Роторный двигатель внутреннего сгорания, это тепловой двигатель, в котором главный подвижный рабочий элемент двигателя — ротор — совершает вращательное движение. Роторный двигатель также известен под названием двигателя Ванкеля в честь его изобретателя доктора Феликса Ванкеля. Роторный двигатель в его современном виде описан в стандарте DIN 6261. Вот о том, как устроен роторный двигатель, мы и поговорим в этой статье.
Первый прототип роторного двигателя был испытан 25 февраля 1958 года. В настоящее время единственным серийно выпускаемым автомобилем, оснащенным роторным двигателем, является Мазда RX-8.
Конструкция и принцип действия роторного двигателя
Ротор двигателя имеет треугольную форму с выгнутыми наружу (выпуклыми) сторонами (рис. «Сравнение четырех тактов рабочего цикла роторного двигателя и двигателя с возвратно-поступательным движением поршней» ). Внутри охлаждаемого водой кожуха находится овальная или, точнее, эпитрохоидальной формы камера ротора. При вращении ротора три его вершины обкатываются по стенке корпуса, образуя три взаимно герметизированные камеры с изменяемым рабочим объемом (А, В, С), располагаемые через 120° по дуге окружности. Каждая из этих камер обеспечивает реализацию полного четырехтактного цикла сгорания при каждом полном обороте ротора; т.е. за один полный оборот треугольного ротора двигатель заканчивает четырехтактный процесс три раза, а эксцентриковый элемент осуществляет равное число оборотов.
Передаточное отношение зубчатого колеса с внутренними зубьями и ведущего зубчатого колеса составляет 3:2. Следовательно, ротор вращается со скоростью равной одной трети скорости вращения эксцентрикового вала.
Сравнение 4-тактных рабочих циклов роторного двигателя и двигателя с возвратно-поступательным движением поршней
По мере поворота эксцентрикового вала происходит увеличение объема (см. рис. а). Это соответствует движению поршня вниз в двигателе с возвратно-поступательным движением поршней, т.е. такту впуска топливновоздушной смеси.
По мере продолжения поворота ротора впускной канал соответствующей камеры закрывается (рис. Ь), и объем газа, находящегося в камере, сжимается. Для двигателя с возвратно-поступательным движением поршней это соответствует перемещению поршня из НМТ в ВМТ при закрытых клапанах. Перетекание газа мимо трохоидального сужения облегчается за счет выемки в основании ротора (Ь, с).
Незадолго до того, как объем снова начинает увеличиваться, производится зажигание, и начинается процесс сгорания смеси (см. рис. с). Давление газов передается ротором на эксцентриковый вал, что вызывает вращение эксцентрикового вала и ротора. При этом объем камеры снова начинает увеличиваться (с, d). Это соответствует рабочему ходу или такту расширения на двигателе с возвратно-поступательным движением поршня. Здесь эксцентриковый вал выполняет функцию шатунной шейки в двигателе с возвратно-поступательным движением поршней.
Приблизительно в точке достижения максимального объема камеры ротор открывает выпускное отверстие, и начинается выпуск отработавших газов (см. рис. d), что соответствует такту выпуска в двигателе с возвратно-поступательным движением поршней.
В двух других камерах, окружающих ротор, выполняется такая же последовательность со смещением на 120° относительно ротора. В результате этого процесса за один оборот ротора впуск смеси через впускной канал и выпуск отработавших газов через выпускной канал осуществляется три раза.
Эквивалентный рабочий объем роторного двигателя вычисляется в соответствии со следующим соотношением:
эквивалентный рабочий объем = количество роторов • объем камеры • 2
Направление движения ротора
Движение ротора по трохоидальной поверхности цилиндра направляется:
- Направляющей шестерней, жестко закрепленной на торцевом щите;
- Внутренним зубчатым венцом ротора, который обкатывается вокруг направляющей шестерни;
- Эксцентриковым валом, который передает крутящий момент на трансмиссию и, таким образом, эквивалентен коленчатому валу двигателя с возвратно-поступательным движением поршней.
Эксцентриковый вал установлен в подшипниках скольжения в торцевых щитах двигателя и концентрично вращается в направляющей шестерне. Ротор позиционируется на эксцентрике эксцентрикового вала при помощи подшипников скольжения. В многороторных двигателях на одном эксцентрике установлено несколько роторов.
Во время вращения ротор опирается с одной стороны на вращающийся эксцентриковый вал, а с другой стороны опора создается в результате обкатки зубчатым венцом направляющей шестерни. Благодаря такому двойному принудительному направлению ротор может вращаться только в пределах трохоидальной поверхности цилиндра таким образом, что его боковые края, скользя по внутренним стенкам цилиндра, образуют три рабочих камеры.
Ротор изготовлен из литой стали и имеет торцевые и радиальные уплотнительные пластины. Эти пластины изготовлены из литой стали и подвергнуты поверхностной электронно-лучевой обработке. Требуемое давление прижима уплотнительных пластин обеспечивается пластинчатыми пружинами.
В трохоидальной камере для смазки уплотнений установлены маслоразбрызгивающие сопла, подача масла в которые осуществляется дозирующим масляным насосом. Это позволяет точно дозировать подачу масла и снизить расход масла приблизительно на 40 % по сравнению с ранними моделями роторных двигателей.
Газообмен в роторном двигателе
В отличие от двигателя с возвратно-поступательным движением поршней, в котором управление газообменом осуществляется клапанами, в роторном двигателе оно осуществляется отверстиями в роторе. Впускные и выпускные каналы, на предыдущих версиях двигателя расположенные радиально в трохоидальном корпусе ротора (периферийный впуск и выпуск), в последующих разработках были заменены впускными каналами в торцевых щитах. В последних разработках используются боковые впускные и выпускные каналы.(см. рис. «Роторный двигатель с боковыми впускными и выпускными каналами» ).
Единственным роторным двигателем, устанавливаемым в настоящее время на серийно выпускаемых легковых автомобилях, является двухроторный двигатель. Он имеет три боковых впускных канала и два боковых выпускных канала для каждого ротора. Боковое расположение каналов газообмена позволяет осуществлять газообмен без перекрытия, что предотвращает перетекание всасываемой свежей смеси со стороны впуска на сторону выпуска. Это дает значительное снижение содержания углеводородов в отработавших газах.
Система впуска роторного двигателя
Аналогично двигателю с возвратно-поступательным движением поршней современные роторные двигатели для легковых автомобилей имеют регулируемую систему впуска, позволяющую влиять на характеристику крутящего момента двигателя. Каждый впускной канал имеет собственный порт на впускном трубопроводе. Это позволяет подключать один, два или три впускных канала, в зависимости от потребностей двигателя.(см. рис. «Впускные и выпускные каналы с различными настройками регулируемой системы впуска» ).
Зажигание в роторном двигателе
Поскольку камеры сгорания роторных двигателей имеют вытянутую форму, что неблагоприятно для зажигания, на современных роторных двигателях устанавливаются две независимые свечи зажигания, со сдвигом момента зажигания во времени. При этом запаздывающая свеча находится впереди опережающей свечи в направлении вращения.
Впрыск топлива в роторном двигателе
Топливо подается в двигатель через топливные форсунки с несколькими отверстиями, установленными в системе впуска, что обеспечивает достаточное распыление топлива. В двигателе Renesis (Mazda), каждый ротор имеет три топливные форсунки с различным количеством отверстий. Каждая форсунка «обслуживает» один из трех каналов впуска.
Система охлаждения роторного двигателя
Роторный двигатель обычно имеет жидкостную систему охлаждения. Расположение каналов охлаждения в корпусе ротора адаптировано к неравномерной тепловой нагрузке, испытываемой рабочей камерой трохоидальной формы. На стороне впуска, испытывающей небольшую тепловую нагрузку, количество каналов охлаждения меньше, чем на стороне выпуска, тепловая нагрузка которой значительно выше. Такое расположение каналов охлаждения предотвращает повреждение и деформацию камеры и роторов.
Характеристики роторного двигателя
Преимущества: полная уравновешенность масс; благоприятная кривая изменения крутящего момента; компактная конструкция; меньшее количество компонентов (отсутствует клапанный механизм); легкость в управлении.
Недостатки роторного двигателя
- Неблагоприятная форма камеры сгорания с длинными путями распространения пламени;
- Повышенный расход топлива и масла;
- Невозможность реализации дизельного цикла;
- Высокое расположение выходного вала.
Из-за отсутствия возвратно-поступательно движущихся масс и ограничений на проход газа, скорость перемещения газового потока и частоту вращения вала двигателя можно значительно повысить.
Роторные двигатели могут быть полностью уравновешены. Единственным нерешенным вопросом является неравномерный крутящий момент, что характерно для всех ДВС. Улучшение постоянства потока мощности и других рабочих характеристик может быть достигнуто объединением нескольких роторов на одном валу. Кривую момента можно приблизить к характеристике дросселированного двигателя или двигателя гоночного автомобиля, изменяя момент впуска и сечение впускных каналов.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: