КПД в общем случае выше (см. рис. «КПД идеальных циклов» ). Следовательно, при разработке дизельных двигателей следует стремиться к получению высокого пикового давления.
Максимальные допустимые пиковые давления для двигателей легковых автомобилей составляют около 180 бар, а для двигателей коммерческих автомобилей — более 220 бар. Степень сжатия для процессов прямого впрыска топлива, применяемых в настоящее время, составляет ε = 16 -19. В случае запаздывания впрыска конечное давление сжатия фактически соответствует пиковому давлению, и дизельный цикл имеет сходство с циклом при постоянном давлении с φ = 9.
Цикл Зейлигера с ограничением давления
В 1922 году Мирон Зейлигер описал комбинацию циклов при постоянном объеме и давлении (рис.5). Процедура вывода здесь опущена.
Введя «коэффициент повышения давления» ψ = p2‘/ p2 можно вывести для к.п.д. следующее соотношение:
ηth = 1 — ε1-k(ψk — 1)/ ψ — 1 + kψ ( φ-1)
Значение к.п.д., как и ожидалось, лежит между к.п.д. циклов при постоянном давлении и при постоянном объеме (рис. «КПД идеальных циклов» ).
Турбодвигатели: идеальный цикл
Турбодвигатели, в особенности газовые турбины и, следовательно, двигатели с турбонагнетателями отработавших газов работают при постоянном массовом расходе, а не в прерывистом режиме, как поршневые двигатели. Соответствующий идеальный цикл был впервые описан Джеймсом Прескопом Джоулем около 1840 г., как калорический двигатель без потерь.
Предполагается, что процессы сжатия и расширения в крыльчатке компрессора и рабочем колесе турбины являются адиабатическими. Также предполагается, что за счет наличия камеры сгорания с постоянным потоком сгорание топлива представляет собой изобарический подвод тепла. В отличие от цикла при постоянном давлении с конечным расширением («расширением отсечки»), за счет выбранного принципа поршня, в цикле Джоуля расширение происходит до достижения давления окружающей среды (рис. «Идеальные циклы при постоянном объеме» ).
Таким образом, теоретически может быть получено более высокое значение работы, и КПД становится идентичен КПД цикла при постоянном объеме. Введя коэффициент давления П = p2/p1 = pmax / p1,получаем следующее соотношение для КПД:
ηth = 1 — T1/T2 = 1 — П(k-1)/k
В зависимости от коэффициента давления П КПД может иметь высокие значения. Однако, когда дело касается реальных турбодвигателей, на коэффициент давления налагаются определенные ограничения (см. «Турбонагнетатели отработавших газов»). По этой причине газовые турбины часто делают многоступенчатыми, и высокая плотность мощности достигается в них за счет высокого массового расхода топлива.
Реальные циклы
Идеальные циклы подходят для демонстрации базовых соотношений. В случае новых двигателей с пока что неизвестными характеристиками они помогают рассмотреть принцип действия и оценить КПД. Однако, для детального анализа требуется выполнить расчет реального цикла.
Реальные циклы отличаются от идеальных. Различия заключаются в том, что теплоемкости рассматриваются зависимыми от температуры или давления. Измененный химический состав отработавших газов также аппроксимируется в виде соответствующих переменных с целью учета изменений физических свойств в процессе сгорания топлива. В частности, предполагается, что имеет место не адиабатическое изменение состояния, а как минимум, одна политропная кривая с экспонентой, адаптированной к тепловым потерям, или даже имеют место тепловые потери через стенки цилиндра, например при использовании подхода Вошни, в соответствии с теорией подобия Рейнольдса.
Цикл заряда рассчитывается с учетом потерь рассеивания (потерь потока и реальных сечений потока, см. «Гидромеханика») и также учитывается влияние остаточных отработавших газов. В отношении трения обычно используются эмпирические подходы, а теплотворная способность топлива вычисляется в зависимости от коэффициента избытка воздуха. В конечном итоге осуществляется детальное моделирование процессов подвода тепла (сгорания топлива и нагрева) и рассеивания тепла (теплопередачи).
Важным и простым способом быстрой оценки реального цикла является его описание в форме цепочки КПД. Здесь реальные циклы отображаются последовательно с учетом отдельных характеристических величин. Примером такой характеристической величины может служить механический КПД.
Общий коэффициент полезного действия
Общий или эффективный КПД ηeff определяет количество эффективной энергии Peff относительно энергии Qadd = mB НU, которая была подведена при массовом расходе топлива mB и его низшей теплотворной способности НU
ηeff = Peff / Qadd
При высоких нагрузках дизельные двигатели имеют эффективный к.п.д. до 45%; эффективный к.п.д. больших, тихоходных дизельных двигателей значительно выше. Эффективный к.п.д. бензиновых двигателей в лучшем случае может достигать 40%.
Механический коэффициент полезного действия
Механический КПД представляет собой отношение эффективной мощности Peff к номинальной мощности Рind. Номинальная мощность определяется из работы W (площадь характеристики ∫pdV для реального цикла) и времени t за один рабочий цикл, в соответствии со следующим соотношением:
Рind = dW/dt ≈ ΔW/Δt
Эффективная мощность отличается от номинальной мощности в основном учетом потерь на трение (в поршнях и подшипниках), потерь мощности в элементах управления (распределительный вал, клапаны), во вспомогательных агрегатах (масляный и водяной насосы, топливный насос, генератор). Для механического КПД:
ηm = Peff / Рind
Обычно механический КПД зависит от нагрузки и при полной нагрузке может достигать 90%, в то время как при низкой нагрузке (10%) регистрируются значения около 70%.
Фактор эффективности цикла
Фактор эффективности цикла описывает эффективность, с которой реальный цикл может быть аппроксимирован выбранным идеальным циклом. Поэтому он учитывает потери, в частности связанные с рассеиванием. Для детального анализа потерь рекомендуется разделить фактор эффективности между петлей высокого давления и петлей цикла заряда (см. табл. «Графические представления и определения отдельных и общих КПД двигателей с возвратно-поступательным движением поршней»).
Обычно при расчете предполагается работа с идеальным газом, с зависимыми от температуры теплоемкостями, и используется идеальный цикл с геометрически идентичными размерами, таким же коэффициентом избытка воздуха, без остаточных отработавших газов, с полным сгоранием топлива и теплоизолированными стенками цилиндра. Описанный таким образом двигатель также называется «совершенным двигателем». Значение фактора эффективности цикла при полной нагрузке составляет приблизительно 80-90%.
Если в расчете используется идеальный газ с постоянной теплоемкостью, можно ввести понятие «КПД совершенного двигателя», который определяет мощность «идеального двигателя» относительно мощности «идеального цикла».
Коэффициент преобразования топлива
Бензиновые двигатели, работающие на богатой топливовоздушной смеси (коэффициент избытка воздуха λ < 1) дают высокое содержание НС и СО в отработавших газах, что обычно не может быть учтено при рассмотрении процесса подвода тепла через теплотворную способность топлива HUВ. Однако, экзотермичность этих газов Нu является значительной, что обычно проявляется в виде высоких температур отработавших газов на выходе из каталитического нейтрализатора отработавших газов окислительного типа. Это учитывается при помощи коэффициента преобразования топлива:
ηB = (HUВ — Нu) / HUВ
Для дизельных двигателей обычно ηB = 1. Для бензиновых двигателей это значение может снижаться до 0,95, а при очень богатой смеси с λ < 1 становиться еще ниже.
Цепь КПД
Вся цепь к.п.д. может быть описана следующим образом (см. табл. «Графические представления и определения отдельных и общих КПД двигателей с возвратно-поступательным движением поршней» ):
ηeff = η1 ηm = ηth ηg ηm
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: