Повышение комфортности является приоритетным направлением совершенствования автомобиля. Под комфортом понимается совокупность психических и физических ощущений человека в процессе его контакта с автомобилем. Для того чтобы водитель и пассажиры ощущали себя в автомобиле комфортно и не утомлялись в продолжительных поездках, предусмотрены системы комфорта и удобства в автомобиле.
Приводы стеклоподъемников
Автоматические стеклоподъемники в окнах транспортных средств обычно приводятся в действие посредством электрических двигателей. Используются два типа конструкции (рис. «Приводы стеклоподъемников» ).
- Рычажный стеклоподъемник: шестерня привода стеклоподъемника входит в зацепление с зубчатым сектором, соединенным с тяговым механизмом. Эта система очень эффективна. С нижней стороны системе требуется большое монтажное пространство, и она тяжелая.
- Стеклоподъемник с тросиком: привод стеклоподъемника вращает катушку с тросиком, управляющим тросиковым механизмом. В передних дверях большей частью используются две направляющих. В задних дверях предпочтительными являются системы с одной направляющей. Ключевым преимуществом этих конструкций является их прекрасная способность направлять стекло в двери.
Электропривод стеклоподъемника
Привод стеклоподъемника состоит из электродвигателя постоянного тока с редуктором (рис. «Приводы стеклоподъемников со встроенным ЭБУ» ). Из соображений комфорта и безопасности многие приводы стеклоподъемников оснащаются ЭБУ. Механизм представляет собой червячную передачу для создания необходимого удерживающего эффекта, предотвращающего случайное открывание окна, самопроизвольное или с применением силы. Специальные трибологические меры и конфигурация магнитного контура электродвигателя еще больше улучшают удерживающие свойства привода. Пространственные ограничения внутри автомобильной двери предполагают применение плоских конструкций приводных устройств.
Гибкая муфта с ограничителем хода способствует эффективному демпфированию в крайних положениях.
Электронный блок управления (ЭБУ)
Используются два режима работы. В ручном режиме управление электроприводом стеклоподъемника осуществляется выключателем, нажимаемым по всей длине хода стекла. В автоматическом режиме стекло открывается или закрывается коротким нажатием на выключатель.
Законодательство предписывает наличие устройства, ограничивающего усилие во избежание травм при автоматическом закрывании стекла. В Германии ст. 30 Правил регистрации транспортных средств (StVZO) определяет, что устройство, ограничивающее усилие, должно срабатывать, когда стекло поднимается на уровень от 4 и до 200 мм от верхнего края оконного проема. В электропривод стеклоподъемника встроены датчики Холла для контроля оборотов электродвигателя привода стеклоподъемника (рис. «Блок управления стеклоподъемником с электронным ограничителем усилия закрытия» ). При обнаружении падения оборотов направление вращения электродвигателя сразу же меняется. Система изменяет направление вращения двигателя, если усилие закрытия окна превышает 100 Н при жесткости 10 Н/мм. Чтобы окно закрывалось безопасно, устройство, ограничивающее усилие, автоматически отключается перед тем, как стекло войдет в уплотнитель. Положение стекла контролируется во всем диапазоне его перемещения.
В зависимости от топологии автомобиля, электронное управление можно разместить в центральном ЭБУ или в двери, желательно прямо над электроприводом стеклоподъемника. Децентрализованную электронику можно подключить через шину LIN. Преимуществами такого решения являются диагностика неисправностей электроники и уменьшение количества проводов.
Системы люков в крыше
Могут использоваться три типа люков:
- Простой люк с подъемно-сдвижной крышкой: крышка люка (часто стеклянная) может приподниматься или сдвигаться назад под крышу;
- Большой люк или панорамный люк: в этой системе используются до трех сдвижных приводов с разными вариантами регулировки (например, регулировка стеклянной панели в передней и задней зонах, или система с нерегулируемой стеклянной панелью и электроприводом шторки);
- Люк-спойлер: здесь стеклянная крышка приподнимается и затем сдвигается назад над крышей (поэтому и называется «спойлером»).
Электроприводы люков
Люки и шторки регулируются, главным образом, управляющими тросиками, стойкими к кручению и давлению, или пластмассовыми зубчатыми планками с мехатронными приводами. Они располагаются в крыше между ветровым стеклом и сдвижной крышкой люка или в задней части автомобиля.
В случае сбоя электрической регулировки люки можно закрыть вручную с помощью рукоятки на приводе.
Привод состоит из электродвигателя постоянного тока с червячным приводом и ЭБУ. Управление обеспечивается посредством импульсов точного положения. В дополнение к точному позиционированию оно может ограничивать усилие во избежание травм при закрывании крышки люка.
Привод активируется внешними сигналами с помощью кнопок, выключателей и аналоговых или цифровых выключателей предварительного выбора.
Система управления может быть встроена в шинную систему (CAN, UN), и может выводиться диагностическая информация. Электронное управление дает возможность легко реализовать широкий спектр функций, обеспечивающих комфорт и удобство эксплуатации (например, программируемое управление положением, дистанционное закрывание).
Электрическая регулировка сидений
С одной стороны, электрическая регулировка сидений обеспечивает большее удобство в эксплуатации, чем механическая, а с другой — она предпочтительнее благодаря меньшему занимаемому пространству и в случае плохой доступности различных уровней регулировки. До десяти электродвигателей могут регулировать:
- Высоту подушки сиденья, спереди и сзади;
- Продольное положение сиденья
- Глубину подушки сиденья;
- Наклон спинки сиденья;
- Поясничную опору (высоту и кривизну);
- Угол наклона плечевой опоры;
- Ширину спинки и подушки сиденья;
- Высоту подголовника.
Прямой привод сиденья
В общей раме нижней части сиденья имеются четыре электродвигателя для механизма регулировки высоты и комбинированного механизма продольной регулировки и регулировки высоты (рис. «Электромеханическая регулировка сидений» ). У простых сидений регулировка глубины подушки невозможна.
Универсальный привод сиденья
Универсальный привод состоит из трех идентичных двигателей с четырьмя комплектами механизмов регулировки высоты и двумя комплектами продольной регулировки. Механизмы приводятся в действие с помощью гибких валов. Эта очень адаптируемая система может устанавливаться на сиденьях любой конструкции. С одной стороны, приводы становятся все меньше и меньше. Но с другой — гибкие валы повышают стоимость и вызывают шум, что означает постепенную замену универсальных приводов прямыми.
Интегрированная концепция
Современные конструкции сидений позволяют не только прикреплять поясную ветвь ремня безопасности к раме сиденья, но к спинке сиденья также можно подсоединить и плечевую ветвь вместе с ее устройством регулировки высоты, инерционной катушкой и механизмом натяжения. Эта конструкция сиденья обеспечивает более оптимальное положение ремня безопасности для пассажиров самых разных комплекций и для всех регулируемых положений сиденья. Она вносит важный вклад в обеспечение безопасности пассажира. При этом типе конструкции рама сиденья должна быть усилена, в то время как должны быть усилены и детали рычажных механизмов, и их крепления к раме.
В качестве дополнительной опции обеспечения комфорта предлагаются возможности пневматической и механической регулировки. Они также доступны в варианте для динамичной езды и могут сочетаться с функцией массажа.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: