Проблемы при переключении передач и повреждения синхронизаторов

Проблемы при переключении передач и повреждения синхронизаторов

 

Причины возникновения проблем при переклю­чении передач или повреждения синхронизато­ров чаще всего связаны со сцеплением или дей­ствиями самого водителя.

Плохо отрегулированное, то есть не до конца разъединяющееся сцепление значительно увели­чивает силу трения в синхронизаторах. Это вызы­вает проблемы при переключении передач и ведет к преждевременному износу синхронизаторов.

 

Передний подшипник первичного вала коробки передач Выработка направляющей цапфы первичного вала (углубление по типу желобка)

Передний подшипник первичного вала коробки передач (рис. 65) — казалось бы, не столь су­щественная деталь между маховиком двигателя и коробкой передач — также может стать причиной проблем при переключении передач или причи­ной повреждения синхронизаторов. В случае бло­кировки этого подшипника из-за коррозии или недостаточного смазывания, на направляющей цапфе первичного вала возникает выработка в виде похожего на желобок углубления (см. рису­нок 66 «Выработка направляющей цапфы первичного вала (углубление по типу желобка)«).

 

Неисправный демпфер крутильных колебаний

 

Неисправный демпфер крутильных колебаний коленчатого вала также может стать причиной повреждения синхронизаторов и подшипников.

Кроме этого, проблемы при переключении передач и повреждения синхронизаторов могут быть вызваны ошибками в управлении, допущен­ными самим водителем.

В основном это:

  • Неполное выключение сцепления при пере­ключении передач;
  • Переключения на более низшую передачу при слишком высокой скорости движения (то есть если скорость движения выше, чем макси­мальная скорость на следующей по убыванию передаче);
  • Переключения, при которых процесс синхро­низации насильственно «срывается»;
  • Движение на высшей передаче при низкой ча­стоте вращения коленчатого вала двигателя.

 

Постоянное храповое зацепление при переключении передач однозначно указывает на повреждение синхронизаторов.

Возможные виды повреждений, их признаки и причины описаны и проиллюстрированы в статье «Причины неисправностей узлов коробки передач».

 

Причины и способы устранения неисправностей

 

Если при правильно выбранном канале (ходе включения передачи) рычаг переключения передач двигается с большим трудом, а передачи переключаются тяжело, это говорит о затрудненном переключении передач (таблица 5 «Затрудненное переключение передач«). В таблице 6 «Шумы в коробке передач» указаны причины возникновения посторонних шумов в коробке передач, а в таблице 7 «Негерметичность» причины негерметичности коробки передач.

 

Затрудненное переключение передач

 

Даже незаметные неплотности могут стать причиной необратимых повреждений коробки передач.

 

Смазочные материалы для коробок передач легковых и грузовых автомобилей

 

Для обеспечения надлежащего смазывания подшипников и шестерен в коробках передач имеется собственный запас масла. В это масло погружен один из валов коробки передач (к примеру, промежуточный вал), расположенный ниже прочих. В процессе вра­щения вала масло захватывается шестернями. В ре­зультате методом разбрызгивания смазываются сами шестерни, а также подшипники валов и подвижных шестерен, на которые масло попадает в виде брызг.

 

Некоторые коробки передач грузовых автомоби­лей оснащены масляными насосами. Они расположе­ны на первичном валу коробки передач и приводятся в действие от двигателя. Масло для смазывания под­шипников подается под давлением до 2 бар через продольные и поперечные отверстия в валах коробки передач, а масло для смазывания профиля зубьев шестерен — по дополнительному маслопроводу.

 

Для каждого типа коробок передач и любых усло­вий эксплуатации производителями коробок передач предусмотрены определенные марки масла, имею­щие соответствующие свойства и класс вязкости.

Использование нештатных марок масла допускается только по согласованию с производителем коробки передач!

В механических коробках передач могут ис­пользоваться следующие марки масел:

  1. В коробках передач легковых автомобилей могут использоваться моторные масла в соответствии со специфи­кациями:
    • API CD/CE/CF/SF/SG,
    • MIL-L-2104 C/-D/-E,
    • MIL-L-46152 C/-D/-E класса вязкости SAE 20 W-20 или SAE 30;
  2. В коробках передач грузовых автомобилей могут использоваться трансмиссионные масла в соответствии со спецификациями:
    • APIGL-4,
    • MIL-L-2105 класса вязкости SAE 80 W (в регионах с жар­ким климатом также SAE 80 W-90, SAE 85 W-90 или SAE 90);
  3. В коробках передач грузовых автомобилей, используемых в сочетании с разделительным сцеплением с гидротранс­форматором (WSK) или встроенным вторич­ным ретардером и имеющих общий масляный контур с этим агрегатом могут использоваться моторные масла в соответствии со специфи­кациями:
    • API CD/CE/CF/SF/SG,
    • MIL-L-2104 C/-D/-E,
    • MIL-L-46152 C/-D/-E класса вязкости SAE 30.

 

Для автоматических коробок передач легко­вых автомобилей и автомобилей промышленно­го назначения допускается использование масел ATF (Automatic Transmission Fluids), а именно Dexron-IID или Мегсол-М. Некоторые производители коробок передач разрешают использовать также синтетические масла.

 

Проблемы утилизации отработанного мас­ла и ужесточившиеся требования охраны окружающей среды последнего времени тре­буют все новых и новых разработок в области коробок передач и смазочных материалов, которые позволили бы увеличить интервалы между заменами масла (или даже заливать масло на весь срок службы), а также исполь­зовать биологически разлагаемые смазочные материалы.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *