Электрические системы автомобилей содержат большое количество электрических и электронных устройств для управления двигателем и для систем обеспечения безопасности и комфорта. Обзор сложных цепей автомобильных электрических систем возможен только при наличии понятных символов и электрических схем. Вот о том, какими бывают символы электрических схем автомобилей, мы и поговорим в этой статье.
Электрические схемы — принципиальные схемы и схемы контактов — помогают при диагностике, упрощают монтаж дополнительных устройств и обеспечивают надежное подключение при модификации автомобильного электрооборудования.
Символы электрических схем автомобилей
Символы электрических схем автомобилей, показанные в табл. «Схематические символы по EN 60617«, представляют собой подборку стандартизированных символов, подходящих для автомобильной электрики. Но, за редким исключением, они соответствуют стандартам Международной электротехнической комиссии (IEC).
Таблица схематических символов электрических схем автомобилей по EN 60617
Европейский стандарт «Графические символы для схем» EN 60617 соответствует международному стандарту IEC 617. Он издан в трех официальных версиях (английской, французской и немецкой). Стандарт содержит элементы символов, указательные символы и, самое главное, символы электрических схем для следующих областей:
- Общие области применения часть 2;
- Проводники и соединительные устройства часть 3;
- Пассивные компоненты часть 4;
- Полупроводники и электронные лампы часть 5;
- Производство и преобразование электроэнергии часть 6;
- Коммутационная и контрольная аппаратура и защитные устройства часть 7;
- Измерительные приборы, лампы и сигнальные устройства часть 8;
- Телекоммуникационное передающее, коммутационное и периферийное оборудование часть 9;
- Телекоммуникации, передающее оборудование часть 10;
- Архитектурные и топографические монтажные схемы часть 11;
- Двоичные элементы часть 12;
- Аналоговые элементы часть 13.
Требования к символам электрических схем
Символы электрических схем-это мельчайшие элементы для упрощенного графического представления электрического устройства или его части. Символы электрических схем показывают принцип работы устройства и функциональные связи технического порядка. Символы электрических схем не учитывают форму и размеры устройства, и положение соединений на нем. Обособленное представление на принципиальной схеме возможно лишь абстрактно.
Символы электрических схем должны обладать следующими свойствами: они должны легко запоминаться, быть легко понятными, несложными в графическом отображении и логично вписываться в классификационную группу.
Символы электрических схем состоят из элементов и указательных символов. Вот несколько примеров указательных символов: буквы, цифры, символы, математические знаки и символы, символы единиц измерения и характеристические кривые.
Если электрическая схема становится слишком детальной из-за представления внутренних схем устройства (рис. а, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ) или если не все детали цепи нужны для идентификации функции устройства, то электрическую схему для этого особого устройства можно заменить одним символом (без внутренней схемы) (рис. Ь, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ).
В случае интегральных схем, обеспечивающих высокую степень экономии пространства (это синонимично высокому уровню интеграции функций в компоненте) предпочтительно упрощенное изображение схемы.
Изображение символов электрических схем
Символы схем отображаются без эффекта физического количества, т.е. в обесточенном и механически не активированном состоянии. Рабочее состояние символа схемы, отличающееся от этого стандартного изображения (базового состояния), обозначается двойной стрелкой (рис. «Рабочее состояние схематического символа отличное от базового» ).
Символы схем и соединительные линии (электрические провода и механические соединения) имеют одинаковую ширину линии.
Во избежание ненужных изгибов и пересечений соединительных линий, можно поворачивать символы схем с шагом 90° или отображать их в зеркально отраженном виде, при условии, что их значение от этого не изменится. Направление непрерывных линий можно выбирать произвольно. Исключениями являются символы схем для резисторов (там символы соединения разрешаются только на узких сторонах) и соединения для электромеханических приводов (где символы соединения разрешаются только на широких сторонах, рис. «Оконечные нагрузки» ).
Соединения могут изображаться и с точкой, и без точки. Если в месте пересечения нет точки, значит нет электрического соединения. Точки соединения на устройствах большей частью не отображаются специфически. Точка соединения, штекер, гнездо или резьбовые соединения обозначаются символами схем лишь в точках, необходимых для монтажа и снятия. Другие места соединения стандартно обозначаются точками.
Контактные элементы с общим приводом обозначаются на монтажной схеме таким образом, чтобы при активации они следовали направлению движения, установленному механическим соединением (- — -) (Рис. «Механические связи у многопозиционного выключателя» ).
Электрические схемы
Электрические схемы — это идеализированные представления электрических устройств в виде символов. К таким схемам также относятся иллюстрации и упрощенные чертежи. С помощью схемы показываются связи между отдельными различными устройствами и способ их подсоединения друг к другу. Электрические схемы могут дополняться таблицами, графиками или описаниями. Вид электрической схемы и ее использование обычно определяются в соответствии с конкретной целью (например, показ работы системы) (рис. «Классификация электрических схем» ).
Чтобы электрическая схема была «читаемой», она должна удовлетворять следующим требованиям:
- Она должна соответствовать требованиям стандартов, а какие-либо отклонения должны объясняться;
- Пути прохождения тока должны располагаться таким образом, чтобы поток проходящих сигналов или механическое действие имели место слева направо и сверху вниз.
В автомобильной электрике блок-схемы без отдельных входов/выходов и внутренних схем позволяют оперативно понять принцип работы системы или устройства. Схематическое отображение различными способами (расположение символов схем) является подробным представлением для определения функции и выполнения ремонта. Схема контактов (с указанием мест расположения контактов устройств) используется службами послепродажного обслуживания при замене или модификации устройств.
В зависимости от способа отображения различают:
- Отображение с одной или несколькими линиями и по расположению символов схемы;
- Отображение в смонтированном, полусмонтированном виде, обособленное и топографическое отображения, которые могут сочетаться в одной и той же электрической схеме.
Блок-схема
Блок-схема — это упрощенное представление электрической схемы, где учитываются только существенные детали (рис. «Блок-схема на примере ЭБУ Motronic» ). Она служит быстрым ориентиром для более подробной документации (схематичного представления).
Устройства отображаются в виде квадратов, прямоугольников и кругов с отмеченными на них указательными символами, аналогично EN 60617, часть 2. Линии в большинстве случаев чертятся в виде одиночных линий.
Принципиальная схема
Принципиальная схема является подробной схемой цепи. Четко отображая отдельные пути прохождения тока, она также показывает, как именно работает электрическая схема. В принципиальной схеме, которая упрощает чтение и дает ясное представление о работе цепи, не должно быть противоречий между отдельными компонентами цепи и их пространственными связями. На рис. «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» изображена принципиальная схема стартера в смонтированном и обособленном виде.
Принципиальная схема должна содержать:
- Электрическую цепь;
- Идентификацию устройств (EN 61346, часть 2);
- Обозначение штырьков и контактов (DIN 72552).
Принципиальная схема может содержать:
- Полное отображение с внутренней схемой для упрощения проверки, диагностики, обслуживания и замены (модификации);
- Контрольные обозначения для упрощения поиска символов схем, особенно при обособленном представлении.
Отображение электрической цепи
В принципиальных схемах в основном используется многолинейное представление. Для символов схем стандарт EN 61346 часть 1 предусматривает следующие способы отображения, которые могут сочетаться в одной и той же схеме.
Монтажная схема
Все детали устройства непосредственно отображаются вместе в смонтированном и подключенном виде двойной косой чертой или пунктирными линиями, определяющими механическую связь. Это отображение можно использовать для достаточно простых схем (рис. а, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ).
Представление в обособленном виде Символы схем для деталей электрических устройств отображаются отдельно и располагаются таким образом, чтобы каждый путь протекания тока можно было отследить как можно проще (рис. Ь, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ). Пространственное расположение отдельных устройств или их деталей не учитывается. Пути протекания тока должны располагаться как можно более линейно, четко и по возможности без пересечений. Главная цель этого представления — определить функцию электрической цепи.
Связь отдельных деталей должна определяться с помощью системы идентификации, согласно EN 61346, часть 2. Идентификатор устройства располагается на каждом отдельно отображаемом символе схемы для этого устройства. Устройства, отображаемые обособленно, после сборки должны быть обозначены в какой-либо точке на электрической схеме, если это необходимо для понимания электрической схемы.
Топографическое представление В этом представлении положение символов схемы полностью или частично соответствует пространственному расположению в устройстве или детали.
Обозначение массы
Для большинства автомобилей в силу своей простоты предпочитается однопроводная система, в которой масса (металлические детали автомобиля) служит возвратным проводником. Если идеально проводящее соединение отдельных деталей заземления не гарантируется или если имеет место напряжение более 42 В, то возвратный проводник также прокладывается изолированно от массы.
Все отображаемые на электрической схеме символы массы электрически соединяются между собой через массу устройства или автомобиля.
Все устройства, содержащие символ массы, должны подключаться к массе автомобиля и быть электрически проводимыми.
На рис. «Представление массы» показаны различные возможности отображения массы.
Пути протекания тока и провода
Электрические схемы изображаются таким образом, чтобы они читались как можно проще. Отдельные пути протекания тока, предпочтительно в направлении слева направо или сверху вниз, должны проходить параллельно краю электрической схемы, как можно более линейно, по возможности без пересечений и изменения направления.
При наличии нескольких параллельных линий они группируются в пучки по три линии, с промежутками между пучками.
Разделительные и рамочные линии
Разделительные и рамочные линии из точек и тире ограничивают детали электрических схем, чтобы отобразить функциональную или конструктивную связь устройств или деталей.
Линия из точек и тире в автомобильной электрике обозначает непроводящее ограничение устройств или деталей. Она не всегда соответствует корпусу и не используется в качестве массы. В силовых системах эта ограничительная линия часто соединяется с линией, также из точек и тире, обозначающей провод защитного заземления.
Точки разрыва, идентификатор, обозначение пунктов назначения
Соединительные линии (провода и механические связи), занимающие большую длину на принципиальной схеме, для большей ясности можно прерывать. Отображаются только начало и конец соединительной линии. Связь этих точек разрыва должна легко определяться. Для этого используются идентификатор и обозначение пунктов назначения.
Идентификатор в связанных точках разрыва совпадает. Идентификатором служат обозначения контактов по DIN 72552 (рис. а, «Обозначение точек разрыва» ), спецификация концепции работы и спецификации в виде буквенно-цифровых символов.
Обозначение пунктов назначения указывается в скобках, чтобы его нельзя было перепутать с идентификатором; оно состоит из номера раздела пункта назначения (рис. Ь, «Обозначение точек разрыва» ).
Код раздела (путь тока)
Код раздела, указанный в верхней части схемы (раньше он назывался «путь тока») используется для определения местоположения деталей электрической схемы. Это обозначение может принимать три разных формы:
- Последовательные числа с одинаковыми интервалами, слева направо (рис. а, «Возможные обозначения разделов» );
- Ссылка на содержание разделов электрической схемы (рис. 10, Ь);
- Либо и то, и другое (рис. с, «Возможные обозначения разделов» ).
Маркировка устройств, деталей и символов
Устройства, детали и символы схем идентифицируются на электрических схемах буквой и числом в соответствии с EN 61346, часть 2. Эта маркировка размещается слева от символа схемы или под ним.
Указательный символ, стандартно указываемый для типа устройств, можно опустить, если это не вызовет путаницы.
В случае со встроенными устройствами, одно устройство является составной частью другого, например, стартер со встроенным сцепляющим реле Кб. В этом случае обозначение устройства будет таким: — М1 — Кб.
Обозначение связанных символов схем при обособленном отображении: каждому отдельно отображаемому символу схемы для того или иного устройства дается обозначение, привычное для этого устройства.
Обозначения штырьковых контактов (например, по DIN 72552) должны наноситься снаружи символа схемы, а при наличии ограничительной рамочной линии — предпочтительно с выносом за эту линию.
Там, где пути тока проходят горизонтально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся под ними. Обозначение контактов располагается непосредственно за символами схемы, над соединительной линией.
Там, где пути тока проходят вертикально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся слева от них. Обозначение контактов располагается непосредственно за символом схемы, справа, если формат горизонтальный, и слева рядом с соединительной линией, если формат вертикальный.
Схема выводов
Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и подключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).
Отображение выводов
Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть расположены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, штекерное соединение или просто линия вывода.
В автомобильной электрике обычно используются следующие способы отображения:
- В смонтированном виде, символы схем по EN 60617 (рис. а, «Пример схемы выводов» ).
- В смонтированном виде, с монтажным изображением устройства (рис. Ь, «Пример схемы выводов«).
- В обособленном виде, изображение устройства с символами схем, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая маркировка проводов.
- В обособленном виде, изображение с монтажным расположением деталей, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая маркировка проводов.
Маркировка выводов
Устройства маркируются согласно стандарту EN 61346, часть 2. Выводы и штекерные соединители маркируются теми же обозначениями, что нанесены на устройство (рис. «Пример схемы выводов» ). В раздельном методе представления монтажной схемы сплошные соединительные линии отдельных устройств опускаются. Все проводные выводы устройства маркируются обозначением пункта назначения (EN 61346, часть 2), состоящим из идентификатора устройства, к которому идет вывод, и обозначения контакта, при необходимости провод получает цветовую маркировку (рис. «Обозначение генератора» ).
Монтажная схема
Фирмой Bosch разработаны специальные принципиальные схемы для диагностики сложных и сильно разветвленных систем с функцией самодиагностики. Монтажные схемы Bosch для различных систем в большом количестве легковых автомобилей можно найти в ESI [tronic] (Bosch Electronic Service Information). Это позволяет авторемонтникам быстро диагностировать неисправности и подключать модифицированное оборудование. На рис. «Пример монтажной схемы системы запирания дверей» показан пример монтажной схемы системы запирания дверей.
В отличие от обычных принципиальных схем, монтажные схемы требуют определенных символьных обозначений (рис. «Дополнительные описания на монтажных схемах» ). Они включают в себя коды компонентов — например, А28 (противоугонная система), и расшифровку цветовых маркировок (табл. «Расшифровка цветов проводов» ). Обе таблицы можно открыть в ESI [tronic].
Монтажные схемы делятся на схемы систем (см. табл. «Системные схемы» ), Классификация электрических схем отражает стандартную практику ESI [tronic], используемую для других систем, согласно которой они относятся к одной из четырех монтажных групп:
- Двигатель;
- Кузов;
- Шасси/подвеска;
- Трансмиссия.
Важно знать точки заземления, особенно при установке дополнительных аксессуаров. По этой причине в ESI [tronic], помимо монтажных схем, содержится схема точек заземления в автомобиле (рис. «Точки заземления» ).
Обозначения для электрических устройств
Обозначения в соответствии с EN 61346 часть 2 (таблица «Кодовые буквы для обозначения электрических устройств» ) используются для обеспечения ясной и всем понятной идентификации систем, деталей и пр., изображаемых символами на электрических схемах. Они отображаются рядом с символами схем и состоят из серии определенных указательных символов, букв и цифр (рис. «Обозначение устройств» ).
Обозначения выводов
Цель применения выводов в автомобильных системах электрооборудования, перечисленных в DIN 72552, — обеспечение простого и правильного подсоединения проводников к различным устройствам во время ремонта или замены оборудования. Обозначения выводов (табл. «Обозначения выводов» ) не идентифицируют провода, так как с двух концов каждого провода могут быть подключены устройства с разными обозначениями выводов. По этой причине их не нужно наносить на провода.
Дополнительно могут, использоваться обозначения выводов, соответствующие стандартам DIN-VDE для электрического оборудования. Множественные соединители, для которых уже недостаточно количества обозначений выводов по DIN 72552, нумеруются порядковыми номерами или буквами, для которых стандарты не регламентируют распределения функций.