Абразивные частицы, вызывающие механический износ, попадают в двигатель через воздух. Именно воздух, если он плохо очищен, вызывает загрязнение масла и способствует его старению. Вот о том, из каких компонентов состоит система фильтрации воздуха в двигателе внутреннего сгорания, мы и поговорим в этой статье.
Загрязняющие воздух примеси
Воздушные фильтры автомобильных двигателей, также называемые воздухоочистителями, служат для снижения содержания частиц и иных загрязняющих элементов в поступающем в двигатель воздухе. К типичным загрязнителям воздуха относятся масляный туман, аэрозоли, сажа, газообразные промышленные отходы, растительная пыльца и пыль. Размеры этих частиц могут варьироваться в очень больших пределах. Частицы пыли, всасываемые вместе с воздухом, могут иметь диаметр от 0,01 мкм (в основном, частицы сажи) до 2 мм (зерна песка). Приблизительно 75 % частиц (по весу) имеют размер от 5 до 100 мкм.
Массовое содержание загрязнений в воздухе зависит от условий эксплуатации автомобиля. Так, за десять лет эксплуатации количество пыли, скопившейся в автомобиле, может составить от нескольких грамм до нескольких килограмм.
Воздушные фильтры (воздухоочистители)
Воздушный фильтр предотвращает всасывание в двигатель пыли и частиц и загрязнение моторного масла. Это снижает износ подшипников, поршневых колец, стенок цилиндров и т.д.
Материалы и конструкция воздушных фильтров
Воздушные фильтры в основном представляют собой фильтры глубокого слоя, которые, в отличие от поверхностных фильтров, задерживают частицы в структуре фильтрующего материала. Фильтры глубокого слоя с высокой пылепоглощающей способностью используются всегда, когда требуется экономичная фильтрация больших объемов воздуха с низкой концентрацией частиц.
Воздушные фильтры, разработанные с применением последних достижений, обеспечивают степень фильтрации по массе до 99,8 % на легковых автомобилях и до 99,95 % на коммерческих автомобилях. Эти значения Должны обеспечиваться при всех преобладающих условиях в воздухозаборной системе Двигателя, в том числе в условиях пульсаций Давления воздуха. Фильтры низкого качества пропускают большее количество частиц пыли или демонстрируют склонность к разрыву. Фильтрующие элементы разрабатываются в соответствии с требованиями, имеющими место для двигателей различных типов. Это обеспечивает минимальные потери давления и высокую эффективность фильтрации независимо от интенсивности воздушного потока. Фильтрующий материал в плоских или цилиндрических фильтрах — складчатый или гофрированный, что позволяет получить максимальную площадь поверхности в пределах доступного объема. Материал в основном состоит из целлюлозного волокна, подвергнутого специальному тиснению и пропитанного смолой для обеспечения достаточной механической прочности, водостойкости и химической стойкости.
Периодичность замены фильтрующих элементов указывается изготовителями автомобилей и может составлять от двух до четырех, а в некоторых случаях даже до шести лет или через каждые 40,60 или 90 тысяч километров пробега, или при увеличении перепада давления на фильтре до 20 мбар.
Потребность в компактных, высокоэффективных воздушных фильтрах с длительным сроком службы вызвала необходимость в разработке инновационных фильтрующих материалов. Уже налажено серийное производство воздушных фильтров на основе синтетического волокна, отличающихся значительно более высокими рабочими характеристиками. На рис. «Структура синтетического волоконного материала для фильтрующих элементов» представлена фотография структуры синтетического фильтрующего материала (фетра) с непрерывно увеличивающейся плотностью и уменьшающимся диаметром волокон в направлении от впускной стороны фильтра к выпускной.
Лучшие результаты, по сравнению с чисто целлюлозными материалами, могут быть достигнуты за счет использования композитных материалов (например, бумаги с оплавленным слоем) и специальных нановолоконных материалов. Эти материалы состоят из относительно грубой целлюлозной подложки, на которую нанесен волоконный материал со сверхтонкими волокнами диаметром от 30 до 40 нм.
Скоро ожидается выпуск на рынок новых сажевых фильтров для дизельных двигателей, в которых применены новые гофрированные или складчатые структуры материалов с попеременно перекрывающимися и открывающимися каналами.
В дополнение к стандартным конструкциям, в целях оптимального использования свободного пространства в моторном отсеке, которое становится все более ограниченным, разрабатываются воздушные фильтры конической, овальной, ступенчатой или трапецеидальной формы.
Глушители шума
Раньше кожухи воздухоочистителей разрабатывались практически исключительно как глушители шума. В целях поглощения шума использовался большой объем этих кожухов. В настоящее время имеет место тенденция к разделению функций «фильтрации» и «снижения уровня шума» и оптимизации отдельных источников шума (резонаторов). Это позволяет уменьшить размеры корпуса фильтра и создать очень миниатюрные фильтры, которые можно встроить в панели обшивки двигателя, в то время как глушители устанавливаются в менее доступных местах моторного отсека.
Воздухоочистители для легковых автомобилей
В дополнение к кожуху с цилиндрическим фильтрующим элементом воздухозаборный модуль легкового автомобиля (см. рис. «Воздухозаборный модуль для легкового автомобиля» ) включает всю систему воздуховодов и впускной трубопровод. Между ними располагаются резонаторы Гельмгольца и четвертьволновые трубки, служащие для оптимизации акустических характеристик системы (см. «Глушители системы выпуска отработавших газов»). Оптимизация всей системы позволит более эффективно согласовать отдельные компоненты в целях соблюдения все более строгих требований к ограничению уровня шума.
Следует отметить увеличение потребности в водоотделительных компонентах, встраиваемых в систему воздухозабора. Их основным назначением служит защита датчика массового расхода воздуха (HFM). Капли воды, всасываемые через неоптимально расположенные впускные фитинги, во время сильного дождя, снега или проезда по лужам, могут достигать датчика, что приведет к неправильному измерению массового расхода воздуха.
Для отделения капель воды в линию воздухозабора встраиваются дефлекторы или фильтры циклонного типа. Чем меньше расстояние между точкой воздухозабора и фильтрующим элементом, тем ниже эффективность системы водоотделения, поскольку при такой компоновке имеют место очень низкие потери давления. Однако могут быть разработаны специальные конструкции фильтрующих элементов для сбора (коалесцирования) капель воды и отвода водяной пленки наружу до достижения собственно фильтрации твердых частиц. Вся система размещается в едином корпусе, специально предназначенном для совмещения этих функций. Эта компоновка может быть с успехом использована даже в случае очень коротких впускных воздуховодов.
Еще одним новым компонентом, который, вероятно, станет стандартным на воздухозаборных системах всех легковых автомобилей является «углеводородная ловушка», предназначенная для отделения (адсорбирования) углеводородов, которые могут диффундировать после остановки двигателя из впускного трубопровода (впуска двигателя) и системы вентиляции картера в направлении впуска нефильтрованного воздуха. Потребность в таком устройстве была вызвана чрезвычайно строгими требованиями законодательства штата Калифорния SULEV (Автомобили со сверхнизкими выбросами). В течение определенного периода времени такие автомобили могут выбрасывать в окружающую среду чрезвычайно малое количество углеводородов. Источник таких выбросов представляет собой открытая система впуска. Какой-либо конкретной схемы не принято. Встраивание углеводородной ловушки в корпус воздухоочистителя сразу же после сажевого фильтра столь же возможно, как ее установка в линии фильтрованного или чистого воздуха перед датчиком массового расхода воздуха или после него. Система включает компоненты, имеющие покрытие из активированного угля, и при относительно большой площади поверхности создающие очень малые потери давления. В соответствии с требованиями действующего законодательства, эти углеводородные ловушки должны постоянно обдуваться воздушным потоком, т.е. не должны быть активны, когда двигатель не работает. Как только двигатель начинает работать, воздушный поток вызывает десорбцию углеводородов, что, в свою очередь, вызывает регенерацию или реактивацию сепаратора.
Воздухоочистители для грузовых автомобилей
На рис. «Бумажный воздушный фильтр для коммерческих автомобилей» показан легкообслуживаемый и оптимизированный по весу пластмассовый воздушный фильтр для коммерческих автомобилей. Его фильтрующие элементы отличаются очень высокой степенью фильтрации и рассчитаны на интервалы замены свыше 100 000 км пробега, что значительно превышает интервалы замены, предусмотренные для фильтров легковых автомобилей.
Для эксплуатации в условиях очень высокой запыленности воздуха и на строительных и сельскохозяйственных машинах перед основным воздухоочистителем устанавливается предварительный фильтр. Предварительный фильтр задерживает крупные, тяжелые частицы, что значительно увеличивает срок службы фильтра тонкой очистки. В своей простейшей форме этот сепаратор представляет собой кольцо из дефлекторных пластин или лопастей, вызывающих круговорот воздушного потока. Под действием возникающих при этом центробежных сил происходит отделение крупных частиц. Однако, потенциал центробежных сепараторов для коммерческих автомобилей может быть реализован надлежащим образом только при помощи батарей миниатюрных циклонных предварительных фильтров, оптимизированных для работы совместно с основным фильтром.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: