В целях экономии места и снижения расходов на производство большинство производителей легковых автомобилей перешли от так называемой классической компоновки (переднее расположение двигателя с задними ведущими колесами, рис. 42а), к переднеприводной (рис. 42Ь и 42с) или заднемоторной (рис. 42d) компоновкам.
Такие схемы расположения силового агрегата требуют более компактных коробок передач со встроенным в них дифференциалом для уравнивания различных угловых скоростей колес. Кроме этого, их конструкция должна быть адаптирована к расположению двигателя в моторном отсеке (продольная или поперечная компоновка).
При продольной компоновке двигателя (рис. 42Ь и 42d) нужна коробка передач, оснащенная конической главной передачей для того, чтобы крутящий момент мог распределяться на оба вала привода ведущих колес, расположенных поперек коленчатого вала двигателя.
При поперечной компоновке двигателя (рис. 42с) валы привода ведущих колес располагаются параллельно его коленчатому валу. В этом случае для передачи крутящего момента требуется коробка передач, оснащенная не конической, а цилиндрической главной передачей.
На рисунках 43 — 45 изображены соответствующие типы передач различных производителей.
На рисунке 43 изображена пятиступенчатая коробка передач Porsche типа G 50/03 для модели 911 Carrera 2 с задним продольным расположением двигателя.
Важные отличительные особенности этой коробки передач:
- Четырехходовая схема переключения передач с передачей заднего хода «спереди слева»;
- Навесные пятая передача и передача заднего хода (что связано с особенностями картера коробки передач);
- Двухрядные подшипники (роликоподшипник с цилиндрическими роликами и четырехточечный шарикоподшипник) на первичном и вторичном валах коробки передач;
- «Растянутое» сцепление;
- Двухмассовый маховик.
На рисунке 44 изображена пятиступенчатая коробка передач для двигателей с передним поперечным расположением. Эта коробка передач производства Ford, называемая «МТХ 75-Transachse», имеет следующие особенности:
- Разъемный картер, состоящий из двух частей -для сцепления (1) и для коробки передач (2);
- Обе части картера закрыты с торцов для обеспечения герметичности;
- Первичный и вторичный валы коробки передач, а также оба вала привода ведущих колес установлены на конических роликоподшипниках.
На рисунке 45а показана еще одна пятиступенчатая коробка передач для двигателей с передним поперечным расположением, а именно модель F13-5 из ассортимента коробок передач Opel.
Особенностью этих коробок передач является конструкция, ориентированная на легкий ремонт. Она позволяет, в том числе, заменять сцепление без демонтажа коробки передач (рис. 45Ь). Для этого достаточно снять крышку (1) на картере сцепления и, преодолевая сопротивление пружинного фиксатора, утопить первичный вал коробки передач (2) в блок шестерен (3), выполненный в виде полого вала. Пятая передача также сделана навесной.
В основном шестерни всех современных коробок передач имеют косые зубья. Причина этого – в том, что они производят меньше шума.
Однако, при косозубом зацеплении дополнительно к радиальным нагрузкам возникают также осевые нагрузки. Именно поэтому коробки передач оснащены специальными подшипниками или комбинациями подшипников.
Широко используются, к примеру:
- Роликоподшипники (для компенсации радиальных нагрузок) в сочетании с упорными шарикоподшипниками (для компенсации осевых нагрузок). Пример: рис. 43, первичный и вторичный валы коробки передач;
- Конические роликоподшипники, которые компенсируют оба вида нагрузок, однако при этом требуют точной регулировки предварительного натяжения. Пример: рис. 44, все валы.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: