Распределительные ТНВД с управлением регулирующей кромкой работают по принципу аксиального движения плунжера, причем все цилиндры двигателя обслуживает только один элемент высокого давления. Регулирующие кромки, отверстия и втулка регулируют величину цикловой подачи. Гидравлическое устройство управляет моментом начала впрыскивания. Регулирование осуществляется при помощи механической системы или электромагнитного исполнительного механизма. Эти типы ТНВД отличаются простотой обслуживания, малым весом и размерами.
ТНВД этой конструкции обозначается как модель VE. Она сменила в 1975 г. модели ЕР/VA и с того времени непрерывно развивалась и совершенствовалась. После создания в 1986 г. электромагнитного исполнительного механизма (рис. «Распределительный ТНВД модели VE..EDC с аксиальным движением плунжера и электромагнитным исполнительным механизмом») диапазон мощностей модели VE значительно расширился. ТНВД обеспечивает необходимое давление впрыскивания топлива. Топливо нагнетается через магистраль высокого давления к форсунке, которая впрыскивает его в камеру сгорания.
Процессы сгорания в дизеле в решающей мере зависят от того, в каком количестве и каким образом нагнетается топливо, с какой степенью оно сжимается, а также как подводится в камеру сгорания. Здесь важнейшими критериями являются:
- Момент начала и продолжительность впрыскивания;
- Распределение топлива в камере сгорания;
- Момент начала воспламенения;
- Зависимость количества впрыскиваемого топлива от угла поворота коленчатого вала;
- Соответствие общего количества впрыскиваемого топлива нагрузке на двигатель.
Применяемость и устройство
Распределительные ТНВД с управлением регулирующей кромкой используются для малых быстроходных дизелей как с непосредственным впрыском топлива, так и с разделенными камерами сгорания.
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мощность и конструкция дизеля определяют границы применимости и исполнения ТНВД. Распределительные ТНВД используются для легковых, малых грузовых автомобилей, тягачей и стационарных двигателей с мощностью до 30 кВт на цилиндр.
Эти ТНВД рассчитаны на двигатели с числом цилиндров от трех до шести. Максимальная цикловая подача доходит до 125 мм3. Реализуемое давление впрыскивания зависит от конструкции двигателя и находится в пределах 350-1250 бар.
ТНВД крепится через фланец непосредственно на двигатель (рис. «Распределительный ТНВД модели VE..F с механическим регулятором на четырехцилиндровом двигателе»), который приводит вал ТНВД через зубчатый ремень, торцевую зубчатую муфту, шестерню или цепь.
ТНВД этого типа смазываются топливом, поэтому считаются необслуживаемыми. Так как в конструкции имеется много прецизионных деталей, в системе питания необходим соответствующий топливный фильтр. Требуется также топливо хорошего качества. Для надежной эксплуатации дизеля и его системы питания важно оптимизировать совместное влияние всех определяющих параметров. В частности, при техническом обслуживании топливные магистрали и форсунки не должны меняться местами.
Конструкция
В распределительном ТНВД модели VE, в отличие от рядного, даже многоцилиндровый двигатель обслуживает только одна плунжерная пара. Нагнетаемое плунжером топливо направляется через канавку распределителя к соответствующим выходным отверстиям, общее количество которых соответствует числу цилиндров дизеля. Закрытый корпус ТНВД объединяет в себе следующие конструктивные узлы (рис. «Конструктивные узлы распределительного ТНВД и их функции»):
- Шиберный топливоподкачивающий насос;
- ТНВД с распределителем;
- Механический регулятор частоты вращения;
- Электромагнитный запирающий клапан;
- Гидравлическое устройство опережения впрыскивания;
- Регулирующие устройства, специфичные для каждого двигателя.
Дополнительно к этому распределительный ТНВД может быть оборудован различными механизмами, которые обеспечивают индивидуальное соответствие конструкции конкретной модели дизеля. На приводном валу, расположенном в корпусе ТНВД, размещается шиберный топливоподкачивающий насос. От него топливо направляется в кольцевое пространство, создаваемое роликовым кольцом, которое также находится в корпусе ТНВД, но не связано с приводным валом (см. рис. «Порядок размещения деталей в распределителе» ниже). На это кольцо через ролики опирается кулачковая шайба, которая приводится во вращение приводным валом и обеспечивает вращательно-поступательное движение плунжера-распределителя. Соединенная с картером ТНВД головка распределителя одновременно является и направляющей этого плунжера. В ней установлен электромагнитный запирающий клапан для прерывания подачи топлива, дополнительный штуцер с винтом для удаления воздушных пробок и клапан давления в сборе. Если ТНВД снабжен дополнительно механической муфтой опережения впрыскивания, то она находится в крышке регулятора.
При механическом регулировании работы ТНВД ведущий вал (шестерня с резиновым демпфером) приводит регулятор через пару шестерен. Регулятор снабжен центробежными грузами и муфтой. Механические элементы регулятора, включая регулировочный, пусковой и натяжной рычаги, подвижно установлены в картере. Они влияют на положение регулирующей втулки на плунжере ТНВД. В верхней части механического узла находится регулировочная пружина, которая связана через валик с расположенным снаружи установочным рычагом. Крышка регулятора закрывает ТНВД сверху. В ней расположены винт установки максимальной цикловой подачи, перепускной дроссель или клапан, а также винт установки частоты вращения коленчатого вала. В нижней части ТНВД перпендикулярно к его продольной оси встроено гидравлическое устройство изменения опережения впрыскивания. Оно функционирует в зависимости от внутреннего давления в ТНВД, которое определяется топливоподкачивающим насосом и клапаном регулирования давления, и с обеих сторон закрыто крышками.
Привод ТНВД
Крутящий момент от коленчатого вала дизеля передается на вал ТНВД через специальный привод. Для четырехтактных двигателей частота вращения вала ТНВД составляет половину частоты вращения коленчатого вала. Привод ТНВД в зависимости от конструкции осуществляется зубчатым ремнем, торцевой зубчатой муфтой, шестернями или цепью, что позволяет полностью синхронизировать работу ТНВД с вращением коленчатого вала.
Существуют ТНВД правого и левого вращения, в соответствии с чем различается порядок впрыскивания топлива по цилиндрам, но выпускные патрубки ТНВД всегда задействованы в определенной последовательности.
Чтобы предотвратить неправильное подключение выпускных патрубков ТНВД к цилиндрам двигателя в соответствии с порядком их работы, патрубки обозначаются метками А, В, С и т. д. Распределительные ТНВД рассчитаны на эксплуатацию с двигателями, число цилиндров которых не превышает шести.
Нагнетание топлива
В системе впрыска с распределительным ТНВД различаются контуры низкого и высокого давления (рис. «Схема нагнетания топлива в системе впрыска с распределительным ТНВД»).
Контур низкого давления
Схема движения топлива
Контур низкого давления включает в себя топливный бак, топливные магистрали, топливный фильтр, шиберный топливоподкачивающий насос, клапан регулирования давления и перепускной дроссель.
Топливоподкачивающий насос забирает топливо из бака и подает его во внутреннюю магистраль в более или менее постоянном количестве. Чтобы создать внутри ТНВД давление топлива, соответствующее режиму его работы, необходим клапан регулирования давления. Величина давления зависит от частоты вращения вала ТНВД. Давление пропорционально частоте вращения, а излишняя часть нагнетаемого топлива перетекает обратно на линию подачи. Для охлаждения и автоматического удаления воздуха одновременно осуществляется обратный слив топлива в бак через расположенный в крышке регулятора перепускной дроссель (рис.»Связь шиберного топливоподкачивающего насоса, клапана регулирования давления и перепускного дросселя»). Вместо него может использоваться также перепускной клапан.
Расположение магистралей
Для функционирования ТНВД необходимо, чтобы топливо подводилось к контуру высокого давления непрерывным потоком под давлением.
Для легковых и легких грузовых автомобилей, как правило, разница уровней топлива между баком и ТНВД невелика. Длина магистралей относительно мала, а их проходные сечения таковы, что для забора топлива из бака достаточно мощности лопастного топливоподкачивающего насоса, встроенного в распределительный ТНВД.
На автомобилях, где характеристики топливных магистралей отличаются от вышеуказанных, между баком и ТНВД устанавливается дополнительная помпа предподкачки. Она компенсирует дополнительное сопротивление магистрали повышенной длины или с большими проходными сечениями. В стационарных двигателях также преимущественно используется последний вариант.
Топливный фильтр
Детали ТНВД, создающие высокое давление, и распылители форсунок изготовлены с точностью по меньшей мере до тысячной доли миллиметра. Это означает, что загрязнение топлива может отрицательно влиять на их работу. Плохая фильтрация топлива может нанести вред плунжерным парам, клапанам и распылителям, поэтому установка на входе в систему впрыска соответствующего топливного фильтра является условием ее безотказной эксплуатации и высокой долговечности.
Топливо может содержать воду в связанной (эмульсия) или несвязанной форме (например, конденсат вследствие колебаний температур). Если эта вода проходит к ТНВД, коррозии не избежать, поэтому распределительные ТНВД требуют установки на топливных фильтрах отстойников для сбора воды, которая должна удаляться через определенные интервалы. С увеличением количества легковых автомобилей, оснащенных дизелем, появилась необходимость автоматического выполнения этих функции. Если возникает потребность удаления воды из отстойника, на щитке приборов загорается контрольная лампа.
Шиберный топливоподкачивающий насос
Топливоподкачивающий насос распределительного ТНВД (рис. «Шиберный топливоподкачивающий насос низкого давления» и «Шиберный топливоподкачивающий насос, расположенный на приводном валу»), расположенный на приводном валу, имеет концентричный с налом ротор с подпружиненными шиберами. Расположенное в корпусе эксцентриковое кольцо охватывает ротор снаружи.
Действующая при вращении ротора центробежная сила прижимает четыре шибера к поверхности эксцентрикового кольца. Топливо, находящееся между шиберами, кольцом и ротором, движется вместе с этими шиберами.
Таким образом оно подается в верхнюю выемку в корпусе ТНВД. Одновременно часть топлива через другое отверстие направляется к клапану регулирования давления.
Клапан регулирования давления
Клапан регулирования давления (рис. «Клапан регулирования давления») расположен над топливоподкачивающим насосом и соединен через отверстие с верхней выемкой в корпусе ТНВД. Клапан имеет нагруженный плунжер, с помощью которого в зависимости от количества подаваемого топлива регулируется внутреннее давление в ТНВД. Если давление топлива превышает заданную величину, плунжер преодолевает действие пружины и открывает отверстие обратного слива, ведущее к линии подачи топлива. Если давление топлива падает, это отверстие закрывается благодаря усилию пружины.
Предварительное натяжение пружины определяет величину давления открытия магистрали обратного слива.
рис. «Клапан регулирования давления» | рис. «Перепускной дроссель» |
Перепускной дроссель
Перепускной дроссель (рис. «Перепускной дроссель») ввинчивается в крышку регулятора распределительного ТНВД и связан с его внутренним пространством. Дроссель позволяет варьировать количество топлива, сливаемого в бак через имеющиеся в полой трубке небольшие отверстия.
Диаметр этих отверстий подобран таким образом, чтобы они создавали некоторое сопротивление потоку топлива, поддерживая определенное внутреннее давление в ТНВД. Поскольку это давление должно иметь четко фиксированную величину, зависящую от частоты вращения коленчатого вала, характеристики перепускного дросселя и клапана регулирования давления должны быть согласованы между собой.
Контур высокого давления
В контуре высокого давления создается давление топлива, необходимое для впрыскивания его в цилиндр. При этом топливо подается через нагнетательный клапан, магистраль высокого давления и форсунку к распылителю.
Привод плунжера-распределителя
Крутящий момент от приводного вала передается на плунжер-распределитель через соединительный узел (рис. «Приводной вал и плунжер-распределитель ТНВД» и «Порядок размещения деталей в распределителе»). Для передачи вращательного движения выступы приводного вала и кулачковой шайбы 3 входят в расположенную между ними крестовину 1. Кулачковая шайба с профилированным в виде кулачков торцом, обкатываясь по роликам кольца 2, преобразует вращение приводного вала во вращательно-поступательное движение плунжера-распределителя, на котором имеются цилиндрические вставные элементы и зафиксированный штифт.
Движение плунжера-распределителя в направлении его ВМТ осуществляется под действием кулачков кулачковой шайбы. Для возвращения плунжера в исходное положение (в сторону НМТ) служат две симметрично расположенные возвратные пружины 8, которые давят на пружинный мостик 6, а через него на тело плунжера-распределителя. Кроме того, возвратные пружины плунжера уменьшают возможность отхода кулачковой шайбы от роликов кольца при резком разгоне.
Кулачковая шайба и форма кулачков
Кулачковая шайба, сообразно форме своих кулачков, влияет на величину давления впрыскивания и его продолжительность. Определяющими критериями являются также величина и скорость хода кулачков. В зависимости от формы камеры сгорания и способа сгорания в различных типах двигателей должна производиться индивидуальная настройка характеристик впрыскивания. Исходя из этого, для каждого типа двигателя рассчитывается своя форма кулачков, которая затем воспроизводится на торцевой стороне кулачковой шайбы. Кулачковые шайбы разной размерности устанавливаются в соответствующие распределительные ТНВД, которые поэтому не взаимозаменяемы.
Распределитель
В этот узел входят плунжер-распределитель, втулка распределителя и регулирующая втулка, причем они так точно подогнаны (притерты) друг к другу, что сохраняют между собой минимальный зазор при очень высоких давлениях. Небольшие утечки топлива неизбежны и даже необходимы для смазки плунжера-распределителя. В случае надобности следует заменять весь узел, а не ограничиваться заменой одного из составляющих элементов.
Дозирование топлива
Нагнетание топлива является динамическим процессом, который включает несколько фаз движения плунжера. Необходимое для впрыскивания давление создает плунжер насоса.
Фазы подачи топлива и нагнетания давления плунжером-распределителем показаны на рис. «Плунжер-распределитель в различных фазах движения» применительно к одному цилиндру двигателя. При этом в четырехцилиндровом дизеле для движения плунжера-распределителя между НМТ и ВМТ используется четверть его оборота, а в шестицилиндровом двигателе одна шестая часть оборота. При движении плунжера к НМТ впускное отверстие перекрывается, а распределительная канавка открывает впускное отверстие (рис. «Плунжер-распределитель в различных фазах движения» а). Давление, возникшее в камере высокого давления и во внутреннем отверстии плунжера, открывает нагнетательный клапан, и топливо через магистраль высокого давления подается к форсунке (рис. «Плунжер-распределитель в различных фазах движения» Ь). Рабочий ход прекращается, как только поперечно расположенное управляющее отверстие плунжера-распределителя достигает кромки регулирующей втулки (коней впрыскивания по принципу падения давления) (рис. «Плунжер-распределитель в различных фазах движения» с). С этого момента топливо больше не нагнетается к форсунке, и нагнетательный клапан закрывает магистраль. При движении плунжера-распределителя к ВМТ топливо направляется во внутреннее пространство ТНВД. В этой фазе впускное отверстие вновь открыто. При обратном движении плунжера поперечно расположенное распределительное отверстие закрывается. Камера высокого давления благодаря открытой впускной полости снова заполняется топливом (рис. «Плунжер-распределитель в различных фазах движения» 10d).
Нагнетательный клапан
Нагнетательный клапан отсекает топливную магистраль высокого давления от ТНВД после окончания фазы нагнетания. При этом обеспечивается четкое завершение впрыскивания порции топлива в объеме цикловой подачи. Одновременно в магистрали высокого давления создаются стабильные условия для последующего повторного впрыскивания независимо от величины цикловой подачи топлива.
В нагнетательном клапане используется поршень, который открывает канал под давлением топлива и закрывает его под действием возвратной пружины.
Между фазами подачи топлива плунжером-распределителем в цилиндр нагнетательный клапан закрыт. При этом магистраль высокого давления и выпускное отверстие распределителя разделены. Во время подачи топлива поршень 5 нагнетательного клапана (рис. «Распределитель с нагнетательным клапаном») под действием высокого давления отходит от своего седла. Минуя кольцевую и продольную канавки, топливо проходит через корпус нагнетательного клапана и магистраль высокого давления к форсунке и впрыскивается в камеру сгорания.
Как только завершается подача топлива (закрывается управляющее отверстие, поперечно расположенное в плунжере-распределителе), давление в камере высокого давления распределителя снижается до уровня внутреннего давления в ТНВД, при этом под действием пружины 4 нагнетательного клапана и давления в магистрали высокого давления поршень клапана прижимается к своему седлу.
Нагнетательный клапан с дросселем обратного потока
Из-за необходимости точного сброса давления в конце впрыскивания возникают волны давления, которые отражаются от нагнетательного клапана и приводят к повторному подъему иглы распылителя или к фазам разрежения в магистрали высокого давления.
Последствиями этих процессов являются подвпрыск топлива с негативным влиянием на уровень эмиссии ОГ или кавитация потока топлива с последующим износом магистралей или форсунок. Чтобы предотвратить отражение волн давления топлива, на нагнетательном клапане имеется дросселирующее отверстие, работающее только при обратном движении потока. Дроссель обратного потока состоит из шайбы с обратным клапаном 2 и пружины, поэтому он не оказывает воздействия в направлении подачи топлива, а в обратном направлении, наоборот, осуществляет демпфирование волн топлива (рис. «Нагнетательный клапан с дросселем обратного потока»).
рис. «Нагнетательный клапан с дросселем обратного потока» 1. Корпус нагнета тельного клапана; 2. Шайба с обратным клапаном; 3. Пружина нагнета тельного клапана; 4. Держатель клапана; 5. Стержень клапана; 6. Разгрузочный поршень | рис. «Нагнетательный клапан постоянного давления» 1. Корпус нагнета тельного клапана постоянного давления 2. Втулка с креплением пружины; 3. Пружина нагнета тельного клапана; 4. Поршень нагнета тельного клапана давления; 5. Шариковый клапан постоянного давления; 6. Тарелка пружины; 7. Пружина клапана постоянного давления; 8. Установочная втулка; 9. Держатель клапана; 10. Регулировочная шайба |
Нагнетательный клапан постоянного давления
В быстроходных дизелях с системой непосредственного впрыска топлива одного нагнетательного клапана зачастую недостаточно, чтобы на всех режимах надежно предотвращать кавитацию и подвпрыски топлива, а также проникновение газов из камеры сгорания в форсунку. В этом случае используется клапан постоянного давления, который разгружает магистраль высокого давления и форсунку, защищая систему от вышеперечисленных эффектов. Фактически это односторонний обратный клапан, рассчитанный на определенное, заранее установленное давление, например 60 бар (рис. «Нагнетательный клапан постоянного давления»).
Магистрали высокого давления
В системе впрыска магистрали высокого давления подбираются для условий благоприятного протекания процессов впрыскивания. При обслуживании они не меняются между собой местами. Магистрали высокого давления соединяют ТНВД с форсунками и прокладываются без лишних изгибов. На автомобильных двигателях магистрали в большинстве случаев крепятся специальными зажимами через определенные интервалы. Магистрали изготавливаются из бесшовных стальных трубок.