Сцепление шины с дорогой оказывает большое влияние на процессы движения и управляемости автомобиля. Автомобиль движется благодаря силе трения покоя в области контакта шины с дорожным полотном. Чем сильнее сцепление, тем лучше машина ведет себя на поворотах.
Коэффициент сцепления шин с дорогой
Коэффициент сцепления, называемый также коэффициентом трения покоя в зоне контакта шины с дорогой, определяется скоростью движения автомобиля, состоянием шин и состоянием поверхности дороги (см. табл. «Коэффициенты трения покоя для пневматических шин на различных поверхностях дороги» ). Приведенные в таблице данные применимы для асфальтобетонных и гудронированных щебеночных покрытий в хорошем состоянии. Коэффициент трения скольжения (при заблокированных колесах) обычно ниже, чем коэффициент сцепления.
- Износ до глубины протектора ⩾ 1,6 мм
Специальные резиновые составы, используемые в шинах для гоночных автомобилей, позволяют обеспечить коэффициент сцепления вплоть до 1,8.
Аквапланирование
Аквапланирование сильно влияет на контакт шины с дорогой. Это такое состояние, при котором пленка воды разделяет шину и поверхность дороги (рис. «Аквапланирование» ). Оно происходит, когда давление клина воды, не вытесненной из зоны контакта шины с дорогой, поднимает шину над дорогой. Склонность к аквапланированию зависит от толщины водяной пленки на дорожной поверхности, скорости движения автомобиля, формы рисунка протектора, его износа и давления, оказываемого шиной на дорогу.
Широкопрофильные шины более подвержены аквапланированию. Аквапланирующий автомобиль не может передавать на поверхность дороги силы, требуемые для управления и торможения, что может стать причиной заноса.
Ускорение и торможение
Автомобиль может ускоряться (разгоняться) или замедляться (затормаживаться) с постоянной интенсивностью, когда величина а остается неизменной. Для условий, когда начальная или конечная скорость равны нулю, используются уравнения, приведенные в табл. «Ускорение и торможение».
Максимально допустимые ускорения и замедления
Когда тяговые или тормозные силы на колесах автомобиля не превышают силы сцепления шины с дорогой (сцепление еще существует), зависимости между углом продольного уклона дороги а, коэффициентом сцепления и максимальным ускорением или замедлением имеют вид, приведенный в табл. «Ускорение и замедление» и «Достижимое ускорение». Реальные значения рассматриваемых параметров всегда оказываются меньше, так как не все шины автомобиля одновременно обеспечивают максимальное сцепление с дорогой при каждом ускорении (замедлении). Электронные системы ABS, TCS, ESP обеспечивают поддержание величины тягового усилия вблизи максимального коэффициента сцепления.
При расчетах ускорения и замедления применяется коэффициент к-отношение нагрузки, приходящейся на ведущие или затормаживаемые колеса, к общей массе автомобиля. Когда на все колеса действует сила тяги или тормозная сила, к = 1. При распределении нагрузки 50% к = 0,5.
Например,
к = 0,5;
g = 10 м/с2;
μr=0,6;
р = 15%;
аmах= 10 · (0,5 • 0,6 ± 0,15) м/с
При торможении автомобиля на подъеме (+): аmах = 4,5 м/с2,
При торможении на уклоне (-): аmах = 1,5 м/с2.
Работа и мощность
Мощность, требуемая для получения заданного ускорения (замедления), изменяется в соответствии с изменением скорости движения автомобиля (см. табл. «Работа и мощность» ). Мощность, необходимая для движения с ускорением, равна:
Pa = P η — Pw,
где:
P -выходная мощность двигателя
η — КПД.
Pw — мощность, расходуемая на движение.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: