Создание высококачественных клеев позволило широко применить в машиностроении клеевые соединения. Клеевые соединения применяют в тех же конструкциях, что и сварные соединения, но преимущественно для тонкостенных деталей, выполненных из листового материала. Клеевые соединения применяют также в ответственных машинах и сооружениях, например, самолетах и мостах.
Органические или неорганические клеевые составы позволяют получать неразъемные соединения металлических или неметаллических материалов. Клеевые составы могут применяться под давлением при комнатной температуре или при умеренном нагреве. Этот способ соединения частей основан на адгезии, когда физические и химические силы сцепления действуют на молекулярном уровне. Различают одно- и двухкомпонентные клеевые составы.
Однокомпонентные клеевые составы
Эти клеевые составы содержат все необходимые компоненты и готовы к применению.
Двухкомпонентные клеевые составы
Этот тип клея содержит второй компонент — отвердитель, инициирующий отвердение. К отвердителю добавляется катализатор.
Двухкомпонентные клеевые составы обычно используются для склейки металлов. Процесс отвердения заключается в полимеризации или поликонденсации под влиянием повышенной температуры и по истечении определенного времени. При этом происходит взаимное сцепление макромолекул. В зависимости от температуры отвердения различают холодную склейку (отвердение происходит при комнатной температуре) и горячую склейку (отвердение происходит при температурах порядка 100-200 °С).
Клеевые соединения следует разрабатывать таким образом, чтобы они подвергались исключительно сдвигающим нагрузкам. Практически единственным применением клеев являются соединения внахлест. Стыковых соединений, подвергающихся усилиям растяжения или сдвига, следует избегать.
Для улучшения эффекта склеивание металлов можно дополнить точечной сваркой или проникающей клепкой. При помощи точечной сварки компоненты скрепляются на время отвердевания клея. Этот метод также применим для уменьшения пиков напряжений между сварными точками, а также для уменьшения числа сварных точек. Такие соединения имеют повышенную конструктивную прочность, жесткость и демпфирующие свойства, возникающие под действием динамических нагрузок. Сварка производится, когда клеевой состав еще не затвердел; в противном случае он будет действовать как изолятор.
Основными клеями для металла являются:
- Эпоксидные смолы;
- Полиэфирные смолы;
- Акриловые смолы;
- Винилацетат;
- Цемент для склеивания металлов.
Применение клеевых соединений в автомобильной промышленности
В автомобильной промышленности клеевые соединения стали стандартной технологией. Можно указать следующие области применения:
- Кузов автомобиля: выпуклый шов и жесткие связи для закрепленных элементов;
- Окрасочная линия: крепление элементов жесткости;
- Сборочная линия: крепление изоляционных материалов, аппликаций, молдингов, опорного кронштейна зеркала к ветровому стеклу;
- Изготовление отдельных деталей: приклеивание тормозных накладок к тормозным колодкам, производство безопасного трехслойного стекла, соединения резины с металлом для гашения колебаний.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: