Регулировка фар автомобиля, является одной из составляющих безопасного вождения в темное время суток. Свет, от неправильно отрегулированных фар создает неудобства не только водителю автомобиля, но и другим участникам дорожного движения. Вот о том, как происходит регулировка фар автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Регулировка фар дальнего и ближнего света
Правильная регулировка автомобильных фар — важнейший фактор безопасности движения в ночное время как для водителя, так и для тех, кто движется ему навстречу. Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть ниже, чем нужно, то произойдет существенное уменьшение геометрической дальности освещения (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» ). Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть выше, чем требуется, то водители встречных машин будут гораздо сильнее ощущать ослепление.
Правила, стандарты и оборудование для регулировке фар
Регулировка фар в Европе
Начиная с 1 января 1998 г., в Европе стало обязательным наличие автоматической или ручной вертикальной коррекции фар у всех новых автомобилей, кроме случаев, когда другое оборудование (например, гидравлическая регулировка подвески) гарантирует, что угол наклона светового луча останется в предписанных пределах. Хотя это оборудование не является обязательным в других странах, его использование разрешено.
Система автоматической коррекции фар должна компенсировать состояние нагрузки путем опускания или подъема светового луча в диапазоне от 5 см /10 м (0,5 %) до 25 см / 10 м (2,5%).
Ручной корректор фар приводится в действие с места водителя и в базовом варианте должен иметь фиксатор положения; регулировка пучка света также выполняется из этого положения. Устройства с плавным и ступенчатым управлением характеризуются видимой разметкой в зоне ручного переключателя, которая должна соответствовать условиям нагружения автомобиля, для необходимой регулировки вертикального наведения.
Варианты конструкций механизмов для регулировки фар
Во всех вариантах используется регулирующий механизм для вертикальной регулировки отражателя фары (конструкция корпуса) (рис. «Автоматическая вертикальная регулировка фар» ). Приборы ручного управления имеют переключатель, приводимый в действие водителем (рис. «Ручная вертикальная регулировка фар» ), в то время как автоматические регуляторы получают сведения от датчиков расположения оси и степени сжатия подвески, после чего передают соответствующие сигналы к средствам регулирования.
Гидромеханические системы регулировки фар
Гидромеханические системы работают по принципу перетекания жидкости по соединительным шлангам между ручным переключателем (или датчиком уровня) и элементами регулирования. Степень регулировки соответствует количеству перетекающей жидкости.
Вакуумные системы регулировки фар
У вакуумных систем ручной переключатель (или датчик уровня) регулирует вакуум от впускного трубопровода и передает его к устройствам регулировки, таким образом, получается переменная степень регулировки.
Электрические системы регулировки фар
В электрических системах в качестве регулирующих механизмов используется электрические редукторные двигатели. Управление ими осуществляется или с помощью соответствующих переключателей в автомобиле, или от осевых датчиков.
Регулировка света фар в Европе
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Директивы ЕС (и, соответственно, требования статьи 50 StVZO Правил регистрации транспортных средств в Германии) регламентируют необходимую регулировку фар по горизонтали и вертикали. Ослепление ближним светом считается предотвращенным, если освещенность не превышает 1 лк на расстоянии 25 м перед каждой фарой, когда луч проецируется на поверхность, перпендикулярную дороге на высоте центра фары и выше. Если же автомобиль подвергается очень большим механическим смещениям из-за изменения загрузки, то фары должны регулироваться таким образом, чтобы достичь нужного результата.
Директивы ЕСЕ R48 и EEC 76/756 определяют базовую регулировку и размеры. Для категорий автомобилей, не охватываемых этими директивами, применяются предписания ЕСЕ R48 или ЕСЕ R53.
Подготовка к регулировке света фар
Загруженный автомобиль
Транспортные средства, кроме мотоциклов, без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Мотоциклы: для ЕС (согласно 93/92/ЕЕС) без нагрузки, без человека на водительском сиденье; для ЕСЕ и StVZO (Правил регистрации транспортных средств в Германии) без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Подвеска
Автомобили без самовыравнивающейся подвески катятся несколько метров так, чтобы подвеска выровнялась.
Автомобили с самовыравнивающейся подвеской выводятся на нужный уровень согласно инструкции по эксплуатации.
Давление в шинах при регулировке фар
Давление в шинах должно регулироваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, по загруженному состоянию.
Обязательные проверки систем регулировки фар
Автоматические системы должны эксплуатироваться согласно инструкции по эксплуатации.
На автомобилях, зарегистрированных до 1.01.1990, положительно располагающееся положение регулятора не требуется.
Системы ручной коррекции с двумя положительно располагающимися положениями регулятора на автомобилях, где луч фары поднимается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем верхнем положении (минимальная степень наклона).
На автомобилях, где луч фары опускается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем нижнем положении (минимальная степень наклона).
Поверхность и условия испытаний
Автомобиль и устройство для проверки фар должны стоять на плоской поверхности (согласно ISO 10604);
Регулировки и проверки должны выполняться в закрытом пространстве, где освещение не слишком яркое.
Регулировка и проверка с помощью устройства для регулировки фар
Устройство для регулировки фар должно быть установлено на определенном расстоянии от фар (кроме случая с автоматическим оборудованием).
Если устройства для регулировки фар не перемещаются по направляющим, то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять отдельно для каждой фары. Затем проверку нужно выполнить, не сдвигая устройство вбок.
Если устройства для регулировки фар перемещаются по направляющим (или чем-то подобном), то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять только один раз в наиболее удобном положении (например, в центральном положении спереди автомобиля).
В этом случае на устройстве регулировки фар нужно установить размер регулировки для данной фары, проверить регулировку фар и установить для фары нужную регулировку.
Регулировка и проверка с помощью проверочного экрана
Проверочный экран должен быть перпендикулярен поверхности, на которой стоит автомобиль, и быть под прямым углом к продольной центральной оси автомобиля.
Проверочный экран должен быть светлым, иметь регулировку по вертикали и горизонтали и метки, изображенные на рис. «Экран для проверки света фар«.
Проверочный экран должен быть расположен на расстоянии 10 м от передней части автомобиля, чтобы центральная отметка совместилась с центром проверяемой или регулируемой фары (рис. «Относительные положения проверочного экрана и продольной оси автомобиля» ). В случае с очень низко направленными фарами (например, противотуманными), можно выбрать более короткое расстояние путем соответствующего вычисления регулировочного размера.
Каждую фару нужно регулировать отдельно, поэтому другая фара или фары должны быть прикрыты.
Вертикальное положение проверочного экрана должно быть установлено так, чтобы верхняя граница (параллельная земле) была на высоте h = Н— е. Если поверхность экрана не находится на расстоянии 10 м от автомобиля, то настройку в необходимо соответственно преобразовать.
Примечания по регулировке света фар
В случае с ассиметричными фарами ближнего света и противотуманными фарами самое высокое положение светотеневой границы должно быть на верхнем срезе и проходить как можно более горизонтально по минимальной ширине проверочного экрана. Боковая регулировка фар должна быть такой, чтобы световое пятно располагалось как можно симметричнее относительно перпендикулярной линии, проходящей через центральную отметку.
В случае с ассиметричными фарами ближнего света светотеневая граница должна касаться верхнего среза слева от центра. Пересечение между левой секцией (которая должна быть как можно горизонтальнее) и наклонной секцией справа от светотеневой границы должно быть расположено на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку.
Центр дальнего света должен приходиться на центральную метку.
У фар с общей регулировкой ближнего света и противотуманных фар или дальнего света, ближнего света и противотуманных фар нужно обязательно использовать в качестве базы для регулировки фару ближнего света (регулировочный размер е, см. табл. «Регулировка света фар» ).
Устройства для регулировки фар
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Для этой цели наклон лучей фар относительно ровной базовой поверхности и их направление к вертикальной продольной центральной плоскости автомобиля должны отвечать официальным директивам.
Устройства для регулировки фар представляют собой переносные камеры получения изображения (рис. Устройства для регулировки фар» ), состоящие из линзы и экрана, расположенного в фокальной плоскости линзы и жестко соединенного с ней. Экран имеет маркировочные деления в целях облегчения корректировки регулирования фары и может просматриваться оператором по обслуживанию оборудования посредством использования подходящих дополнительных приспособлений, таких, как окна и регулируемые преломляющие зеркала. В изображенном внизу устройстве регулировки фар наклон относительно осевой линии фары (в см на фиксированном расстоянии 10 м) устанавливается посредством поворота ручки для перемещения экрана (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» и «Регулировка света фар» ).
Устройство регулировки настраивается в соответствии с осевой линией автомобиля путем использования видоискателя, такого, как зеркало с линией ориентации. Оно поворачивается и настраивается таким образом, что линия ориентации равномерно касается двух внешних контрольных меток автомобиля. Камера получения изображения может передвигаться вертикально и закрепляется зажимом на уровне фары автомобиля.
Проверка регулировки фар
Фару можно проверить после правильного расположения оборудования перед рассеивателем. На экране появится изображение схемы распределения света, испускаемого фарой. Некоторые устройства оснащаются фотодиодами и дисплеем в целях получения измерений силы света.
У фар с асимметричной схемой распределения лучей ближнего света светотеневая граница должна касаться горизонтальной верхней отсечки; пересечение горизонтальной и наклонной секций должно находиться на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку (рис. «Изображение на экране устройства для регулировки фар» ). После регулировки светотеневой границы для ближнего света фар, центр дальнего света (предполагается, что дальний и ближний свет фар регулируются вместе) должен находиться в пределах прямоугольной границы вокруг центральной метки.
Регулировка фар в США
Для фар, отвечающих Федеральному законодательству США, все большее распространение получает визуальная (только вертикальная) регулировка, разрешенная с 1.05.1997. Регулировка света фар по горизонтали не производится.
До этого самым распространенным в США методом регулировки фар было использование механических регулирующих устройств. Приборы головного освещения оснащены тремя упругими прокладками на рассеивателе — одна для каждой из трех плоскостей регулировки. Напротив этих прокладок устанавливается калибровочное устройство. Регулировка проверяется по уровнемеру. С помощью метода VHAD (Vehicle Headlamp Aiming Device, устройство регулировки автомобильных фар), разрешенного с 1993 года, фары регулируются относительно фиксированной опорной оси автомобиля. Эта процедура выполняется с использованием уровнемера, прочно закрепленного на фаре. В результате эти три прокладки на рассеивателе больше не потребовались.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: