Постоянно растущие ограничения уровня эмиссии отработавших газов и требования по снижению расхода топлива обусловливают развитие систем впрыска и особенно конструкции регуляторов. В соответствии с различными задачами используются регуляторы перечисленных ниже видов.
- Регулятор максимальной частоты вращения коленчатого вала. В его задачу входит ограничение максимальной частоты вращения коленчатого вала.
- Двухрежимный регулятор. Кроме максимальной частоты вращения, он поддерживает также частоту холостого хода. Внутри диапазона частот вращения коленчатого вала изменение цикловой подачи происходит непосредственно с помощью педали газа. Этот тип регуляторов используется преимущественно на автомобилях.
- Всережимный регулятор. Ранее назывался установочным регулятором. Наряду с частотой холостого хода и максимальной частотой вращения осуществляет регулирование во всем диапазоне между ними.
- Ступенчатый регулятор — является комбинацией двух предыдущих.
- Регулятор агрегатов -используется для двигателей генераторных установок.
Механический регулятор
Из-за использования центробежных сил называется также центробежным регулятором. Он связан через рейку и установочный рычаг с педалью газа (рис. «Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля»).
Регулирование впрыскивания
Для регулирования момента начала впрыскивания и компенсации времени, за которое волна давления топлива от ТНБД достигнет форсунки, служит механизм (муфта) опережения впрыскивания. Благодаря ему по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала ТНВД обеспечивает все более раннее начало нагнетания топлива.
Электронное регулирование работы дизеля
Электронное регулирование, используя методы электрических измерений и гибкую обработку данных, обеспечивает управление такими параметрами, которые не могли контролироваться механическими регуляторами. Кроме того, оно позволяет сочетать параметры регулирования с необходимыми данными из других электронных систем и делает возможным осуществление электронной диагностики.
На рис. «Блок-схема контура механического регулирования работы дизеля» и «Блок-схема контура электронного регулирования работы дизеля» показаны принципиальные схемы регулирования с механическим и электронным управлением. Детальное описание схем регулирования представлено далее.
Система впрыска с электронным регулированием позволяет получить следующие преимущества:
- Благодаря многообразным функциям и набору данных в каждой точке поля режимов работы двигателя достигается оптимальный рабочий процесс:
- Четкое разделение отдельных функций: характеристика регулятора и закон подачи топлива больше не зависят друг от друга поэтому возможны различные сочетания требуемых функций регулятора;
- Расширенная обработка дополнительных параметров, которая при механическом регулировании не могла быть реализована (например, коррекция влияния температуры топлива или независимое от нагрузки регулирование частоты холостого хода);
- Высокая точность и постоянство регулирования за все время эксплуатации двигателя;
- Управление по большому числу параметров;
- Расширенный круг функций: например, изменение скорости автомобиля и всережимное регулирование работы двигателя реализуются без дополнительных сложностей;
- В сочетании с другими системами автомобиля открывается возможность в будущем сделать автомобиль еще более комфортабельным, экономичным, надежным и экологически чистым;
- Явное уменьшение габаритов ТНВД, поскольку на нем отсутствуют механические узлы переключения и коррекции;
- Базы данных и параметров программируются индивидуально, что позволяет выбрать оптимальный тип блока управления.
Концепция безопасности
Для защиты от критических режимов работы двигателя («разноса») возвратная пружина фиксирует рейку ТНВД в положении нулевой подачи при нулевом сигнале напряжения в исполнительном механизме.
Электронное регулирование работы дизеля включает самодиагностику датчиков, исполнительных механизмов и микроконтроллеров в блоке управления. Требуемая безопасность обеспечивается избыточностью получаемой информации. Система диагностики делает возможным считывание идентифицированных ошибок тестером, а в более старых системах оповещением контрольной лампой.
Система имеет большое число дублирующих функций. Например, если отказывает датчик частоты вращения коленчатого вала, для ее оценки служит сигнал клеммы W генератора. При выходе из строя важнейших датчиков на панели приборов появляются сигналы предупреждения.
Дополнительно к блокирующему действию рейки ТНВД в положении «Стоп» запирается, при обесточивании, электромагнитный клапан на линии подачи топлива. Этот клапан отключает подачу топлива и останавливает двигатель, даже если выходит из строя исполнительный механизм регулирования цикловой подачи.
Контур регулирования
Большинство параметров работы дизеля определяется величиной цикловой подачи топлива. Соответственно этому в блоке управления программируются поля характеристик для пуска, холостого хода, полной нагрузки, а также параметры ТНВД, положения педали газа и ограничения по дымности.
В качестве показателя цикловой подачи используется ход рейки ТНВД. Во время движения автомобиля могут быть задействованы характеристики механических регуляторов частоты вращения коленчатого вала серии RQ или RQV.
Через датчик положения педали газа водитель влияет на крутящий момент двигателя или частоту вращения коленчатого вала (рис. «Электронное управление впрыском топлива»). Блок управления с учетом заложенных в него данных и истинных показаний датчиков определяет требуемую величину цикловой подачи или параметр, соответствующий определенной позиции рейки ТНВД. Этот параметр является главной функцией регулирования. Регулятор положения рейки ТНВД, который находится в блоке управления и учитывает как реальную позицию рейки, так и необходимое регулирующее воздействие, обеспечивает корректный и быстрый сдвиг рейки на требуемую величину.
При этом могут быть выбраны подлежащие регулированию режимы: частота холостого хода, жесткое всережимное регулирование в выбранном диапазоне частот вращения коленчатого вала (например, для обеспечения работы вспомогательных агрегатов) и определенная частота вращения для регулирования скорости автомобиля.
Контур регулирования цикловой подачи
В соответствии с определенным положением рейки ТНВД блок управления выдает электрический сигнал на исполнительный механизм управления рейкой. Определенная компьютером необходимая величина цикловой подачи устанавливается с помощью контура регулирования: блок управления выдает предварительный сигнал необходимого положения рейки и с помощью обратной связи определяет ее истинное значение.
Чтобы замкнуть цепь регулирования, блок управления определяет эффективную силу тока, которая необходима для этого действия, снова проводит корректировку и согласовывает, таким образом, динамически требуемое и истинное положения рейки.
Цепь регулирования начала впрыскивания
Рядные ТНВД с дополнительной втулкой оснащаются, кроме исполнительного механизма цикловой подачи, еще и системой изменения момента начала впрыскивания (рис. «Блок-схема регулирования начала впрыскивания топлива в рядном ТНВД с дополнительной втулкой»), который также устанавливается по замкнутой цепи регулирования.
Датчик подъема иглы форсунки посылает сигнал о действительном моменте начала впрыскивания. В соответствии с этим сигналом, а также с учетом заложенных данных и положения коленчатого вала блок управления определяет расчетное значение истинного момента начала впрыскивания. Регулируя силу тока, блок согласует текущее и заданное значения параметров, воздействуя на исполнительный механизм установки момента начала впрыскивания.
Так как исполнительный механизм действует по стабильной структурной схеме, имеется возможность отказаться от специальных датчиков возврата рейки.
Структурная стабильность означает, что на графике линий действия сил электромагнита и возвратной пружины всегда есть единственная точка равновесия, в которой величина подъема иглы под действием электромагнита пропорциональна проходящему через форсунку потоку горючего. Таким образом замыкается вся цепь регулирования.
Обзор регуляторов
Пример обозначения регуляторов представлен на типовой схеме (рис. «Электронное управление впрыском топлива»). Она характеризует существенные параметры механизма и расшифровывает отдельные элементы этих обозначений.
Регулятор максимальной частоты вращения (однорежимный регулятор)
Регулятор максимальной частоты вращения ограничивает только частоту вращения коленчатого вала, соответствующую номинальной мощности дизеля. При превышении величины (максимальной частоты вращения коленчатого вала при полной нагрузке) регулятор сдвигает репку ТНВД в сторону положения «Стоп», т. е. вылет рейки становится меньшим и цикловая подача падает (рис. «Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения»). Повышение частоты вращения коленчатого вала и уменьшение хода рейки происходят по линии А — В (рис. «Поле характеристик регулятора максимальной частоты вращения»). Максимальная частота вращения при нулевой нагрузке nno достигается тогда, когда двигатель оказывается полностью разгруженным. Разница частот nno, и nvo определяется величиной наклона характеристики регулятора (рис. 1).
Двухрежимный регулятор
В диапазоне между режимами холостого хода и полной нагрузки водитель сам с помощью педали газа устанавливает рейку ТНВД в необходимое положение, позволяя дизелю развивать требуемый крутящий момент. Двухрежимный регулятор обеспечивает работу дизеля в режиме холостого хода, чтобы двигатель не останавливался из-за предельного снижения частоты вращения коленчатого вала; кроме того, регулятор ограничивает максимальную частоту вращения. На поле характеристик регулятора (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией») видно, что холодный двигатель стартует с пусковой подачей (точка А). Водитель при этом нажимает на педаль газа до упора.
Если педаль газа отпущена, рейка ТНВД возвращается обратно в положение холостого хода (точка В). Частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода за время прогрева меняется вдоль линии регулирования холостого хода до точки L. По окончании прогрева в случае повторного пуска большая величина цикловой подачи уже не требуется; некоторые двигатели также могут пускаться, если педаль газа, приводящая рычаг управления регулятором, отпущена.
Дополнительное устройство — пусковой ограничитель хода рейки ТНВД, зависимый от температуры охлаждающей жидкости, — может ограничивать величину пусковой подачи топлива на прогретом моторе, несмотря на нажатую педаль газа. Если водитель нажимает на педаль до конца, рейка выдвигается до положения максимальной цикловой подачи. При этом увеличивается частота вращения коленчатого вала и по достижении значения n1 (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора с коррекцией») происходит коррекция величины цикловой подачи, точнее, ее уменьшение. Коррекция завершается при дальнейшем повышении частоты вращения до значения n2. Максимальная величина цикловой подачи при нажатой педали газа сохраняется до достижения максимальной частоты вращения коленчатого вала соответствующей полной нагрузке на двигатель. Начиная с этого момента, регулятор, в соответствии со своей характеристикой, начинает сдвигать рейку ТНВД назад, снижая величину цикловой подачи. Максимальная частота вращения коленчатого вала при нулевой нагрузке nno достигается в тот момент, когда дизель полностью разгружен. При торможении двигателем (например, при движении под уклон) частота вращения может увеличиваться и далее, при этом рейка доходит до положения, соответствующею перекрытию подачи топлива.
Всережимный регулятор
Всережимными регуляторами комплектуются дизели в специальных транспортных средствах, которые должны длительное время двигаться с постоянной скоростью или имеют дополнительный привод отбора мощности, требующий работы двигателя в установившемся режиме.
Всережимный регулятор способен регулировать частоту вращения коленчатого вала на всем диапазоне работы двигателя, независимо от его нагрузки Желаемая частота вращения выбирается сменой положения установочного рычага. Исходя из характеристик регулятора (рис.»Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV»),следует заранее установить следующие параметры: цикловую подачу при пуске двигателя, регулирование полной нагрузки вдоль ее характеристики с коррекцией между значениями частоты вращения коленчатого вала n1 и n2, вплоть до коррекции вдоль линий nno-nvo, при максимальной частоте вращения в режиме полной нагрузки двигателя.
Диаграмма (рис. «Поле характеристик всережимного регулятора модели RQV») демонстрирует снижение величины цикловой подачи топлива в рабочем диапазоне частот вращения. При этом предусматривается увеличение наклона характеристики (т. е. более пологое ее протекание) при падении частоты вращении коленчатого вала. Пунктирные линии относятся к автомобилям, привод отбора мощности которых работает в нижнем диапазоне частот вращения. При наличии всережимного регулятора с повышением нагрузки на двигатель частота вращения падает меньше, чем в случае с более простыми регуляторами (исходные кривые). Это происходит благодаря большему передаточному отношению, реализуемому в конструкции установочною рычага.
Ступенчатый регулятор
В случае если в пределах верхних или нижних частот вращения, устанавливаемых всережимными регуляторами моделей RQV или RQUV, обычный наклон характеристики регулятора слишком велик для конкретных условий, а регулирование в среднем диапазоне не требуется, используется механизм ступенчатого регулирования. В нерегулируемом диапазоне при этом невозможна никакая коррекция максимального значения частоты вращения. При таком поле характеристик регулятора (рис. «Поле характеристик ступенчатого регулятора без регулирования на малых частотах») нерегулируемая ступень находится в диапазоне нижних, а регулируемая — в диапазоне верхних частот. Другой тип регулятора работает в нижнем диапазоне частот как всережимный, тогда как нерегулируемый диапазон простирается до максимальных частот вращения (горизонтальные участки характеристик).
В обоих случаях горизонтальные участки характеристик отображают движение рейки при различных положениях установочного рычага в режиме частичных нагрузок. Линии, лежащие ниже соответствующих полной нагрузке, указывают на снижение величины цикловой подачи на установленных промежуточных частотах вращения. Конструктивно ступенчатый регулятор отличается от всережимного только применением пружин другой жесткости.
Регулятор агрегатов
Для генераторных установок предписывается регулирование по D1N 6280 (см. табл. «Типы регуляторов», «Эксплуатационные параметры для различных классов исполнения», «Границы частот вращения»). С центробежными регуляторами могут эксплуатироваться агрегаты, созданные по классам 1,2 и 3. Механизмы класса 4, к которым относятся также агрегаты с нулевым наклоном характеристики, как правило, управляются электронными регуляторами. Поле характеристик регулятора для генераторных установок показано на рис. «Поле характеристик агрегатного регулятора для электрогенератора DIN 6280». Пока не требуется параллельная эксплуатация агрегатов, допустима жесткая установка частоты вращения, т. е. возможно применение простого регулятора максимальной частоты вращения коленчатого вала.