Системы комфорта и удобства в автомобиле

Системы комфорта и удобства в автомобиле

Повышение комфортности является приоритетным направлением совершенствования автомобиля. Под комфортом понимается совокупность психических и физических ощущений человека в процессе его контакта с автомобилем. Для того чтобы водитель и пассажиры ощущали себя в автомобиле комфортно и не утомлялись в продолжительных поездках, предусмотрены системы комфорта и удобства в автомобиле.

Приводы стеклоподъемников

Автоматические стеклоподъемники в окнах транспортных средств обычно приводятся в действие посредством электрических двига­телей. Используются два типа конструкции (рис. 1).

  • Рычажный стеклоподъемник: шестерня привода стеклоподъемника входит в заце­пление с зубчатым сектором, соединенным с тяговым механизмом. Эта система очень эффективна. С нижней стороны системе требуется большое монтажное простран­ство, и она тяжелая.
  • Стеклоподъемник с тросиком: привод стеклоподъемника вращает катушку с тросиком, управляющим тросиковым ме­ханизмом. В передних дверях большей частью используются две направляющих. В задних дверях предпочтительными яв­ляются системы с одной направляющей. Ключевым преимуществом этих конструк­ций является их прекрасная способность направлять стекло в двери.
Приводы стеклоподъемников Приводы стеклоподъемников со встроенным ЭБУ

Электропривод стеклоподъемника

Привод стеклоподъемника состоит из элек­тродвигателя постоянного тока с редуктором (рис.2 «Приводы стеклоподъемников со встроенным ЭБУ»). Из соображений комфорта и безо­пасности многие приводы стеклоподъемни­ков оснащаются ЭБУ. Механизм представляет собой червячную передачу для создания не­обходимого удерживающего эффекта, пре­дотвращающего случайное открывание окна, самопроизвольное или с применением силы. Специальные трибологические меры и кон­фигурация магнитного контура электродви­гателя еще больше улучшают удерживающие свойства привода. Пространственные огра­ничения внутри автомобильной двери пред­полагают применение плоских конструкций приводных устройств.

Гибкая муфта с ограничителем хода спо­собствует эффективному демпфированию в крайних положениях.

Электронный блок управления (ЭБУ)

Используются два режима работы. В ручном режиме управление электроприводом стеклоподъемника осуществляется выключате­лем, нажимаемым по всей длине хода стекла. В автоматическом режиме стекло открыва­ется или закрывается коротким нажатием на выключатель.

Блок управления стеклоподъемником с электронным ограничителем усилия закрытияЗаконодательство предписывает наличие устройства, ограничивающего усилие во избежание травм при автоматическом закрывании стекла. В Германии ст. 30 Правил регистрации транспортных средств (StVZO) определяет, что устройство, ограничивающее усилие, должно срабатывать, когда стекло поднимается на уровень от 4 и до 200 мм от верхнего края оконного проема. В электро­привод стеклоподъемника встроены датчики Холла для контроля оборотов электродвига­теля привода стеклоподъемника (рис.3 «Блок управления стеклоподъемником с электронным ограничителем усилия закрытия»). При обнаружении падения оборотов направление вращения электродвигателя сразу же меня­ется. Система изменяет направление враще­ния двигателя, если усилие закрытия окна превышает 100 Н при жесткости 10 Н/мм. Чтобы окно закрывалось безопасно, устрой­ство, ограничивающее усилие, автоматиче­ски отключается перед тем, как стекло войдет в уплотнитель. Положение стекла контроли­руется во всем диапазоне его перемещения.

В зависимости от топологии автомобиля, электронное управление можно разместить в центральном ЭБУ или в двери, желательно прямо над электроприводом стеклоподъ­емника. Децентрализованную электронику можно подключить через шину LIN. Преиму­ществами такого решения являются диагно­стика неисправностей электроники и умень­шение количества проводов.



Системы люков в крыше

 

Могут использоваться три типа люков:

  • простой люк с подъемно-сдвижной крыш­кой: крышка люка (часто стеклянная) мо­жет приподниматься или сдвигаться назад под крышу;
  • большой люк или панорамный люк: в этой системе используются до трех сдвижных приводов с разными вариантами регули­ровки (например, регулировка стеклянной панели в передней и задней зонах, или си­стема с нерегулируемой стеклянной пане­лью и электроприводом шторки);
  • люк-спойлер: здесь стеклянная крышка приподнимается и затем сдвигается назад над крышей (поэтому и называется «спой­лером»).

Электроприводы люков

Люки и шторки регулируются, главным об­разом, управляющими тросиками, стойкими к кручению и давлению, или пластмассовыми зубчатыми планками с мехатронными приво­дами. Они располагаются в крыше между ве­тровым стеклом и сдвижной крышкой люка или в задней части автомобиля.

В случае сбоя электрической регулировки люки можно закрыть вручную с помощью ру­коятки на приводе.

Привод состоит из электродвигателя по­стоянного тока с червячным приводом и ЭБУ. Управление обеспечивается посредством импульсов точного положения. В дополне­ние к точному позиционированию оно может ограничивать усилие во избежание травм при закрывании крышки люка.

Привод активируется внешними сигналами с помощью кнопок, выключателей и аналого­вых или цифровых выключателей предвари­тельного выбора.

Система управления может быть встроена в шинную систему (CAN, UN), и может вы­водиться диагностическая информация. Электронное управление дает возможность легко реализовать широкий спектр функ­ций, обеспечивающих комфорт и удобство эксплуатации (например, программируемое управление положением, дистанционное за­крывание).



Электрическая регулировка сидений

 

С одной стороны, электрическая регулировка сидений обеспечивает большее удобство в экс­плуатации, чем механическая, а с другой — она предпочтительнее благодаря меньшему занимаемому пространству и в случае плохой до­ступности различных уровней регулировки. До десяти электродвигателей могут регулировать:

  • высоту подушки сиденья, спереди и сзади;
  • продольное положение сиденья
  • глубину подушки сиденья;
  • наклон спинки сиденья;
  • поясничную опору (высоту и кривизну);
  • угол наклона плечевой опоры;
  • ширину спинки и подушки сиде-ья;
  • высоту подголовника.

Прямой привод сиденья

В общей раме нижней части сиденья имеются четыре электродвигателя для механизма регулировки высоты и комбинированного механизма продольной регулировки и регу­лировки высоты (рис.4 «Электромеханическая регулировка сидений»). У простых сидений регулировка глубины подушки невозможна.

Электромеханическая регулировка сидений

Универсальный привод сиденья

Универсальный привод состоит из трех иден­тичных двигателей с четырьмя комплектами механизмов регулировки высоты и двумя комплектами продольной регулировки. Ме­ханизмы приводятся в действие с помощью гибких валов. Эта очень адаптируемая система может устанавливаться на сиденьях любой конструкции. С одной стороны, приводы ста­новятся все меньше и меньше. Но с другой — гибкие валы повышают стоимость и вызывают шум, что означает постепенную замену универсальных приводов прямыми.

Интегрированная концепция

Современные конструкции сидений позволяют не только прикреплять поясную ветвь ремня безопасности к раме сиденья, но к спинке си­денья также можно подсоединить и плечевую ветвь вместе с ее устройством регулировки высоты, инерционной катушкой и механиз­мом натяжения. Эта конструкция сиденья обеспечивает более оптимальное положение ремня безопасности для пассажиров самых разных комплекций и для всех регулируемых положений сиденья. Она вносит важный вклад в обеспечение безопасности пассажира. При этом типе конструкции рама сиденья должна быть усилена, в то время как должны быть усилены и детали рычажных механизмов, и их крепления к раме.

В качестве дополнительной опции обеспе­чения комфорта предлагаются возможности пневматической и механической регулировки. Они также доступны в варианте для дина­мичной езды и могут сочетаться с функцией массажа.

В следующей статье я расскажу о приеме радио и телесигнала в автомобиле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *