Системы экстренного торможения – это системы, пытающиеся предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем включения в экстренной ситуации тормозную систему автомобиля независимо от водителя.
Пассивные системы безопасности (защита водителя и пассажиров) уже высоко развиты и доказали свою эффективность постоянным уменьшением летальных исходов при авариях. «Предсказывающие» системы, которые определяют неизбежность аварии заранее, наиболее эффективным образом обеспечивают важный необходимый запас времени для управляющих систем для принятия мер к защите водителя и пассажиров при аварии.
Внедрение активных систем безопасности опирается на систему адаптивного круиз- контроля (АСС), т.е. имеющиеся радарные датчики используются также и в новых системах повышения безопасности дорожного движения.
Для применения функций активного повышения безопасности дорожного движения с высокой эффективностью — таких, как активное маневрирование для предотвращения аварий в любых ситуациях — требуется внедрять «предсказывающие» системы экстренного торможения (PEBS). Эти вспомогательные системы выявляют опасные ситуации на основании положения и относительного движения объектов и, исходя из этого, выдают предупреждения и производят активное торможение. Они постоянно задействованы, даже, если система адаптивного круиз-контроля выключена. Процесс разработки таких систем экстренного торможения прошел три стадии.
Стадии развития систем экстренного торможения
«Предсказывающие» системы предупреждения о столкновении
Функция «предсказывающей» системы предупреждения о столкновении (PCW) дает водителю предупреждение о столкновении визуальными, акустическими и кинестетическими средствами. Она позволяет и внимательному, и невнимательному водителю заранее осознать опасность.
Помощь в экстренном торможении
Функция помощи в экстренном торможении (ЕВА) включает в себя функцию «предсказывающего» предупреждения о столкновении. Эта функция усиливает частичное применение тормозов (вызванное неправильной оценкой со стороны водителя или его неопытностью) в критических ситуациях до полного применения тормозов, если это диктуется опасной ситуацией, выявленной радарным датчиком.
На рис. «Модель отклика тормозной системы для функции помощи при экстренном торможении и автоматического экстренного торможения для невнимательного водителя» (средняя часть) показана модель отклика системы на примере столкновения сзади. Когда радар выявляет риск столкновения сзади, тормоза приводятся в готовность, и водителю подается предупреждение сперва звуковым сигналом, а затем кратковременным задействованием тормозов так, чтобы до аварии остался достаточный для реагирования промежуток времени, составляющий обычно приблизительно 1,5 с, и водитель мог среагировать самостоятельно. Как только водитель начинает торможение, усилие на тормозе автоматически увеличивается так, чтобы избежать столкновения с обнаруженным объектом.
Автоматическое экстренное торможение
Функция автоматического экстренного торможения (АЕВ) включает в себя две описанные выше функции и самостоятельно проводит дополнительное торможение, если водитель не реагирует на предупреждение, и столкновение становится неизбежным.
При автоматическом экстренном торможении вмешательство происходит по нарастающей (рис. 1, внизу). Вслед за кратковременным задействованием тормозов применяется автоматическое частичное торможение с замедлением 3 м/с2, чтобы дать водителю больше времени на реакцию. Если водитель начинает торможение, функция помощи в экстренном торможении нарастает постепенно.
Если реакция водителя ограничивается снятием ноги с педали акселератора, частичное торможение нарастает до величины 6 м/с2. И, наконец, если водитель все еще не реагирует (и столкновение становится неизбежным), автоматически применяется полное торможение, чтобы свести к минимуму последствия столкновения.
Автоматическое управление этой функцией транспортного средства требует высокой степени надежности в идентификации объектов и оценке риска аварии. Для еще более надежной оценки неизбежности столкновения можно использовать дополнительные измерительные системы, использующие радарные системы (сочетание данных от радара и видеокамеры).
Преимущества систем экстренного торможения
Все эти функции не только улучшают средние показатели замедления автомобиля, но и заранее повышают давление в тормозной системе, поэтому тормоза срабатывают быстрее. В дополнение к этому, давление в тормозной системе распределяется оптимально в течение всего цикла экстренного торможения. Таким образом, транспортное средство тормозится максимально эффективно до полной остановки.
С введением этих мер становится возможно значительно уменьшить тормозной путь и уменьшить скорость в момент столкновения, что, в свою очередь, может значительно уменьшить опасность травм.
Законодательные и нормативные акты
До настоящего времени были одобрены для установки на легковых автомобилях только такие системы автоматического экстренного торможения, которые срабатывают, когда авария неизбежна, т.е. только системы, уменьшающие тяжесть последствий аварии. Во многих ситуациях, однако, в качестве альтернативы полному торможению водитель легкового автомобиля может инициировать занос. Таким образом, функция полного торможения системы экстренного торможения может противоречить намерениям водителя. Однако, такое вмешательство системы запрещено Международной Венской конференцией. Поэтому следует дополнительно прояснить требования законодательства в отношении применения систем, имеющих такую функцию, на дорогах общего пользования.
С другой стороны, грузовые автомобили обычно не могут производить маневр заноса, поскольку это может вызывать их опрокидывание. В этом случае применение полного торможения — это единственный способ предотвратить аварию. Поэтому Германское Федеральное агентство по регистрации транспортных средств (КВА) одобрило применение таких систем на грузовых автомобилях.
Торможение после аварии
При столкновениях в заднюю часть автомобиля часто случается, что автомобиль, который ударили сзади, бросает вперед, и он вызывает дополнительные повреждения, или сам съезжает с дороги. В будущем датчики столкновения будут способны выявлять такую ситуацию и применять торможение, чтобы остановить такой автомобиль (торможение вовремя столкновения). Это позволит избежать вторичных повреждений. В результате первого столкновения водитель часто оказывается неспособен принять быстрые и оптимальные меры.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: