Важным качеством современного дизельного двигателя является его способность запускаться в холодном состоянии. Свеча накаливания, это деталь в дизельном двигателе, участвующая в предпусковом подогревателе двигателя. В отличие от свечей зажигания, она не дает искру, а представляет собой обычный электронагревательный элемент. Вот о том, какой бывает свеча накаливания в дизельном двигателе, мы и поговорим в этой статье.
Дизельные двигатели с горячими предкамерами и вихрекамерами, и с системами прямого впрыска топлива самопроизвольно запускаются при температурах наружного воздуха 0 °С. Здесь температура самопроизвольного воспламенения дизельного топлива, составляющая 250 °С, достигается при скорости вращения коленчатого вала, обеспечиваемой стартером. Для запуска дизельных двигателей с холодными предкамерами и вихрекамерами при температурах наружного воздуха <40 °С или <20 °С и для двигателей с прямым впрыском топлива при температуре ниже 0 °С требуется применение вспомогательных пусковых устройств.
Система предпускового подогрева дизельного двигателя
Систему предпускового подогрева устанавливаются как на легковых, так и на коммерческих автомобилях. Система предпускового подогрева в основном состоит из свечей накаливания с нагревательным элементом в оболочке (GLP), блока управления и программного обеспечения в системе управления двигателем. В обычных системах предпускового подогрева используются свечи накаливания с номинальным напряжением 11 В, на которые подается питание от электрической системы автомобиля. В новых низковольтных системах предпускового подогрева используются свечи накаливания с номинальным напряжением менее 11 В, тепло-производительность которых адаптируется к двигателю электронным блоком управления свечами накаливания.
На дизельных двигателях с предкамерой и вихрекамерой (IDI) свеча накаливания вставлена во вторичную камеру сгорания, в то время как на двигателях с прямым впрыском топлива она вставлена в главную камеру сгорания цилиндра двигателя.
Проходя мимо наконечника свечи накаливания, топливовоздушная смесь нагревается. Температура воспламенения достигается за счет совместного действия свечей накаливания и нагрева всасываемого воздуха во время такта сжатия.
На дизельных двигателях с рабочим объемом более 1 л/цилиндр (коммерческие автомобили) вместо систем предпускового подогрева обычно используются пламенные подогреватели.
Фазы предпускового подогрева дизельного двигателя
- Предварительный нагрев: свечи накаливания нагреваются до рабочей температуры.
- Прогрев двигателя: для пуска двигателя система предпускового подогрева поддерживает требуемую температуру свечей накаливания в течение определенного периода времени.
- Вспомогательный нагрев: работа свечей накаливания во время прогрева двигателя.
- Фаза после пускового нагрева: начинается после выключения стартера.
- Промежуточный нагрев: после охлаждения двигателя во время движения накатом или во время регенерации сажевого фильтра.
Обычная система предпускового подогрева дизельного двигателя
Обычная система предпускового подогрева включает свечи накаливания с номинальным напряжением 11 В, релейный блок управления и модуль управления предпусковым подогревом, встроенный в блок управления двигателем.
Программа предпускового подогрева в EDC (электронная система управления дизельным двигателем) включает и выключает свечи накаливания в соответствии с положением выключателя предпускового подогрева и параметрами, хранящимися в памяти блока управления. Блок управления свечами накаливания через реле подает на свечи накаливания напряжение бортовой электрической системы автомобиля во время фаз предварительного нагрева, прогрева, пуска двигателя и после пускового нагрева. Номинальное напряжение свечи накаливания с нагревательным элементом в оболочке составляет 11 В. Ее тепло- производительность зависит от напряжения питания и сопротивления свечи, которое, в свою очередь, зависит от температуры (свеча имеет положительный температурный коэффициент). Таким образом, свеча накаливания обладает свойством саморегулирования. В сочетании с функцией зависимого от нагрузки двигателя отключения, заложенной в программу, это позволяет предотвратить тепловую перегрузку свечей накаливания.
Свеча накаливания с нагревательным элементом в оболочке
Основной частью свечи накаливания с нагревательным элементом в оболочке является электронагревательный элемент (см. рис. «Свеча накаливания GLP2 с нагревательным элементом в оболочке» ). Трубчатый нагревательный элемент состоит из жаро- и коррозионностойкой оболочки, в которой заключена нить накаливания, окруженная спрессованным порошковым оксидом магния. Эта нить состоит из двух последовательно соединенные резисторов — нагревательной нити, заключенной в наконечнике оболочки, и регулирующей нити.
В то время как электрическое сопротивление нагревательной нити не зависит от температуры, регулирующая нить имеет положительный температурный коэффициент сопротивления. В свечах накаливания последнего поколения (типа GLP2) зависимость сопротивления от температуры еще более крутая, чем в свечах старой конструкции (типа S-RSK). Поэтому свечи накаливания типа GLP2 быстрее достигают температуры, требуемой для воспламенения дизельного топлива (850 °С за 4 секунды), а также имеют более низкую температуру в установившемся состоянии (см. рис. «Сравнение характеристик нагрева различных свечей накаливания» ). Это означает, что температура поддерживается ниже критического для свечи накаливания уровня.
Эти свечи накаливания могут продолжать работать до трех минут после запуска двигателя. Эта функция после пускового нагрева обеспечивает более эффективный прогрев холодного двигателя со значительно меньшим уровнем шума и количеством выбросов.
Нагревательная нить вварена в колпачок оболочки для заземления. Регулирующая нить присоединена к выводной шпильке для подключения к электрической системе автомобиля.
При подаче напряжения на свечу накаливания основная часть электроэнергии первоначально преобразуется в тепло; температура наконечника свечи накаливания резко возрастает. Температура регулирующей нити, а также ее сопротивление возрастают с определенной временной задержкой. Потребляемый свечой накаливания ток и, следовательно, ее теплопроизводительность снижаются, и температура приближается к температуре стабильного состояния.
Низковольтная система предпускового подогрева
Низковольтная система предпускового подогрева содержит:
- Низковольтные свечи накаливания с керамической оболочкой или с металлической оболочкой. Номинальное напряжение этих свечей накаливания составляет менее 11 В;
- Электронный блок управления свечами накаливания;
- Программный модуль управления функцией нагрева, встроенный в блок управления двигателем.
В целях как можно более быстрого достижения температуры, требуемой для пуска двигателя, на свечи накаливания перед пуском кратковременно подается повышенное напряжение. Затем, в начале фазы прогрева напряжение снижается до номинального значения.
Во время пуска напряжение снова повышается с целью компенсации охлаждения свечей накаливания холодным всасываемым воздухом. Это также возможно на стадиях после пускового и промежуточного нагрева. Значение требуемого напряжения берется из таблицы характеристик, адаптированной к каждому двигателю. Таблица характеристик содержит такие параметры как частота вращения коленчатого вала, количество впрыскиваемого топлива, время после выключения стартера и температура охлаждающей жидкости.
Такое программное управление свечами накаливания позволяет предотвратить их тепловую перегрузку при любых условиях работы двигателя. В систему EDC также заложена функция защиты свечей накаливания от перегрева при повторных включениях.
Эти системы предпускового подогрева обеспечивают быстрый пуск двигателя при использовании свечей накаливания с металлической оболочкой и немедленный пуск при использовании свечей накаливания с керамической оболочкой при температурах наружного воздуха до -28 °С.
Свеча накаливания с металлической оболочкой
Конструкция и принцип действия свечи накаливания с металлической оболочкой в основном аналогичны свече накаливания с керамической. Нагревательная и регулирующая нити рассчитаны на более низкое номинальное напряжение и обеспечивают высокую скорость нагрева.
Тонкий корпус позволяет устанавливать свечи в ограниченном пространстве на двигателях с четырьмя клапанами на один цилиндр. Нагревательный элемент (диаметр 4/3,3 мм) имеет коническую переднюю часть, что позволяет разместить нить накаливания ближе к оболочке. Это позволяет в форсированном режиме достигать скорости нагрева до 1000 °С/3 с. Максимальная температура нагрева составляет свыше 1000 °С. Температура во время пуска и прогрева двигателя составляет приблизительно 980 °С. Эти функциональные характеристики адаптированы к двигателям со степенью сжатия е=18.
Свеча накаливания с керамической оболочкой
Свечи накаливания с керамической оболочкой изготовлены из керамического материала, имеющего очень высокую температурную стойкость. Благодаря своей очень высокой стойкости к окислению и тепловым ударам они позволяют производить немедленный пуск двигателя, а также после пусковой и промежуточный нагрев продолжительностью несколько минут при температуре 1300 °С. Номинальное напряжение свечей накаливания с керамической оболочкой составляет 7 В.
Снижение токсичности выбросов дизельных двигателей за счет уменьшения степени сжатия
За счет уменьшения степени сжатия на современных дизельных двигателях с е = 18 до е = 16, можно снизить количество выбросов NOx и сажи, в то же время повышая удельную мощность двигателя. Однако на таких двигателях пуск холодного двигателя и работа непрогретого двигателя представляют определенные проблемы.
Для обеспечения минимальной дымности выхлопа, уверенного пуска холодного двигателя и ровной работы двигателя во время прогрева требуется температура свечей накаливания свыше 1150 °С, в то время как для обычных двигателей достаточно температуры 850 °С. Во время пуска холодного двигателя умеренное количество выбросов и нормальную дымность выхлопа можно обеспечить только посредством после пусковой работы свечей накаливания в течение нескольких минут. По сравнению со стандартными системами предпускового подогрева применение керамических свечей накаливания позволяет снизить дымность выхлопа до 60 % (см. рис. «Влияние температуры поверхности свечи накаливания с керамической оболочкой на дымность выхлопа» ).
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: