Появление все новых и новых узкоспециализированных или, наоборот, универсальных транспортных средств требует создания механических коробок передач с оптимизированными вспомогательными механизмами отбора мощности.
При этом тип вспомогательного механизма отбора мощности (зависимый или независимый от трансмиссии) и, тем самым, способ отбора крутящего момента на коробке передач определяется требованиями, предъявляемыми к приводимым в движение агрегатам в отношении мощности и частоты вращения валов исполнительных механизмов.
Чаще всего используются зависимые от трансмиссии вспомогательные механизмы отбора мощности. Они устанавливаются на стороне отбора мощности или сбоку на коробке передач и приводятся в действие промежуточным валом.
Там, где требуется максимальная мощность, используются независимые вспомогательные механизмы отбора мощности. Они — как свидетельствует само название — приводятся в действие непосредственно от базового двигателя автомобиля. В связи с этим они могут устанавливаться только на стороне привода коробки передач, то есть между коробкой передач и двигателем.
Резервные, или двухконтурные насосы рулевого управления, необходимость использования которых на некоторых типах транспортных средств регламентируется законодательно, требуют наличия вспомогательного механизма отбора мощности, подключаемого даже при буксировке транспортного средства. Этот синхронный вспомогательный механизм отбора мощности устанавливается на стороне отбора мощности коробки передач и приводится в действие ее вторичным валом (рис. В1.59, позиция С).
На рисунке 59 «Варианты вспомогательных механизмов отбора мощности ZF» изображена механическая коробка передач ZF для автомобилей промышленного назначения с вариантами вспомогательных механизмов отбора мощности.
Независимый вспомогательный механизм отбора мощности
Независимый вспомогательный механизм отбора мощности (NMV) — рассчитанный на высокую мощность и продолжительную эксплуатацию — используется преимущественно для привода вспомогательных агрегатов на автобетономешалках, бетононасосах, поливально-уборочных машинах, платформах для бурильных установок, аэродромных пожарных машинах, автокранах и т.д. Он располагается в картере сцепления и приводится в действие сцеплением (специальное сцепление с непосредственным приводом отбора мощности) (рис. 60 «Схема привода независимого вспомогательного механизма отбора мощности«).
При этом передана крутящего момента к вспомогательному механизму отбора мощности абсолютно не зависит от того, включено или выключено сцепление, то есть вспомогательный механизм отбора мощности работает тогда, когда работает двигатель.
Многодисковое сцепление с гидроприводом позволяет активизировать NMV как на стоящем, так и надвигающемся автомобиле. Клапан управления многодисковым сцеплением встроен в NMV и приводится в действие пневматическим способом.
Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности
Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности используются преимущественно для привода вспомогательных агрегатов на самосвалах, автокранах, автоцистернах для жидких и сыпучих грузов, пожарных автомобилях с поворотными лестницами, мачтовых платформах и т.д. Они могут быть рассчитаны на короткую или длительную эксплуатацию в зависимости от исполнения (см. рисунок 59).
Так как привод этих вспомогательных механизмов отбора мощности, расположенных на стороне отбора мощности или на боковой стороне коробки передач, осуществляется через промежуточный вал коробки передач (рис. 61 «Схема привода зависимых вспомогательных механизмов отбора мощности (N и NS)«), они должны подключаться только на стоящем автомобиле с выжатым сцеплением. При этом связь с промежуточным валом обеспечивается за счет кулачковой муфты с пневмоприводом.
Самые распространенные типы вспомогательных механизмов отбора мощности, используемые для привода гидравлических насосов, — это N…/1, N…/2 и NS…/2. Благодаря своей модульной конструкции они могут легко соединяться с насосом тремя различными способами (рис. 62 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/1:1«).
Вспомогательный механизм отбора мощности N…/10 может быть оснащен различными зубчатыми передачами, что позволяет адаптировать его передаточное отношение к существующим требованиям. Кроме этого, существует возможность установить в картер (D) дополнительно механизм N…/1 или N…/2 (С) (рис. 63 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/10«). Он может подключаться и отключаться отдельно даже при невключенном N…/10.
Для автомобилей, оснащенных различными рабочими системами, необходимы коробки передач с несколькими вспомогательными механизмами отбора мощности, имеющие различную мощность. Пример такой комбинации представлен на рисунке 64 «Механическая коробка передач (1) в сочетании с независимым вспомогательным механизмом отбора мощности NMV (2) и зависимыми вспомогательными механизмами отбора мощности N…/10 (3) + N…/2 (4)«.
Функция блокировки передач
Существует специальное оборудование, при наличии которого автомобиль ни в коем случае не должен начинать движение, пока не будет подключен вспомогательный механизм отбора мощности для привода оборудования, или наоборот, вспомогательный механизм отбора мощности не должен подключаться, пока автомобиль двигается.
Для этой цели коробки передач оснащаются специальным клапаном блокировки. Клапан блокировки приводится в действие вращающимся валом механизма переключения передач и соединен с помощью пневматической магистрали с рабочим цилиндром вспомогательного механизма отбора мощности. Он разблокирует подачу сжатого воздуха к вспомогательному механизму отбора мощности только при нейтральном положении рычага коробки передач. Благодаря этому гарантируется, что вспомогательный механизм отбора мощности подключается только тогда, когда ни одна передача не выбрана, или что ни одна передача не может быть выбрана, пока вспомогательный механизм отбора мощности подключен.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: