При оценке состояния сцепления, диагностике, поиске и устранении неисправностей необходимо учитывать определенные критерии и придерживаться определенной последовательности действий с тем, чтобы обеспечить эффективное и долговременное решение проблемы.
Прежде всего, следует выполнить визуальную проверку и, при необходимости, контрольное измерение стоящего на машине или уже снятого узла сцепления, что позволит сделать выводы о правильности диагностики и необходимости ремонта или замены неисправных деталей сцепления.
Для эффективного поиска и устранения неисправности необходима точная информация о причине их возникновения. Так как в конструкции сцепления возможные неисправности можно буквально «пересчитать по пальцам» и относительно легко и однозначно описать, в большинстве случаев причина неисправности определяется очень просто.
Ниже приводятся пять возможных причин, связанных с неисправностью сцепления:
Поиск неисправности сцепления
После того, как будет сделан однозначный вывод относительно причины неисправности, можно приступать к ее поиску. Нередко для устранения неисправности начинают сразу же демонтировать детали сцепления, что в большинстве случаев сопряжено с большими трудозатратами. При этом не используется возможность поискать неисправность сначала там, где она при определенных обстоятельствах может быть устранена относительно простыми средствами, а именно вокруг сцепления.
В большинстве случаев неисправности вокруг сцепления на первый взгляд могут быть не связаны с неисправностью самого сцепления. Однако при детальном рассмотрении можно выявить множество внешних факторов, отрицательно влияющих на функционирование сцепления.
Нарушенная регулировка карбюратора или системы впрыска может вызвать нарушение параметров холостого хода. В отношении сцепления это может проявиться в форме рывков.
Нарушенная регулировка системы зажигания также может стать причиной дефектов, которые выльются в рывки при включении сцепления.
Кроме этого, из-за самопроизвольной работы после остановки двигателя возникает ударная нагрузка на тангенциальные пластинчатые пружины ведущего диска сцепления. Деформированные тангенциальные пластинчатые пружины вызывают проблемы с разъединением нажимного и ведомого дисков.
Если подушки крепления двигателя недостаточно жесткие или повреждены, при включении сцепления двигатель опирается на подушки, а затем снова отпружинивает назад. Результатом этого становится чередование дополнительных статических и динамических нагрузок, которое проявляется в виде рывков при включении сцепления.
Тугой ход привода дроссельной заслонки также ведет к появлению рывков.
Жесткое крепление привода дроссельной заслонки в сочетании с очень мягкими подушками крепления двигателя вызывает раскачивание трансмиссии.
Изношенный трос сцепления вызывает рывки и проблемы с выключением сцепления.
Несоблюдение параметров регулировки троса сцепления ведет к возникновению рывков или проблемам с разъединением трансмиссии, а также к полному разрушению деталей сцепления.
Неисправности в гидравлическом приводе выключения сцепления вызывают рывки и проблемы с разъединением трансмиссии.
Перекос коробки передач или отсутствие центрирующих втулок (либо штифтов) ведет к угловому смещению первичного вала коробки передач относительно коленчатого вала двигателя. Как следствие, могут возникать рывки и проблемы с разъединением трансмиссии. Вызванное угловым смещением биение ведомого диска при выключении и включении сцепления может стать причиной повреждений в области клепаного соединения упругих сегментов крепления фрикционных накладок.
Разбитые карданные шарниры вызывают толчки при изменении нагрузки. Это может стать причиной деформации тангенциальных пластинчатых пружин нажимного диска сцепления, а также возникновения рывков и проблем с разъединением трансмиссии.
Причины неисправностей сцепления
Если поиск неисправностей вокруг сцепления не дал результата, необходимо демонтировать детали сцепления и подвергнуть их тщательной проверке. Во многих случаях достаточно простого осмотра, чтобы сделать вывод о причине неисправности.
Перечисленные ниже варианты неисправностей должны стать своего рода методикой для оценки неисправностей в конструкции сцепления. Они систематизированы по принципам. Для каждого случая дан перечень возможных причин неисправностей.
Рывки в сцеплении
![]() |
Точечный перегрев нажимного диска:
|
![]() |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин:
|
![]() |
Деформация лепестков диафрагменной пружины
|
![]() |
Замасливание фрикционных накладок консистентной смазкой
|
![]() |
Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена
|
![]() |
Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика
|
![]() |
Неисправность троса сцепления
|
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Износ поверхности скольжения выжимного подшипника
|
![]() |
Использование неподходящей смазки для смазывания выжимного подшипника
|
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Тугой ход вала выключения сцепления
|
![]() |
Износ маховика
|
![]() |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин ведущего диска
|
Проскальзывание сцепления
![]() |
Точечный перегрев нажимного диска
|
![]() |
Притирание кончиков лепестков диафрагменной пружины
|
![]() |
Притирание подпятника рычагов смещения нажимного диска (автомобили Opel)
|
![]() |
Закоксовывание фрикционных накладок
|
![]() |
Замасливание фрикционной накладки жидкой смазкой
|
![]() |
Замасливание фрикционной накладки консистентной смазкой
|
![]() |
Износ фрикционной накладки до заклепок
|
![]() |
Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика
|
![]() |
Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена
|
![]() |
Повреждение фрикционной накладки
|
![]() |
Следы окисления металла на демпфере крутильных колебаний
|
![]() |
Износ нажимного диска
|
![]() |
Притирание подпятника рычагов смещения нажимного диска (автомобили Opel)
|
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Тугой ход вилки выключения сцепления
|
Сцепление не разъединяется
![]() |
Повреждение кончиков лепестков диафрагменной пружины
|
![]() |
Притирание кончиков лепестков диафрагменной пружины
|
![]() |
Повреждение нажимного диска
|
![]() |
Деформация картера сцепления
|
![]() |
Повреждение тангенциальной пластинчатой пружины
|
![]() |
Деформация тангенциальной пластинчатой пружины
|
![]() |
Повреждение профиля ступицы ведомого диска
|
![]() |
Ржавчина в профиле ступицы
|
![]() |
Следы окисления металла на ступице
|
![]() |
Ведомый диск «плавает»
|
![]() |
Одностороннее повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок
|
![]() |
Равномерное повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок
|
![]() |
Обгорание или отделение фрикционной накладки
|
![]() |
Глубокая коррозия фрикционной накладки
|
![]() |
Боковое биение ведомого диска
|
![]() |
Растрескивание фрикционной накладки
|
![]() |
Деформация корпуса выжимного подшипника
|
![]() |
Сквозное протирание корпуса подшипника
|
![]() |
Разрушение выжимного подшипника
|
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Односторонняя деформация профиля ступицы, конусообразный
|
Посторонние шумы в области сцепления
![]() |
Следы окисления металла на демпфере крутильных колебаний
|
![]() |
Разрушение защитного жрана демпфера крутильных колебаний
|
![]() |
Выламывание пружины
|
![]() |
Притирка упорного болта
|
![]() |
Деформация профиля ступицы
|
![]() |
Износ наконечников рычагов
|
![]() |
Износ упорного кольца выжимного подшипника
|
![]() |
Односторонняя деформация профиля ступицы ведомого диска, конусообразный износ шлицевого соединения, разрушение демпфера крутильных колебаний
|
![]() |
Износ вилки выключения сцепления
|
Тугой ход привода сцепления
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Износ поверхности скольжения выжимного подшипника
|
![]() |
Неисправность троса сцепления
|
![]() |
Износ направляющей втулки
|
![]() |
Тугой ход вилки выключения сцепления
|
![]() |
Тугой ход троса выключения сцепления
|
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: