Проверка двигателя мультиметром или осциллоскопом, что особенно рекомендуется, более информативна и позволяет выявить большее число неисправностей, чем с использованием омметра. Тестирование при наличии напряжения в цепи более динамично и позволяют найти намного больше неисправностей, чем просто оборванный провод или неисправный резистор. В некоторых случаях разъединение разъема может прервать неисправную цепь. Вот о том, как происходит проверка двигателя мультиметром, мы и поговорим в этой статье.
Осциллоскоп может обнаружить некоторые неисправности, с которыми не справляется простой вольтметр. Осциллоскоп особенно полезен для просмотра и анализа форм сигналов, поступающих от датчиков и идущих на исполнительные устройства. Прибор этот стоит сравнительно дорого и возможно, что не в каждом гараже он есть. Тем не менее, в любой мастерской, имеющей дело с поиском неисправностей осциллоскоп должен быть.
В идеале лучшим местом подключения измерительного прибора для получения информации от датчиков и исполнительных устройств, является включенный разъем блока электронного управления (БЭУ). Разъем БЭУ — это узел, через который проходят все входящие и исходящие сигналы. Измерения в этом месте дают наиболее достоверную информацию. Однако по многим причинам не всегда возможно выполнить тестирование непосредственно на разъеме, в связи с чем приходится выполнять тестирование в других точках. Но и в этих случаях вполне можно получить удовлетворительные результаты.
Тестирование с помощью вольтметра
Подключение щупов
Закрепите отрицательный щуп вольтметра на массе двигателя.
Введите тонкий конец положительного щупа в разъем, подлежащий проверке, со стороны проводов до соприкосновения с контактом разъема (см. рис. » Измерение напряжения с обратной стороны разъема» ). Такой способ дает приемлемые результаты, и я рекомендую его непрофессионалам.
Как вариант, если возможно, отогните защитный чехол разъема и попытайтесь добраться щупом до контакта.
Если до контактов разъема БЭУ не добраться, воспользуйтесь разветвительной панелью, включаемой в разъем БЭУ. Этому способу следует отдать предпочтение, поскольку он значительно упрощает процедуру и практически исключает вероятность повреждения разъема. В противном случае разъем придется разъединить и проверять напряжения в розетке и вставке отдельно.
Если такого противного случая не избежать, закрепите отрицательный щуп вольтметра на массе двигателя, а положительным щупом касайтесь контактов разъема.
Не пытайтесь пропихнуть щуп круглого сечения в прямоугольное соединительное гнездо разъема. Это приведет к деформации гнезда и ухудшению контакта в собранном разъеме.
Проверка бортового и эталонного напряжения
При включенном зажигании и соединенном или разъединенном разъеме проверяемого элемента (как указано в процедуре теста) измерьте напряжение питания или эталонное напряжение 5,0 В на соответствующем штырьке или с обратной стороны разъема.
Проверка напряжения сигнала
При включенном зажигании и соединенном разъеме проверяемого элемента измерьте напряжение на соответствующем контакте с обратной стороны разъема. Убедитесь в том, что это либо номинальное напряжение бортовой сети, либо эталонное напряжение 5,0 В.
Проверка заземления
При включенном зажигании и соединенном разъеме проверяемого элемента измерьте напряжение на контакте, соединенном с массой. Напряжение не должно превышать 0.25 В. Обычно для большинства элементов системы управления двигателем (СУД) напряжение на проводе, соединенном с массой, не превышает 0,15 В.
Этот тест можно выполнить при соединенном или разъединенном разъеме элемента. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контакту, через который подается бортовое или эталонное напряжение, а отрицательный к контакту, соединенному с массой. Если контакт с массой есть, вольтметр покажет полное бортовое или эталонное напряжение.
Тестирование с помощью омметра
Убедитесь в том, что зажигание выключено и на проверяемый элемент не подается никакого напряжения.
Цепи, которые начинаются и заканчиваются в БЭУ лучше всего проверять на контактах отсоединенного разъема БЭУ (см. рис. «Измерение напряжения на контактах разъема БЭУ» ).
Для проведения тестов с использованием омметра также полезна разветвительная панель, но панель должна быть соединена только со вставкой разъема БЭУ, но не с его гнездом.
Если сопротивление датчика измеряется на штырьках разъема БЭУ и датчик имеет общую с другими датчиками точку соединения с БЭУ (через общее питание или общее заземление), то надо разъединить все разъемы остальных датчиков, иначе результаты измерения будут искажены.
При измерении целости проводки или соединения с массой, значение измеренного сопротивления должно быть не больше 1 Ома.
При сопоставлении результатов измерения сопротивлений с техническими данными надо соблюдать определенную осмотрительность, прежде чем выбраковывать элемент на основании таких измерений. Не всегда элемент с сопротивлением, выходящим за рекомендуемые пределы, является неисправным. И наоборот, цепь с сопротивлением, находящимся в заданных границах, не всегда исправна. Вообще результатам измерения омметром можно безоговорочно доверять только при определении обрывов и коротких замыканий (см. рис. «Измерение сопротивления» ).
Проварка целости проводки
- Разъедините разъем БЭУ.
- Разъедините разъем проверяемого элемента и соедините перемычкой штырьки 1 и 2 этого разъема.
- Определите штырьки разъема БЭУ, соединенные с проверяемым элементом.
- Подключите щупы омметра к этим штырькам. Омметр должен показать целость цепи, т.е. сопротивление, близкое к нулю.
- Если омметр показывает разрыв, проверьте целость проводки, а также качество соединения
- проводов со штырьками разъемов.
- Прикоснитесь одним из щупов к массе. Омметр должен показать бесконечность.
- Если элемент соединен с БЭУ более чем двумя проводами, повторите тест со всеми сочетаниями проводов.
Эти тесты предназначены для быстрой проверки неразрывности соединений между элементами (датчиками и исполнительными устройствами) и БЭУ.
Проверка угла включенного состояния катушки зажигания
Подключение щупов
- Подключите отрицательный щуп прибора для измерения угла включенного состояния к массе двигателя.
- Положительный щуп подсоедините к отрицательной клемме первичной обмотки катушки зажигания.
- Выполните проверку угла включенного состояния при разных значениях температуры и оборотов двигателя.
Возможные проблемы
Проверка угла включенного состояния при пуске
Хотя многие современные цифровые мультиметры позволяют получить осмысленные показания, тем не менее некоторые из них теряют точность при тестировании первичной цепи зажигания в процессе пуска двигателя. Это случается из-за того, что имея достаточно высокий порог квантования, тестер не всегда может уловить моменты включения и прерывания обмотки при пониженном бортовом напряжении во время пуска.
Проверка сигнала управления форсунками
Если форсунки управляются током с изменяемым уровнем или удерживаются в открытом состоянии короткими импульсами, очень немногие мультиметры способны зарегистрировать время открытия форсунки. Прибор может уловить только кратковременный импульс открытия, составляющий обычно 1-2% от длительности впрыска. Таким образом, показания прибора не будут иметь ничего общего с действительной характеристикой работы системы впрыска.
Использование потенциометра
Бывает полезно выполнить несколько тестов при разной температуре двигателя. Если бы пришлось ждать, пока двигатель остынет или достигнет требуемой температуры, такой тест занял бы слишком много времени. Большинство СУД узнают о температуре двигателя по напряжению датчика температуры охлаждающей жидкости. В редких случаях вместо этого датчика используется датчик температуры масла.
Напряжение датчика температуры легко сымитировать, если к контактам датчика подключить обычный потенциометр. Такой потенциометр можно приобрести в магазине для радиодеталей. Потенциометр должен регулироваться в диапазоне от 1 до 100 000 Ом.
Тестирование потенциометром
Независимо от типа имитируемого датчика нужно выполнить следующие действия:
- Разъедините разъем датчика температуры;
- Подключите крайнюю и среднюю точки потенциометра к двум штырькам разъема;
- Установите сопротивление потенциометра в соответствии с требуемой температурой;
- Меняйте сопротивление и выполняйте проверки в соответствии с программой испытаний;
- В результате выполнения этой процедуры некоторые СУП могут сгенерировать коды неисправностей. Эти коды по завершении процедуры надо удалить;
- Для определения и удаления кодов обратитесь к таблице кодов для соответствующего двигателя.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: