Гидравлический блок — это, самая сложная часть любой автоматической коробки передач. Формат данного издания позволяет описать только основной принцип действия и функции гидравлического блока, общие для всех коробок передач. Вот о том, как устроен гидравлический блок автоматической коробки передач, мы и поговорим в этой статье.
Масляный насос
Масляный насос (рис. 39 «Шестеренчатый масляный насос с эксцентриком для подачи масла в автоматических коробках передач«)выполнен в виде эксцентрикового шестеренчатого насоса и неразрывно связан с коленчатым валом двигателя. Он предназначен для подачи масла под давлением (ATF — automatic transmission fluid), которое используется в автоматической коробке передач для реализации различных функций, а именно:
- В качестве рабочей и охлаждающей жидкости в гидротрансформаторе крутящего момента;
- Для формирования усилия сжатия при включении муфты в гидротрансформаторе крутящего момента со встроенной муфтой блокировки;
- Для смазывания блоков планетарных шестерен;
- В качестве рабочей жидкости для формирования усилия сжатия, необходимого, к примеру, для срабатывания муфт, ленточных и дисковых тормозов;
- В качестве рабочей жидкости в гидравлической системе управления коробкой передач.
Как и насос системы смазки двигателя, масляный насос автоматической коробки передач оснащен редукционным клапаном.
Гидравлическая система управления коробкой передач
Основная задача гидравлической системы управления коробкой передач состоит в том, чтобы в обычном режиме движения передачи всегда переключались в надлежащий момент времени. За это отвечают два элемента управления:
- Центробежный регулятор, который всегда жестко соединен с ведущими колесами автомобиля. Он управляет процессом переключения передач в зависимости от скорости движения;
- Регулирующий золотник для регулировки давления газа или модулирующего давления. Он воздействует на процесс переключения передач путем изменения нагрузки двигателя, меняя положение дроссельной заслонки и давление во впускном коллекторе.
Точками переключения на повышенную передачу являются скорости движения автомобиля, при достижении которых коробка передач переключается на ближайшую, более высшую передачу, а точками переключения на пониженную передачу — скорости движения, при достижении которых коробка передач переключается на ближайшую, более низшую передачу.
Так как зависимое от скорости движения регулирующее давление и зависимое от нагрузки модулирующее давление воздействуют на распределительные клапаны в золотниковой коробке, переключение передач выполняется тогда, когда одно из двух давлений начинает превышать другое.
Пример
Автомобиль стоит неподвижно. Регулирующее давление равно нулю. Если при трогании автомобиля с места дать небольшой газ (дроссельная заслонка немного приоткрывается), на соответствующий распределительный клапан будет подаваться только невысокое модулирующее давление. Чтобы выполнить переключение передачи, необходимо относительно невысокое регулирующее давление (невысокая скорость движения), которое, однако, будет выше, чем имеющееся модулирующее давление. Автомобиль очень быстро переключается на более высокую передачу. Напротив, при сильном ускорении (дроссельная заслонка полностью открывается, давление во впускном коллекторе приближается к нулю) на распределительный клапан подается максимальное модулирующее давление. После этого автомобиль должен ехать гораздо быстрее, чтобы регулирующее давление достигло уровня, необходимого для переключения передачи. Автомобиль переключается на следующую передачу значительно позже.
Водитель может влиять на точки переключения передач различным образом, в частности, с помощью:
- Положения рычага селектора;
- Положения педали акселератора (изменение положения дроссельной заслонки);
- Режима «кик-даун» (режим максимального ускорения);
- Переключателя выбора программ (на современных коробках передач).
Режим «кик-даун»
Режим «кик-даун» позволяет коробке передач нормально переключаться на более высшие передачи только при высокой скорости движения или быстрее переключаться на ближайшие более низшие передачи. Для активизации режима «кик- даун» необходимо выжать педаль акселератора за положение полного газа. Это вызывает дальнейшее увеличение модулирующего давления (обозначается как давление максимального ускорения) — либо механически с помощью троса, воздействующего на распределительный золотник, или электрически с помощью выключателя, воздействующего на электромагнитный клапан. Модулирующее давление вступает в противодействие с регулирующим давлением и переключает соответствующие клапаны в золотниковой коробке.
Гидравлический блок управления автоматической коробкой передач
Центральным органом управления всеми внутренними тормозами и муфтами автоматической коробки передач, а также муфтой блокировки гидротрансформатора крутящего момента, является гидравлический блок управления (который также именуют гидрораспределителем или золотниковой коробкой). В гидрораспределителе осуществляется распределение давления масла и регулировка его величины.
Гидрораспределитель в сборе расположен под планетарной передачей в масляном поддоне картера коробки передач и состоит из нескольких клапанных коробок. Каждая клапанная коробка содержит определенное количество золотниковых клапанов, а также каналы подачи масла, расположенные в соответствии с гидравлической схемой управления коробкой передач. На рисунке 40 представлена упрощенная гидравлическая схема управления автоматической коробкой передач.
Под рабочим давлением понимается максимальное давление масла во всей гидравлической системе, которое может составлять до 25 бар. Давление управления золотниковыми клапанами в клапанных коробках взаимосвязано с рабочим давлением, но имеет меньшую величину. Рабочее давление создается непосредственно масляным насосом и регулируется путем контролируемой обратной подачи масла через клапан ограничения давления. Регулировка давления осуществляется центробежным регулятором с регулировочными клапанами и регулятором модулирующего давления с распределительными клапанами, а в электронных коробках передач — с помощью блока управления коробкой передач. Давление масла в центробежном регуляторе и в регуляторе модулирующего давления поддерживается на уровне 3-8 бар специальными электромагнитными клапанами с электронным управлением.
При срабатывании электромагнитного клапана масло под давлением прим. 6-12 бар подается на гидравлический распределительный клапан, а через него подается к соответствующей муфте или тормозу, и передача переключается. В зависимости от переключаемой передачи масло может распределяться по нескольким элементам переключения, которые срабатывают от подачи к ним масла под давлением или, наоборот, от отвода масла и снятия давления.
В качестве электромагнитных распределительных клапанов в гидравлической системе автоматических коробок передач используются трехходовые двухпозиционные клапаны (три канала, два положения переключения), управляемые электронным блоком управления. Эти электромагнитные клапаны со сферическим гнездом имеют внутри катушку и якорь, соединенный с толкателем клапана.
В исходном положении электромагнитный клапан закрыт и его якорь удерживается пружиной в этом положении. При включении электромагнитного клапана электрический ток проходит через катушку, которая втягивает якорь, преодолевая сопротивление пружины. Толкатель клапана открывает канал подачи масла в прямом направлении и закрывает в обратном. В упрощенной схеме гидрораспределителя с электронным управлением на два элемента переключения поочередно подается переменное давление: вверху переключающий клапан — четырехходовый двухпозиционный клапан, под ним редукционный клапан — трехходовой двухпозиционный клапан, внизу слева распределительный электромагнитный клапан и справа регулировочный электромагнитный клапан (рис. 41 «Гидравлическая система управления автоматической коробкой передач«). Регулировочный электромагнитный клапан создает регулируемое управляющее давление, которое усиливается в редукционном клапане и распределяется на два элемента переключения в распределительном клапане. Управление распределительным клапаном также осуществляется электрическим способом с помощью электромагнитного распределительного клапана. Установленное электромагнитным регулировочным клапаном давление воздействует на управляющий вход (X) редукционного клапана. Давление распределительного клапана попадает через электромагнитный распределительный клапан на управляющий вход (X) распределительного клапана. Элемент переключения (В) активизирован, когда распределительный клапан находится в исходном положении, а элемент переключения (А) активизирован, когда распределительный клапан находится в рабочем положении. С помощью включения распределительных клапанов происходит управление перекрыванием элементов переключения (муфт и тормозов). Это обеспечивает высокую мягкость переключения передач, так как муфта подключается, тогда как тормоз еще не до конца разблокировал соединение.
В процессе эксплуатации для переключения передач на гидрораспределитель постоянно подаются электрические сигналы. В случае отказа электронной системы управления автоматическая коробка передач переходит на механический аварийный режим и включает определенную передачу.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: