Причины возникновения проблем при переключении передач или повреждения синхронизаторов чаще всего связаны со сцеплением или действиями самого водителя.
Плохо отрегулированное, то есть не до конца разъединяющееся сцепление значительно увеличивает силу трения в синхронизаторах. Это вызывает проблемы при переключении передач и ведет к преждевременному износу синхронизаторов.
Передний подшипник первичного вала коробки передач (рис. 65) — казалось бы, не столь существенная деталь между маховиком двигателя и коробкой передач — также может стать причиной проблем при переключении передач или причиной повреждения синхронизаторов. В случае блокировки этого подшипника из-за коррозии или недостаточного смазывания, на направляющей цапфе первичного вала возникает выработка в виде похожего на желобок углубления (см. рисунок 66 «Выработка направляющей цапфы первичного вала (углубление по типу желобка)«).
Неисправный демпфер крутильных колебаний
Неисправный демпфер крутильных колебаний коленчатого вала также может стать причиной повреждения синхронизаторов и подшипников.
Кроме этого, проблемы при переключении передач и повреждения синхронизаторов могут быть вызваны ошибками в управлении, допущенными самим водителем.
В основном это:
- Неполное выключение сцепления при переключении передач;
- Переключения на более низшую передачу при слишком высокой скорости движения (то есть если скорость движения выше, чем максимальная скорость на следующей по убыванию передаче);
- Переключения, при которых процесс синхронизации насильственно «срывается»;
- Движение на высшей передаче при низкой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Постоянное храповое зацепление при переключении передач однозначно указывает на повреждение синхронизаторов.
Возможные виды повреждений, их признаки и причины описаны и проиллюстрированы в статье «Причины неисправностей узлов коробки передач».
Причины и способы устранения неисправностей
Если при правильно выбранном канале (ходе включения передачи) рычаг переключения передач двигается с большим трудом, а передачи переключаются тяжело, это говорит о затрудненном переключении передач (таблица 5 «Затрудненное переключение передач«). В таблице 6 «Шумы в коробке передач» указаны причины возникновения посторонних шумов в коробке передач, а в таблице 7 «Негерметичность» причины негерметичности коробки передач.
Даже незаметные неплотности могут стать причиной необратимых повреждений коробки передач.
Смазочные материалы для коробок передач легковых и грузовых автомобилей
Для обеспечения надлежащего смазывания подшипников и шестерен в коробках передач имеется собственный запас масла. В это масло погружен один из валов коробки передач (к примеру, промежуточный вал), расположенный ниже прочих. В процессе вращения вала масло захватывается шестернями. В результате методом разбрызгивания смазываются сами шестерни, а также подшипники валов и подвижных шестерен, на которые масло попадает в виде брызг.
Некоторые коробки передач грузовых автомобилей оснащены масляными насосами. Они расположены на первичном валу коробки передач и приводятся в действие от двигателя. Масло для смазывания подшипников подается под давлением до 2 бар через продольные и поперечные отверстия в валах коробки передач, а масло для смазывания профиля зубьев шестерен — по дополнительному маслопроводу.
Для каждого типа коробок передач и любых условий эксплуатации производителями коробок передач предусмотрены определенные марки масла, имеющие соответствующие свойства и класс вязкости.
Использование нештатных марок масла допускается только по согласованию с производителем коробки передач!
В механических коробках передач могут использоваться следующие марки масел:
- В коробках передач легковых автомобилей могут использоваться моторные масла в соответствии со спецификациями:
- API CD/CE/CF/SF/SG,
- MIL-L-2104 C/-D/-E,
- MIL-L-46152 C/-D/-E класса вязкости SAE 20 W-20 или SAE 30;
- В коробках передач грузовых автомобилей могут использоваться трансмиссионные масла в соответствии со спецификациями:
- APIGL-4,
- MIL-L-2105 класса вязкости SAE 80 W (в регионах с жарким климатом также SAE 80 W-90, SAE 85 W-90 или SAE 90);
- В коробках передач грузовых автомобилей, используемых в сочетании с разделительным сцеплением с гидротрансформатором (WSK) или встроенным вторичным ретардером и имеющих общий масляный контур с этим агрегатом могут использоваться моторные масла в соответствии со спецификациями:
- API CD/CE/CF/SF/SG,
- MIL-L-2104 C/-D/-E,
- MIL-L-46152 C/-D/-E класса вязкости SAE 30.
Для автоматических коробок передач легковых автомобилей и автомобилей промышленного назначения допускается использование масел ATF (Automatic Transmission Fluids), а именно Dexron-IID или Мегсол-М. Некоторые производители коробок передач разрешают использовать также синтетические масла.
Проблемы утилизации отработанного масла и ужесточившиеся требования охраны окружающей среды последнего времени требуют все новых и новых разработок в области коробок передач и смазочных материалов, которые позволили бы увеличить интервалы между заменами масла (или даже заливать масло на весь срок службы), а также использовать биологически разлагаемые смазочные материалы.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: