Раздаточные коробки для грузовых автомобилей

Раздаточные коробки для грузовых автомобилей

 

В предыдущей статье были подробно рассмотрены различные варианты раздаточных коробок для легковых ав­томобилей и автомобилей повышенной проходи­мости с постоянным или подключаемым полным приводом. В отношении автомобилей промышленного назначения, используемых на строительных пло­щадках или труднодоступной местности, считает­ся, что для обеспечения необходимой силы тяги ведущими должны быть большинство колес или все колеса.

 

 

Исходя из этого, автомобили могут оснащать­ся колесными приводами различных типов, в зависимости от типа автомобиля и условий экс­плуатации. Производители используют для обо­значения типа полного привода следующие крат­кие обозначения:

  • 4×4 — двухосный автомобиль с четырьмя веду­щими колесами;
  • 6×6 — трехосный автомобиль с шестью веду­щими колесами;
  • 8×8 — четырехосный автомобиль с восемью ведущими колесами.

На рисунке 1 в качестве примера изображе­на схема полного привода трехосного самосвала (6×6), а на рисунке 2 — схема полного привода четырехосного автокрана (8×8).

 

Схема полного привода трехосного самосвала с колесной формулой 6x6

 

Исполнение и расположение раздаточных ко­робок также зависит от типа и назначения авто­мобиля.

 

Схема полного привода четырехосного автокрана с колесной формулой 8x8

 

 

Одноступенчатые раздаточные коробки

 

На автомобилях, предназначенных для перевозки строительных материалов и различных товаров, преимущественно используются одноступенча­тые раздаточные коробки, которые могут быть либо прифланцованы непосредственно к механи­ческой коробке передач (рис. 3а «Возможные схемы расположения одноступенчатой раздаточной коробки«), либо встрое­ны в нее (рис. 3с и 5).

 

Возможные схемы расположения одноступенчатой раздаточной коробки

 

Конструкция и принцип действия одноступенчатой раздаточной коробки

 

Одноступенчатая раздаточная коробка, в зави­симости от назначения автомобиля, представляет собой, как правило, либо редуктор с тремя цилин­дрическими шестернями и блокируемым межосе­вым дифференциалом (рис. 4а и 5), либо механизм подключения привода передних колес (рис. 4b «Одноступенчатая раздаточная коробка ZF для установки отдельно от коробки передач«). Передаточное отношение редукто­ра составляет примерно 1.0. При наличии трех шестерен в редукторе направление вращения вторичного вала коробки передач совпадает с на­правлением вращения валов привода колес.

 

Одноступенчатая раздаточная коробка ZF для установки отдельно от коробки передач

 

Вариант с подключаемым приводом передних колес используется преимущественно на автомо­билях с колесной формулой 4×4, которые в про­цессе эксплуатации лишь периодически требуют подключения полного привода. Схема установки двухступенчатой раздаточной коробкиПри подключен­ном полном приводе на передние и задние колеса крутящий момент передается без уравнивания частоты вращения колес. Подключение передних колес осуществляется при помощи кулачковой муфты с пневмоприводом.

Вариант с блокируемым межосевым диф­ференциалом (рис. 4а и 5 «Коробка передач ZF-Ecosplit 16 S 220 А со встроенной раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом«) используется преимущественно на высокоскоростных дорож­ных автомобилях с постоянным полным приво­дом. В этом случае передние колеса постоянно приводятся в движение с помощью солнечной шестерни дифференциала, а задние — с помощью коронной шестерни, с точным уравниванием ча­стоты вращения и передаваемого крутящего мо­мента.

 

Коробка передач ZF-Ecosplit 16 S 220 А со встроенной раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом

 

Схема распределения крутящего момента зави­сит от передаточного отношения дифференциала и согласуется с нагрузкой на колеса автомобиля. К примеру, на автомобилях с колесной формулой 4×4 крутящий момент распределяется в соотноше­нии 33% на передние колеса и 67% — на задние, а на автомобилях с колесной формулой 6×6 — в со­отношении 23% на 77%. В случае необходимости дифференциал может быть заблокирован с помо­щью кулачковой муфты с пневмоприводом.

 

Двухступенчатые раздаточные коробки

 

Двухступенчатые раздаточные коробки использу­ются преимущественно на автомобилях повышенной проходимости, автокранах и снегоочистите­лях. В большинстве случаев они устанавливаются на раме автомобиля как отдельный агрегат между механической коробкой передач и задними коле­сами (рис. 3Ь и 6 «Схема установки двухступенчатой раздаточной коробки«).

 

Конструкция и принцип действия двухступенчатой раздаточной коробки

 

Двухступенчатая раздаточная коробка состо­ит, как правило, из двух передаточных ступеней с цилиндрическими шестернями, кулачкового механизма переключения ступеней (для движе­ния по дорогам и по бездорожью) и блокируе­мого межосевого дифференциала для распре­деления крутящего момента между передними и задними колесами. Раздаточная коробка, изо­браженная на рисунке 7 «Двухступенчатая раздаточная коробка ZF GA 800/3D«, имеет, кроме этого, подключаемый вспомогательный привод отбора мощности.

 

Двухступенчатая раздаточная коробка ZF GA 800/3D

 

Передаточное отношение раздаточной короб­ки определяется начальными конструктивными требованиями к автомобилю. Для движения по дорогам оно составляет от 1,0 до 1,3; а для дви­жения по бездорожью — от 1,5 до 2,5.

 

 

Раздаточная коробка Mercedes-Benz VG 2000

 

Другой конструктивный вариант раздаточной коробки с переключаемыми ступенями для дви­жения по дорогам и бездорожью изображен на рисунке 8 «Раздаточная коробка Mercedes-Benz VG 2000«. В нем используется только один редуктор с тремя цилиндрическими шестернями. Переключение ступеней для движения по доро­гам и бездорожью осуществляется с помощью планетарной передачи, расположенной на пер­вичном валу раздаточной коробки. При этом крутящий момент передается следующим образом (см. также в статье «Планетарная передача«):

  • Движение по дорогам: привод осуществляет­ся с помощью коронной шестерни, при этом солнечная шестерня блокируется с водилом планетарной передачи, благодаря чему плане­тарная передача вращается как закрытый блок (i =1,0).
  • Движение по бездорожью: привод осущест­вляется с помощью коронной шестерни, при этом солнечная шестерня жестко соединена с корпусом планетарной передачи, отбор мощ­ности осуществляется через вращающееся во­дило планетарной передачи (i > 1,0).

 

При тандемной схеме расположения ведущих мостов (см. рис. 1 и 2) задний мост приво­дится в действие карданной передачей, проходя­щей через проходной средний мост, имеющий главную передачу со сквозным приводом.

 

Схема проходного среднего моста ZF

 

При этом распределение крутящего момен­та (рис. 9 «Схема проходного среднего моста ZF«) осуществляется через блокируе­мый дифференциал с коническими шестерня­ми (1) в соотношении 1:1 на комбинированную главную передачу проходного среднего моста с цилиндрическими и коническими шестерня­ми (3) и на вал сквозного привода (4) заднего моста.

Раздаточные коробки имеют следующие особенности:

  • Подключение передних колес или блокировка дифференциала:
    • Непосредственно перед началом движения по труднопроходимой местности;
    • Только на стоящем или двигающемся на не­большой скорости автомобиле;
    • Ни в коем случае при прокручивающихся ко­лесах.
  • Буксировка автомобиля:
    • При одноступенчатых раздаточных коробках необходимо отсоединить карданные валы;
    • При двухступенчатых раздаточных коробках необходимо включить нейтральное положение коробки передач.

Во всех подобных случаях следует руковод­ствоваться указаниями завода-изготовителя ав­томобиля.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *