Требования к системам впрыска дизельного топлива постоянно растут. Более высокие давления впрыскивания, повышенные скорости срабатывания форсунок и гибкое адаптирование процесса к условиям эксплуатации автомобиля делают дизель мощным, экономичным и малотоксичным.
Кроме того, система впрыска все больше интегрируется в общую электронную систему управления автомобилем. Это позволило начать использование дизелей на автомобилях высшего класса.
Одной из таких высокоразвитых систем впрыска является аккумуляторная система Common Rail, главным преимуществом которой является широкий диапазон изменений давления топлива и момента начала впрыскивания. Все это реализуется путем разделения процессов создания давления и обеспечения впрыскивания.
Применение системы Common Rail
Аккумуляторная система Common Rail используется на дизелях с непосредственным впрыском топлива в следующих случаях:
- Легковые автомобили: широкая гамма двигателей — от трехцилиндровых (800 см3, 30 кВт (41 л.с.), 100 Н·м) до восьмицилиндровых (3900 см3, 108 кВт (245 л. с.), 560 Н·м);
- Легкие грузовые автомобили: двигатели мощностью до 30 кВт на цилиндр;
- Тяжелые грузовые автомобили, тепловозы и суда: двигатели мощностью до 200 кВт на цилиндр.
Эта система позволяет обеспечить более широкие, в отличие от вариантов с механическим приводом ТНВД, требования по впрыску топлива, а именно:
- Расширенные границы применяемости;
- Повышенное давление впрыскивания (до 1600 бар);
- Изменяемый момент начала впрыскивания;
- Обеспечение предварительного и дополнительного впрыскивания (даже очень позднего);
- Регулирование давления впрыскивания (230-1600 бар) в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Вместе с тем, аккумуляторная система создает важнейшие предпосылки для повышения удельной мощности, снижения расхода топлива, а также для уменьшения уровнен шума и эмиссии отработавших газов.
Конструкция системы Common Rail
Аккумуляторная система Common Rail включает в себя (рис. «Принципиальная схема управления работой дизеля с аккумуляторной системой впрыска Common Rail»):
- Контур низкого давления, а также агрегаты подачи топлива;
- Контур высокого давления, включая ТНВД, топливный аккумулятор высокого давления, форсунки и магистрали высокого давления;
- Система электронного регулирования работы дизеля, датчики управления и исполнительные механизмы;
- Системы подачи воздуха и отвода отработавших газов.
Важнейшим элементом аккумуляторной системы впрыска является форсунка с быстродействующим электромагнитным клапаном. Он открывает и закрывает распылитель, регулируя процесс впрыскивания топлива в каждом цилиндре R отличие от прочих систем впрыска с управлением электромагнитными клапанами, в аккумуляторной системе Common Rail впрыскивание топлива в камеру сгорания происходит при открытом электромагнитном клапане.
Все форсунки подсоединены к топливному аккумулятору высокого давления, отсюда и название системы. Ее модульное исполнение облегчает адаптацию к конкретному двигателю.
Принцип действия системы Common Rail
Действие аккумуляторной системы впрыска топлива основано на том, что процессы создания высокого давления и обеспечения впрыскивания разделены. Система электронного регулирования работы дизеля раздельно управляет работой всех узлов.
Создание высокого давления
Непрерывно работающий ТНВД с приводом от дизеля создает потребное давление впрыскивания, обеспечивая некую постоянную величину давления в топливном аккумуляторе, независимо от частоты вращения коленчатого вала и расхода топлива. Это означает, что ТНВД работает в постоянном режиме, с меньшими пиками крутящего момента и меньшей пиковой производительностью, чем в традиционных системах впрыска. Соответственно, его размеры также могут быть существенно компактнее.
Регулирование давления происходит с помощью клапана регулирования давления и/или управлением на входе в ТНВД. Находящееся в аккумуляторе высокого давления топливо подготовлено к впрыскиванию.
Впрыскивание
Топливо из аккумулятора по коротким магистралям высокого давления поступает к форсункам, которые впрыскивают его непосредственно в камеры сгорания цилиндров двигателя. Каждая форсунка состоит в основном из распылителя и быстродействующего электромагнитного клапана, который управляет распылителем через механический привод. Электромагнитные клапаны приводятся в действие сигналами от блока управления работой дизеля.
Количество впрыскиваемого топлива при постоянном давлении в топливном аккумуляторе пропорционально времени включения электромагнитного клапана и не зависит при этом от частоты вращения коленчатого вала двигателя или частоты вращения вала ТНВД (регулирование впрыскивания по времени).
Управление и регулирование
Блок управления работой дизеля учитывает с помощью датчиков положение педали газа и конкретные параметры эксплуатации автомобиля. К ним относятся среди прочих:
- Угол поворота коленчатого вала;
- Частота вращения распределительного вала;
- Давление в топливном аккумуляторе;
- Давление воздуха во впускном трубопроводе;
- Температура воздуха на впуске, топлива и охлаждающей жидкости;
- Расход воздуха;
- Скорость движения автомобиля и т. д.
Блок управления обрабатывает входящие сигналы и за короткое время генерирует сигналы управления для ТНВД, форсунок и других исполнительных механизмов, таких, как турбонагнетатель или клапан рециркуляции отработавших газов.
Требуемое быстрое действие включения форсунок достигается благодари оптимизации работы электромагнитных клапанов и особой системы регулирования.
Система «угол — время» сравнивает временной момент впрыскивания с показаниями датчиков положения коленчатого и распределительного валов во время работы двигателя (управление по времени). Система электронного регулирования работы дизеля подразумевает строгую дозировку впрыскивания. Кроме того, она предоставляет возможность для широкого использования дополнительных функций, которые улучшают параметры движения автомобиля.
Основная функция системы электронного регулирования
Основной функцией системы электронного регулирования является управление впрыскиванием дизельного топлива в нужный момент в необходимом количестве и с необходимым давлением, что обеспечивает умеренный расход топлива и малый уровень шума работы дизеля.
Дополнительные функции системы электронного регулирования
Дополнительные управляющие и регулирующие функции системы электронного регулирования предназначены для уменьшения уровня эмиссии отработавших газов и расхода топлива или повышения комфорта и безопасности движения, например:
- Регулирование рециркуляции отработавших газов;
- Регулирование давления наддува;
- Регулирование скорости автомобиля;
- Электронная защита от угона и т. д.
Интеграция системы электронного регулирования в общую систему управления автомобилем открывает ряд новых возможностей (например, обмен данными с системами управления автоматической коробкой передач или кондиционером).
Система диагностики подразумевает использование собранных и систематизированных данных при диагностике неисправностей автомобиля.
Конфигурация блоков управления
Так как стандартный блок управления работой дизеля имеет шесть каскадов управления форсунками, для дизелей с большим числом цилиндров предусматривается установка двух блоков управления. Они соединяются в группу «ведущий — ведомый» через внутреннюю шину, благодаря чему увеличивается мощность микроконтроллеров. Некоторые функции исполняются лишь определенным блоком управления (например, управление коррекцией величины цикловой подачи), другие могут гибко перераспределяться между блоками (например, опрос датчиков).
Системы рециркуляции и очистки отработавших газов
Управление рециркуляцией отработавших газов
Легковые автомобили
Рециркуляция отработавших газов является эффективным средством для уменьшения уровня выбросов NOx в отработавших газов. Часть отработавших газов через перепускной клапан направляйся во впускной тракт, причем их охлаждение предоставляет дополнительные преимущества. Для дизелей легковых автомобилей, где рециркуляция отработавших газов допускается в нижней части диапазона нагрузок, этот способ используется давно.
Грузовые автомобили
Дизели грузовых автомобилей сегодня в большинстве своем оснащаются турбонагнетателями. При высокой нагрузке у этих двигателей, как правило, отсутствует перепад давлений между выпускным трактом перед турбиной и впускным трубопроводом после нагнетателя. Так как на грузовых автомобилях система рециркуляции подает охлажденные отработавшие газы во впускной тракт и в верхней части диапазона нагрузок, необходимо применять дополнительные механизмы, например, турбонагнетатель с изменяемой геометрией, регулируемый сопловый аппарат или предохранительный клапан.
Очистка отработавших газов
Это очистка отработавших газов становится весьма актуальной для соответствия все более ожесточающимся требованиям по параметрам отработавших газов относится прежде всего к легковым и тяжелым грузовым автомобилям. Многие системы еще разрабатываются, и остается открытым вопрос, какие из них будут применяться. Повсеместно используется, как правило высокая эластичность системы впрыска. Аккумуляторная система питания дизеля в этом смысле предоставляет особенно много возможностей:
- Дизельный окислительный нейтрализатор уменьшает прежде всего эмиссию углеводородов (СН) и оксида углерода (СО), а также частично летучих углеводородных фракций;
- Различные фильтры частиц задерживают сажевые частицы в отработавших газов (например, существует система фильтрации частиц с непрерывным регенерированием);
- Каталитический нейтрализатор уменьшает содержание NOx. В настоящее время этот агрегат адаптируется для применения на дизелях легковых автомобилей;
- Селективный нейтрализатор уменьшает содержание NOx с помощью аммиака. Последний выделяется в гидролиз-катализаторе (или водородном катализаторе) из мочевины, являющейся средством снижения токсичности. В новых системах водородный и селективный нейтрализаторы объединены в единый блок.
В комбинированных системах (называемых также четырехкомпонентными системами) объединено несколько различных агрегатов, позволяющих одновременно уменьшить эмиссию NOx, СН и СО, а также частиц сажи. Эти системы, однако, требуют очень точного управления работой дизеля.
Системная схема для легкового автомобиля
На рис. «Аккумуляторная система впрыска для легковых автомобилей» показаны все агрегаты аккумуляторной системы впрыска, установленной на восьмицилиндровом дизеле легкового автомобиля в полной комплектации. В зависимости от типа автомобиля и вида использования некоторые узлы не применяются.
Двигатель, его система управления и агрегаты высокого давления 16. ТНВД 23. Блок управления работой дизеля (ведущий) 24. Блок управления работой дизеля (ведомый) 25. Топливный аккумулятор высокого давления 26. Датчик давления в аккумуляторе 27. Форсунка 28. Штифтовая свеча накаливания 29. Дизель М — крутящий моментА — Датчики и исполнительные механизмы 1. Датчик положения педали газа 2. Датчик-выключатель сцепления 3. Контакты тормозов 4. Устанавливающий элемент регулятора скорости автомобиля 5. Выключатель стартера и свечей накаливания 6. Датчик скорости автомобиля 7. Датчик частоты вращения коленчатого вала 8. Датчик температуры охлаждающей жидкости 9. Датчик температуры воздуха на впуске 10. Датчик давления воздуха во впускном трубопроводе 11. Пленочный измеритель массового расхода воздуха В — Панель приборов Шина CAN (серийный интерфейс на автомобиле! |
С — Снабжение топливом (контур низкого давления) 17. Топливный фильтр с клапаном перетока 18. Топливный бак с фильтром грубой очистки и топливо подкачивающим насосом 19. Датчик уровня топливаD — Дополнительные системы 20. Дополнительное дозирование 21. Дополнительный контрольно-управляющий прибор 22. Дополнительный бак Е — Снабжение воздухом F — Очистка отработавших газов |
Чтобы иметь наглядное представление о системе, датчики и исполнительные механизмы (А) конструктивно на схеме не представлены. Исключение составляют датчики и оборудование для очистки отработавших газов (F) и датчик давления топлива в аккумуляторе, так как их конструктивное расположение необходимо указать для понимания работы всей схемы.
Через шину CAN в блоке «Панель приборов» (В) возможен обмен данными с самым различными блоками, такими как:
- Стартер;
- Генератор;
- Электронная противоугонная система;
- Управление автоматической коробкой передач;
- Управление противобуксовочной системой;
- Программатор электронной стабилизации.
Панель 12 приборов и панель 13 управления кондиционером также могут быть подключены к шине CAN. Для очистки отработавших газов может использоваться одна из трех комбинированных систем (а, b или с).
Системная схема для грузового автомобиля
На рис. «Аккумуляторная система впрыска для грузовых автомобилей» показаны все агрегаты аккумуляторной системы впрыска, установленной на шестицилиндровом дизеле грузового автомобиля в полной комплектации. К зависимости от типа автомобиля и вида использования некоторые узлы не применяются.
Двигатель, его система управления и агрегаты контура высокого давления 22. ТНВД 29. Блок управления работой дизеля (ведущий) 30. Топливный аккумулятор высокого давления 31. Датчик давления топлива в аккумуляторе 32. Форсунка 33. Реле 34. Дополнительные агрегаты (например, тормоз замедлитель, заслонка моторного тормоза, стартер, вентилятор) 35. Дизель 36. Штифтовая свеча накаливания (альтернатива сетке накаливания) М — крутящий моментА — Датчики и исполнительные механизмы 1. Датчик положения педали газа 2. Датчик выключения сцепления 3. Контакты тормозов 4. Контакт моторного тормоза 5. Контакт стояночного тормоза 6. Переключатель условий (например, регулятора скорости автомобиля, двухрежимного регулятора, понижения частоты вращения или крутящего момента) 7. Выключатель стартера и свечей накаливания 8. Датчик частоты вращения вала турбокомпрессора 9. Индуктивный датчик частоты вращения коленчатого воле 10. Датчик частоты вращения распределительного вала 11. Датчик температуры топлива 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости 13. Датчик температуры нагнетаемого воздуха 14. Датчик давления воздуха во впускном трубопроводе 15. Датчик расхода воздуха 16. Датчик перепада давлений на воздушном фильтре
В — Панель приборов |
С — Снабжение топливом (контур низкого давления) 23. Топливоподкачивающий насос 24. Топливный фильтр с датчиками давления и уровня воды в водосборнике 25. Радиатор блока управления 26. Топливный бак с фильтром грубой очистки 27. Датчик ограничения давления 28. Датчик уровня топливаD — Снабжение воздухом 37. Охладитель рециркулирующих отработавших газов 38. Регулировочная заслонка
Е — Очистка отработавших газов |
Чтобы иметь наглядное представление, датчики и исполнительные механизмы (А) конструктивно не представлены. Исключение составляют датчики и оборудование для очистки отработавших газов (F) и датчик давления топлива в аккумуляторе, так как их конструктивное расположение необходимо указать для понимания работы всей схемы.
Через шину CAN в блоке «Панель приборов» (В) возможен обмен данными с различными блоками (например, управлением автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой, программой стабилизации, датчиком качества масла, тахографом, состоянием радара, управлением автомобиля, координацией управления торможением, управлением заслонками — до 30 приборов). Через шину CAN могут быть подсоединены также генератор 18 и компрессор кондиционера 17. Для очистки отработавших газов может быть использована одна из трех систем (а, Ь или с).