Никакие другие двигатели внутреннего сгорания не применяются так широко, как дизели. Такая популярность объясняется, прежде всего, их высокой эффективностью и связанной с этим экономичностью.
Наиболее важны следующие области применения дизелей:
- Стационарные силовые агрегаты;
- Легковые и легкие грузовые автомобили;
- Тяжелые грузовые автомобили;
- Строительная и сельскохозяйственная техника;
- Тепловозы;
- Суда.
Дизели имеют рядную или V-образную компоновку. Они очень хорошо сочетаются с системами наддува воздуха, так как, в отличие от бензинового двигателя, здесь не возникает детонации (см. статью «Система подачи воздуха»).
Основные параметры дизельных двигателей
При использовании дизеля имеют значение следующие основные параметры:
- Мощность двигателя;
- Удельная мощность;
- Безопасность и надежность эксплуатации;
- Эксплуатационные расходы;
- Экономичность в эксплуатации;
- Совместимость с окружающей средой;
- Комфорт;
- Удобство компоновки в силовом отсеке.
Конструкции дизелей меняются в зависимости от области их применения.
Стационарные силовые агрегаты
Стационарные силовые агрегаты (например, для дизель-генераторов) в основном работают с фиксированной частотой вращения коленчатого вала. Двигатель и система питания в этом случае должны быть оптимально согласованы дли работы в постоянном режиме.
Регулятор частоты вращения коленчатого вала изменяет величину подачи топлива в зависимости от требуемой нагрузки. Чаще всего на стационарных агрегатах используется аппаратура впрыска топлива с механическим регулятором.
R качестве стационарных могут также применяться двигатели легковых и грузовых автомобилей. В этом случае регулятор должен быть настроен соответствующим образом.
Легковые автомобили и легкие грузовики
Двигателю легкового автомобиля особенно необходимы плавность работы и хорошая «эластичность», т. е. способность развивать высокий крутящий момент в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала (рис. 1 «Дизель для легкового автомобиля оснащенный системой насос форсунок«). В этой области больших успехов разработчики дизелей достигли как модернизацией самих двигателей, так и применением новых систем впрыска с электронным управлением. Таким образом, зависимости кривых мощности и крутящего момента в начале 90-х годов существенно изменились. Благодаря этому на легковых автомобилях используются быстроходные дизели с частотой вращения коленчатого вала до 5500 мин-1, гамма которых простирается от 10-цилиндрового двигателя рабочим объемом 5000 см3 для автомобилей высшего класса до 3-цилиндрового рабочим объемом 800 см3 для малолитражных автомобилей. Сегодня дизели легковых автомобилей в Европе оснащаются только системами непосредственного впрыска топлива, так как расход горючего у них примерно на 15-20% меньше, чем у дизелей с разделенными камерами сгорания.
Эти агрегаты, почти повсеместно снабженные турбонагнетателями, развивают более высокий крутящий момент, чем аналогичные по рабочему объему бензиновые двигатели. Максимально возможная величина крутящего момента зависит в большинстве случаев от трансмиссии автомобиля и не определяется параметрами двигателя.
Все более жесткие ограничения по нормам токсичности отработавших газов и постоянный рост мощности обусловили применение систем впрыска топлива с очень высоким рабочим давлением. Растущие ограничения содержания вредных веществ в отработавших газов требуют от разработчиков дизелей дальнейшего совершенствования конструкции, поэтому в будущем, особенно в области нейтрализации отработавших газов, следует ожидать новых изменений.
Тяжелые грузовые автомобили
Для тяжелых грузовых автомобилей прежде всего важна экономичность, поэтому здесь необходимо применять только дизели с системой непосредственного впрыска топлива (рис. 2 «Дизель тяжелого грузового автомобиля«), Частота вращения коленчатого вала этих двигателей достигает величины 3500 мин-1.
Ограничения норм токсичности отработавших газов для грузовых автомобилей также становятся все более жесткими. Это означает
как высокие требования к существующим системам впрыска, так и необходимость разработки новых систем очистки и нейтрализации отработавших газов.
Строительная и сельскохозяйственная техника
В области строительных и сельскохозяйственных машин дизель давно нашел многообразное применение. При определении параметров этих моторов, кроме особенно высокого значения экономичности, разработчики обращают внимание на прочность, надежность и удобство обслуживания. Максимальная мощность и оптимизация шума здесь имеют меньшее значение, чем, например, на легковых автомобилях. На строительной и сельскохозяйственной технике используются дизели самой разнообразной мощности — от 3 кВт до величин, превышающих значения, характерные для тяжелых грузовых автомобилей.
В строительных и сельскохозяйственных машинах по многих случаях вес еще применяются системы впрыска с механическим регулятором. В отличие от других областей, где используются преимущественно двигатели жидкостного охлаждения, здесь широко распространена надежная и простая в эксплуатации система воздушного охлаждения.
Тепловозы
Двигатели тепловозов конструктивно похожи на более крупные корабельные дизели, что обусловлено, в частности, длительным сроком их эксплуатации. Кроме того, они должны в крайнем случае работать на дизельном топливе худшего качества. Их типоразмеры охватывают область от больших дизелей грузовых автомобилей до средних судовых силовых агрегатов.
Суда
Требования к судовым дизелям сильно различаются в зависимости от области применения. Имеются агрегаты высокой мощности, например для морских или спортивных катеров. В этом случае применяются четырехтактные среднеоборотные двигатели с частотой вращения коленчатого вала до 1500 мин имеющие до 24 цилиндров (рис. 3 «Судовой двигатель с индивидуальными ТНВД«).
С другой стороны, большие двухтактные двигатели, имеющие высокую экономичность, находят применение в условиях длительной эксплуатации.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: