Свечи являются важнейшим элементом систем зажигания двигателей внутреннего сгорания. Они предназначены для воспламенения горючей смеси в цилиндрах при помощи искрового разряда. Искровой разряд, создаваемый системой зажигания, должен обладать энергией, необходимой для воспламенения горючей смеси на любом режиме работы двигателя при всех условиях эксплуатации. Вот о том, какими должны быть современные свечи зажигания, мы и поговорим в этой статье.
Свечи различаются по конструкции, размерам и тепловым характеристикам (калильным числам). Они могут быть неэкранированными, когда их контактная часть выступает из металлического корпуса, и экранированными, у которых контактная часть расположена внутри металлического экрана.
Искровой разряд у большинства свечей образуется непосредственно в искровом зазоре между электродами. При «скользящей искре» разряд происходит по поверхности изолятора, установленного между электродами. Существуют свечи с комбинированным разрядом, в которых одна часть искры образуется между электродами, а другая — по поверхности изолятора.
При высоких значениях давления и температуры, возникающих в процессе работы двигателя, свечи должны надежно противостоять воздействию химически агрессивных продуктов сгорания. При этом изолятор должен выдерживать высокое электрическое напряжение.
В процессе работы из-за неполноты сгорания в пристеночной зоне на рабочих деталях свечи образуется нагар. В связи с возможностью шунтирования системы зажигания и отказа в искрообразовании, свечи должны самоочищаться, автоматически поддерживая необходимую рабочую температуру в температурных пределах, обеспечивающих удаление нагара и исключающих возможность калильного зажигания.
Экранированные (1,2) и неэкранированные (3-8) искровые свечи зажигания: 1 — СН307В;
2 — СН302А; 3 — А17ДВ-10; 4 — А20ДВ-1; 5 — А17ДВРМ; 6 — А17В; 7 — А11-5; 8 — АУ17ДВРМ
Свечи должны обеспечивать свою работоспособность в условиях, когда электрические, механические и химические нагрузки соперничают между собой по своей интенсивности. За весь срок службы свечи должны выдержать десятки миллионов рабочих циклов. Непрерывный рост удельных мощностей двигателей при ужесточении норм токсичности отработавших газов предъявляет к свечам все более жесткие требования по надежности и долговечности.
От совершенства конструкции, качества изготовления и правильности подбора свечи к двигателю существенно зависят его пусковые свойства, надежность, мощность, топливная экономичность, а также токсичность отработавших газов.
В свою очередь, работоспособность свечи зависит от ее соответствия двигателю по конструкции, основным размерам, величине искрового зазора и тепловой характеристике. Решающее влияние на надежность и долговечность свечи оказывает техническое состояние двигателя, характер и условия эксплуатации, качество топлива и моторного масла.
Отечественные производители свечей зажигания способны полностью обеспечить внутренний рынок и традиционные экспортные поставки качественными современными изделиями в необходимой номенклатуре. Особенность современного этапа развития отечественного производства свечей заключается в том, что наряду с крупными специализированными предприятиями, изготавливающими десятки миллионов свечей в год, существуют более мелкие производители. Важным фактором создания конкурентной среды является то, что некоторые зарубежные фирмы не только ввозят готовую продукцию, но и осваивают производство свечей на территории России.
Специальные термины
Верхний температурный предел тепловой характеристики — величина, равная рабочей температуре свечи, при которой возникает калильное зажигание.
«Горячая» или «холодная» свечи — при прочих равных условиях имеющие соответственно большую или меньшую рабочую температуру.
Детонация — аномальный процесс сгорания, имеющий взрывной характер с резким местным повышением температуры и образованием ударной волны. Сопровождается звонким металлическим стуком, вызванным вибрацией деталей двигателя.
Искрообразование — возникновение искрового разряда в искровом зазоре свечи в период от пробоя до угасания.
Искровая свеча зажигания (свеча зажигания, свеча) — электрический ввод в комбинации с искровым разрядником, предназначенный для воспламенения горючей смеси в цилиндре двигателя при помощи искрового разряда в зазоре между электродами.
Искровой зазор — промежуток между изолированным центральным электродом и боковым электродом «массы».
Искровой разряд (электрическая искра, искра) — нестационарный электрический разряд в газе, возникающий в электрическом поле.
Калильное зажигание — воспламенение горючей смеси, вызванное отдельными перегретыми участками поверхностей выпускного клапана, поршня, цилиндра или свечи.
Калильное число свечи — условная величина, численно равная среднему индикаторному давлению в цилиндре двигателя испытательной установки, при котором появляется калильное зажигание.
Контактная часть свечи — элементы со стороны высоковольтного провода: головка изолятора, контактная головка и контактная гайка.
Нагар — образовавшиеся на поверхности рабочей части свечи продукты неполного сгорания.
Нижний температурный предел тепловой характеристики — величина, равная температуре рабочей части свечи, при которой нагар выгорает.
Работоспособность свечи — обеспечение бесперебойного искрообразования и герметичности в условиях, предусмотренных нормативно-технической документацией и стандартами.
Рабочая камера свечи — полость, образуемая внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью теплового конуса изолятора, сообщающаяся с камерой сгорания двигателя.
Рабочая температура свечи — температура рабочей части свечи на данном режиме работы двигателя.
Рабочая часть свечи — элементы, расположенные непосредственно в камере сгорания: тепловой конус изолятора, торец центрального электрода и боковой электрод.
Тепловой конус изолятора (юбка изолятора) — часть изолятора, расположенная в рабочей камере свечи, воспринимающая своей поверхностью поток тепла от пламени и раскаленных сгоревших газов.
Тепловая характеристика свечи — зависимость рабочей температуры свечи от режимов работы двигателя.
Цоколь свечи — часть корпуса с резьбой, предназначенная для установки свечи в двигателе и для связи электрической цепи высокого напряжения системы зажигания с «массой».
Шунтирование системы зажигания — короткое замыкание высоковольтной цепи системы зажигания на «массу» при утечке тока по нагару на поверхности теплового конуса изолятора и (или) по токопроводящему мостику в искровом зазоре.
Электропроводный (токопроводящий) мостик — нагар, частично или полностью заполняющий искровой зазор, обладающий проводимостью и создающий электрическую цепь, замыкающую изолированный центральный электрод на «массу».
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: