Принцип работы с самовоспламенением смеси подразумевает, что дизель может остановиться только при прекращении подачи топлива.
В обычных условиях распределительный ТНВД с механическим регулированием прекращает работу с помощью электромагнитного остановочного клапана. Только в особых случаях двигатель снабжается дополнительным механическим остановочным устройством.
Электромагнитный остановочный клапан (ELAB)
Электромагнитный остановочный клапан чаще всего управляется при помощи выключателя стартера и свечей накаливания, что создает водителю дополнительные удобства.
Этот клапан, перекрывающий подачу топлива, встраивается в верхнюю часть корпуса (рис. «Электромагнитный остановочный клапан (ELAB)») распределительного ТНВД. Во включенном положении выключателя стартера и свечей накаливания, т. е. при работающем двигателе, к электромагниту 4 подводится ток, якорь с уплотняющим конусом втягивается, открывается отверстие 1 подвода топлива в надплунжерное пространство. При выключении выключателя стартера и свечей накаливания катушка электромагнита 4 обесточивается, и пружина 5 сажает якорь с уплотнительным элементом в седло. Таким образом, канал подвода топлива отсекается от надплунжерного пространства, и плунжер-распределитель не может больше нагнетать топливо. В разных исполнениях электромагнит, совершая рабочий ход, может перемещать якорь с уплотняющим конусом либо к себе, либо от себя. На судовых двигателях остановочный клапан действует по принципу открытия в обесточенном состоянии. Это позволяет обеспечить работу дизеля даже при падении напряжения в бортовой сети. Кроме того, на судах, по возможности, уменьшают число электроприборов, так как длительное использование большого числа работающих электроприборов ведет к созданию сильного электромагнитного поля, вызывающего дополнительную коррозию корпуса в соленой воде.
Механическое устройство останова дизеля
Представляет собой систему рычагов (рис. «Механическое устройство останова дизеля»). Этот механизм расположен на крышке регулятора и состоит из внешнего 1 и внутреннего 5 рычагов останова. Внешний рычаг приводится в действие непосредственно водителем с помощью специальной тяги.
Под ее действием оба рычага останова вращаются вокруг общей оси, причем внутренний преодолевает действие пускового рычага 2 в механизме регулирования. Пусковой рычаг поворачивается вокруг оси M2, и сдвигает регулирующую втулку 3 в сторону положения «Стоп» Управляющее отверстие 7 плунжера-распределителя перемещается в положение прекращения подачи топлива.
Останов дизеля при электронном управлении
При электронном управлении дизель останавливается исполнительным механизмом управления цикловой подачей. Отдельный электромагнитный остановочный клапан служит только для повышения надежности отключения при возможных дефектах исполнительного механизма.