Процессы сгорания в дизельном двигателе зависят в решающей мере от того, как подготовлено топливо системой впрыска. Существенную роль при этом играет ТНВД, создающий давление топлива, под которым оно нагнетается через магистрали высокого давления к форсункам и впрыскивается ими в камеры сгорания. Для малоразмерных быстроходных дизелей требуются системы впрыска с высокой мощностью, большой цикличностью, малым весом и минимальным конструктивными размерами. Этим требованиям отвечают так называемые распределительные ТНВД, которые при компактном размере объединяют в себе топливоподкачивающий насос, ТНВД и регулятор частоты вращения коленчатого вала.
Область применения распределительных ТНВД
Начиная с 1962 г., распределительный ТНВД с аксиальным движением плунжера стал постоянно применяться в большинстве систем впрыска дизельного топлива, ставившихся на легковые авюмо6или. ТНВД и регулятор постоянно совершенствовались, поскольку для снижения расхода топлива и уменьшения эмиссии отработавших газов было необходимо повышать давление впрыскивания. Между 1962 и 2001 гг. было выпущено в общей сложности свыше 45 млн. распределительных ТНВД. В результате многократно выросло как число их модификаций, так и количество конструктивных вариантов системы впрыска.
При впрыскивании топлива в предварительную камеру дизелей с разделенными камерами сгорания распределительные ТНВД с аксиальным движением плунжера развивают давление у форсунки до 350 бар (35 МПа). Для двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания используются ТНВД как с аксиально, так и с радиально движущимися плунжерами. Они развивают давление до 900 бар (90 МПа) для низкооборотных и до 1900 бар (190 МПа) — для быстроходных дизелей. Механическое регулирование работы распределительных ТНВД постепенно уступает место электронному регулированию с электрическими исполнительными механизмами. Кроме того, на рынке появились ТНВД с электромагнитным клапаном высокого давления.
Распределительные ТНВД благодаря своей компактной конструкции и всесторонней приспосабливаемое™ чаще всего устанавливают на легковые и легкие грузовые автомобили стационарные двигатели, а также на строительные и сельскохозяйственные машины.
Номинальная мощность, частота вращения коленчатого вала и вид конструкции дизеля определяют эксплуатационные параметры и комплектацию распределительных ТНВД, которые используются в двигателях с числом цилиндров от трех до шести.
ТНВД с аксиальным движением плунжера применяются для двигателей мощностью до 30 кВт на цилиндр, с радиальным движением плунжеров — до 45 кВт на цилиндр.
Распределительные ТНВД смазываются топливом и поэтому практически не требуют обслуживания.
Виды конструкций распределительных ТНВД
Распределительные ТНВД различаются по способу регулирования, методу управления цикловой подачей и развиваемому ими максимальному давлению (рис. «Виды распределительных ТНВД»).
Способ управления цикловой подачей
ТНВД с управлением регулирующей кромкой
Продолжительность впрыскивания изменяется регулирующей кромкой, каналами ТНВД и подвижной втулкой. Гидравлическое устройство опережения изменяет момент начала впрыскивания.
ТНВД, управляемые электромагнитным клапаном
Электромагнитный клапан высокого давления запирает магистраль высокого давления и определяет, таким образом, момент начала впрыскивания и его продолжительность. ТНВД с радиальным движением плунжеров управляются только при помощи электромагнитных клапанов.
Способ создания высокого давления
Распределительные ТНВД модели VE с аксиальным движением плунжера
Они создают давление топлива при движении плунжера в направлении, соосном валу привода насоса.
Распределительные ТНВД модели VR с радиальным движением плунжеров
Они создают давление несколькими плунжерами, движущимися перпендикулярно оси вала привода ТНВД. В результате может развиваться гораздо большее давление, чем в первом случае.
Способ регулирования
Механическое регулирование
ТНВД регулируется устройством, состоящим из нескольких узлов, включающих ряд рычагов, пружин, мембранных датчиков и т. д.
Электронное регулирование
Водитель устанавливает желаемые параметры (крутящий момент или частоту вращения коленчатого вала) нажатием на педаль газа, что фиксируется специальным датчиком. В блок управления заложены поле характеристик цикловых подач для пуска, холостого хода и полной нагрузки, характеристика хода педали газа, ограничение по дымности и характеристика ТНВД. По этим данным и действительному показанию датчика определяется величина управляющего сигнала, поступающего на исполнительный механизм ТНВД. Одновременно учитываются действительное состояние двигателя и условия его эксплуатации (например, угол поворота и частота вращения коленчатого вала, давление наддува, температуры охлаждающей жидкости, масла системы смазки и воздуха на впуске, скорость автомобиля и т. д.). Учитывая все это, блок управления подает команды на исполнительный механизм или электромагнитный клапан ТНВД.
Использование системы электронного регулирования работы дизеля в сравнении с механической позволяет получить много преимуществ, а именно:
- Меньшие расход топлива и эмиссию отработавших газов, более высокие мощность и крутящий момент благодаря улучшенному регулированию величины цикловой подачи и более точной установке момента начала впрыскивания;
- Меньшую частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу и лучшее регулирование работы дополнительного оборудования (например, климатических агрегатов);
- Лучшее обеспечение комфортности (например, активным демпфированием пульсаций, регулированием равномерности движения и скорости автомобиля);
- Расширение параметров диагностики;
- Возможность использования дополнительных управляющих и регулирующих функций (например, управление временем работы свечей накаливания, рециркуляцией ОГ, давлением наддува, электронной блокировкой торможения автомобиля);
- Цифровой обмен информацией с другими электронными системами (например, системами регулирования сцепления с почвой или управления коробкой передач), что дает возможность интеграции электронной системы управления работой дизеля в общую систему управления автомобилем.
Системы с управлением регулирующей кромкой
Распределительные ТНВД с механическим регулированием
Механическое регулирование применяется только в распределительных ТНВД с аксиальным движением плунжера. Преимуществами такого решения являются меньшая стоимость изготовления и относительно более простое обслуживание.
Механическое регулирование частоты вращения коленчатого вала достаточно для различных условий эксплуатации и обеспечивает высокое качество смесеобразования. Дополнительно подключаемые узлы обеспечивают необходимое согласование момента и величины цикловой подачи топлива, впрыскиваемого при различных эксплуатационных состояниях двигателя: частоте вращения коленчатого вала, нагрузке на двигатель, темпера туре охлаждающей жидкости, давлении наддува и атмосферном давлении.
К системе впрыска топлива дизельного двигателя (рис. «Система впрыска с распределительным ТНВД модели VEF с механическим регулированием») относятся, наряду с ТНВД 4, топливный бак 11, топливный фильтр 10, топливоподкачивающий насос 12, форсунки 8 в сборе и топливные магистрали 1,6 и 7. Важнейшими элементами системы впрыска являются распылители в форсунках. Их конструкция существенно влияет на процесс впрыскивания и форму факела распыленного топлива. Электромагнитный остановочный клапан 5 при обесточенной системе электрооборудования прерывает подачу топлива в контур высокого давления ТНВД.»
Через педаль 3 газа и тягу 2 водитель воздействует на регулятор ТНВД. Кроме того, с помощью соответствующих механизмов может регулироваться частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, при максимальной нагрузке и на промежуточных режимах работы дизеля.
Обозначение VEF соответствует модели распределительного ТНВД с центробежным регулятором.
Распределительные ТНВД с электронным регулированием
Электронное регулирование работы дизеля по сравнению с механическим предусматривает дополнительные возможности. Благодаря электрическим измерениям оно позволяет осуществить гибкую электронную обработку сигналов и создание контура регулирования с электрическими исполнительными механизмами. Дополнительно может учитываться ряд специальных параметров, что невозможно при механическом регулировании.
На рис. «Система впрыска с распределительным ТНВД модели VE. EDC и электронным регулированием» показаны агрегаты системы впрыска, собранной на основе распределительного ТНВД с аксиальным движением плунжера, работа которой регулируется электронным блоком управления. В зависимости от вида установки и типа автомобиля отдельные компоненты могут отсутствовать.
Система состоит из четырех элементов:
- Контур снабжения топливом (магистраль низкого давления);
- ТНВД;
- Электронная система регулирования работы дизеля с системными блоками датчиков, блоком управления и исполнительными механизмами;
- Периферия (например, турбонагнетатель, системы рециркуляции ОГ и управления временем работы свечей накаливания).
Исполнительный механизм с электромагнитом на распределительном ТНВД (так называемое управление поворотом) используется вместо механического регулятора и узлов привода. Он воздействует на параметры цикловой подачи через вал управления регулирующей втулкой. Как и при механическом регулировании, величина проходного сечения канала подачи топлива зависит от положения регулирующей втулки, которая изменяет также угол опережения впрыскивания. Блок управления в зависимости от заложенных в него характеристик и истинных показаний датчиков выдает управляющий сигнал для электромагнитного исполнительного механизма на ТНВД.
Датчик угла поворота исполнительного механизма (например, полудифференциальный короткозамкнутый кольцевой датчик) с помощью блока управления также определяет положение регулирующей втулки.
Зависимое от частоты вращения внутреннее давление в ТНВД через электромагнитный клапан управляет муфтой опережения впрыскивания, которая изменяет момент начала впрыскивания.
Системы управления с электромагнитным клапаном
Системы управления с электромагнитным клапаном обеспечивают большую гибкость при дозировании топлива и изменении момента начала впрыскивания, чем системы с управлением регулирующей кромкой. Они делают возможными также предварительное впрыскивание для уменьшения шума и коррекцию равномерности цикловой подачи по цилиндрам.
Подобные системы состоят из четырех элементов (рис. «Схема использования в дизелях распределительных ТНВД, управляемых электромагнитным клапаном»):
- Контура снабжения топливом (магистрали низкого давления);
- Контура высокого давления со всеми компонентами системы впрыска;
- Контура электронного регулирования работы дизеля с системными блоками датчиков, блоком управления и исполнительными механизмами;
- Систем управления подачей воздуха, нейтрализации вредных веществ в отработавших газах и их рециркуляции.
Конфигурация блока управления
Разделенные блоки управления
Системы первых выпусков с распределительными ТНВД, управляемыми электромагнитным клапаном (VE..MV [VP 30], VR [VP 44] для дизелей с непосредственным впрыском топлива и VE..MV [VP 29] для дизелей с разделенными камерами сгорания), требовали наличия двух блоков управления — для самого двигателя и для ТНВД. Это разделение имело две причины: во-первых, предотвращался перегрев некоторых электронных конструктивных элементов в непосредственной близости от ТНВД и двигателя, а во-вторых, благодаря малой длине электрических проводов, шедших к электромагнитному клапану, исключалось влияние помех от импульсов больших токов (до 20 А).
Блок управления ТНВД получает импульсный сигнал тока малой силы от датчиков угла поворота коленчатого вала и температуры топлива и регулирует момент начала впрыскивания. Блок управления двигателем обрабатывает сигналы от всех внешних датчиков и формирует сигналы управления работой ТНВД.
Эти блоки управления сегодня объединены в бортовой контроллер связи (CAN).
Совмещенный блок управления
Использование термостойких печатных плат в настоящее время позволило совместить блоки управления двигателем и системой впрыска. Управление распределительными ТНВД второго поколения с помощью электромагнитных клапанов позволяет использовать совмещенный блок управления существенно меньших габаритов.
Нейтрализация вредных веществ в отработавших газах
Существуют различные способы снижения уровня эмиссии отработавших газов. К ним относятся рециркуляция отработавших газов, формирование оптимального протекания процесса впрыскивания (например, организация предварительного впрыскивания) и повышение давления впрыскивания.
Чтобы выполнять становящиеся все более жесткими нормы эмиссии отработавших газов, для многих автомобилей приходится применять систему нейтрализации вредных веществ в отработавших газах. К настоящему времени для решения этой задачи созданы различные системы, и обсуждается, какие из них будут применяться в дальнейшем. Важнейшие из этих систем описаны далее.
Схема системы
На рис. «Система впрыска дизеля с распределительным ТНВД модели VP 44 с управлением электромагнитным клапаном и единым блоком управления PSG 16 для двигателя и ТНВД» показан пример общей схемы управления системой впрыска для четырехцилиндрового дизеля с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, включая различные компоненты системы. Управление распределительным радиальным ТНВД модели VR осуществляется единым блоком управления двигателем и ТНВД. В зависимости от комплектации и типа автомобиля некоторые узлы могут не применяться. Чтобы получить более наглядное представление о системе, датчики и элементы исполнительных механизмов (А) расположены на схеме не на своих конструктивных местах, а собраны в единую группу. Исключение составляет датчик 21 хода иглы форсунки.
Благодаря использованию бортового контроллера связи CAN, помещенного в группу «приборы» (В), стал возможен обмен данными между такими различными системами и агрегатами, как:
- Стартер;
- Генератор;
- Система электронной остановки автомобиля;
- Система управления автоматической коробкой передач;
- Противобуксовочная система;
- Электронная программа стабилизации.
Панель приборов 12 и кондиционер 13 могут быть также подключены через бортовой контроллер связи.