Вспомогательные механизмы отбора мощности в коробках передач грузовых автомобилей

Вспомогательные механизмы отбора мощности в коробках передач грузовых автомобилей

 

Появление все новых и новых узкоспециализи­рованных или, наоборот, универсальных транс­портных средств требует создания механических коробок передач с оптимизированными вспомо­гательными механизмами отбора мощности.

При этом тип вспомогательного механизма от­бора мощности (зависимый или независимый от трансмиссии) и, тем самым, способ отбора крутя­щего момента на коробке передач определяется требованиями, предъявляемыми к приводимым в движение агрегатам в отношении мощности и частоты вращения валов исполнительных меха­низмов.

 

 

Чаще всего используются зависимые от трансмиссии вспомогательные механизмы от­бора мощности. Они устанавливаются на сто­роне отбора мощности или сбоку на коробке передач и приводятся в действие промежуточ­ным валом.

 

Там, где требуется максимальная мощность, используются независимые вспомогательные ме­ханизмы отбора мощности. Они — как свидетель­ствует само название — приводятся в действие непосредственно от базового двигателя автомо­биля. В связи с этим они могут устанавливаться только на стороне привода коробки передач, то есть между коробкой передач и двигателем.

Резервные, или двухконтурные насосы руле­вого управления, необходимость использова­ния которых на некоторых типах транспортных средств регламентируется законодательно, тре­буют наличия вспомогательного механизма от­бора мощности, подключаемого даже при букси­ровке транспортного средства. Этот синхронный вспомогательный механизм отбора мощности устанавливается на стороне отбора мощности коробки передач и приводится в действие ее вто­ричным валом (рис. В1.59, позиция С).

 

На рисунке 59 «Варианты вспомогательных механизмов отбора мощности ZF» изображена механическая коробка передач ZF для автомобилей промыш­ленного назначения с вариантами вспомогатель­ных механизмов отбора мощности.

 

Варианты вспомогательных механизмов отбора мощности ZF

 

 

Независимый вспомогательный механизм от­бора мощности

 

Схема привода независимого вспомогательно¬го механизма отбора мощности Независимый вспомогательный механизм от­бора мощности (NMV) — рассчитанный на высо­кую мощность и продолжительную эксплуатацию — используется преимущественно для привода вспомогательных агрегатов на автобетономешал­ках, бетононасосах, поливально-уборочных ма­шинах, платформах для бурильных установок, аэродромных пожарных машинах, автокранах и т.д. Он располагается в картере сцепления и при­водится в действие сцеплением (специальное сцепление с непосредственным приводом отбора мощности) (рис. 60 «Схема привода независимого вспомогательно­го механизма отбора мощности«).

При этом передана крутящего момента к вспо­могательному механизму отбора мощности абсо­лютно не зависит от того, включено или выключе­но сцепление, то есть вспомогательный механизм отбора мощности работает тогда, когда работает двигатель.

Многодисковое сцепление с гидроприводом позволяет активизировать NMV как на стоящем, так и надвигающемся автомобиле. Клапан управ­ления многодисковым сцеплением встроен в NMV и приводится в действие пневматическим способом.

 

Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности

 

Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности используются преимуще­ственно для привода вспомогательных агрега­тов на самосвалах, автокранах, автоцистернах для жидких и сыпучих грузов, пожарных авто­мобилях с поворотными лестницами, мачтовых платформах и т.д. Они могут быть рассчитаны на короткую или длительную эксплуатацию в зависимости от исполнения (см. рисунок 59).

 

Так как привод этих вспомогательных меха­низмов отбора мощности, расположенных на сто­роне отбора мощности или на боковой стороне коробки передач, осуществляется через промежуточный вал коробки передач (рис. 61 «Схема привода зависимых вспомогательных механизмов отбора мощности (N и NS)«), они должны подключаться только на стоящем авто­мобиле с выжатым сцеплением. При этом связь с промежуточным валом обеспечивается за счет кулачковой муфты с пневмоприводом.

 

Схема привода зависимых вспомогательных механизмов отбора мощности (N и NS)

 

Самые распространенные типы вспомога­тельных механизмов отбора мощности, ис­пользуемые для привода гидравлических насо­сов, — это N…/1, N…/2 и NS…/2. Благодаря своей модульной конструкции они могут легко соеди­няться с насосом тремя различными способами (рис. 62 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/1:1«).

 

Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности

 

Вспомогательный механизм отбора мощности N…/10 может быть оснащен различными зубча­тыми передачами, что позволяет адаптировать его передаточное отношение к существующим требованиям. Кроме этого, существует возмож­ность установить в картер (D) дополнительно ме­ханизм N…/1 или N…/2 (С) (рис. 63 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/10«). Он может подключаться и отключаться отдельно даже при невключенном N…/10.

 

Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N.../10

 

Для автомобилей, оснащенных различными рабочими системами, необходимы коробки пере­дач с несколькими вспомогательными механиз­мами отбора мощности, имеющие различную мощность. Пример такой комбинации представ­лен на рисунке 64 «Механическая коробка передач (1) в сочетании с независимым вспомогательным механизмом отбора мощ­ности NMV (2) и зависимыми вспомогательными механизмами отбора мощности N…/10 (3) + N…/2 (4)«.

 

Механическая коробка передач (1) в сочетании с независимым вспомогательным механизмом отбора мощ¬ности NMV (2) и зависимыми вспомогательными механизмами отбора мощности N.../10 (3) + N.../2 (4)

 

 

 

Функция блокировки передач

 

Существует специальное оборудование, при наличии которого автомобиль ни в коем случае не должен начинать движение, пока не будет подключен вспомогательный механизм отбора мощности для привода оборудования, или наоборот, вспомогательный механизм отбора мощности не должен подключаться, пока автомобиль двигается.

 

Для этой цели коробки передач оснащаются специальным клапаном блокировки. Клапан бло­кировки приводится в действие вращающимся валом механизма переключения передач и сое­динен с помощью пневматической магистрали с рабочим цилиндром вспомогательного механиз­ма отбора мощности. Он разблокирует подачу сжатого воздуха к вспомогательному механизму отбора мощности только при нейтральном поло­жении рычага коробки передач. Благодаря этому гарантируется, что вспомогательный механизм отбора мощности подключается только тогда, когда ни одна передача не выбрана, или что ни одна передача не может быть выбрана, пока вспомогательный механизм отбора мощности подключен.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *