Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются единые, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положений автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние противотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.
По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оставаться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепления для других участников дорожного движения.
Указатели поворотов и система аварийной сигнализации
Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомобилей с тремя и более колесами. Фонари указателей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.
Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри автомобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.
Частота мигания равна 90±30 циклам в минуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.
В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при остановке автомобиля. Обязательно использование светового индикатора работы системы.
Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей поворота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).
Требования к конструкции световой сигнализации
Требования к конструкции световой сигнализации в Европе изложены в Правилах ЕСЕ R6, R7, R23, R38 и R87, а требования к установке — в Правилах ЕСЕ R48 (рис. «Расположение передних указателей поворотов«, «Расположение задних указателей поворотов» и «Расположение боковых указателей поворотов«).
В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предписанием FMVSS 108. Требования к конструкции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.
Аварийная сигнализация и указатели поворотов у автомобилей без прицепа
Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содержит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для изменения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.
Аварийная сигнализация и указатели поворотов у автомобилей с прицепом
Этот тип аварийной сигнализации и указателей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управления работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.
Односхемный блок контроля
Тягач и прицеп оборудуются общим односхемным блоком контроля, служащим для включения двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.
Двухсхемный блок контроля
Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализируется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.
Задние и габаритные фонари
Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомобилях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фонари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомобилей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомобили) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.
В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.
Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.
Габаритные фонари
У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габаритных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.
Боковые габаритные фонари
Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габаритные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).
Боковые габаритные фонари SM1 могут использоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут использоваться только на легковых автомобилях.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.
Задние отражатели
Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних отражателя (один на мопедах и мотоциклах).
Разрешаются дополнительные отражательные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуемого осветительно-сигнального оборудования.
На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть установлено два бесцветных не треугольных передних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.
На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.
На всех прицепах должно быть два красных треугольных задних отражателя. Нанесение их на автомобили запрещено.
Внутри треугольников не должно быть ламп.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.
Стояночные фонари
Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращенных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он используется как единый прибор совместно с указателем поворота.
Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не включены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габаритные фонари.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.
Лампы освещения номерного знака
Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читаемым ночью на расстоянии 25 м.
По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м2. Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.
Как альтернатива лампе подсветки номерного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.
Стоп-сигналы
Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).
Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.
Стоп-сигнал категории S3 (высокорасположенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с другими лампами.
В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.
Задние противотуманные фонари
Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 предписывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых автомобилей. Расстояние между задним противотуманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).
Видимая освещенная зона вдоль эталонной оси не должна превышать 140 см2. Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и передними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.
Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимости из-за тумана до <50 м, так как они дают большую силу света, и в нормальную погоду могут серьезно ослепить движущихся сзади водителей. Индикаторная лампа должна быть желтой.
Фонарь заднего хода
Согласно ЕСЕ R48, разрешается использовать один или два белых фонаря заднего хода (рис. «Расположение фонарей заднего хода» ). Цепь питания должна быть разработана с таким расчетом, чтобы обеспечивать работу фонаря только с включенными передачей заднего хода и зажиганием.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J593c, февраль 1968.
Дневные ходовые огни
Правила ЕСЕ R87 регламентируют установку дневных ходовых огней на автомобилях в Европе (рис. «Расположение дневных ходовых огней» ). Их использование или использование фар ближнего света для движения в дневное время предписано в отдельных странах (по состоянию на 2009 год это: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Испания (вне населенных пунктов) и Италия (вне населенных пунктов)).
По состоянию на февраль 2011 года наличие дневных ходовых огней согласно ЕСЕ R87, необходимо для легковых автомобилей, а ориентировочно с 2012 года их наличие будет необходимо и для автомобилей других классов (рис. «Фары и лампы в передней части автомобиля» ). Это постановление заменит собой национальные предписания.
Передние поворотные фары
В передней части автомобиля разрешается устанавливать две поворотных фары, излучающие свет на угол не менее 60°. Они используются при поворотах со скоростью не более 40 км/ч для более оптимального освещения дорог (примыкающих дорог или въездов в гаражи), которые обычно недостаточно освещаются стандартными фарами. Передние поворотные фары включаются с помощью рычажка управления указателями поворотов или при повороте рулевого колеса.
Передние поворотные фары обычно дают такое же распределение света, как и статичные поворотные фары. Однако условия включения различаются. И для передних поворотных фар, и для статичных поворотных фар используется по большей части один и тот же отражатель.
В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J852, апрель 2001.
Опознавательные огни
Согласно ЕСЕ R65, опознавательные огни должны быть видны из любого направления и создавать впечатление мигания. Частота мигания составляет 2-5 Гц. Опознавательные огни синего цвета предназначены для установки на автомобили специального назначения. Огни желтого цвета устанавливаются для предупреждения об опасности.
Варианты конструкций фонарей
Цвет фонаря
В зависимости от сферы применения (например, фонари стоп-сигнала, указателей поворотов, предупреждения о тумане), автомобильные приборы освещения должны излучать свет постоянной цветовой характеристики в красном или желтом цветовом диапазоне стандартной цветовой шкалы. Эти цвета определяются конкретными диапазонами стандартизированной цветовой шкалы (положение цвета).
Так как белый цвет образуется смешиванием различных цветов, цветные светофильтры могут применяться для ослабления или полного фильтрования светоизлучения в нежелательных диапазонах цветового спектра. Роль цветного светофильтра могут выполнять либо подкрашенные отражатели приборов освещения, либо цветовые покрытия, наносимые на стеклянные плафоны этих приборов.
Для проектирования рассеивателей фар можно также использовать технологию фильтрации, чтобы при выключении фары цвет совпадал с цветом автомобиля. Тем не менее, существующие правила выполняются, когда лампа включена. Расположение цветов изложено в нормативной документации ЕС/ ЕЭК. Они соответствуют длине волны около 592 нм для «желто-оранжевых» указателей поворота, и примерно 625 нм для «красных» стоп-сигналов и задних фонарей.
Сила света фонарей
По разным осям сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оставаться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепления для других участников дорожного движения. Та же базовая пропорция («унифицированный рисунок пространственного распределения света») используется для большинства ламп. Уровни силы света по бокам, выше и ниже главной оси могут быть меньшими, чем вдоль самой оси (рис. «Измерительный экран для проверки фонарей» ). Однако эти значения могут отличаться от базового в зависимости от монтажной высоты или у особых фар (например, фар для дневных ходовых огней).
Фонари на основе линз Френеля
Свет от лампы проецируется прямо на рассеиватель, использующий линзы Френеля для формирования луча нужным образом (рис. «Фонарь на основе линз Френеля» ). Эта концепция является очень экономически выгодным решением — не требуется поверхность, получаемая при осаждении паровой фазы. Недостатками являются низкая эффективность и ограниченные возможности в плане дизайна автомобиля.
Фонари на основе рефлекторной оптики
Лампы с приблизительно параболическими отражателями или ступенчатыми отражателями направляют свет от лампы в виде осевого луча и формируют луч с помощью оптических элементов в рассеивателе (рис. «Фонарь на основе рефлекторной оптики» ).
В фонарях с отражателями произвольной формы нужный спектр луча и световой рисунок, полностью или частично, получаются путем направления света с помощью отражателя. Поэтому внешний рассеиватель может быть выполнен в виде прозрачной линзы, либо дополнен цилиндрическими линзами в горизонтальном или вертикальном направлении.
Также успешно применяются конструкции, сочетающие оба эти принципа. Принцип фонаря произвольной формы с линзой Френеля сочетает отличную световую отдачу с целым рядом возможных вариантов дизайна. В основном световой пучок формируется отражателем. Затем с помощью оптической линзы Френеля луч света изменяет направление в целях получения необходимой проекции (рис. «Фонарь произвольной формы с линзой Френеля» ).
В современных автомобилях используются в основном фонари с отражателями произвольной формы. Эти фонари дают наилучшие возможности адаптации к форме кузова и, следовательно, к доступному структурному пространству, и в то же время выдерживают требования к дизайну.
Фонари со светодиодами
Светодиоды (LED) все чаще используются в качестве источников света в фонарях. Светодиоды уже несколько лет используются в дополнительных стоп-сигналах. Здесь ключевым фактором является свобода в плане дизайна- возможность компактного исполнения с несколькими источниками света (рис. «Светодиодная фара с линзой Френеля» и «Светодиодный фонарь» ). Кроме того, светодиоды в стоп-сигналах – это, дополнительная безопасность. Светодиод достигает максимальной светоотдачи менее чем за 1 мс, в то время как лампам накаливания требуется 200 мс для достижения номинального светового потока. Это означает, что светодиоды излучают сигнал торможения быстрее, что в свою очередь сокращает время реакции.
Благодаря своей более высокой эффективности в плане светового потока, яркости, термохарактеристик и механической конструкции светодиоды можно также использовать в областях с повышенными требованиями к освещению.
Что касается использования светодиодов в автомобильных фонарях, то они фундаментально отличаются от ламп накаливания и галогенных ламп тем, что не могут работать непосредственно от электрооборудования автомобиля. Им требуется определенное напряжение, которое, в зависимости от материала полупроводника, варьируется от 2,2 до 3,6 В, и определенный ток, регулирующий силу света. Для активации функций с низкими фотометрическими требованиями можно использовать решения на базе резисторов. В большинстве областей применения требуются линейные контроллеры или преобразователи постоянного тока. Электронику можно либо интегрировать в лампу, либо реализовать в самостоятельном ЭБУ, монтируемом на лампу или где-то в автомобиле.
Фонари с оптоволоконной технологией
С помощью оптических волноводов источник света можно отделить от точки его излучения. Чтобы получить нужный световой рисунок, требуются специальные пускатели лучей в оптических волноводах или оптически активные элементы на оптическом волноводе или перед ним. В качестве источников света можно использовать лампы накаливания, но их недостатком является высокий уровень инфракрасного излучения. Это вызывает необходимость использования термостойких материалов, таких как стекло и тепловые экраны. При использовании светодиодов, как «холодных» источников света, можно направлять свет непосредственно в прозрачный пластик, такой как поликарбонат (PC) или полиметилметакрилат (РММА). Лампы с оптоволоконной технологией используются в основном для создания элементов дизайна- узких полос или тонких колец (рис. «Фонарь на базе оптоволоконной технологии» ).
Системы адаптивного заднего освещения
До сих пор функции заднего освещения выполнялись с одноуровневым контуром. В зависимости от версии и конструкции получалась фиксированная сила света, которая должна была находиться в установленных правилами пределах для гарантирования минимальной видимости.
Большое количество датчиков (яркости, загрязнения, видимости, влажности и т.д.) означает, что автомобиль сегодня способен более точно узнавать параметры окружающей среды и условия освещения. Для достижения оптимальной видимости (например, достаточной силы света без излишнего ослепления) органы заднего освещения будут способны варьировать силу излучаемого света в зависимости от окружающих условий, обнаруженных вокруг автомобиля. Например, стоп-сигнал будет работать в яркий солнечный день с большой силой света, а ночью — с меньшей, чтобы обеспечить оптимальное обнаружение и распределение действий водителя (рис. «Допустимая сила света для адаптивных задних фонарей» ).
Освещение для удобства
Все чаще устанавливаются лампы, используемые у припаркованного автомобиля. Типичные области применения — подсветка зон в непосредственной близи от дверных проемов при открывании и закрывании дверей, лампы, обрисовывающие контуры автомобиля в нижней части кузова, и лампы, подсветки дверных ручек.
Функции, комбинирующие такие лампы с габаритными огнями и противотуманными фарами, получили название «проводи домой». Они активируются, к примеру, при отпирании дверей.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: