Эта тормозная система для тяжелых грузовых автомобилей может снижать скорость транспортного средства без интенсивного износа, но не до остановки. В отличие от рабочей тормозной системы (тормозов трения) в колесах, тормоз-замедлитель предназначен преимущественно для торможения на затяжных уклонах, так как может отводить тепловую энергию торможения.
Тогда задействованные в меньшей степени колесные тормозные механизмы остаются холодными и готовы к полному торможению. Тормоз-замедлитель управляется блоком управления работой дизеля.
Моторный тормоз
При включении моторного тормоза (также называемого «замедлителем газов на выпуске») система впрыска прерывает подачу топлива, и электропневматический клапан перемещает поворотный шибер или заслонку в выпускном коллекторе, перекрывая его. Таким образом, затрудняется выход через выпускной тракт поступившего в цилиндры чистого воздуха.
Образующаяся в цилиндрах воздушная подушка противодействует движению поршней в тактах сжатия и выпуска.
Дополнительный моторный тормоз
Если возникает срочная необходимость задействовать торможение двигателем, электрогидравличеcкое устройство подъема выпускного клапана открывает его в конце такта сжатия. Давление сжатия в цилиндре исчезает, и система лишается энергии. В качестве рабочей жидкости для устройства подъема клапана используется масло из системы смазки дизеля.
Замедлитель (ретардер)
Замедлитель (иногда именуемый ретардером) — это независимая от двигателя дополнительная тормозная система, которая устанавливается в трансмиссию после коробки передач и эффективно работает, кроме всего прочего, во время переключения передач. Существуют два вида замедлителей.
Гидродинамический замедлитель
Этот замедлитель состоит из лопастных колес — движущегося (тормозной ротор) и расположенного напротив фиксированного (тормозной статор). Тормозной ротор механически связан с трансмиссией автомобиля. При торможении полости между лопастями тормозного ротора и тормозного статора наполняются маслом.
Тормозной ротор ускоряет движение масла, а тормозной статор, наоборот, замедляет его. Вырабатываемая при этом кинетическая энергия превращается в тепло и отводится в систему охлаждения двигателя. Изменяя количество поступающего в ретардер масла, можно бесступенчато управлять действием замедлителя.
Электродинамический замедлитель
Этот замедлитель представляет собой диск из мягко-магнитного материала с воздушным охлаждением, который вращается в регулируемом электромагнитном поле, созданном аккумуляторной батареей. Возникающие вихревые токи подтормаживают диск, а вместе с ним — колеса автомобиля. Тормозное усилие может изменяться бесступенчато.