Распылители в дизеле

Распылители в дизеле

 

Распылитель впрыскивает топливо в камеру сгорания дизеля, существенно влияя как на образование топливовоз­душной смеси и на процесс ее сгорания, так и на мощность двигателя, состав отработавших газов и уровень шума. Чтобы распылители оптимально выполняли свои задачи, их конструкция должна быть адаптирова­на к конкретной модели дизеля.

Распылитель играет важную роль:

  • В формировании процесса впрыскива­ния, т. е. тачном протекании давления и распределении подачи по углу поворо­та коленчатого вала (закон подачи);
  • В оптимальном распиливании и распределении топлива в камере сгорания;
  • В герметичном разъединении сис­темы питания и камеры сгорания при прекращении подачи.

 

Из-за своего положения в камере сго­рания распылитель постоянно подвергает­ся пульсирующим механическим и тепло­вым нагрузкам со стороны двигателя и си­стемы впрыска. Проходящее через распы­литель топливо одновременно охлаждает ею, однако в режиме проворачивания, ко­гда впрыскивание не производится, темпе­ратура распылителя сильно повышается, поэтому его термостойкость должна соот­ветствовать и этому рабочему режиму.

Распылитель как устройство соединения системы впрыска и дизеля

Рис. Распылитель как устройство соединения системы впрыска и дизеля

При использовании систем впрыска с рядными, распределительными и инди­видуальными ТНВД распылители с кор­пусами насос-форсунок устанавливаются на двигателе (рис. «Распылитель как устройство соединения системы впрыска и дизеля»). В системах насос­-форсунок, а также в аккумуляторной сис­теме Common Rail распылитель интегри­рован в насос-форсунку. Отдельный кор­пус форсунки в этом случае не требуется.

Для двигателей с разделенными каме­рами сгорания применяют штифтовые, а при непосредственном впрыске топлива — бес штифтовые распылители. Современные дизели с большей мощностью и понижен­ным расходом топлива оснащаются только бес штифтовыми распылителями.

Момент открытия распылителя под действием давления топлива, продолжи­ тельность и характер процесса впрыски­вания определяют, по существу, величину подачи топлива. Если давление снижает­ся, распылитель должен быстро и надеж­но закрыться. Давление закрытия должно превышать максимальное давление сго­рания смеси в камере сгорания минимум на 40 бар, чтобы предотвратить нежела­тельные подвпрыски топлива или про­никновение газообразных продуктов сго­рания в магистраль высокого давления.

Распылитель должен быть согласован с различными параметрами двигателя, такими как:

  • Процесс сгорания;
  • Форма камеры сгорания;
  • Форма и направление факела топ­лива;
  • «Пробивная способность» и дис­персность распыливания факела топлива;
  • Продолжительность впрыскивания;
  • Величина подачи топлива по граду­сам угла поворота коленчатого вала.

 

Стандартизация размеров и парамет­ров деталей систем впрыска при миниму­ме вариантов отдельных частей позволя­ет получить необходимую гибкость в их комплектации.

 

Размеры деталей системы впрыска дизельного топлива

 

Мир дизельного впрыскивания — это мир минимальных размеров и максимальных нагрузок.

Игла распылителя двигателя грузового ав­томобиля за время своей «впрыскиваю­щей жизни» совершает более 1 млрд хо­дов открытия и закрытия. Она способна «держать» давление до 2050 бар и при этом обязана противостоять:

  • Ударным нагрузкам быстрых открытий и закрытий (у легкового автомобиля это происходит до 10 000 раз/мин при осу­ществлении предварительных и допол­нительных впрыскиваний):
  • Высокому давлению потока топлива при впрыскивании;
  • Давлению и температуре в камере сго­рания.

 

Ниже приводятся некоторые примеры то­го, что способны выдержать современные форсунки.

В носике распылителя создается давле­ние до 2050 бар. Для наглядности можно представить, что такое давление возник­нет если на ноготь пальца руки наедет легковой автомобиль высшего класса. Продолжительность впрыскивания соста­вляет 1-2 мс. За 1 мс звуковая волна про­ходит расстояние лишь около 33 см от сво­его источника.

 

Размеры деталей системы впрыска дизельного топлива

Рис. Размеры деталей системы впрыска дизельного топлива

 

Величина цикловой подачи топлива варь­ируется в следующих пределах:

  • На легковом автомобиле — от 1 мм3 (предварительное впрыскивание) до 50 мм3 (подача при полной нагрузке);
  • На грузовом автомобиле — от 3 мм3 (предварительное впрыскивание) до 350 мм3 (подача при полной нагрузке).

 

1 мм3 соответствует объему половины бу­лавочной головки. 350 мм3 составляют 12 больших дождевых капель (30 мм3 на кап­лю). Это количество продавливается в те­чение 2 мс со скоростью 2000 км/ч через отверстие площадью поперечного сече­ния меньшей, чем 0,25 мм2.

Зазор между направляющей частью кор­пуса и иглой распылителя составляет 0,002 мм (2 мкм). Человеческий волос в 30 раз толще (0,06 мм).

Обеспечение такой работоспособности требует высочайшего уровня конструктор­ских, технологических и производствен­ных работ, а также применения современ­нейших конструкционных материалов и измерительной техники.

 

Штифтовые распылители

 

Штифтовые распылители применяются для двигателей, которые работают по предкамерному или вихре-камерному процессу, т. е. имеют разделенные каме­ры сгорания. В этих двигателях топливо­воздушная смесь образуется преимуще­ственно за счет энергии воздушного вихря. Форма струи топлива также мо­жет влиять на этот процесс. Для двигате­лей с непосредственным впрыском топ­лива штифтовые распылители не подхо­дят, так как пики давления не вовремя открыли бы топливу доступ через рас­пылитель в камеру сгорания. Сегодня применяются следующие модификации штифтовых распылителей:

  • Стандартные;
  • Дросселирующие;
  • С лыской.

 

Устройство и принцип действия

 

Стандартный штифтовой распылитель

Рис. Стандартный штифтовой распылитель 1. Упорная площадка, задающая под иглы; 2. Кольцевая канавка; 3. Игла распылителя; 4. Корпус распылителя; 5. Камера высокого давления; 6. Нажимной поясок; 7. Штифт; 8. Отверстие распылителя; 9. Выход седла; 10. Подводящий канал; 11. Заплечик распылителя; 12. Буртик распылителя; 13. Поверхность уплотнения; 14. Нажимной штифт; 15. Опора нажимного штифта.  FF — сила пружины; FD — результирующая сила давления топлива на нажимной поясок.

Устройство всех модификаций штифто­вых распылителей практически одинако­во. Различие составляет геометрия нако­нечника штифта 7 (рис. «Стандартный штифтовой распылитель»). В корпусе рас­пылителя сидит игла 3 распылителя. Она прижимается пружиной и низший кор­пуса форсунки с силой FD и перекрывает, таким образом, выход топлива в камеру сгорания. Поднимающееся давление в ка­мере 5 давит на иглу распылителя через поясок 6 вверх (FD). Штифт освобождает отверстие 8 распылителя, и топливо впрыскивается (распылитель открыт, давление открытия 110-170 бар). Когда давление падает, распылитель снова за­крывается. Открытие и закрытие распы­лителя регулируются давлением в каме­ре 5 распылителя.

 

Модификации

 

Стандартный штифтовой распылитель

 

Игла 3 распылителя (рис. «Стандартный штифтовой распылитель») имеет на сво­ем конце штифт 7, который с незначи­тельным зазором двигается в отверстии 8 корпуса распылителя. Подбирая размеры и форму штифта, можно изменять фор­му струн топлива в соответствии с по­требностями двигателя.

 

Дросселирующий штифтовой распылитель

 

Штифтовой распылитель с особой фи­гурной формой штифта — это дроссели­рующий штифтовой распылитель. Кон­тур штифта задает закон впрыскивания. Сначала при открытии игла распылителя освобождает лишь очень тесную кольце­вую щель, которая пропускает небольшое количество топлива (действие дросселя).

Когда с увеличением давления топли­ва игла поднимается выше, поперечное сечение кольцевой щели увеличивается. Только к концу хода иглы в камеру сгора­ния впрыскивается основная часть топ­лива. Формирование процесса впрыски­вания позволяет реализовать более мяг­кий процесс сгорания, так как давление в камере сгорания поднимается медленнее. Таким образом, в области частичных на­грузок снижается уровень шума сгора­ния. Это означает, что форма штифта вместе с кольцевой щелью и характери­стикой нажимной пружины в корпусе форсунки задают желаемый режим впрыскивания.

 

Распылитель с лыской

 

Штифтовой распылитель с лыской (рис. 3) получил свое название из-за плоской шли­фованной лыски на штифте, которая при открытии (при незначительном подъеме иглы) освобождает канал для течения топ­лива, дополняющий кольцевую щель. В этой области уменьшаются отложения из- за повышенного объемного расхода, по­этому штифтовые распылители с лыской коксуются меньше и равномернее. Коль­цевая щель между отверстием распылите­ля и штифтом очень маленькая (<10 мкм). Шлифованная лыска часто расположена параллельно оси иглы распылителя. С ро­стом угла наклона шлифовки расход топлива Q может сильнее увеличиваться на начальной части кривых (рис. 4). Таким образом, получается более мягкий переход расхода топлива до полного открытия форсунки. С помощью специальной фор­мы как радиусной, так и плоской части профиля можно приспособить характери­стику расхода под требования конкретно­го дизеля. Вследствие этого уменьшается уровень шума двигателя на режиме час­тичных нагрузок и улучшаются ходовые качества автомобиля.

 

Рис. Распылитель с лыской на штифте  а — вид сбоку; b — вид спереди (повернуть на 90о)
1. Седло иглы; 2. Торец корпуса распылителя; 3. Дросселирующая часть штифта; 4. Лыска; 5. Отверстие распылителя; 6. Спрофилированная часть штифта; 7. Общая поверхность контакта; 8. Цилиндрическая часть поверхности контакта; 9. Седло корпусе распылителя.
Рис. Расход топлива как функция хода иглы 1. Дросселирующий штифтовой распылитель; 2. Штифтовой распылитель с лыской (дросселирующий штифтовой распылитель с лыской)
AQ — разность расходов топлива с подобранной лыской

 

Теплозащита

 

Теплозащитная втулка

Рис. Теплозащитная втулка 1. Штифт иглы распылителя форсунки 2. Теплозащитная втулка 3. Защитная шайба 4. Головка блока цилиндров

Температура более 220°С вызывает силь­ное закоксовывание форсунки. Бороться с этим помогают теплозащитные втулки или защитные шайбы (рис. «Теплозащитная втулка» ), которые отводят поступающее из камеры сгора­ния тепло к головке блока цилиндров.

 

Бесштифтовые распылители

 

Расположение бесштифтового распылителя в камере сгорания

Рис. Расположение бесштифтового распылителя в камере сгорания 1. Корпус форсунки или форсунка; 2. Уплотнительное кольцо 3. Бесштифтовой распылитель. γ- наклон оси форсунки; δ — угол конуса рас положемия отверстий распылителя

Бесштифтовые распылители использу­ются на дизелях с непосредственным впрыском топлива. Место установки рас­пылителя определяется в большинстве случаев конструкцией двигателя. Распо­ложенные под различными углами отвер­стия распылителя должны быть направ­лены в камеру сгорания под оптимальны­ми углами (рис. «Расположение бесштифтового распылителя в камере сгорания»). Бесштифтовые распы­лители разделяются на:

  • С под игольным объемом;
  • С перекрытием отверстий.

 

Кроме того, бес штифтовые распыли­тели делятся по величине на:

  • Тип Р с диаметром иглы 4 мм (бес штифтовые распылители с под и­гольным объемом и перекрытием отверстий);
  • Тип S с диаметром иглы 5 и 6 мм (бес штифтовые распылители с под игольным объемом для больших двигателей).

 

В насос-форсунке, равно как и в агрега­тах системы Common Rail, бес штифтовой распылитель интегрирован в форсунку, одновременно являясь частью ее корпуса. Давление открытия бес штифтовых рас­пылителей лежит в пределах 150-350 бар.

 

Устройство

 

Конструкция бесштифтового распылителя с под игольным объемом

Рис Конструкция бесштифтового распылителя с под игольным объемом 1. Упорная площадка, задающая ход иглы; 2. Фиксирующее отверстие; 3. Нажимной поясок; 4. Дополнительная направляющая иглы; 5. Стержень иглы; 6. Отверстие распылителя; 7. Вершина распылителя; 8. Корпус распылителя; 9. Заплечик распылителя; 10. Камера высокого давления; 11. Подводящий канал; 12. Направляющая иглы; 13. Буртик распылителя; 14. Поверхность уплотнения. FF — сити пружины$ FD — результирующая сила давления топлива на нажимной поясом.

Впрыскивающие отверстия 6 (рис. «Конструкция бесштифтового распылителя с под игольным объемом») вы­ходят на поверхность вершины 7 распы­лителя. Количество и диаметр отверстий зависят от:

  • Необходимой величины подачи;
  • Формы камеры сгорания;
  • Параметров воздушного вихря в камере сгорания.

 

Диаметр отверстий внутри распыли­теля несколько больше, чем снаружи. Это различие влияет на характер дымности и определяется коэффициентом поглоще­ния k. Входные кромки отвер­стий могут быть скруглены. В местах с высокими скоростями течения топлива (входы отверстий) кромки скругляются гидро-эрозионной обработкой в среде, со­держащей абразивные частицы. Такая об­работка может применяться для обоих видов бес штифтовых распылителей, при этом ее целью являются:

  • Оптимизация коэффициента рас­хода топлива;
  • Уменьшение износа кромок, кото­рый вызывают абразивные части­цы в топливе;
  • Сужение допусков производитель­ности.

 

Параметры распылители должны быть тщательно согласованы с характеристика­ми двигателя. При этом учитываются:

  • Дозирование впрыскивания (про­должительность впрыскивания и закон подачи);
  • Подготовка топлива (количество и форма факелов, а также распили­вание факела топлива);
  • Распределение топлива в камере сгорания;
  • Герметизация соединения форсун­ки и камеры сгорания.

 

Камера 10 высокого давления изгота­вливается методом электрохимической обработки металла. В обрабатываемый корпус распылителя вводится электрод, который находится в растворе электро­лита. При этом частицы материала выры­ваются из электрически положительно заряженного корпуса распылителя (анод­ное растворение).

 

Модификации распылителей

 

Топливо в под игольном объеме (ниже седла иглы распылителя) испаряется по­сле завершения процесса сгорания заря­да в камере сгорания и приводит тем са­мым к существенному повышению уровня эмиссии углеводородов (СН). Поэтому важно, чтобы эти объемы (ос­таточные или вредные) были как можно меньше. Кроме того, геометрия седла иг­лы и форма вершины распылителя име­ют решающее влияние на характеристи­ки открытия и закрытия распылителя, что сказывается на уровнях эмиссии са­жи и NOx.

С учетом этих факторов, в зависимо­сти от параметров двигателя и системы впрыска, изготавливают различные мо­дификации распылителей.

Как уже говорилось выше, существу­ют бесштифтовые распылители с под игольным объемом и перекрытием отвер­стий.

 

Бесштифтовой распылитель с под игольным объемом

 

Конструкция носка бесштифтового распы лителя с цилиндрическим под игольным объемом и полусферической вершиной

Рис. Конструкция носка бесштифтового распылителя с цилиндрическим под игольным объемом и полусферической вершиной 1. Отключающая кромка 2. Фаска седла 3. Седло иглы 4. Вершина иглы 5. Отверстия распылителя 6. Сферическая вершина 7. Цилиндрическое глухое отверстие под игольного (остаточного) объема 8. Входная кромка отверстия распылителя 9. Галтель по радиусу 10. Конус вершины распылителя 11. Седло корпуса распылителя 12. Конус сужения иглы

Такие распылители изготавливаются в разных вариантах и разного размера. От­верстии о штифтового распылители (рис. «Конструкция бесштифтового распылителя с под игольным объемом») расположены по окружности под игольного объема.

Цилиндрические отверстия распыли­теля в зависимости от технологии обра­батываются механическим или электро­эрозионным способом. Конические от­верстия изготавливаются в основном электроэрозионной обработкой.

Бесштифтовой распылитель с ци­линдрическим глухим отверстием под игольного объема и сферической вер­шиной (рис. «Конструкция носка бесштифтового распылителя с цилиндрическим под игольным объемом и полусферической вершиной» ), который состоит из ци­линдрической и полусферической час­тей, дает большую свободу выбора та­ких параметров, как число и длина от­верстий, а также угол конуса расположе­ния осей отверстий. Вершина распыли­теля имеет форму полусферы, что вме­сте с формой глухого отверстия под игольного объема распылителя обеспе­чивает одинаковую длину отверстий распылителя.

Бесштифтовой распылитель с цилинд­рическим глухим отверстием под игольного объема и конической вершиной (рис. «Вершины распылителей» а) име­ет длину соплового отверстия от 0,6 мм. Применение конической формы вершины повышает ее прочность изза увеличения толщины стенки между радиусом 3 галтели и седла 4 корпуса распылителя.

Бесштифтовой распылитель с кони­ческим глухим отверстием под игольного объема и конической вершиной (рис. «Вершины распылителей» b) имеет меньший остаточный объем, чем распылитель с цилиндрическим отвер­стием. Этот остаточный объем по вели­чине находится между объемами бесштифтового распылителя с отверстиями на посадочной поверхности и бес штифтового распылителя с цилиндрическим глухим отверстием под игольного объе­ма. Для того чтобы получить равномер­ную толщину стенки вершины, послед­няя выполнена с эквидистантной кони­ческому глухому отверстию под игольно­го объема наружной поверхностью.

 

Вершины распылителей

Рис. Вершины распылителей.   а — цилиндрическое глухое отверстие под игольного объема и коническая вершина; b — коническое глухое отверстие под игольного объема и коническая вершина с — под игольный микрообъем; d — бесштифтовой распылитель с перекрытием отверстий. 1. Цилиндрическое глухое отверстие под игольного объема; 2. Коническая вершина; 3. Галтель по радиусу; 4. Седло корпуса распылителя; 5. Коническое глухое отверстие под игольного объема.

 

Более совершенной модификацией является бес штифтовой распылитель с под игольным микрообъемом (рис. «Вершины распылителей» с). Ос­таточный объем сокращен приблизи­тельно на 30% по отношению к обычно­му бес штифтовому распылителю. Распы­литель с под игольным микрообъемом особенно хорошо сочетается с системой Common Rail, которая характеризуется относительно медленным подъемом иг­лы и вместе с тем сравнительно длитель­ным дросселированием при открытии. Такой распылитель для системы Common Rail представляет собой самый хороший компромисс между незначительным ос­таточным объемом и равномерным рас­пределением топливных факелов.

 

Бесштифтовой распылитель с перекрытием отверстий

 

Для того чтобы минимизировать оста­точные объемы и вместе с ними уровень эмиссии СН, входы отверстий распыли­теля располагаются на седле корпуса. При закрытом распылителе его игла перекры­вает отверстия так, что непосредственная связь между под игольным объемом и ка­мерой сгорания прекращается (рис. «Вершины распылителей» d). Бес штифтовые распылители с отверстия­ми на седле имеют низкий предел нагруз­ки и поэтому изготавливаются с длиной отверстия распылителя от 1 мм. Форма вершины распылителя коническая. От­верстия распылителя обрабатываются в основном электроэрозионным способом.

Специальная форма отверстий распы­лителя, двойная направляющая иглы или сложная геометрия носка иглы дополни­тельно улучшают в распылителях с сопло­выми отверстиями на седле распределение факелов топлива и образование смеси.

 

Теплозащита

 

У бесштифтовых распылителей верхняя граница температур лежит на уровне 300°С (такова термостойкость материа­ла). Для особенно тяжелых условий при­меняются защитные гильзы, а на круп­ных дизелях используются даже охлажда­емые форсунки.

 

Влияние на уровень эмиссии вред­ных веществ

 

Геометрия распылителя оказывает влия­ние на уровень эмиссии вредных веществ следующим образом:

  • Форма 1 отверстий распылителя (рис. «Важнейшие элементы геометрии распылителя») влияет на содержание твер­дых частиц и уровень эмиссии NOx;
  • Форма 2 седла влияет на уровень шума работы дизеля, поскольку от нее зависит количество топлива, подаваемого в начале впрыскива­ния.

 

При оптимизации формы отверстии распылителя и седла основной целью яв­ляется создание надежной конструкции, технология изготовления которой обес­печивает наименьшие допуски размеров.

 

Рис. Важнейшие элементы геометрии распылителя.  1. Форма отверстия распылителя; 2. Форма седла; 3. Форма глухого под игольного объема. Рис. Высокоскоростная съемка процесса впрыскивания топлива в цилиндр дизеля легкового автомобиля

 

Форма 3 глухого отверстия под игольного объема влияет, как уже упомина­лось, на уровень эмиссии СН. Из вариан­тов распылителей конструктор может выбирать оптимальное сочетание пара­метров для конкретного автомобиля.

Очень важно, чтобы распылители точно соответствовали параметрам дви­гателя и системы впрыска. На станциях технического обслуживания, чтобы не ухудшать мощность дизеля и уровень эмиссии отработавших газов, должны использоваться только оригинальные запасные части.

 

Формы факелов топлива

 

Факел топлива, попадающего из распы­лителя в камеру сгорания, на дизелях лег­ковых автомобилей имеет длинную и тонкую форму, поскольку в этих двигате­лях происходит сильное вихреобразование. На дизелях грузовых автомобилей, наоборот, вихрь в камере сгорания сла­бый, поэтому факел короткий и объем­ный. Факелы топлива при любых услови­ях не должны пересекаться, иначе смесе­образование будет происходить там, где сгорание уже произошло, и воздуха будет недостаточно. В результате, возможно об­разование излишнего количества сажи.

Бесштифтовые распылители для лег­ковых автомобилей имеют до шести, а для грузовых — до десяти сопловых от­верстий. Целью совершенствования кон­струкции распылителей является увели­чение числа отверстий с одновременным уменьшением их диаметра (<0,12 мм), чтобы обеспечить как можно более тон­кое распиливание топлива.

 

Дальнейшее развитие конструкции распылителей

 

Основные направления совершенствования конструкции распылителей

Рис. Основные направления совершенствования конструкции распылителей

Ввиду совершенствования конструкций двигателей и систем впрыска с более слож­ными функциональными характеристи­ками (например, многократный впрыск) необходима постоянная модернизация распылителей. Имеется много отправных точек для дальнейшего развития дизелей вообще, и конструкции распылителей в частности. Самыми важными задачами являются:

  • Минимизация уровня эмиссии ток­сичных веществ, чтобы уменьшить затраты на дорогие системы очист­ки отработавших газов, критичные в отношении их утилизации (например, сажевый фильтр) или избежать их вовсе;
  • Минимизация расхода топлива;
  • Снижение уровня шума работы двигателя.

 

Для совершенствования распылителя по основным направлениям (рис. «Основные направления совершенствования конструкции распылителей») ис­пользуются различные методы разработ­ки. Конструкционные материалы, из которых делаются распылители, посто­янно совершенствуются для достижения более высокой долговечности и работоспособности. Необходимость обеспече­ния многофазного впрыскивания также влияет на конфигурацию распылителя.

Возможность применения альтерна­тивного топлива влияет на вид распыли­теля из-за изменения вязкости и совер­шенно иного поведения потока топлива.

 

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *