Схема передачи усилия в автоматической коробке передач

Схема передачи усилия в автоматической коробке передач

 

В предыдущих статьях были подробно описаны основные элементы автомати­ческих коробок передач в варианте с планетарной передачей. Давайте рассмотрим типовую ав­томатическую пятиступенчатую коробку передач для автомобилей с задним приводом и двигателем мощностью до 150 кВт. Вот о том, как выглядит схема передачи усилия в автоматической коробке передач, мы и поговорим в этой статье.

Крутящий момент двигателя передается в ко­робку передач с помощью гидродинамического трансформатора крутящего момента со встроен­ной муфтой блокировки. Сочетание передачи Равиньо с последовательно подключенным простым блоком планетарных шестерен дает в итоге пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода с передаточными отношениями согласно та­блице 2.

 

 

Чтобы устранить системно обусловленное проскальзывание и, тем самым, повысить КПД в гидротрансформаторе крутящего момента, в этой коробке муфта блокировки (WK) встроена в корпус гидротрансформатора (рис. 26 «Планетарная передача с муфтой блокировки«) и включается с помощью электромагнитного клапана на чет­вертой и пятой передачах.

 

Планетарная передача с муфтой блокировки

 

Включение муфты блокировки зависит от сле­дующих факторов:

  • Сигнал величины нагрузки;
  • Частота вращения вторичного вала коробки передач;
  • Выбранная и включенная передача.

 

При этом различают включение муфты блокиров­ки в режимах тяги и принудительного холостого хода.

Коробка передан оснащена в ка­честве элементов переключения двумя муфтами свободного хода, четырьмя муфтами А, В, Е и F и тормозами С1, С2, D и G (рис. 25 «Автоматическая коробка передач  ZF5  HP 18:1»).

 

Автоматическая коробка передач ZF5 HP 18:1

 

Переключения передач 1-2/2-1 и 3-4/4-3 вы­полняются с помощью муфт свободного хода. В этом типе переключения отсутствует перекрыва­ние в зонах действия двух муфт или тормозов.

Напротив, переключения передач 2-3/3-2 или 4—5/5—4 выполняются с перекрыванием. В этом типе переключения давление в гидравли­ческих муфтах и тормозах создается с помощью электронно-гидравлического блока управления.

Это позволяет, к примеру, подключать одну муфту во время отключения другой без преры­вания процесса передачи крутящего момента или перегрузки элементов переключения.

 

Работа первой передачи

 

Крутящий момент от двигателя передается чи­сто гидравлическим способом при включенной муфте А через гидротрансформатор крутящего момента на передачу Равиньо. Муфта свободного хода под тормозом D блокирует водило передачи Равиньо в направлении вращения (влево).

 

Работа первой передачи

 

Большая солнечная шестерня приводит в дви­жение планетарные шестерни. Они входят в заце­пление с планетарными шестернями малой солнеч­ной шестерни, которые, в свою очередь, приводят в движение коронную шестерню. От коронной шестерни (передача Равиньо) крутящий момент передается через водило на держатель коронной шестерни и коронную шестерню последовательно подключенного блока планетарных шестерен. Под­ключенный дисковый тормоз G удерживает сол­нечную шестерню от проворачивания, благодаря чему водило приводится в движение.

 

Первая передача

 

Водило соединено с валом отбора мощности (вто­ричным валом коробки передач), поэтому частота вращения водила равна частоте вращения вала отбо­ра мощности. В режиме холостого хода дополнитель­но активизируется дисковый тормоз D (рис. 28 «Первая передача«).

 

Работа второй передачи

 

Как и на первой передаче, большая солнечная шестерня передачи Равиньо приводится в движе­ние с помощью первичного вала и муфты А. При этом малая солнечная шестерня удерживается от проворачивания с помощью дискового тормоза С1 и ленточного тормоза С2.

 

Работа второй передачи

 

Муфта свободного хода под тормозом С1 на­ходится в заблокированном положении. Плане­тарные шестерни большой солнечной шестерни приводят в движение планетарные шестерни малой солнечной шестерни. Они перекатывают­ся по неподвижной малой солнечной шестерне и одновременно приводят в движение коронную шестерню. В результате этого передача крутяще­го момента осуществляется, как на первой пере­даче (рис. 30).

 

Вторая передача

 

 

Работа третьей передачи

 

Работа третьей передачи

 

До момента перехода от коронной шестерни (передача Равиньо) к последовательно подклю­ченному блоку планетарных шестерен передача крутящего момента осуществляется, как на вто­рой передаче. В результате включения муфты F коронная шестерня сцепляется с солнечной ше­стерней. Благодаря этому подключенные плане­тарные шестерни вращаются всем блоком (рис. 32 «Третья передача«).

 

Третья передача

 

 

Работа четвертой передачи

 

Муфты А и Е включены. Это означает, что боль­шая солнечная шестерня и водило переднего бло­ка планетарных шестерен вращаются в одном на­правлении с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Благодаря такому соединению водила и большой солнечной шестерни передние плане­тарные шестерни вращаются единым блоком.

 

Работа четвертой передачи

 

Как и на третьей передаче, благодаря вклю­чению муфты F подключенные планетарные ше­стерни также вращаются единым блоком (рис. 34 «Четвертая передача«).

 

Четвертая передача

 

 

Работа пятой передачи

 

Работа пятой передачи

 

На пятой передаче в результате включения муфты Е в движение приводится переднее водило планетарной передачи. Так как в этом случае малая солнечная шестерня удерживается от проворачи­вания ленточным тормозом С2, планетарные ше­стерни перекатываются по солнечной шестерне и, тем самым, приводят в движение подключенные планетарные шестерни через коронную шестер­ню. Как и на третьей и четвертой передачах, ко­ронная шестерня находится в режиме блокировки (рис. 36 «Пятая передача«).

 

Пятая передача

 

 

Работа передачи заднего хода

 

При включении передачи заднего хода крутящий момент передается чисто гидравлическим спосо­бом через первичный вал и включенную муфту В на малую солнечную шестерню.

 

Работа передачи заднего хода

 

Тормоз D удерживает водило планетарной передачи от проворачивания, благодаря чему достигается изменение направления вращения между малой солнечной шестерней и коронной шестерней с помощью планетарных шестерен.

После этого передача крутящего момента в подключенном блоке планетарных шестерен осу­ществляется, как на первой передаче (рис. 38 «Передача заднего хода«).

 

Передача заднего хода

 

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *