Коробка передач является своего рода посредником между силой и движением. Как агрегат трансмиссии автомобиля, она имеет такое же важное значение, как и двигатель транспортного средства. Только при правильном подборе агрегатов и их нормальном взаимодействии возможно трогание автомобиля с места, а также его движение вперед и назад. Вот о том, как устроена механическая коробка передач, мы и поговорим в этой статье.
Во время движения автомобиль сталкивается в основном с тремя различными видами сопротивления окружающей среды. Коробка передач с набором ступеней (передач) помогает преодолеть любое сопротивление движению. Сопротивление качению (рис. 1) может быть низким на асфальтированном шоссе и высоким на грунтовой дороге. Сопротивление воздуха (аэродинамическое сопротивление) (рис. 2) может быть низким при небольшой скорости движения и возрастать по мере увеличения скорости. Кроме этого, оно зависит от формы кузова автомобиля (его обтекаемости). Сопротивление движению на подъем (рис. 3) растет по мере увеличения крутизны склона, по которому проложена дорога (%). Для автомобилей промышленного назначения иногда указывается максимальный угол подъема. Для легковых автомобилей, как правило, ограничивается допустимая масса буксируемого прицепа. Сумма всех этих сил определяет необходимую мощность двигателя, способную преодолеть силы сопротивления в соответствии с текущим режимом движения автомобиля (рис. 4). В связи с этим возникла необходимость в агрегате между двигателем и ведущим мостом, который мог бы «легко приспосабливаться» к режимам движения. Такой агрегат получил название коробки передан. Современные коробки передач легковых автомобилей имеют от 3 до 9 передач переднего хода в зависимости от массы автомобиля и мощности двигателя. Для автомобилей промышленного назначения характерны от 6 до 16 передач. С чем это связано? В данном случае решающую роль играет рабочий диапазон частоты вращения коленчатого вала двигателя. Примеры рабочих диапазонов приведены на рис. 5 — 6.
Чем меньше рабочий диапазон частоты вращения, тем больше ступеней переключения должно быть в коробке передач. В идеале коробка передач должна иметь неограниченное количество ступеней или постоянно изменяющееся передаточное отношение. Эти требования реализованы в различных типах коробок передач, представленных на рынке и известных под названиями Multitronic или коробка передач CVT.
Стремление к увеличению срока службы и повышению экономичности обслуживания стало основной причиной того, что производители автомобилей сконцентрировали свои усилия на:
- Механических коробках передач с 4-6 ступенями;
- Автоматических коробках передач с 3-7 ступенями.
При ускорении автомобиля преимущество дает частота вращения коленчатого вала в диапазоне между максимальной мощностью и максимальным крутящим моментом двигателя. Однако расход топлива в этом диапазоне достаточно высок. При движении с постоянной скоростью частота вращения коленчатого вала должна быть снижена до диапазона максимального крутящего момента двигателя. Это отчетливо видно на диаграмме рис. 9 «Кривые мощности, крутящего момента и расхода топлива, а также оптимальный рабочий диапазон двигателя внутреннего сгорания» с кривыми мощности, крутящего момента и расхода топлива.
Основной задачей коробки передач является передача необходимого крутящего момента на ведущие колеса.
При трогании автомобиля с места — то есть, при переходе из неподвижного состояния в состояние движения — необходим максимальный крутящий момент на ведущих колесах в сочетании с максимально низкой частотой вращения коленчатого вала.
Это достигается за счет соответствующего изменения в коробке передач частоты вращения коленчатого вала одновременно с пропорциональным увеличением крутящего момента (не считая некоторых потерь, связанных с КПД трансмиссии).
Когда автомобиль приходит в движение, то скорость его движения при ускорении увеличивается. После достижения номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя передаточное отношение должно измениться, чтобы автомобиль мог ускоряться дальше.
В идеале коробка передач должна иметь неограниченное количество передаточных отношений (то есть работать бесступенчато), что позволило бы ей обеспечивать необходимый крутящий момент на ведущих колесах в любом режиме движения.
Частота вращения коленчатого вала
Для бензиновых двигателей внутреннего сгорания характерна частота вращения коленчатого вала от 500 до 6000 об/мин. У дизельных двигателей максимальная частота вращения может достигать 5000 об/мин.
Поршневые двигатели характеризуются двумя важными характеристиками:
- Максимальная мощность при номинальной частоте вращения, к примеру Р = 90 кВт при 6000 об/мин;
- Максимальный крутящий момент, к примеру Т= 130 Н-м при 4000 об/мин.
Спортивный вариант
Чтобы достичь максимальной скорости движения автомобиля, номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя должна передаваться на ведущие колеса через коробку передач непосредственно, с помощью прямой «самой верхней» передачи.
Экономичный вариант
Чтобы достичь максимально возможной скорости движения автомобиля при более низкой частоте вращения коленчатого вала и, следовательно, при более низком расходе топлива, «самая верхняя» ступень коробки передач должна быть выполнена как «экономичная» ускоряющая передача (рис. 10 «Коробка передач с прямой передачей и коробка передач с повышающей передачей«).
Крутящий момент
Каждый двигатель имеет предельный крутящий момент Тмакс который позволяет судить о вращательном потенциале двигателя и является основой для расчета параметров коробки передач, таких как:
- Параметры зубчатых колес;
- Жесткость корпуса;
- Размер подшипников;
- Диаметр валов.
В любом автомобиле передаточное отношение главной передачи ведущего моста является постоянной величиной (iзад мости= 2.0-6,0).
Оно зависит от полной массы автомобиля, а также мощности двигателя и номинальной частоты вращения коленчатого вала, и определяет диапазон скорости.
Крутящий момент на ведущих колесах рассчитывается следующим образом:
крутящий момент двигателя х передаточное отношение коробки передач х передаточное отношение главной передачи.
Пример:
Тдвиг =130 Нм
i кор пер = 1,0 (на самой высшей передаче)
iзад мост =3,0
Таким образом: 130 х 1,0 х 3,0 = 390 Н-м (на ведущих колесах).
Чтобы увеличить этот крутящий момент (тяговое усилие), коробка передач использует различные ступени (передачи).
Количество передач и диапазон передаточных отношений коробки передач зависят от требований, которые предъявляются к автомобилю.
Передаточные отношения
Различные ступени в коробке передач носят название передаточных отношений. Они обеспечивают, в зависимости от требований, необходимую силу тяги на низших передачах или высокую скорость на высших.
На рисунке 10 в качестве примера показана пятиступенчатая коробка передач ZF S 5-31 в вариантах с прямой и ускоряющей пятой (высшей) передачей.
Частота вращения коленчатого вала двигателя: максимум 6000 об/мин.
Максимальная скорость автомобиля: 230 км/ч.
Такую диаграмму можно построить самостоятельно, если известны следующие параметры:
- Теоретическая максимальная скорость движения;
- Максимальный крутящий момент двигателя;
- Передаточное отношение коробки передач (таблица 1 «Передаточные отношения коробки передач«);
- Количество передач.
Пример одноступенчатого передаточного отношения (рис. 11 «Передаточное отношение i = 1,875«)
i = ведомая шестерня / ведущая шестерня = Z2/Z1 ≥ 1.0
Для одноступенчатого передаточного отношения (зубчатое зацепление при двух зубчатых колесах) получается:
i = Z2/Z1 = 30/60 = 1,875
Передаточное отношение = 1,875.
Пример двухступенчатого передаточного отношения
В коробке передач для каждой передачи используется двухступенчатое передаточное отношение (рис. 12 «Передаточное отношение = 3,62«). При этом передаточное отношение рассчитывается следующим образом:
i = (Z2·Z3)/(Z1·Z4) = 30·27/16·14 = 3,616
На рисунке 13 в качестве примере показана структура зубчатых передач в четырехступенчатой коробке передач в варианте с прямой передачей. Зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении и имеют различное количество зубьев.
Зубчатые колеса с 20, 23 и 27 зубьями свободно расположены на валу отбора мощности (который называют также вторичным валом коробки передач), а зубчатые колеса с 14, 16 и 21 зубом жестко закреплены на промежуточном валу.
Зубчатая передача (4), состоящая из первичного вала с 15-зубчатым колесом и зубчатого колеса с 30 зубьями на промежуточном валу, обозначается как постоянная привода.
Передаточные отношения первой, второй и третьей передач рассчитываются следующим образом:
i1 передачи = i4 ступени · i1 ступени = 30·27/16·14 = 810/224 = 3,62
i2 передачи = i4 ступени · i1 ступени = 30·23/16·16 = 690/256 = 2,659
i3 передачи = i4 ступени · i3 ступени = 30·20/16·21 = 600/336 = 1,79
Для включения 4-й передачи первичный вал непосредственно соединяется с вторичным валом, образуя, тем самым, прямую передачу с передаточным отношением i = 1,0 (рис. 14 «Четвертая (прямая) передача с передаточным отношением i = 1,0«).
Структура пятиступенчатой коробки передач в варианте с ускоряющей передачей (при этом пятая передача может обозначаться также как «экономичная» или «повышающая») изображена на рисунке 15 «Структура зубчатых передач в пятиступенчатой коробке передач с ускоряющей высшей передачей (первый вариант)«. Дополнительная пятая зубчатая передача состоит из подвижной шестерни с 12 зубьями и неподвижной шестерни с 32 зубьями.
В соответствии с прежней формулой расчета это дает следующее передаточное отношение для пятой передачи:
i5 передачи = i4 ступени · i5 ступени = 30·12/16·32 = 360/512 = 0.70
Где передаточное отношение рассчитано «на ускорение», то есть на повышение частоты вращения вторичного вала.
Другая структура зубчатых передач пятиступенчатой коробки передач в варианте с ускоряющей передачей показана на рисунке 16а «Структура зубчатых передач в пятиступенчатой коробке передач с ускоряющей высшей передачей (второй вариант)«.
В данном случае шестерни пятой передачи расположены перед шестернями третьей передачи. При соотношении зубьев 18/20 для постоянной привода и 17/24 для пятой передачи передаточное отношение последней будет составлять 0,79.
Основное различие между этими двумя структурами коробок передач заключается в присущих им схемах переключения ступеней (рис. В1.16Ь).
Постоянно растущие требования к повышению уровня комфорта при движении в сочетании с низким расходом топлива, низким уровнем шума и содержания вредных примесей в отработавших газах требуют создания коробок передач, которые могли бы сочетаться со всей гаммой двигателей одного семейства автомобилей. По этой причине легковые автомобили все чаще оснащаются шестиступенчатыми коробками передач. Они имеют больший диапазон передаточных отношений, что позволяет им лучше использовать мощность и крутящий момент двигателя.
В свою очередь, это способствует повышению уровня комфорта при движении за счет большей плавности хода, экологической безопасности за счет более низкого расхода топлива и содержания вредных примесей в отработавших газах, а также улучшению тягового усилия на первой передаче и параметров медленного движения. Из недостатков следует назвать более дорогую конструкцию, большую массу и более низкий КПД. При этом различают три типа коробок передач:
Типы коробок передач
1-й тип. Диапазон между самой низшей и самой высшей передачами разделяется вместо пяти на шесть ступеней. Преимуществом является более тонкое различие в передаточных отношениях, благодаря чему двигатель может поддерживать оптимальную частоту вращения коленчатого вала лучше, чем при пяти передачах. При правильном переключении в нужный момент времени такая коробка передач обеспечивает отличные параметры ускорения. Напротив, возможная максимальная скорость не изменяется по сравнению с пятиступенчатой коробкой передач.
2-й тип. Шесть передач несколько смещены вверх — при сохранении передаточного отношения первой передачи. Благодаря этому помимо более тонкого различия в передаточных отношениях обеспечивается также немного более высокая максимальная скорость автомобиля.
Такую конструкцию имеет пятиступенчатая спортивная коробка передач производства Volkswagen, устанавливаемая на моделях Golf. В таблице 1.2 представлены результаты сравнительного анализа общих передаточных отношений четырех- и пятиступенчатой коробок передач. Необходимым условием для обоих вариантов коробок передач являлась одинаковая частота вращения коленчатого вала двигателя, равная 5600 об/мин, а для обоих автомобилей — использование одинаковых шин. Таблица наглядно демонстрирует более плотное расположение передач в пятиступенчатой коробке передач и максимальную скорость всего на 10 км/ч выше. Передаточные отношения на первой передаче и передаче заднего хода идентичны в обеих коробках передач.
3-й тип. Передаточные отношения первой — пятой передач сохраняются и дополняются шестой передачей. При этом шестая передача выполнена в виде «длинной» передачи с чисто ускоряющим (или повышающим) передаточным отношением. После достижения требуемой скорости движения на пятой передаче производится переключение на шестую передачу. Скорость движения сохраняется при одновременном уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
В таблице В1.3 представлены результаты сравнительного анализа передаточных отношений двух шестиступенчатых коробок передач.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: