Испытание распределительных ТНВД с регулирующей кромкой

Испытание распределительных ТНВД с регулирующей кромкой

 

Правильная регулировка распределительного ТНВД с аксиальным движением плунжера — это предпосылка получения высокой мощности дизеля с одновременным низким расходом топлива и, по возможности, незначительным уровнем эмиссии отработавших газов. Важно, чтобы регулирование и испытания ТНВД позволяли уложиться в установленные предельные значения по эмиссии отработавших газов.

Основной параметр — момент начала подачи топлива — проверяется на автомобиле (работа в гараже). Дальнейшие измерения проводятся на испытательном стенде для ТНВД (работа на сервисной станции). Для этого ТНВД должен быть снят с дизеля и установлен на испытательный стенд. При демонтаже нужно позаботиться о том, чтобы на двигателе было установлено положение ВМТ регулируемого цилиндра, как правило, первого. Это облегчает последующую обратную установку ТНВД на двигатель.

 

Проверка на испытательном стенде

 

Описанными здесь методами проверяются распределительные ТНВД с аксиальным движением плунжера, управляемые регулирующей кромкой или электроникой, но не распределительные ТНВД с электромагнитными клапанами. Работа на испытательном стенде (в автосервисе) делится на два этапа:

  • Основная регулировка;
  • Заключительное испытание.

 

Установленные во время проверки ТНВД измеренные величины вносятся в проверочный протокол, где перечислены все проведенные шаги испытаний. Этот протокол содержит также допустимые минимальные и максимальные параметры. Замеренные величины — действительные значения — должны лежать в этих пределах допуска.

Пример HTML-страницы

Различные варианты распределительных ТНВД с аксиальным движением плунжера и регулирующей кромкой требуют ряда дополнительных специфических контрольных операций, описание которых выходит за рамки этой статьи.

 

Основная регулировка

 

Сначала необходимо провести основную регулировку распределительного ТНВД для чего в определенной рабочей точке проводятся следующие измерения.

 

Регулировка предварительного перемещения плунжера

 

При этом определяется перемещение плунжера от его НМТ до момента начала подачи топлива. Для этого ТНВД должен быть присоединен к магистрали подвода топлива на испытательном стенде. По центру корпуса ТНВД выворачивается специальный болт, на место которого заворачивается измерительное устройство 1 с отводной трубкой и индикаторной головкой (рис. «Установка для испытания распределительных ТНВД»).

 

Установка для испытания распределительных ТНВД (испытательный стенд)

Рис. Установка для испытания распределительных ТНВД (испытательный стенд). 1. Измерительное устройство с отводной трубкой и индикаторной головной 2. Распределительный ТНВД 3. Устройство для измерения хода муфты опережения впрыскивания с нониусной шкалой 4. Привод ТНВД 5. Подвод испытательной жидкости 6. Магистраль обратного слива 7. Дроссель перетекания 8. Резьбовой переходник для присоединения манометра 9. Электромагнитный остановочный клапан

 

Индикаторная головка опирается измерительной штангой на плунжер ТНВД и измеряет его перемещение. Привод 4 ТНВД проворачивается вручную до тех пор, пока индикаторная головка 1 не перестанет показывать какое-либо перемещение. Считается, что тогда плунжер ТНВД находится в своей НМТ.

Испытательная жидкость под давлением (приблизительно 0,5 бар) подается по магистрали 5 в камеру высокого давления над плунжером. Электромагнитный остановочный клапан 9 при этом обесточивается и открывается. В результате жидкость течет из камеры высокого давления наружу в измерительное устройство, а затем выходит в виде струн из отводной трубки.

Привод ТНВД снова проворачивается вручную в сторону вращения вала насоса при его работе на двигателе. Когда подводящее отверстие в камеру высокого давления перекрывается, испытательная жидкость больше туда не поступает, а оставшаяся ее часть выходит наружу из сливной магистрали. Это положение плунжера соответствует моменту начала подачи.

На индикаторной головке величина перемещения плунжера считывается между НМТ и точкой начала подачи и сравнивается с заданным значением. Если измеренная величина находится вне поля допуска, ТНВД разбирается и заменяется шайба плунжера, которая располагается между кулачковой шайбой и плунжером.

 

Давление топливоподкачивающего насоса

 

Давление топливоподкачивающего насоса и, соответственно, давление во внутренней полости ТНВД оказывает влияние на регулятор впрыскивания и поэтому должно быть проверено. Дроссель 7 перетекания выворачивается и на его место устанавливается резьбовой переходник 8 для присоединения манометра, а затем дроссель 7 заворачивается с другой стороны переходника. Таким образом, может быть измерено давление во внутренней полости ТНВД перед дросселем.

В клапан управления давлением запрессовывается заглушка, которая определяет предварительное натяжение пружины клапана, управляющего давлением, и тем самым обеспечивает давление во внутренней полости ТНВД. Заглушку надо запрессовать в клапан таким образом, чтобы измеряемая величина давления совпадала с устанавливаемой заданной величиной.

 

Ход механизма опережения впрыскивания

 

Для того чтобы присоединить устройство 3 для измерения хода муфты опережения впрыскивания с нониусной шкалой, удаляется крышка механизма опережения впрыскивания. С нониусной шкалы можно считывать значения хода механизма опережения впрыскивании, зависящего от частоты вращения, и сравнивать их с заданной величиной. Если эти величины не совпадают, нужно установкой регулировочных шайб скорректировать предварительное натяжение нажимной пружины механизма опережения впрыскивания.

 

Пример HTML-страницы

Основная регулировка величины подачи

 

При постоянной частоте вращения подаваемое количество топлива замеряется для следующих рабочих режимов:

  • Холостого хода;
  • Полной нагрузки;
  • Максимальной частоты вращения;
  • Пуска дизеля.

 

Сначала находящийся в крышке ТНВД винт регулировки полной нагрузки устанавливается таким образом, чтобы при конечном положении установочного рычага и определенной частоте вращения достигалась заданная величина подачи топлива при полной нагрузке.

Винт регулировки максимальной частоты вращения должен быть при этом вывернут так, чтобы этот упор не вызывал ограничения величины подачи.

На следующей стадии проверки величина подачи измеряется при положении установочного рычага на упоре холостого хода. Винт упора холостого хода в случае необходимости должен переставляться таким образом, чтобы измеренная величина подачи топлива соответствовала требуемому значению.

Установка винта регулировки максимальной нагрузки проводится при максимальной частоте вращения. Измеренная величина подачи должна соответствовать заданной величине подачи для полной нагрузки.

При проверке регулировки максимальной частоты вращения контролируется ограничение частоты вращения коленчатого вала. Регулятор должен уменьшать подачу топлива до нуля, начиная с определенной частоты вращения, которая устанавливается при помощи винта регулирования максимальной частоты вращения.

Для стартовой величины подачи нет простой регулировки. Она измеряется при 100 мин-1 при положении установочного рычага на упоре полной нагрузки. Замеренная величина подачи не может быть меньше предписанной, так как иначе невозможен уверенный пуск двигателя.

 

Окончательная проверка

 

После проведения основной регулировки надо проверить ТНВД в различных рабочих точках. Как и при основной регулировке, замеряются:

  • Давление подкачки;
  • Ход механизма опережения впрыскивания;
  • Величина подачи.

 

При заключительной проверке используются несколько рабочих режимов. Дополнительно выполняется еще один шаг проверки.

 

Пример HTML-страницы

Расход топлива через магистраль обратного слива

 

 

Лопастной топливоподкачивающий насос обычно подает топлива больше, чем может быть впрыснуто форсунками в камеру сгорания. При испытании лишняя испытательная жидкость должна отводиться через дроссель обратно в бак. На этом этапе проверки замеряется расход жидкости через магистраль обратного слива. С. этой целью к дросселю обратного слива присоединяют шланг и направляют его, в зависимости от метода измерения, либо в мензурку, либо к специальному штуцеру. Поступившее за 10 секунд количество топлива из магистрали обратного слива пересчитывается в величину, измеряемую литрами в час.

Если измеренные значения не совпадают с заданными величинами, то это указывает на износ лопастного топливоподкачивающего насоса, неисправность клапана обратного слива или наличие внутренней неплотности.

 

Динамическое измерение момента начала подачи

 

С помощью моторного тестера (например, Bosch ETD 019.00) можно точно отрегулировать установленный на двигателе распределительный ТНВД. Это устройство определяет момент начала подачи, диапазон изменения опережения впрыскивания и частоту вращения коленчатого вала без необходимости отсоединять магистраль высокого давления.

 

Проверка с пьезодатчиком и стробоскопом

 

Пьезодатчик 4 (рис. «Проверка момента начала подачи пьезодатчиком и стробоскопом») устанавливается на магистрали высокого давления проверяемого цилиндра. При этом важно, чтобы датчик располагался на прямом и чистом участке магистрали, а не на изгибе, и был по возможности ближе к ТНВД.

 

Проверка момента начала подачи пьезодатчиком и стробоскопом

Рис. Проверка момента начала подачи пьезодатчиком и стробоскопом. 1. Аккумуляторная батарея 2. Моторный тестер 3. Распределительный ТНВД 4. Пьезодатчик 5. Стробоскоп 6. Метни угла начала подачи и ВМТ

 

В начале подачи в магистрали высокого давления возникают пульсации топлива. В пьезодатчике из-за этого генерируется электрический сигнал, который управляет вспышками стробоскопа 5. Лампа стробоскопа направляется на маховик двигателя. Каждый раз, когда происходит подача топлива в регулируемый цилиндр, происходит вспышка лампы стробоскопа, и в момент начала подачи метка ВМТ на маховике становится видимой. Из-за того, что вспышки происходя всегда только в момент начала подачи регулируемого цилиндра, возникает неподвижная картинка.

Метки 6, нанесенные на маховик или шкив коленчатого вала, теперь индицируются как угол начала подачи по отношению к метке ВМТ. Кроме того, с моторного тестера можно также считывать частоту вращения коленчатого вала.

 

Регулировка момента начала подачи

 

Если измеренные величины начала подачи отличаются от заданных, нужно изменить положение ТНВД на двигателе, который для этого должен быть остановлен. Коленчатый вал проворачивается до тех пор, пока регулируемый цилиндр не будет находиться в положении начала подачи. На коленчатом валу нанесена метка, которая при этом совпадает с меткой на картере сцепления. Теперь из центральной винтовой заглушки выворачивают болт с шестигранной головкой. В отверстие устанавливают (как и при основной регулировке на испытательном стенде) измерительное устройство с индикаторной головкой, с помощью которого можно наблюдать перемещение плунжера-распределителя вовремя поворачивания коленчатого вала. Если вал проворачивается против направления хода (на некоторых двигателях необходимо проворачивать далее — по направлению хода), то плунжер в ТНВД передвигается назад. Как только стрелка индикатора перестает двигаться, коленчатый вал больше проворачивать нельзя.

Теперь плунжер достиг своей НМТ, и измерительная головка устанавливается на ноль. Затем вал двигателя проворачивается в направлении хода плунжера вплоть до метки его ВМТ. Теперь измерительная головка показывает перемещение плунжера от НМТ до метки ВМТ регулируемого цилиндра. Эта величина указывается в паспорте ТНВД и должна быть точно выставлена. Если показанное на измерительной головке значение не совпадает с заданной величиной, нужно отвернуть крепежные болты фланца ТНВД, повернуть его корпус и повторить измерение. При этом не должен быть приведен в действие ускоритель холодного пуска.

 

Измерение частоты холостого хода

 

Пример HTML-страницы

Частота холостого хода измеряется с помощью моторного тестера на прогретом дизеле без нагрузки. Заданная величина может быть установлена при помощи винта упора холостой хода.

 

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *