Чтобы обеспечить соблюдение требований законодательства в отношении ограничения токсичности отработавших газов, необходимо во время движения автомобиля непрерывно контролировать состояние двигателя и иных компонентов. Вот о том, какие существуют системы бортовой диагностики автомобиля (OBD), мы и поговорим в этой статье.
Сначала в Калифорнии были приняты нормативные положения, касающиеся мониторинга систем ограничения токсичности отработавших газов и их компонентов. Эти нормы содержат расширенные и стандартизованные требования, предъявляемые к этому мониторингу.
OBD I (CARB)
В 1988 году вступила в силу первая ступень стандарта CARB (Калифорнийского совета по воздушным ресурсам) — OBD I. В отношении этой первой ступени систем OBD имеют место следующие требования:
- Мониторинг электрических компонентов систем ограничения токсичности отработавших газов (на предмет коротких замыканий и обрывов цепей) и запись кодов неисправностей в памяти блока управления:
- Наличие сигнальной лампы (MIL), извещающей водителя о неисправности;
- Надпись «Оn-board» означает возможность определения на месте неисправного компонента, например, по коду, обозначающемуся миганием сигнальной лампы.
OBD II (CARB)
В 1994 году вступила в силу вторая ступень стандарта CARB — OBD II. С1996 года требования OBD II стали обязательными для автомобилей с дизельными двигателями. В дополнение к требованиям ступени OBD I они предписывают мониторинг функций системы, например, проверку допустимости величин сигналов датчиков.
OBD II предписывает мониторинг всех систем и компонентов, относящихся к системам ограничения токсичности отработавших газов, если их неисправность вызывает увеличение токсичности. Кроме того, эти нормы требуют мониторинга всех компонентов, используемых для мониторинга компонентов систем ограничения токсичности отработавших газов, или компонентов, влияющих на результаты диагностики. Как правило, диагностика всех контролируемых компонентов и систем должна выполняться как минимум один раз во время цикла испытаний на токсичность отработавших газов, например, цикла испытаний FTP 75.
Нормы OBD II предписывают стандартизацию информации, записываемой в память неисправностей и доступа к этой информации (разъемы, методы связи) в соответствии со стандартом ISO 15031 и соответствующими стандартами SAE (Общества автомобильных инженеров США). Это позволяет считывать данные, записанные в памяти, при помощи стандартизованных тестеров (сканирующих приборов).
Расширение требований OBD II
Со времени вступления в силу норм OBD II они несколько раз пересматривались. Начиная с 2004 модельного года, введены в действие новые нормы CARB-OBD II, которые, кроме более строгих и дополнительных функциональных требований, также содержат требование контроля частоты диагностики в процессе повседневной эксплуатации, начиная с 2005 года («показатель постоянного мониторинга»). Начиная с 2007 года и до конца 2013 года: Требования последней редакции применяются к автомобилям, выпущенным с начала 2007 модельного года. Дополнительные требования к бензиновым двигателям в основном заключаются в контроле состава смеси, поступающей в отдельные цилиндры (на предмет нарушения соотношения воздух/топливо), расширении требования к диагностике процесса холодного пуска двигателя и постоянного хранения информации об ошибках/неисправностях, что также относится к автомобилям с дизельными двигателями.
Для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей с дизельными двигателями новые, более строгие требования в отношении предельно допустимых концентраций токсичных веществ в отработавших газах вводятся в действие в три этапа: до 2009 модельного года, с 2010 по 2012 модельный год и начиная с 2013 модельного года. Значительно расширены требования в отношении систем впрыска топлива, воздухозабора и системы очистки отработавших газов. Например, теперь требуется контролировать количество впрыскиваемого топлива и синхронизацию впрыска. В отношении системы воздухозабора требуется контролировать давление наддува, а также динамические характеристики систем рециркуляции отработавших газов и регулирования давления наддува. В отношении системы очистки отработавших газов требуются новые функции мониторинга каталитического нейтрализатора окислительного типа, сажевого фильтра, каталитического нейтрализатора оксидов азота аккумуляторного типа и системы дозирования SCR (селективное каталитическое восстановление) с каталитическим нейтрализатором NOx аккумуляторного типа и системы дозирования SCR с каталитическим нейтрализатором SCR. Например, требуется контроль частоты регенерации сажевого фильтра и дозирования реагента-восстановителя NOx (добавка Ad Blue) в системе дозирования SCR.
В настоящее время законодательство пересматривается снова. Первый проект новой редакции для автомобилей с дизельными двигателями был опубликован в апреле 2009 года. Одно из новых требований заключается в том, что кроме регуляторов, мониторингу подлежат контролируемые функции, там. где они касаются системы очистки отработавших газов. Также введены дополнительные требования в отношении мониторинга функций, относящихся к пуску холодного двигателя
Также рассматривается целесообразность ввода дополнительных требований OBD к мониторингу содержания в отработавших газах углекислого газа (СO2). Также ожидается уточнение требований в отношении гибридных автомобилей. Поэтапный ввод в действие этих новых требования ожидается с начала 2012 модельного года.
Сегодняшний стандарт CARB OBD II для Калифорнии в настоящее время действует еще в одиннадцати штатах США. Остальные штаты планируют принять этот стандарт в ближайшем будущем.
Представленные ранее нормы OBD, предусмотренные стандартами CARB и ЕРА, относятся ко всем легковым автомобилям с количеством мест не более 12, а также к малотоннажным грузовым автомобилям с массой до 14 000 фунтов (6,35 т). Начиная с 2007 модельного года, требования к большегрузных грузовых автомобилям определяются нормами EMD (диагностика двигателя производителем). Требования EMD менее всеобъемлющи по сравнению с OBD. Начиная с 2010 модельного года, на большегрузные грузовые автомобили распространяются требования, аналогичные предъявляемым к легковым автомобилям.
OBD (ЕРА)
Законодательство ЕРА (Агентство по защите окружающей среды (США)) вступило в силу в оставшихся 38 штатах с 1994 года. Требования данного стандарта в основном аналогичны требованиям стандарта CARB (OBD II). Сертификат CARB будет признаваться ЕРА.
EOBD (ЕС)
Требования к системам бортовой диагностики для европейских стран имеют обозначение EOBD и разработаны на основе законодательства ЕРА- OBD. Нормы EOBD для легковых автомобилей с количеством мест до 9 и малотоннажных грузовых автомобилей полной массой до 3,5 т действуют с января 2000 года. Нормы для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей с дизельными двигателями действуют с 2003 года, а для большегрузных грузовых автомобилей с 2005 года (см. «Требования OBD к большегрузным грузовым автомобилям»),
В 2007/08 года в рамках новых норм Евро-5 и Евро-6 были введены в действие новые требования EOBD к легковым автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями (нормы Евро-5 действуют с сентября 2009 года; Нормы Евро-6 планируется ввести в действие с сентября 2014 года)
Общие новые требования к легковым автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями в отношении периодичности диагностики в процессе повседневной эксплуатации в соответствии с законодательством CARB OBD (IUMPR, показатель постоянного мониторинга) действуют с момента вступления в силу норм Евро-5+ (с сентября 2011 года).
Для автомобилей с бензиновыми двигателями ввод в действие норм Евро-5 с сентября 2009 года в основном повлек за собой снижение предельно допустимых значений OBD. В дополнение к предельно допустимому содержанию в отработавших газах твердых частиц для бензиновых двигателей с прямым впрыском топлива был введен предел содержания IMMHC (не метановые углеводороды (ранее НС)). Прямые функциональные требования к системе OBD заключаются в мониторинге трехкомпонентного каталитического нейтрализатора IMMHC. Начиная с сентября 2011 года, введены в действие нормы Евро-5+ с неизменными по сравнению с Евро-5 пределами OBD. Существенным функциональным требованием к EOBD является мониторинг трехкомпонентного каталитического нейтрализатора NOx. С сентября 2014 года, с вводом в действие норм Евро-6, ожидается дальнейшее значительное снижение предельно допустимых значений вредных веществ для OBD.
Для легковых автомобилей с дизельными двигателями ввод в действие норм Евро-5 повлек за собой снижение предельно допустимого содержания в отработавших газах твердых частиц, СО и NOx.
Кроме того, вводятся дополнительные требования к мониторингу системы рециркуляции отработавших газов (охладителя) и, прежде всего, компонентов системы очистки отработавших газов. Здесь очень строгие требования предъявляются к мониторингу системы SCR DeNOx (селективное каталитическое восстановление и каталитический нейтрализатор). Функциональный мониторинг сажевого фильтра является обязательным независимо от количества неочищенных выбросов. Также требуется мониторинг каталитического нейтрализатора NOx аккумуляторного типа.
С вводом в действие норм Евро-6 в сентябре 2014 года пределы OBD будут значительно снижены. В отношении содержания твердых частиц предложение комиссии ЕС предполагает даже более строгие пределы OBD, чем в США. Будет введен предел OBD, касающийся количества твердых частиц. Окончательное определение пределов OBD для норм Евро-6 произошло в конце 2010 года.
Другие страны
Некоторые страны уже приняли пределы OBD, установленные в ЕС и США, или планируют их принять, например, Китай, Россия, Южная Корея, Индия.
Требования к системе OBD
Блок управления двигателем должен контролировать все бортовые системы и компоненты, неисправность которых может вызвать увеличение содержания в отработавших газах токсичных веществ. В случае возникновения неисправности, вызывавшей превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ в отработавших газах, водитель должен быть уведомлен об этом при помощи лампы сигнализации неисправностей (MIL).
Нормы токсичности отработавших газов
Законодательство США OBD II (CARB и ЕРА) устанавливает пороговые значения, определенные на основе предельных концентраций токсичных веществ. При этом для различных категорий токсичности установлены различные предельные значения, применяемые во время сертификации автомобиля (например, TierII, «корзина» 5, LEV 2). Нормы EOBD основаны на абсолютных значениях (см. табл. «Предельные концентрации токсичных веществ в отработавших газах для систем OBD» ).
Функциональные требования
В рамках системы бортовой диагностики (OBD), в соответствии с требованиями законодательства, должен проводиться мониторинг всех систем и компонентов, относящихся к очистке отработавших газов, на предмет неисправностей и превышения предельно допустимых концентраций токсичных веществ.
Законодательство требует проведения мониторинга электрических функций (на предмет коротких замыканий и обрывов), проверки достоверности сигналов датчиков и мониторинга исполнительных устройств.
Тип диагностики определяется концентрацией загрязняющих веществ, ожидаемой в случае выхода из строя того или иного компонента (может быть измерена в процессе цикла диагностики), и режимом мониторинга. Простой функциональный тест («черно-белый тест») служит только для проверки работоспособности системы или компонента (например, открытие или закрытие заслонки вихревых каналов). Расширенный функциональный тест дает более детальную информацию о состоянии системы, а также при необходимости определяет влияние неисправности компонента на токсичность выбросов. В результате теста должны быть определены пределы адаптации функций впрыска топлива (например, калибровки нулевой подачи топлива для дизельного двигателя или адаптации коэффициента избытка воздуха λ для бензинового двигателя).
Сложность систем диагностики постоянно возрастала по мере ужесточения требований норм контроля токсичности отработавших газов.
Сигнальный индикатор неисправностей
Сигнальный индикатор неисправностей (MIL) информирует водителя о неисправности того или иного компонента. Законодательства CARB и ЕРА требуют, чтобы индикатор MIL загорался не позже, чем по окончании одного цикла движения после обнаружения неисправности. В регионах действия норм EOBD индикатор MIL должен загораться не позднее, чем по окончании третьего цикла движения после обнаружения неисправности.
Если неисправность исчезнет (например, после восстановления ослабшего контакта), она остается записанной в памяти неисправностей в течение 40 поездок («циклов прогрева»). Индикатор MIL гаснет после трех циклов движения без неисправности. На автомобиле с бензиновым двигателем индикатор MIL мигает, если неисправность может привести к повреждению каталитического нейтрализатора (отсутствие догорания).
Связь со сканирующим прибором
Протоколы связи для легковых автомобилей, используемые для интерфейса диагностики, в настоящее время разрешается использовать также для систем OBD. Однако, начиная с 2008 года для CARB и с 2014 года для ЕС, связь должна будет осуществляться только по шине CAN.
Ремонт автомобилей
Любой сервисный центр может использовать сканирующий прибор для считывания данных о неисправностях с блока управления. Это позволяет выполнять ремонт даже неофициальным сервисным центрам.
Чтобы ремонт мог производиться квалифицированно, производители обязаны за разумную плату предоставлять требуемые инструменты и информацию (руководства по ремонту в Интернете).
Условия включения
Диагностические функции выполняются только в том случае, если выполнены условия включения. Эти условия могут включать, например, пороговые значения крутящего момента, температуры двигателя и частоты вращения коленчатого вала.
Условия блокировки
Диагностические функции и функции двигателя не всегда могут выполняться одновременно. Имеют место условия блокировки, в соответствии с которыми выполнение некоторых функций запрещается. Например, на автомобиле с бензиновым двигателем система вентиляции топливного бака (система улавливания паров топлива) не может работать, пока выполняется диагностика каталитического нейтрализатора. На автомобиле с дизельным двигателем мониторинг нагревательного расходомера воздуха может осуществляться только при закрытом клапане системы рециркуляции отработавших газов.
Временное прерывание диагностических функций
Во избежание ложных результатов диагностические функции при некоторых условиях могут отключаться. Примерами таких условий являются высокое разрежение (низкое давление воздуха), низкая температура наружного воздуха во время пуска двигателя или низкое напряжение аккумуляторной батареи.
Коды готовности
При проверке памяти неисправностей важно знать, что диагностические функции были выполнены, как минимум, один раз. Это можно проверить путем считывания кодов готовности. Эти коды готовности установлены для каждого компонента, подлежащего мониторингу в соответствии с требованиями законодательства.
Отзыв автомобилей
Если автомобили не отвечают требованиям OBD, власти могут потребовать от производителя начать кампанию отзыва автомобилей за его счет.
Управление системой диагностики
Как правило, диагностика всех контролируемых компонентов и систем должна выполняться во время движения и как минимум один раз во время цикла испытаний на токсичность отработавших газов (например, цикла испытаний FTP 75). Система управления диагностикой (DSM) может изменять последовательность выполнения диагностических функций в зависимости от условий движения. Целью является обеспечение достаточно частого выполнения диагностики в процессе повседневной эксплуатации. Система управления диагностикой включает следующие компоненты:
- Управление путем сохранения кодов неисправностей и сопутствующих их возникновению окружающих условий в памяти («стоп-кадры»);
- Распределитель диагностических функций для координации функций систем диагностики и управления двигателем;
- Диагностический валидатор для определения, являются неисправности первичными или вторичными (следствием иной неисправности).
Функции систем OBD
В то время как нормы EOBD содержат детальные требования к мониторингу отдельных компонентов, требования законодательства CARB OBDII детализированы в значительно большей степени. Ниже перечислены действующие в настоящее время (начиная с 2010 модельного года) требования законодательства CARB в отношении автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Требования, также детально описанные в стандартах EOBD, обозначены буквой (Е).
Автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями:
- Рециркуляция отработавших газов (Е);
- Система снижения токсичности отработавших газов во время пуска холодного двигателя;
- Система вентиляции картера;
- Пропуски зажигания (Е, только для автомобилей с бензиновыми двигателями);
- Топливная система;
- Регулируемые клапанные механизмы (в настоящее время только на автомобилях с бензиновыми двигателями);
- Датчики системы снижения токсичности отработавших газов (кислородные датчики λ (Е), датчики концентрации NOx (Е), датчики концентрации твердых частиц);
- Система охлаждения двигателя;
- Прочие компоненты (Е);
- Прочие системы и компоненты, влияющие на токсичность отработавших газов (Е).
Только для автомобилей с бензиновыми двигателями:
- Система подачи дополнительных порций воздуха;
- Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор (Е), нагреваемый каталитический нейтрализатор;
- Система улавливания паров топлива (диагностика герметичности топливного бака (Е) с, как минимум, электрическим тестированием клапана продувки угольного фильтра);
- Система кондиционирования воздуха (в случае, если она оказывает влияние на токсичность отработавших газов или 0BD);
- Система снижения концентрации озона.
Только для автомобилей с дизельными двигателями:
- Каталитический нейтрализатор окислительного типа (Е);
- Система SCR DeNOx (Е);
- Каталитический нейтрализатор NOx аккумуляторного типа (Е);
- Сажевый фильтр (Е);
- Система впрыска топлива (количество впрыскиваемого топлива и синхронизация впрыска);
- Охладитель системы рециркуляции отработавших газов (Е);
- Система регулирования давления наддува;
- Промежуточный охладитель.
Понятие «прочие системы и компоненты, влияющие на токсичность отработавших газов» относится к компонентам и системам, не указанным в этом перечне, но которые, в случае их неисправности, могут вызвать превышение пределов OBD или блокировку других диагностических функций.
Примеры функций системы OBD
Диагностика каталитического нейтрализатора
На автомобиле с бензиновым двигателем
На автомобиле с бензиновым двигателем эта функция диагностики контролирует эффективность трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. Она определяется способностью каталитического нейтрализатора к удержанию кислорода. Мониторинг осуществляется посредством оценки изменения сигналов кислородных датчиков (λ-датчиков) в ответ на изменение значения уставки в замкнутой системе регулирования коэффициента избытка воздуха λ.
В отношении каталитического нейтрализатора NOx аккумуляторного типа требуется оценка способности к накоплению NOx (показатель качества каталитического нейтрализатора). Для этой цели фактически накопленное количество NOx, определяемое по количеству потребленного во время регенерации каталитического нейтрализатора реагента-восстановителя, сравнивается с ожидаемым количеством.
На автомобиле с дизельным двигателем
На автомобиле с дизельным двигателем, оксид углерода (СО) и несгоревшие углеводороды (НС) окисляются в каталитическом нейтрализаторе окислительного типа (минимизация загрязнений). Диагностика каталитического нейтрализатора окислительного типа осуществляется путем оценки разности температур отработавших газов до каталитического нейтрализатора и после него (экзотермическая реакция).
Контролю подлежат накопительная и регенерационная способности каталитического нейтрализатора NOx аккумуляторного типа. Функции мониторинга основаны на моделях загрузки и регенерации, а также оценке измеренной продолжительности регенерации. Это требует наличия кислородного датчика или датчика концентрации NOx.
Мониторинг каталитического нейтрализатора SCR DeNOx осуществляется посредством диагностики эффективности. Для этого требуются датчики N0* перед каталитическим нейтрализатором и после него. Мониторинг компонентов системы дозирования реагента- восстановителя осуществляется отдельно.
Диагностика герметичности топливной системы на автомобиле с бензиновым двигателем
В процессе диагностики определяется наличие испарения топлива из топливной системы, которое может вызвать, в частности, увеличение содержания НС в отработавших газах. EOBD ограничивается проверкой целостности электрической цепи датчика давления паров в топливном баке и клапана продувки угольного фильтра (системы улавливания паров топлива). В США, с другой стороны, должна быть обеспечена возможность определения утечек из топливной системы. Это можно сделать двумя различными способами.
Метод низкого давления заключается в контроле давления паров топлива в топливном баке и приведении в действие обратных клапанов системы вентиляции топливного бака и продувки угольного фильтра. Вывод о наличии или отсутствии утечки можно сделать, исходя из изменения во времени давления паров в топливном баке.
Метод избыточного давления связан с использованием диагностического модуля с встроенным электрическим насосом для создания избыточного давления в топливном баке. Если бак герметичен, имеет место высокая скорость повышения давления. Вывод о наличии или отсутствии утечки можно сделать путем оценки скорости повышения давления.
Диагностика сажевого фильтра на автомобиле с дизельным двигателем
В настоящее время осуществляется контроль состояния сажевого фильтра на предмет поломки, снятия или засорения. Для этого используется датчик дифференциального давления (перепада давления на фильтре) при определенном объемном расходе отработавших газов. Измеренное значение может быть использовано для оценки состояния фильтра.
Для мониторинга эффективности сажевого фильтра используется расширенная функция диагностики.
Начиная с 2010 модельного года, также подлежит контролю частота регенерации сажевого фильтра.
Диагностика системы рециркуляции отработавших газов на автомобиле с дизельным двигателем
В системе рециркуляции отработавших газов мониторингу подлежат регулятор, клапан, охладитель отработавших газов и иные отдельные компоненты.
Функциональный мониторинг системы осуществляется регуляторами массового расхода воздуха и контроллерами положения. Они контролируют постоянные изменения параметров системы Система диагностики должна определять чрезмерно высокий или низкий поток рециркулирующих отработавших газов. Мониторингу также подлежат реакции системы.
Сама система рециркуляции отработавших газов контролируется на предмет ее электрической и функциональной работоспособности.
Мониторинг охладителя системы EGR осуществляется посредством дополнительного измерения температуры на выходе охладителя и ее сравнения со значениями, заложенными в модели. Это позволяет определить эффективность охладителя.
Прочие компоненты
Система бортовой диагностики требует мониторинга всех датчиков (например, датчиков массового расхода воздуха, скорости и температуры) и исполнительных устройств (например, дроссельной заслонки, топливного насоса высокого давления и свечей предпускового подогрева), оказывающих влияние на токсичность отработавших газов, или используемых для мониторинга других компонентов или систем (которые, следовательно, могут помешать их диагностике).
Датчики используются для мониторинга следующих неисправностей (см. рис. «Мониторинг датчиков» ):
- Электрические неисправности, т.е. короткие замыкания или обрывы электрических цепей («проверка диапазона сигнала»);
- Выход за пределы допустимого диапазона («проверка выхода за пределы диапазона»), т.е выход напряжения сигналов датчиков за пределы физического диапазона измерений;
- Неисправности, связанные с достоверностью сигналов («проверка достоверности»); это неисправности, связанные со свойствами самих компонентов (например, с дрейфом), или вызванные, например, шунтированием. Мониторинг осуществляется посредством проверки достоверности сигналов датчиков, либо с использованием модели, либо путем прямого сравнения с другими датчиками.
Мониторинг исполнительных устройств должен осуществляться на предмет электрических неисправностей и, если это технически возможно, на предмет функционирования. Функциональный мониторинг означает, что при поступлении управляющей команды ее выполнение контролируется посредством наблюдения или измерения (например, при помощи датчика положения) реакции системы подходящим способом.
Исполнительные устройства, подлежащие мониторингу, включают все выходные ступени, дроссельную заслонку, клапан системы рециркуляции отработавших газов, механизм системы изменяемой геометрии турбины турбокомпрессора, завихряющую заслонку, инжекторы, свечи предпускового подогрева (на автомобилях с дизельными двигателями), систему вентиляции топливного бака (на автомобилях с бензиновыми двигателями) и обратный клапан угольного фильтра (на автомобилях с бензиновыми двигателями).
Требования к системам OBD большегрузных грузовых автомобилей
Европа
Для грузовых автомобилей первая ступень бортовой диагностики была введена в нормы ЕС (EOBD) одновременно с вступлением в силу норм Евро-4 (октябрь 2005 года), а вторая ступень — с вступлением в силу норм Евро-5 (октябрь 2008 года). Новые нормы OBD будут введены в действие с вступлением в силу норм Евро-6 в 2013 году.
Требования к мониторингу для Ступени 1:
- Система впрыска топлива: мониторинг электрических неисправностей и общих отказов;
- Компоненты двигателя: мониторинг компонентов систем ограничения токсичности отработавших газов на предмет превышения пределов OBD;
- Системы очистки отработавших газов: мониторинг серьезных неисправностей.
Дополнительные требования Ступени 2:
- системы очистки отработавших газов: мониторинг соответствия пределам OBD.
Дополнительные требования
Мониторинг работы систем снижения концентрации NOx (с ноября 2006 года). Системы контролируются на предмет соответствия их собственным предельно допустимым значениям количества выбросов, которые являются более строгими, чем пределы OBD.
Системы дозирования SCR
Целью является обеспечение подачи реагента- восстановителя (водного раствора мочевины). Наличие реагента должно контролироваться по его уровню в бачке. Для проверки качества Реагента необходимо контролировать содержания 1\10ч в отработавших газах при помощи Датчика концентрации или датчика качества. С последнем случае также необходимо контролировать расход реагента-восстановителя.
Системы рециркуляции отработавших газов:
- Мониторинг массового расхода рециркулирующих газов и деактивации рециркуляции отработавших газов.
- Каталитические нейтрализаторы NOx аккумуляторного типа:
- Мониторинг содержания NOx при помощи датчиков концентрации.
- Мониторинга систем снижения содержания NOx в отработавших газах.
Сохранение данных о неисправностях систем снижения содержания NOx в энергонезависимой памяти в течение 400 дней (9 600 часов). В случае превышения предельно допустимого содержания NOx или опорожнения бачка с раствором мочевины необходимо ограничить выходную мощность двигателя.
Нормы Евро-6
Нормы 6 в настоящее время находятся на стадии определения. Часть OBD будет разработана на основе глобальных технических норм (GTR) «Согласованного международного стандарта OBD» (WWH OBD). В отношении структуры нормы WWH OBD GTR соответствуют Калифорнийскому стандарту OBD (для малотоннажных грузовых автомобилей).
Нормы WWH OBD оставляют открытым вопрос о том, какие операции мониторинга должны быть выбраны в национальных нормах (в данном случае Евро-6) для реализации требований WWH OBD.
Пределы OBD и выбор испытательных циклов должны быть определены национальными нормами.
Специальные аспекты норм WWH OBD включают новые требования к сохранению данных о неисправностях и новый протокол связи со сканирующими приборами (ISO/DIS 27145).
Неисправности должны классифицироваться в соответствии с их серьезностью в отношении увеличения содержания токсичных веществ в отработавших газах. Неисправности, связанные с токсичностью отработавших газов могут различаться по поведению индикатора MIL и посредством связи со сканирующим прибором. Применяются следующие категории:
- А: количество выбросов выше предела OBD;
- В1: количество выбросов выше или ниже предела OBD;
- В2: количество выбросов ниже предела OBD, но выше предела количества выбросов;
- С: влияние на выбросы ниже предельно допустимого значения.
В соответствии с этим принципом выводятся все неисправности, связанные с увеличением токсичности отработавших газов, даже те, которые оказывают на нее очень незначительное влияние.
Временные данные для Евро-6:
- Вступают в силу с января 2013 года;
- Предусматривают значительное снижение предельного содержания и пределов OBD в отношении NOx и твердых частиц по сравнению с Евро-5;
- Второй этап снижения пределов OBD назначен на январь 2016 года;
- Предусматривается введение предельного содержания NH3 и количества твердых частиц;
- Использование гармонизированных испытательных циклов WHSC и WHTC;
- Разрешение проверки соответствия системы требованиям в отношении токсичности отработавших газов в полевых условиях при помощи переносных измерительных устройств (PEMS);
- Проверка частоты мониторинга OBD в процессе повседневной эксплуатации (повседневный мониторинг).
США
Законодательство CARB
В Калифорнии «Диагностика изготовителя двигателя» (EMD) была введена для большегрузных грузовых автомобилей, начиная с 2007 модельного года. Это может рассматриваться как преддверие норм OBD. EMD требует мониторинга всех компонентов системы рециркуляции отработавших газов.
Требования не отражены в отдельных пределах содержания токсичных веществ. Какого- либо стандартизованного протокола связи со сканирующими приборами также не требуется.
2010 модельный год
Пользующийся наибольшим спросом вариант двигателя данного семейства должен быть оборудован системой OBD. На другие варианты этого семейства двигателей распространяется упрощенная процедура сертификации.
Требования к системам OBD грузовых автомобилей, начиная с 2010 модельного года, практически идентичны соответствующим требованиям законодательства CARB к легковым автомобилям, начиная с 2010 модельного года.
В техническом отношении требования следует рассматривать на том же уровне, что для легковых автомобилей. Различные требования обусловлены тем, что для грузовых автомобилей требуется сертификация двигателя. Таким образом, в ходе испытательных циклов двигателя определяются граничные условия, отличные от условий сертификации автомобиля.
2013 модельный год
Основной вариант двигателя того или иного семейства двигателей данного производителя должен быть оборудован системой OBD. Кроме того, в каждом случае для основного варианта двигателя в каждом семействе требуется наличие системы OBD. На другие основные варианты двигателей этих семейств распространяется упрощенная процедура сертификации.
Пределы OBD более строгие, чем для 2010 модельного года.
2016 модельный год
Все семейства двигателей данного изготовителя должны быть оборудованы системой OBD во всех основных вариантах.
Япония
С 2004 года Япония ввела в действие собственные нормы OBD для грузовых автомобилей. Требования сопоставимы с нормами EMD, принятыми в Калифорнии.
Другие страны
В то же время нормы OBD для грузовых автомобилей были введены также другими странами, включая Китай, Индию, Корею, Австралию, Бразилию и Россию. В этом отношении эти страны приняли или готовятся принять нормы ЕС (Евро-4 или Евро-5).