Помимо чисто гидравлических систем управления в современных коробках передач используются также электронно-гидравлические системы. Их преимуществом является более точная настройка характеристик переключения. По мере уменьшения крутящего момента двигателя во время переключения передач плавность переключения передач увеличивается. Кроме этого, с помощью переключателя можно выбрать одну из программ в зависимости от желаний водителя и внешних условий.
Факторы, влияющие на определение точек переключения и передаваемые в качестве информации в блок управления, представлены на рис. 43 «Схема электронной системы управления коробкой передач для автоматической коробки передач«.
Характеристики переключения заложены в памяти блока управления, который, к тому же, тесно взаимодействует с блоком управления системы Motronic. После анализа полученной информации блок управления активизирует электромагнитные клапаны в автоматической коробке передач в соответствии с выбранной передачей, либо соединяет или разъединяет муфту блокировки гидротрансформатора крутящего момента. Встроенный в автоматическую коробку передач регулятор давления задает время проскальзывания муфт в зависимости от передаваемого крутящего момента двигателя, в результате чего улучшается качество переключения передач.
Уменьшение крутящего момента двигателя выполняется путем кратковременного ограничения момента зажигания блоком управления системы Motronic. В случае отказа электронного блока коробка передач переключается на третью передачу, и муфта блокировки гидротрансформатора крутящего момента при необходимости разъединяется. С помощью рычага селектора можно гидромеханическим способом включить следующие положения: «Парковка», «Задний ход», «Нейтральная передача» и «Третья передача».
Управление базовыми функциями с помощью рычага селектора осуществляется механически через переключатель распознавания положения рычага селектора в коробке передач, который в зависимости от положения рычага формирует электрический сигнал определенного рода. Блок управления коробкой передач автоматически реализует переключения передач с помощью электромагнитных клапанов в зависимости от сопротивления движению, требуемой нагрузки и положения педали акселератора. При этом в действие приводятся гидравлические исполнительные органы и регуляторы давления автоматической коробки передач.
Адаптивная система управления коробкой передач (AGS)
Усовершенствованным вариантом электронно-гидравлической системы управления автоматической коробкой передач является адаптивная система управления коробкой передач. Электронный блок позволяет оптимально согласовывать выбор передач с желаниями водителя и внешними условиями (адаптивный — умеющий приспосабливаться).
В качестве входных параметров используются: положение педали акселератора, скорость нажатия на педаль акселератора, скорость движения, активизация режима «кик-даун», возникающее поперечное ускорение, параметры торможения и положение переключателя выбора программ (положение «S» — спортивный режим движения или положение «А» — адаптивная программа).
Эти данные обрабатываются электронным блоком управления, в который заложены программы переключения передач, выбираемые им на основе входных параметров и используемые для дальнейшего выбора передачи. В случае изменения одного из входных параметров блок управления автоматически переключается на другую программу переключения передач.
Аналогично адаптивной системе управления коробкой передач (AGS) работает динамическая программа переключения передач (DSP), используемая в автоматических коробках передач автомобилей Audi. Эти автоматические коробки передач предлагаются также в пятиступенчатом варианте с функцией Tiptronic (рис. 44 «Рычаг селектора автоматической коробки передач с системой Tiptronic«). В исполнении с функцией Tiptronic рычаг селектора может перемещаться по двум каналах. Когда рычаг селектора находится в левом канале, передачи переключаются автоматически в соответствии с положением рычага селектора. После перевода рычага селектора из положения «D» в правый канал для переключения передачи достаточно легкого нажатия на рычаг. При нажатии на рычаг вперед или назад коробка передач переключается на одну передачу вверх или вниз по диапазону и фиксирует ее (ручное переключение передач). В текущем варианте коробка передач переключается на более высшую передачу непосредственно перед достижением мак-симальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, а на более низшую передачу — при активизации режима «кик-даун» с целью ускорения автомобиля.
Функция распознавания поворотов реагирует на поперечное ускорение, которое определяется на основе разницы угловых скоростей левого и правого колес. В результате перед прохождением поворота блокируется переключение на более высшую передачу и сохраняется низшая передача. Автомобиль остается под контролем и легче ускоряется на выходе из поворота. Функция распознавания движения под уклон, активизируемая при соответствующем положении педали акселератора и ускорении автомобиля, блокирует переключение на более высшую передачу. Это позволяет использовать тормозящий момент двигателя оптимальным образом. Если в этом режиме коротко нажать на педаль тормоза, то для поддержки тормозящего действия двигателя коробка передач переключится на одну или максимум на две передачи вниз по диапазону.
Система Shift-Lock
Из соображений безопасности запуск двигателя на автомобилях, оснащенных автоматической коробкой передач, возможен только при положении «Р» или «N» рычага селектора, так как гидротрансформатор крутящего момента не обеспечивает полноценное прерывание процесса передачи усилия. Чтобы привести автомобиль в движение, достаточно пусковой частоты вращения. Из-за реле блокировки стартера запуск двигателя возможен только при одновременном нажатии педали тормоза. Это предотвращает непреднамеренное включение передачи.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: