Широкое применение в автомобилестроении электронных устройств, использование программного управления и все возрастающая сложность современных систем впрыска топлива предъявляют высокие требования к системам диагностики. Вот о том, как осуществляется диагностика автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Системы диагностики автомобиля подразделяются на бортовые системы диагностики, функционирующие во время движения автомобиля, и системы диагностики, применяемые в автомобильных мастерских.
Система диагностики в мастерских основана на процедуре поиска и устранения неисправностей, связывающей воедино многочисленные возможности бортовых и внешних контрольно-измерительных устройств, и испытательного оборудования. В связи с тем, что требования к ограничению токсичности отработавших газов становятся все более строгими, в настоящее время требуется постоянный мониторинг состояния автомобиля во время движения, законодатели признали систему бортовой диагностики, как вспомогательную систему контроля токсичности отработавших газов, и разработали соответствующие стандарты. Эта дополнительная система получила название системы OBD (система бортовой диагностики).
Алгоритмы мониторинга используются для контроля входных и выходных сигналов во время движения автомобиля и проверки всей системы и соответствующих функций на предмет исправностей и повреждений. Любые ошибки или неисправности сохраняются в памяти блока управления. Во время технического обслуживания автомобиля в сервисном центре эти данные экспортируются через последовательный интерфейс. Это позволяет быстро находить неисправности и выполнять необходимый ремонт.
Мониторинг во время движения
Диагностические функции электронного блока управления относятся к основным функциям электронных систем управления двигателем. Кроме самодиагностики блока управления выполняется проверка входных и выходных сигналов и связи между различными компонентами системы.
Мониторинг входных сигналов
Состояние датчиков, соединителей и соединительных линий (путей прохождения сигналов) с блоком управления контролируется с использованием оцениваемых входных сигналов. Используя эту стратегию мониторинга, можно определить неисправности датчиков, короткие замыкания цепей питания от аккумуляторной батареи (напряжение UBatt), короткие замыкания на «массу» и обрывы цепей. Для этой цели используются следующие процедуры:
- Мониторинг напряжения питания датчиков (при наличии);
- Проверка величины сигналов на предмет выхода за допустимые пределы (например, от 0,5 до 4,5 В);
- Если доступна дополнительная информация, выполняется проверка допустимости с использованием измеренного значения (например, сравнение частоты вращения коленчатого вала и распределительного вала);
- Cистемы разработаны с резервированием критичных компонентов (таких как датчик положения педали акселератора). Это позволяет производить прямое сравнение сигналов датчиков.
Мониторинг выходных сигналов
Мониторинг исполнительных механизмов и устройств, управляемых блоком управления, осуществляется через выходные цепи блока управления. Функциями этого мониторинга в дополнение к определению неисправностей самих устройств является определение коротких замыканий или обрывов в соединительных линиях. Для этой цели используются следующие процедуры:
- Мониторинг выходных сигналов. Электрические цепи проверяются на предмет коротких замыканий в цепях питания от аккумуляторной батареи (напряжение UBatt), коротких замыканий на «массу» и обрывов цепей;
- Воздействия на систему исполнительных механизмов определяются прямо или косвенно посредством функции контроля достоверности. Состояние исполнительных устройств системы, например, клапана системы рециркуляции отработавших газов, дроссельной заслонки или завихряющей заслонки контролируется косвенным способом (например, по реакциям системы), а также частично при помощи датчиков положения (например, датчика положения заслонки вихревых каналов).
Мониторинг внутренних функций электронного блока управления
Функции мониторинга реализуются в аппаратуре блока управления (например, «интеллектуальными» выходными модулями) и программным способом и имеют целью обеспечение его постоянного правильного функционирования. В процессе мониторинга выполняется проверка состояния всех компонентов блока управления (например, микропроцессора, стираемого программируемого постоянного запоминающего устройства- СППЗУ и оперативного запоминающего устройства — ОЗУ). Многие тесты выполняются сразу же после включения зажигания. Затем функции мониторинга выполняются с регулярными интервалами, что позволяет своевременно определять неисправности также во время работы. Процедуры тестирования, требующие большого объема вычислений, или не выполняемые во время работы двигателя по иным причинам, выполняются после выключения двигателя. Это позволяет избежать влияния на другие функции. Примером такой функции является проверка состояния постоянного запоминающего устройства — ПЗУ.
Мониторинг связи между электронными блоками управления
Связь между различными электронными блоками управления обычно осуществляется по шине CAN. Механизмы определения ошибок встроены в протокол CAN, поэтому ошибки связи могут быть обнаружены уже на уровне чипа CAN. Блок управления также выполняет большое количество других тестов. Поскольку большинство сообщений передается по шине CAN отдельными блоками управления с регулярными интервалами, отказ контроллера шины CAN в блоке управления может быть определен посредством контроля этих интервалов. Если в блоке управления записана дополнительная информация, все входные сигналы проверяются посредством сравнения с этой информацией.
Обработка ошибок и неисправностей
Обнаружение ошибок и неисправностей
Путь сигнала классифицируется как полностью Дефектный, если неисправность возникает по истечении определенного интервала времени. До тех пор, пока дефект на будет классифицирован, система будет использовать последнее зарегистрированное значение. После того как дефект будет классифицирован, включается функция ожидания (например, используется фиксированное значение температуры двигателя Т = 90°С).
Для большинства ошибок доступна функция «распознавания восстановленного сигнала». Для этого необходимо, чтобы путь сигнала в течение определенного времени был определен, как исправный.
Запись ошибок и неисправностей
Все неисправности записываются в энергонезависимой памяти в виде кодов ошибок. Код ошибки включает также вид неисправности (например, короткое замыкание, обрыв цепи, недостоверность сигнала, выход за пределы допустимого диапазона). Каждая запись кода неисправности сопровождается записью дополнительной информации, например, условий эксплуатации на момент возникновения неисправности («стоп-кадр») (например, частота вращения коленчатого вала, температура двигателя).
Функции в аварийном режиме
При возникновении неисправности в дополнение к использованию фиксированных значений определенных параметров те или иные системы автомобиля могут быть переведены в аварийный режим (например, режим ограничения выходной мощности двигателя или скорости движения). Эти меры направлены на обеспечение безопасности, предотвращение дальнейших повреждений (например, вследствие перегрева каталитического нейтрализатора) и сведение к минимуму токсичности выбросов.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: