Системы контроля давления в шинах (TPMS) используются в целях предотвращения их повреждения из-за недостаточного давления, а также сокращения количества аварий, происходящих из-за повреждения шин. Вот о том, что представляет собой современная система контроля давления в шинах, мы и поговорим в этой статье.
Если автомобиль эксплуатируется с недостаточным давлением в шинах, это приводит к росту энергии сгиба на боковинах шины и, соответственно к повышенному износу шины. При эксплуатации при полной нагрузке или на высокой скорости увеличение энергии сгиба боковин приводит к увеличению тепловой нагрузки, в результате шина может даже взорваться. После череды серьезных аварий с летальными исходами в США из-за взрыва недостаточно накачанных шин был принят закон (NHTSA Tread Act), регламентирующий повсеместную установку в США систем контроля давления в шинах для предупреждения водителей о низком давлении в шинах на ранней стадии. С сентября 2007 года все новые автомобили в обязательном порядке оснащаются системами контроля давления в шинах, выявляющими и повреждения шин, и медленное падение давления через резину в результате газовой диффузии.
Однако давление накачки шины — не только важная переменная для безопасности дорожного движения. Оно также значительно влияет на комфортабельность езды, срок службы шин и расход топлива. Уменьшение давления накачки на 0,6 бар может увеличить расход топлива на 4% в городском цикле и сократить срок службы шин на 50%. В Евросоюзе (ЕС) было принято решение предписать установку систем контроля давления в шинах на все новые автомобили, начиная с октября 2012 года, в целях уменьшения выбросов СO2.
Уже сейчас возрастающая доля шин, на которых можно продолжить движение после прокола, обуславливает необходимость использования систем контроля давления в шинах, так как водитель в этом случае не способен обнаружить шину со значительной потерей давления на основании субъективных ощущений. Для предотвращения случайного превышения водителем пределов скорости и расстояния, предписанных при движении на таких шинах, их можно использовать только в сочетании с системой контроля давления в шинах.
Различают два типа систем контроля давления в шинах: системы прямого и косвенного измерения.
Системы прямого измерения давления в шинах
В системах прямого измерения в каждой шине устанавливается модуль с датчиком давления. Он передает такие данные, как давление в шине и температура шины, по кодированному высокочастотному каналу связи на блок управления. Блок управления анализирует эти данные, чтобы определить не только потери давления в отдельных шинах («определение проколов»), но и медленную потерю давления во всех шинах («газовая диффузия»). Если давление в шине упадет ниже определенного порогового значения или если градиент давления превысит определенное значение, то водитель будет предупрежден световым или звуковым сигналом.
Модули с датчиками обычно встраиваются в ниппель шины. Как правило, они снабжаются батарейками питания. По сравнению с другими областями применения это влечет за собой дополнительные требования к потребляемой мощности, сопротивлению среды и чувствительности к ускорению. В качестве чувствительных элементов используются микромеханические датчики абсолютного давления.
Данные, измеряемые датчиками давления и температуры в шине, обрабатываются, модулируются в ВЧ-сигнал (433 МГц в Европе, 315 МГц в США) и излучаются антенной. Этот сигнал либо обнаруживается индивидуальными антеннами на колесных арках, либо центральным приемником (например, в блоке управления существующих систем дистанционного доступа без ключа).
Системам прямого измерения не требуется функция сброса, если они имеют фиксированный, постоянный порог предупреждения о потере давления. Чтобы такая система работала, автомобиль должен лишь иметь одно предписанное давление накачки, вне зависимости от загрузки автомобиля и размера шин. Если в шинах нужно установить различное давление накачки, то системе прямого измерения потребуется функция сброса, чтобы можно было соответственно адаптировать порог предупреждения.
Преимуществами систем прямого измерения являются точное, реальное измерение давления в шине, а также то, что их функционирование не зависит от типов шин, состояния автомобиля и дороги. К недостаткам, по сравнению с системами косвенного измерения, можно отнести значительно большую стоимость системы, дополнительные логистические затраты в области поддержания готовности всех вариантов конструкции, затраты на каждый новый обод и ограниченный срок службы, зависящий от батареи питания.
Системы косвенного измерения давления в шинах
В системах косвенного измерения падение давления в шине определяется не напрямую, а через производную переменную. Для этого эти системы выполняют математически- статистический анализ разностей угловых скоростей всех колес, определяя таким образом проколотое, и при необходимости также оценивают смещение собственной частоты колеса для выявления газовой диффузии. В автомобилях с ABS или системами управления динамикой движения необходимая для этого скорость колеса определяется датчиками и передается на блок управления. Разности в скоростях возникают тогда, когда падение давления уменьшает окружность качения соответствующей шины, повышая ее угловую скорость относительно трех других колес. Вычитание, реализуемое с помощью недорогого расширения программных алгоритмов в ABS или системах управления динамикой движения, позволяет определить падение давления в трех шинах. Для определения одновременного падения давления во всех четырех шинах анализируется диапазон собственных частот отдельных колес. Максимальная собственная частота колеса при падении давления на 20% изменяется с 40 Гц до приблизительно 38 Гц.
Системы косвенного измерения необходимо калибровать на номинальное давление. Калибровка инициируется нажатием кнопки сброса. При активации сброса система сохраняет текущие запоминаемые значения на следующих нескольких километрах в качестве новых опорных значений на основании текущих окружностей качения и собственной частоты колес. Возможность предупреждения появляется приблизительно через 10 минут езды.
Водителю необходимо активировать функцию сброса для повторной калибровки системы в случае замены одной или нескольких шин, перестановки шин с места на место (например, с передней оси на заднюю и наоборот), изменения давления в шине (например, при полной загрузке автомобиля) или выполнения работ на подвеске (например, регулировки подвески, замены амортизаторов).
Преимуществами систем косвенного измерения являются низкая стоимость и надежность в течение всего срока службы автомобилей, поскольку не требуется никаких дополнительных компонентов. Поскольку система связана с автомобилем, а не с колесами, то не возникает никаких дополнительных расходов в плане логистики и запчастей. Недостатком можно считать привязку к конкретной шине и, как следствие, более широкий разброс времени определения и более высокие затраты на адаптацию функций системы к размерам шин, разрешенных для эксплуатации на данном автомобиле. Зависимость системы от пробега и состояния дороги также влияет на время определения.
В данный момент обе системы отвечают требованиям законодательства в Северной Америке и Европе в плане определения проколов и газовой диффузии. Предписания по системам контроля давления в шинах подготавливаются в Китае и Корее.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: