Нагнетатели предназначены для увеличения массового расхода воздуха при данных рабочем объеме и частоте вращения коленчатого вала, и тем самым, повышения плотности мощности. Они подразделяются на два типа: нагнетатели с механическим приводом и нагнетатели, использующие волну сжатия газов. Вот о том, какими бывают нагнетатели для двигателей внутреннего сгорания, мы и поговорим в этой статье.
Мощность, необходимая для его привода нагнетателя с механическим приводом, отбирается непосредственно от коленчатого вала через ременную или зубчатую передачу, т.е. нагнетатель и двигатель соединены механически.
В случае нагнетателя, использующего волну сжатия газов, мощность сжатия создается отработавшими газами, но для синхронизации нагнетателя требуется дополнительный привод. Это означает, что нагнетатель соединен с приводом одновременно как механически, так и термодинамически.
Нагнетатели с механическим приводом
Нагнетатели с механическим приводом разделяются на две категории: работающие в соответствии с принципом вытеснения и сжимающие воздух в соответствии с принципами потока и момента. Нагнетатели ДВС обычно приводятся посредством ременной передачи (зубчатым или клиновым ремнем). Они приводятся во вращение непосредственно (в случае непрерывной работы) или через муфту. До настоящего времени передаточное отношение остается постоянным во всем диапазоне частоты вращения коленчатого вала. Определенные технические преимущества мог бы дать привод с регулируемой частотой вращения, однако, предыдущие попытки применения такого привода в серийно выпускаемых автомобилях по различным причинам оказались безуспешными.
Центробежный нагнетатель с механическим приводом
Центробежный нагнетатель с механическим приводом в основном состоит из рабочего колеса, закрепленного на вале с ременным шкивом. В целях согласования работы нагнетателя и двигателя в последних разработках были применены вариаторы скорости и отключаемая муфта (система «Turmat», рис. «Схема центробежного нагнетателя с механическим приводом» ). Ведущий шкив вариатора приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала двигателя. Усилия пружин шкивов вариатора и натяжения приводного ремня согласованы таким образом, что при низкой частоте вращения коленчатого вала ведомый шкив на компрессоре вращается быстрее, чем ведущий шкив. По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала передаточное отношение непрерывно уменьшается.
Компрессор нагнетателя с механическим приводом работает в соответствии с принципом потока. Устройства такого типа очень эффективны и имеют наилучшее соотношение между размерами и производительностью по сравнению с другими нагнетателями с механическим приводом. Достижимая степень повышения давления зависит от окружной скорости рабочего колеса компрессора. Пропускная способность систем воздухозаборника легковых автомобилей ограничивает размеры рабочего колеса компрессора, что вызывает необходимость в увеличении его скорости вращения для получения степени повышения давления, необходимой для эффективного наддува.
Поскольку скорость вращения ведомого шкива (при передаточном отношении относительно ведущего шкива 2:1) недостаточна для работы центробежного нагнетателя, для достижения требуемой окружной скорости рабочего колеса используется дополнительный повышающий редуктор с передаточным отношением 15:1 или более. Кроме того, этот редуктор должен быть снабжен высокоэффективным регулятором скорости вращения для обеспечения относительно неизменной степени повышения давления в широком диапазоне частоты вращения коленчатого вала и создания высокого давления наддува уже при низких частотах вращения.
Область применения центробежных нагнетателей с механическим приводом ограничивается технически высокими требуемыми скоростями вращения и доступной мощностью привода и экономически — сравнительно высокими затратами. Они устанавливаются в небольших количествах на автомобилях, ориентированных исключительно на высокие рабочие характеристики.
Вытеснительный нагнетатель
Было предложено относительно большое количество конструкций устройств, работающих в соответствии с принципом вытеснения, но только несколько из них нашли применение в серийном производстве автомобилей. Вытеснительные нагнетатели могут работать с внутренним сжатием или без него. К нагнетателям с внутренним сжатием относятся поршневые, винтовые и роторно-поршневые компрессоры. Примером нагнетателя без внутреннего сжатия воздуха является нагнетатель Рутса (Roots). Все эти нагнетатели вытеснительного типа имеют примерно одинаковые характеристики, показанные здесь на примере нагнетателя Рутса (см. рис. «График рабочих характеристик нагнетателя Рутса» ).
Кривые частоты вращения вала при nсом = const на диаграмме р2/р1-V очень крутые, т.е. объемный расход V очень незначительно снижается по мере увеличения степени повышения давления р2/р1. Снижение объемного расхода в основном определяется качеством уплотнения зазора (потерями на противоток) и является функцией отношения р2/р1 и времени, но не зависит от скорости вращения вала компрессора.
Отношение давлений р2/р1 не зависит от частоты вращения. То есть высокие значения этого отношения могут быть получены и при низких объемных расходах.
Объемный расход V не зависит от степени повышения давления и, грубо говоря, прямо пропорционален скорости вращения.
Производительность нагнетателя остается неизменной во всем его рабочем диапазоне. Компрессор вытеснительного типа работает во всех точках диаграммы р2/р1-V, как определено размерами нагнетателя.
Для создания данного объемного расхода размеры объемных нагнетателей с механическим приводом в общем случае должны быть значительно больше размеров центробежных нагнетателей.
Нагнетатель Рутса
Нагнетатель Рутса представляет собой роторно-поршневую машину с поршнями, вращающимися в противоположных направлениях, установленными в роликовых подшипниках и синхронизированными при помощи зубчатых колес. Вращающиеся поршни имеют одинаковую скорость вращения и не контактируют друг с другом в корпусе (см. рис. «Поперечный разрез нагнетателя Рутса» ). Эффективность машины в основном определяется величиной зазоров между этими компонентами.
Нагнетатели Рутса работают без внутреннего сжатия. Для снижения уровня шума на сторонах всасывания и нагнетания обычно устанавливаются глушители. Они ограничивают достижимые степени повышения давления до уровня не более 2. Повысить эффективность позволило нанесение покрытий на функциональные компоненты. В настоящее время ведутся исследования целесообразности установки редукторов с регулируемой скоростью вращения на стороне привода.
Винтовой нагнетатель
Конструкция винтового нагнетателя (рис. «Нагнетатель винтового типа» ) сходна с конструкцией нагнетателя Рутса, т.е. он является роторно-поршневой машиной с двумя вращающимися в противоположных направлениях валами. Однако, он отличается от нагнетателя Рутса тем, что работает без внутреннего сжатия. Он может давать более высокие степени повышения давления, чем нагнетатель Рутса. На стороне всасывания (впуска) вовремя вращения поршней открывается профильное пространство, которое заполняется всасываемым воздухом. По мере того как роторы продолжают вращаться, пространство непрерывно сокращается в объеме до тех пор, пока оно не достигает краев выпускного объема. На этой стадии внутреннее сжатие завершается, и сжатый объем вытесняется на сторону нагнетания (выпуска). Для сведения к минимуму утечек необходимо строго соблюдать допуски зазоров между роторами и стенками. Рассматриваются меры по повышению эффективности нагнетателя этого типа, аналогичные описанным выше для нагнетателя Рутса.
Спиральный нагнетатель
Спиральный нагнетатель (рис. «Поперечный разрез нагнетателя спирального типа» ) представляет собой компрессор, в котором ротор со спиральными лопастями описывает эксцентричную траекторию в корпусе, также снабженный спиральными лопастями. В спиральном нагнетателе используются циркуляционные вытеснительные элементы. При этом последовательно осуществляются следующие операции: рабочие камеры открываются и в них поступает воздух; отсекается подача воздуха; рабочие камеры открываются снова для выпуска сжатого воздуха через центральное окно.
Примером нагнетателя этого типа является G-нагнетатель. Ротор нагнетателя эксцентрично приводится во вращение кулачком, установленным на главном центральном вале. Вспомогательный вал, приводимый во вращение через ременную передачу, обеспечивает равномерное эксцентричное вращение ротора. Смазка приводного вала осуществляется из контура системы смазки двигателя. Эффективность нагнетателя зависит от соблюдения очень строгих допусков размеров и качества уплотнений. Радиальное уплотнение обеспечивается за счет минимально возможных зазоров, а осевое уплотнение – за счет уплотнительных полос, устанавливаемых на торцевых поверхностях. Эти уплотнительные полосы являются изнашиваемыми компонентами и при необходимости подлежат замене во время выполнения регулярного технического обслуживания автомобиля. Внутреннее сжатие может быть достигнуто за счет надлежащей конфигурации спиралей.
Последние разработки направлены на упрощение конструкции (исключение вспомогательного вала) и применение отключаемой муфты.
Нагнетатель Ванкеля
Нагнетатель Ванкеля (рис. «Поперечный разрез нагнетателя Ванкеля» ) представляет собой роторно-поршневую машину, работающую на внутренней оси. Внутренний ротор приводится во вращение по эксцентриковой траектории в цилиндре, где размещаются наружные роторы. Передаточное отношение между роторами составляет 2:3 или 3:4. Роторы вращаются в противоположных направлениях, не контактируя друг с другом или с корпусом. Вращение ротора-поршня по эксцентриковой траектории позволяет нагнетателю впускать максимально возможный объем воздуха для сжатия (камера I) и выпускать его (камера III). Степень сжатия определяется положением кромки А выпускного окна.
Для синхронизации движения внутреннего ротора-поршня и наружных роторов используется шестеренчатая передача с внутренним зацеплением. Для смазки шестерен и роликовых подшипников применяется консистентная смазка. Внутренний и наружный роторы имеют уплотнения зазоров и определенной формы покрытие. Поршневые кольца служат в качестве уплотнения между рабочей камерой и корпусом шестеренчатой передачи.
Нагнетатели, приводимые волновым давлением газа
Нагнетатель, приводимый волновым давлением газа (рис. «Нагнетатель, использующий волновое давление газов» ) представляет собой газодинамическую машину, основным компонентом которой является ротор с открытыми каналами, расположенными коаксиально по его окружности («секционное колесо» или «ротор»). Через отверстия для впуска и выпуска свежего воздуха и отработавших газов и торцевые поверхности ротора осуществляется повышение давления в каналах. Свежий воздух сжимается в каналах ротора в ходе газодинамических процессов. В ходе этого процесса свежий газ и отработавшие газы кратковременно вступают в контакт друг с другом. Существенно важным для функционирования является тот физический факт, что процесс газодинамического сжатия происходит в течение значительно более короткого периода времени, чем время смешивания двух газовых потоков.
Принцип действия нагнетателя, приводимого в действие волновым давлением газа, основан на том, что волна давления на открытом конце отражается, как волна разрежения, а на закрытом конце — как волна давления; это также относится к отражению волны разрежения. Для контроля и поддержания этого
процесса отверстия каналов должны проходить через «открытые концы» и «закрытые концы», т.е. секционный ротор должен вращаться. Мощность привода используется просто для компенсации потерь в подшипниках ротора и потерь на вентиляцию и для ускорения ротора в случае внезапного увеличения нагрузки. Путем соответствующего конфигурирования тракта прохождения газа в корпусе можно обеспечить достаточно равномерное распределение температуры в роторе с целью обеспечения достаточно малых зазоров. Акустические характеристики могут быть улучшены путем соответствующего конфигурирования секций.
Диаграммы газовых потоков и состояний (рис. «Схема потоков газов и диаграмма состояний нагнетателя, использующего волновое давление газов» ) иллюстрируют процессы в базовом нагнетателе, приводимом в действие волновым давлением газа при полностью открытом дросселе и умеренной частоте вращения коленчатого вала. Энергообмен в каналах происходит со скоростью звука, и благодаря используемым принципам действия нагнетатель очень быстро реагирует на изменение потребности двигателя, причем фактическое время реакции определяется процессами наддува в воздуховодах и выпускных трубах. Скорость звука, а также физические характеристики являются функцией температуры, что означает, что они в основном зависят от величины крутящего момента двигателя, а не от частоты вращения коленчатого вала.
Нагнетатель Comprex
Если передаточное отношение между двигателем и секционным ротором постоянно, что и имеет место для приводимого при помощи ременной передачи нагнетателя, волновой процесс оптимален только в определенной рабочей точке. Для устранения этого недостатка в передней части кожухов размещают специальные «карманы», позволяющие получить высокую производительность нагнетателя и оптимальную кривую наддува в относительно широком диапазоне рабочих режимов.
Ротор нагнетателя Comprex имеет постоянную смазку, а подшипник ротора расположен со стороны подвода и отвода воздуха. Воздушный кожух изготовлен из алюминия, а для газа — кожух из материала NiResist. Ротор с осевыми ячейками изготовлен методом литья по выплавляемой модели. Давление наддува регулируется в соответствии с потребностью двигателя при помощи перепускного клапана.
Нагнетатель Нуртех
дальнейшим развитием нагнетателя Comprex является нагнетатель Нургех, который пока что не поступил в серийное производство, но рассматривается возможность его применения на автомобилях с бензиновыми двигателями малого рабочего объема. Ротор нагнетателя Нургех приводится во вращение независимым электродвигателем, благодаря чему нагнетатель может быть лучше адаптирован к рабочему состоянию двигателя.
В дополнение к другим модификациям, улучшающим пуск холодного двигателя, асимметричное расположение секций позволило улучшить акустические характеристики. Газовые карманы переменного объема позволяют повысить эффективность в нижнем диапазоне частоты вращения коленчатого вала с соответствующим увеличением давления наддува. Применение нагнетателя Нургех требует наличия современной электронной системы управления двигателем.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: