Виды регуляторов частоты вращения коленчатого вала

Виды регуляторов частоты вращения коленчатого вала

 

Постоянно растущие ограничения уров­ня эмиссии отработавших газов и требования по сниже­нию расхода топлива обусловливают раз­витие систем впрыска и особенно конст­рукции регуляторов. В соответствии с различными задачами используются ре­гуляторы перечисленных ниже видов.

  • Регулятор максимальной частоты вращения коленчатого вала. В его задачу входит ограничение максимальной частоты вращения коленчатого вала.
  • Двухрежимный регулятор. Кроме максимальной частоты вра­щения, он поддерживает также ча­стоту холостого хода. Внутри диа­пазона частот вращения коленча­того вала изменение цикловой по­дачи происходит непосредственно с помощью педали газа. Этот тип регуляторов используется преиму­щественно на автомобилях.
  • Всережимный регулятор. Ранее назывался установочным ре­гулятором. Наряду с частотой хо­лостого хода и максимальной час­тотой вращения осуществляет ре­гулирование во всем диапазоне ме­жду ними.
  • Ступенчатый регулятор — является комбинацией двух пре­дыдущих.
  • Регулятор агрегатов -используется для двигателей гене­раторных установок.

 

Механический регулятор

 

Из-за использования центробежных сил называется также центробежным регулятором. Он связан через рейку и установочный рычаг с педалью газа (рис. «Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля»).

 

Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля

рис. «Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля»

 

Регулирование впрыскивания

 

Для регулирования момента начала впрыскивания и компенсации времени, за которое волна давления топлива от ТНБД достигнет форсунки, служит меха­низм (муфта) опережения впрыскива­ния. Благодаря ему по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала ТНВД обеспечивает все более раннее на­чало нагнетания топлива.

 

Электронное регулирование работы дизеля

 

Электронное регулирование, используя методы электрических измерений и гиб­кую обработку данных, обеспечивает уп­равление такими параметрами, которые не могли контролироваться механиче­скими регуляторами. Кроме того, оно по­зволяет сочетать параметры регулирова­ния с необходимыми данными из других электронных систем и делает возмож­ным осуществление электронной диаг­ностики.

На рис. «Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля» и «Блок-схема контура электронного регулирования работы дизеля» показаны принципиаль­ные схемы регулирования с механиче­ским и электронным управлением. Де­тальное описание схем регулирования представлено далее.

 

Блок-схема контура электронного регулирования работы дизеля

рис. «Блок-схема контура электронного регулирования работы дизеля»

 

Система впрыска с электронным ре­гулированием позволяет получить следу­ющие преимущества:

  • Благодаря многообразным функ­циям и набору данных в каждой точке поля режимов работы двига­теля достигается оптимальный ра­бочий процесс:
  • Четкое разделение отдельных функций: характеристика регуля­тора и закон подачи топлива боль­ше не зависят друг от друга поэто­му возможны различные сочета­ния требуемых функций регуля­тора;
  • Расширенная обработка дополни­тельных параметров, которая при механическом регулировании не могла быть реализована (напри­мер, коррекция влияния темпера­туры топлива или независимое от нагрузки регулирование частоты холостого хода);
  • Высокая точность и постоянство регулирования за все время эксплу­атации двигателя;
  • Управление по большому числу па­раметров;
  • Расширенный круг функций: на­пример, изменение скорости авто­мобиля и всережимное регулирова­ние работы двигателя реализуются без дополнительных сложностей;
  • В сочетании с другими системами автомобиля открывается возмож­ность в будущем сделать автомо­биль еще более комфортабельным, экономичным, надежным и эколо­гически чистым;
  • Явное уменьшение габаритов ТНВД, поскольку на нем отсутству­ют механические узлы переключе­ния и коррекции;
  • Базы данных и параметров про­граммируются индивидуально, что позволяет выбрать оптимальный тип блока управления.

 

Концепция безопасности

 

Для защиты от критических режимов работы двигателя («разноса») возвратная пружина фиксирует рейку ТНВД в поло­жении нулевой подачи при нулевом сиг­нале напряжения в исполнительном ме­ханизме.

Электронное регулирование работы дизеля включает самодиагностику датчи­ков, исполнительных механизмов и мик­роконтроллеров в блоке управления. Тре­буемая безопасность обеспечивается из­быточностью получаемой информации. Система диагностики делает возможным считывание идентифицированных оши­бок тестером, а в более старых систе­мах оповещением контрольной лампой.

Система имеет большое число дубли­рующих функций. Например, если отка­зывает датчик частоты вращения колен­чатого вала, для ее оценки служит сигнал клеммы W генератора. При выходе из строя важнейших датчиков на панели приборов появляются сигналы предупре­ждения.

Дополнительно к блокирующему дей­ствию рейки ТНВД в положении «Стоп» запирается, при обесточивании, электро­магнитный клапан на линии подачи топ­лива. Этот клапан отключает подачу топ­лива и останавливает двигатель, даже ес­ли выходит из строя исполнительный ме­ханизм регулирования цикловой подачи.

 

Контур регулирования

 

Большинство параметров работы дизеля определяется величиной цикловой пода­чи топлива. Соответственно этому в бло­ке управления программируются поля характеристик для пуска, холостого хода, полной нагрузки, а также параметры ТНВД, положения педали газа и ограни­чения по дымности.

В качестве показателя цикловой пода­чи используется ход рейки ТНВД. Во время движения автомобиля могут быть задействованы характеристики механи­ческих регуляторов частоты вращения коленчатого вала серии RQ или RQV.

Через датчик положения педали газа водитель влияет на крутящий момент двигателя или частоту вращения колен­чатого вала (рис. «Электронное управление впрыском топлива»). Блок управления с учетом заложенных в него данных и ис­тинных показаний датчиков определяет требуемую величину цикловой подачи или параметр, соответствующий опреде­ленной позиции рейки ТНВД. Этот пара­метр является главной функцией регули­рования. Регулятор положения рейки ТНВД, который находится в блоке управ­ления и учитывает как реальную пози­цию рейки, так и необходимое регулиру­ющее воздействие, обеспечивает кор­ректный и быстрый сдвиг рейки на тре­буемую величину.

 

Электронное управление впрыском топлива

рис. «Электронное управление впрыском топлива»

 

При этом могут быть выбраны подле­жащие регулированию режимы: частота холостого хода, жесткое всережимное ре­гулирование в выбранном диапазоне час­тот вращения коленчатого вала (напри­мер, для обеспечения работы вспомога­тельных агрегатов) и определенная час­тота вращения для регулирования скоро­сти автомобиля.

 

Контур регулирования цикловой подачи

 

В соответствии с определенным положе­нием рейки ТНВД блок управления выда­ет электрический сигнал на исполнитель­ный механизм управления рейкой. Опре­деленная компьютером необходимая ве­личина цикловой подачи устанавливает­ся с помощью контура регулирования: блок управления выдает предварительный сигнал необходимого положения рейки и с помощью обратной связи опре­деляет ее истинное значение.

Чтобы замкнуть цепь регулирования, блок управления определяет эффектив­ную силу тока, которая необходима для этого действия, снова проводит коррек­тировку и согласовывает, таким образом, динамически требуемое и истинное поло­жения рейки.

 

Цепь регулирования начала впрыскивания

 

Рядные ТНВД с дополнительной втулкой оснащаются, кроме исполнительного механизма цикловой подачи, еще и сис­темой изменения момента начала впры­скивания (рис. «Блок-схема регулирования начала впрыскивания топлива в рядном ТНВД с дополнительной втулкой»), который также устана­вливается по замкнутой цепи регулиро­вания.

 

Блок-схема регулирования начала впрыскивания топлива в рядном ТНВД с дополнительной втулкой

рис. «Блок-схема регулирования начала впрыскивания топлива в рядном ТНВД с дополнительной втулкой»

 

Датчик подъема иглы форсунки по­сылает сигнал о действительном моменте начала впрыскивания. В соответствии с этим сигналом, а также с учетом заложен­ных данных и положения коленчатого ва­ла блок управления определяет расчетное значение истинного момента начала впрыскивания. Регулируя силу тока, блок согласует текущее и заданное значения параметров, воздействуя на исполнитель­ный механизм установки момента начала впрыскивания.

Так как исполнительный механизм действует по стабильной структурной схеме, имеется возможность отказать­ся от специальных датчиков возврата рейки.

Структурная стабильность означает, что на графике линий действия сил элек­тромагнита и возвратной пружины все­гда есть единственная точка равновесия, в которой величина подъема иглы под действием электромагнита пропорцио­нальна проходящему через форсунку по­току горючего. Таким образом замыкает­ся вся цепь регулирования.

 

Обзор регуляторов

 

Пример обозначения регуляторов пред­ставлен на типовой схеме (рис. «Электронное управление впрыском топлива»). Она ха­рактеризует существенные параметры механизма и расшифровывает отдельные элементы этих обозначений.

 

Регулятор максимальной частоты вращения (однорежимный регулятор)

 

Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения

рис. «Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения»

Регулятор максимальной частоты враще­ния ограничивает только частоту враще­ния коленчатого вала, соответствующую номинальной мощности дизеля. При пре­вышении величины (максимальной ча­стоты вращения коленчатого вала при полной нагрузке) регулятор сдвигает репку ТНВД в сторону положения «Стоп», т. е. вылет рейки становится меньшим и цик­ловая подача падает (рис. «Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения»). Повышение частоты вращения коленчатого вала и уменьшение хода рейки происходят по ли­нии А — В (рис. «Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения»). Максимальная частота вращения при нулевой нагрузке nno дости­гается тогда, когда двигатель оказывается полностью разгруженным. Разница частот nno, и nvo определяется величиной наклона характеристики регулятора (рис. 1).

 

Двухрежимный регулятор

 

В диапазоне между режимами холостого хода и полной нагрузки водитель сам с помощью педали газа устанавливает рейку ТНВД в необходимое положение, поз­воляя дизелю развивать требуемый кру­тящий момент. Двухрежимный регуля­тор обеспечивает работу дизеля в режиме холостого хода, чтобы двигатель не оста­навливался из-за предельного снижения частоты вращения коленчатого вала; кро­ме того, регулятор ограничивает макси­мальную частоту вращения. На поле ха­рактеристик регулятора (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией») видно, что холодный двигатель стартует с пуско­вой подачей (точка А). Водитель при этом нажимает на педаль газа до упора.

 

Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией

рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией»

 

Если педаль газа отпущена, рейка ТНВД возвращается обратно в положе­ние холостого хода (точка В). Частота вращения коленчатого вала в режиме хо­лостого хода за время прогрева меняется вдоль линии регулирования холостого хода до точки L. По окончании прогрева в случае повторного пуска большая вели­чина цикловой подачи уже не требуется; некоторые двигатели также могут пус­каться, если педаль газа, приводящая ры­чаг управления регулятором, отпущена.

Дополнительное устройство — пуско­вой ограничитель хода рейки ТНВД, зави­симый от температуры охлаждающей жид­кости, — может ограничивать величину пусковой подачи топлива на прогретом мо­торе, несмотря на нажатую педаль газа. Ес­ли водитель нажимает на педаль до конца, рейка выдвигается до положения макси­мальной цикловой подачи. При этом уве­личивается частота вращения коленчатого вала и по достижении значения n1 (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией») происходит коррекция величины цикло­вой подачи, точнее, ее уменьшение. Коррек­ция завершается при дальнейшем повы­шении частоты вращения до значения n2. Максимальная величина цикловой подачи при нажатой педали газа сохраняется до достижения максимальной частоты вра­щения коленчатого вала соответствую­щей полной нагрузке на двигатель. Начи­ная с этого момента, регулятор, в соответ­ствии со своей характеристикой, начинает сдвигать рейку ТНВД назад, снижая вели­чину цикловой подачи. Максимальная час­тота вращения коленчатого вала при нуле­вой нагрузке nno достигается в тот момент, когда дизель полностью разгружен. При торможении двигателем (например, при движении под уклон) частота вращения может увеличиваться и далее, при этом рейка доходит до положения, соответству­ющею перекрытию подачи топлива.

 

Всережимный регулятор

 

Всережимными регуляторами комплекту­ются дизели в специальных транспортных средствах, которые должны длительное вре­мя двигаться с постоянной скоростью или имеют дополнительный привод отбора мощности, требующий работы двигателя в установившемся режиме.

Всережимный регулятор способен ре­гулировать частоту вращения коленчатого вала на всем диапазоне работы двигателя, независимо от его нагрузки Желаемая час­тота вращения выбирается сменой положе­ния установочного рычага. Исходя из хара­ктеристик регулятора (рис.»Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV»),следует зара­нее установить следующие параметры: ци­кловую подачу при пуске двигателя, регули­рование полной нагрузки вдоль ее характе­ристики с коррекцией между значениями частоты вращения коленчатого вала n1 и n2, вплоть до коррекции вдоль линий nno-nvo, при максимальной частоте вращения в ре­жиме полной нагрузки двигателя.

 

Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV

рис. «Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV»

 

Диаграмма (рис. «Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV») демонстрирует сни­жение величины цикловой подачи топлива в рабочем диапазоне частот вращения. При этом предусматривается увеличение на­клона характеристики (т. е. более пологое ее протекание) при падении частоты враще­нии коленчатого вала. Пунктирные линии относятся к автомобилям, привод отбора мощности которых работает в нижнем ди­апазоне частот вращения. При наличии всережимного регулятора с повышением нагрузки на двигатель частота вращения падает меньше, чем в случае с более про­стыми регуляторами (исходные кривые). Это происходит благодаря большему пере­даточному отношению, реализуемому в конструкции установочною рычага.

 

Ступенчатый регулятор

 

В случае если в пределах верхних или ниж­них частот вращения, устанавливаемых всережимными регуляторами моделей RQV или RQUV, обычный наклон характе­ристики регулятора слишком велик для конкретных условий, а регулирование в среднем диапазоне не требуется, использу­ется механизм ступенчатого регулирова­ния. В нерегулируемом диапазоне при этом невозможна никакая коррекция максимального значения частоты вращения. При таком поле характеристик регулятора (рис. «Поле характеристик ступенчатого регулятора без регулирования на малых частотах») нерегулируемая ступень находится в диапазоне нижних, а регулируемая — в диапазоне верхних частот. Другой тип ре­гулятора работает в нижнем диапазоне ча­стот как всережимный, тогда как нерегу­лируемый диапазон простирается до мак­симальных частот вращения (горизон­тальные участки характеристик).

 

Поле характеристик ступенчатого регулятора без регулирования на малых частотах

рис. «Поле характеристик ступенчатого регулятора без регулирования на малых частотах»

 

В обоих случаях горизонтальные уча­стки характеристик отображают движе­ние рейки при различных положениях ус­тановочного рычага в режиме частичных нагрузок. Линии, лежащие ниже соответ­ствующих полной нагрузке, указывают на снижение величины цикловой подачи на установленных промежуточных час­тотах вращения. Конструктивно ступен­чатый регулятор отличается от всере­жимного только применением пружин другой жесткости.

 

Регулятор агрегатов

 

Поле характеристик агрегатного регулятора для электрогенератора DIN 6280

рис. «Поле характеристик агрегатного регулятора для электрогенератора DIN 6280»

Для генераторных установок предписыва­ется регулирование по D1N 6280 (см. табл. «Типы регуляторов», «Эксплуатационные параметры для различных классов исполнения», «Границы частот вращения»). С центробежными регуля­торами могут эксплуатиро­ваться агрегаты, созданные по классам 1,2 и 3. Механизмы класса 4, к которым отно­сятся также агрегаты с нулевым наклоном характеристики, как правило, управляют­ся электронными регуляторами. Поле ха­рактеристик регулятора для генераторных установок показано на рис. «Поле характеристик агрегатного регулятора для электрогенератора DIN 6280». Пока не тре­буется параллельная эксплуатация агрега­тов, допустима жесткая установка частоты вращения, т. е. возможно применение про­стого регулятора максимальной частоты вращения коленчатого вала.

 

Типы регуляторов

табл. «Типы регуляторов»

 

Эксплуатационные параметры для различных классов исполнения

табл. «Эксплуатационные параметры для различных классов исполнения»

 

Границы частот вращения

табл. «Границы частот вращения»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *