Технология беспроводной передачи сигнала позволяет передавать информацию одновременно большому количеству людей. То же самое касается приема радиосигнала в автомобиле во время движения. В настоящее время важность методов передачи цифрового сигнала возрастает. Беспроводные сегменты сети передачи сигнала также используют аналоговые методы передачи сигнала, поэтому разница между двумя технологиями несущественна. Вот о том, как осуществляется прием радио и телесигнала в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Беспроводная передача
Радио и телевизионная трансляция в автомобиле
Беспроводная трансляция радио и телевизионного сигнала используется, главным образом, для передачи к наземным приемникам. В случае передачи аналогового радиосигнала, высокочастотный сигнал модулируется аудиосигналом. Приемник конвертирует принятый высокочастотный сигнал в базовую частоту, а затем демодулирует его. Получаемый после этого конечный сигнал является информационным сигналом.
В сфере телекоммуникаций распространение электромагнитных волн используется для передачи информации, при которой амплитуда, фаза или частота их колебаний изменяется в зависимости от того, какая информация передается. Обычно используется диапазон частот от нескольких килогерц до 100 ГГц. Некоторые из наиболее часто используемых полос частот указаны в табл. «Обзор некоторых полос частот, используемых для радио и телевизионной трансляции». Использование полос частот регулируется законодательством (Закон о телекоммуникациях в Германии; 2004). План распределения частот между странами основывается на международных соглашениях, указанных в Статье S5 Нормативных актов по использованию радиочастот ITU (Международный союз по телекоммуникациям).
Передача информации при помощи высокочастотных волн
Варьирование высокочастотного сигнала, используемое для передачи полезного сигнала от передатчика к приемнику, называется модуляцией. Промодулированный высокочастотный сигнал передается через антенну на точно определенной в узких пределах полосе частот. Приемник точно настраивается на эту полосу частот, выбранную из широкого диапазона частот, которые может принимать антенна. Таким образом, передача колебаний от передатчика к приемнику образует связь в цепи передачи сигнала.
Например, если речь идет о передаче аудиосигнала, полезный сигнал, в отличие от высокочастотного несущего сигнала, состоит из сигналов в широком диапазоне частот до максимальной величины 20 кГц. Высокочастотный несущий сигнал модулируется этим низкочастотным сигналом. Антенна передатчика излучает несущую волну.
Максимальное расстояние, на котором может приниматься сигнал, а также качество приема зависят, помимо прочих факторов, от частоты. Коротковолновые и длинноволновые передачи имеют очень большую дальность приема, в некоторых случаях межконтинентальную, в то время как передача в диапазоне СВЧ, как правило, ограничивается дальностью прямой видимости.
Принимающая станция демодулирует сигнал. Получившиеся в результате этого низкочастотные колебания преобразуются в акустические колебания при помощи громкоговорителя.
Амплитудная модуляция
Амплитудная модуляция (AM) — это изменение амплитуды Ан высокочастотных колебаний с частотой fн синхронно с низкочастотными колебаниями (Ан:fн) (рис. «Амплитудная модуляция» ).
Амплитудная модуляция используется, например, при коротковолновой, средневолновой и длинноволновой передаче.
Частотная модуляция
Частотная модуляция (FM) — это изменение частоты fн высокочастотных колебаний синхронно с низкочастотными колебаниями (рис. «Частотная модуляция» ).
Частотная модуляция используется, например, в FM-радио и для звуковых каналов аналоговой телевизионной трансляции. Частотно-модулированный сигнал подвержен помехам, вызванным амплитудно-модулированными сигналами (например, вызванными системами искрового зажигания двигателей), в меньшей степени, чем амплитудно-модулированный сигнал.
Процессы цифровой модуляции
В случае цифровой модуляции, амплитуда или частота носителя изменяется дискретно. Таким образом, можно придать значение одного или более битов информации каждому из этих состояний несущей частоты, чтобы передавать цифровую информацию.
Проблемы с приемом сигнала
СВЧ-сигналы распространяются практически, по прямой. В результате этого радиоприемник в автомобиле может потерять сигнал от СВЧ-передатчика, находящегося на расстоянии всего 30 км, если между автомобилем и передатчиком находится возвышенность. С другой стороны, прием может быть идеальным и на большем расстоянии, если есть «линия прямой видимости» между автомобилем и передатчиком. Наличие «теневых радиозон» часто компенсируется установкой дополнительных передатчиков.
Сигнал может отражаться от склонов холмов или от высотных зданий. Отраженный сигнал принимается антенной приемника и накладывается на сигнал, полученный прямо от передатчика. В результате получается так называемый «многоканальный прием», вызывающий помехи и приводящий к ухудшению качества звука, принимаемого по радио.
Распространение электромагнитных волн ухудшается из-за проводников, расположенных в зоне излучения передатчика (например, стальных мачт или ЛЭП), и даже близлежащих лесов, зданий или глубоких долин. Характеристики распространения волн имеют значение для эффективного подавления помех теле- или радиоприемника, установленного в автомобиле. Идеальный прием невозможен, если мощность сигнала от передатчика слишком мала. Например, прием сигнала, который до этого приходил без помех, прервется, если автомобиль заезжает в тоннель. Это можно объяснить экранированием сигнала железобетонными стенками туннеля, вследствие чего уменьшается полезная мощность сигнала передатчика, на который настроен приемник. Мощность паразитного сигнала при этом остается прежней. При некоторых условиях дальнейший прием сигнала радиостанции может оказаться невозможным. Сходные явления могут наблюдаться при передвижении в горной местности.
Радиопомехи
Радиопомехи являются следствием приема на антенну ненужных высокочастотных колебаний вместе с полезным сигналом. Радиопомехи могут быть вызваны включениями или перерывами подачи электрического тока. Это вызывает образование высокочастотных помех, например, от работы зажигания двигателя, включения или выключения переключателя или работы коммутатора электродвигателя. Такие быстрые переключения тока генерируют высокочастотные волны, которые вызывают помехи радиоприема в приемниках, расположенных поблизости. Среди прочих факторов эффект помех зависит от крутизны графика импульса сигнала помех и его амплитуды.
Радиопомехи, вызванные резко возрастающими по амплитуде импульсами, могут быть сведены к минимуму или полностью устранены применением мер ЕМС (электромагнитной совместимости).
Помехи могут достигать приемника различными путями: непосредственно по проводам, соединяющим источник помех и приемник, беспроводным путем через электромагнитное излучение или через емкостную или индуктивную связь. Строго говоря, последние три из перечисленных вариантов нельзя отделить друг от друга.
Отношение сигнал-шум
Качество приема зависит от мощности электромагнитного поля, генерируемого передатчиком. Оно должно иметь существенно большую мощность, чем мощность поля помех, т.е. соотношение между мощностью сигнала передатчика и мощностью поля помех, соотношение сигнал-шум, должно быть, как можно большим.
Приемник, расположенный близко к источнику помех, получает не только полезный сигнал от соответствующего передатчика, но и нежелательный сигнал помех, если он передается на той же частоте. Тем не менее, качественный прием все-таки возможен, если мощность полезного сигнала от передатчика в точке приема достаточно велика по сравнению с мощностью электромагнитного поля, генерируемого источником помех. Мощность поля полезного сигнала от передатчика зависит от мощности передатчика, частоты передатчика, расстояния от передатчика до приемника и свойств распространения электромагнитных волн. Для средних и длинных волн мощность поля передатчика может ослабляться из-за топологических факторов до такой степени, что сигналы даже от мощных передатчиков могут иметь недостаточную силу в некоторых местах приема. При некоторых условиях СВЧ-сигналы могут существенно ослабляться. Приемники, установленные на транспортных средствах, могут иметь недостаточную мощность приема из-за короткой антенны. Соответственно, возможности улучшения отношения сигнал-шум на приемнике могут быть сильно ограничены.
Эффективность приема можно повысить регулировкой положения антенны, увеличив, таким образом, соотношение сигнал-шум, которое является решающим фактором для качества приема. Однако, зачастую, имеет место компромисс между техническими требованиями и конструкторскими соображениями. Еще один способ улучшения соотношения сигнал-шум — уменьшение мощности излучаемых помех.
Конструкция приемника также имеет значение для качества приема. Кроме металлического экранирования, предотвращающего прямой доступ помех, и фильтров на источнике питания, некоторые приемники оборудованы системами автоматического подавления помех (см. раздел «Улучшение приема»).
Радиоприемники в автомобиле
Радиоприемники, устанавливаемые на автомобилях, обычно называются «авторадио» или «автомобильные звуковые системы». Однако, это название относится не только к радиоприемникам, но и к различным устройствам, обеспечивающим применение в сфере информационного обеспечения и развлечений. Сюда входят анализ дополнительной информации (например, новости о ситуации на дорогах), проигрыватели медиа-файлов (например, компакт-диски и SD-карты), а также встроенные коммуникационные интерфейсы, сотовые телефоны и другие устройства.
За последние несколько лет в рамках традиционных аналоговых технологий передачи сигнала были разработаны некоторые новые системы. По этой причине современные автомобильные радиоприемники могут принимать сигналы от самых разных систем трансляции во всем мире. Кроме традиционных систем радиовещания, среди прочих, сюда входят системы DAB (цифровое аудиовещание), DRM (цифровая радиосистема «Mondiale») и SDARS (спутниковая цифровая аудиослужба).
Традиционный радиоприемник рассчитан на прием аналогового сигнала FM и AM-модуляции, и канал передачи сигнала от антенны к аудиосистеме также является аналоговым. С другой стороны, современные автомобильные приемники с высокой мощностью приема обрабатывают сигнал в цифровой форме. Сигнал IF (промежуточной частоты) на выходе приемника переводится в цифровую форму в аналого-цифровом преобразователе, а затем подвергается обработке. При цифровой модуляции обычно меняется только демодуляция в цифровой части этой схемы.
Традиционные приемники
Обработка сигналов
Антенна, обычно имеющая форму штыря или рамки, улавливает электромагнитный сигнал от передатчика. Сигнал передается по нескольким каналам по фиксированным, отделенным друг от друга частотам. Высокочастотные колебания переменного тока, генерируемые на выходе антенны, передаются на приемник и обрабатываются в нем.
Традиционный приемник для аналогового радиоприема обычно состоит из двух каналов прохождения сигнала: один для обработки амплитудно-модулированного сигнала и другой для обработки частотно-модулированного сигнала. Они обычно разделены на блоки, описанные ниже (рис. «Блок-схема радиоприемника» ).
Система приема АМ-сигнала
Полосовой фильтр выделяет полосу амплитудно-модулированного сигнала (полоса ДВ, СВ или КВ), и получающийся сигнал усиливается на следующей ступени с низким уровнем шума.
Ступень входа FM-сигнала
Частотно-модулированный СВЧ-сигнал принимается отдельным модулем. Входной фильтр настраивается либо на частоту приема, либо на всю полосу. Полученный сигнал затем регулируется по мощности до нужного уровня автоматическим усилителем для передачи к следующему модулю.
Генератор, управляемый напряжением
Генератор VCO (генератор, управляемый напряжением), частота которого регулируется системой фазовой автоподстройки частоты (PLL), генерирует высокочастотные колебания, которые делятся. При помощи этого сигнала входной сигнал преобразуется в постоянную промежуточную частоту (IF) в каскаде смесителя. Сигнал с кварцевой стабилизацией используется в качестве опорной частоты.
Каскад преобразователя частоты
Каскад преобразователя частоты преобразует входной сигнал в постоянную промежуточную частоту. Обычно для приема FM- и AM-сигналов используются разные каскады преобразователя частоты. Однако, принцип преобразования частоты у них один и тот же.
Фильтр и усилитель IF
Сигнал IF, получаемый таким образом, затем подается на фильтр IF и регулируемый усилитель.
Аналого-цифровой преобразователь (АЦП)
Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) преобразует аналоговый сигнал IF в цифровой сигнал.
Демодулятор
Демодулятор генерирует цифровой аудиосигнал из цифрового сигнала IF.
Декодер
Дополнительная информация, такая как данные от системы RDS (система передачи данных по радио), декодируется декодером и передается к процессору для обработки.
Обработка аудиосигнала
После демодуляции аудиосигнал можно настроить, например, в соответствии с условиями в салоне автомобиля или предпочтениями слушателей. Это делается при помощи соответствующих регуляторов настройки тембра и громкости, а также настройки баланса между передними и задними и/или правыми и левыми динамиками.
Цифровые приемники
Цифровой приемник — это приемник со многими встроенными модулями, входной сигнал от которого может быть аналоговым или цифровым сигналом промежуточной частоты. Аналоговый сигнал преобразуется в цифровой, а цифровой сигнал обрабатывается в цифровом модуле. Такая технология позволяет обрабатывать сигнал способом, который неприменим для аналоговых технологий. В ней используются, например, фильтры сигнала IF, обеспечивающие очень хороший уровень нелинейных искажений, имеющие изменяемую полосу пропускания и регулируемые, в зависимости от условий приема сигнала. Кроме того, имеется ряд других средств обработки принимаемого сигнала, которые могут свести к минимуму помехи аудиосигнала (см. SHARX, DDA и DDS).
Цифровой эквалайзер
Цифровой эквалайзер (DEQ) состоит из многополосного параметрического эквалайзера, обеспечивающего возможность отдельной регулировки средних частот и усиление/ ослабление сигнала на различных фильтрах. Таким образом, можно свести к нулю нежелательный резонанс, который может возникнуть в салоне автомобиля, и оптимизировать качество звучания. Также можно выровнять звучание динамиков на различных частотах.
Некоторые эквалайзеры имеют готовые настройки фильтров. Эти настройки можно применить в соответствии с жанром музыки или типом транспортного средства (например, джаз или поп-музыка, фургон или седан).
Цифровая настройка звука
«Цифровая настройка звука» (DSA) — это система, которая автоматически анализирует и исправляет частотные характеристики автомобильных звуковых систем. Для приема и анализа звучания тестового сигнала громкоговорителей используется микрофон и цифровой обработчик сигнала (DSP). Затем на эквалайзере выставляются оптимальные параметры звука для салона автомобиля.
Динамическое шумоподавление
Во время движения автомобиля функция «Динамическое шумоподавление» (DIMS) использует микрофон для постоянного выявления и анализа спектра шумов от автомобиля, заглушающих аудиосигнал и ухудшающих восприятие звука. Данная функция использует выборочное усиление или динамическое подавление (уменьшение выходного сигнала между минимальной и максимальной величинами) частот звуковых помех для того, чтобы поддержать оптимальное качество звучания вне зависимости от шумов, производимых при движении.
Качество приема сигнала
Аналоговые радиопередачи обычно предназначены для приема наземными радиоприемниками. Условия приема не всегда идеальны, что приводит к ухудшению качества приема, в зависимости от положения приемника и передатчика, и условий окружающей среды. В случае с приемом СВЧ-сигнала, большое значение имеет расположение приемника и передатчика в связи с факторами, описанными ниже.
Понижение уровня сигнала
Понижение уровня сигнала вызывается изменениями уровня принимаемого сигнала из-за препятствий на пути распространения сигнала, таких как туннели, высотные здания или горы.
Прием сигнала с нескольких направлений
Прием сигнала с нескольких направлений вызывается отражением сигнала от зданий, деревьев или водных поверхностей. Такое отражение может привести к существенному падению уровня приема и даже полной потере сигнала. Различия в силе принимаемого сигнала могут наблюдаться в точках, отстоящих всего на несколько сантиметров друг от друга. Такие флуктуации могут оказывать значительное влияние на качество приема, например, автомобильных приемников.
Помехи от смежных каналов
Помехи от смежных каналов могут возникать, если на смежном канале работает мощный передатчик.
Помехи от сигналов большой мощности
Помехи от сигналов большой мощности могут возникать, если поблизости находится передатчик большой мощности. Система защиты входного каскада приемника уменьшает мощность приема. Это приводит к ослаблению более слабого сигнала от передатчика, т.е. сигнал становится тише.
Перемодуляция
На некоторых передатчиках применяется повышение уровня модуляции, чтобы увеличить дальность приема или усилить громкость звука. Недостаток этого приема в том, что увеличиваются искажения и вероятность помех от эха.
Помехи от системы зажигания
Источники высокочастотных помех (такие, как система искрового зажигания, работа переключателей или коммутаторов электродвигателей) вызывают помехи приема.
Улучшение качества приема сигнала
В современных автомобильных приемниках применяется большое количество функций улучшения приема. Ниже приведен обзор наиболее важных из этих функций.
Система передачи данных по радио
Система передачи данных по радио (RDS) — это цифровая система передачи данных по радио FM-диапазона. Данный формат стандартизован в европейских странах. Он обеспечивает приемник дополнительной информацией относительно принимаемого аудиосигнала в отношении дополнительных частот, имеющих такую же модуляцию. Это позволяет приемнику переключаться на частоту, на которой помехи минимальны. В табл. «Коды международного стандарта радиоданных (МСРД)» приведено описание такой информации.
Направленная цифровая антенна
Система «Направленная цифровая антенна» (DDA), разработанная фирмой Bosch, использует сигналы от двух антенн для расчета антенны с синтезированной апертурой с новыми характеристиками направленности. Это позволяет подавлять помехи, вызванные приемом сигнала с нескольких направлений, как показано на рис. «Оптимизация сигнала антенны».
Система цифровой диверсификации
Характеристики приема сигнала FM-радио в значительной мере зависят от места приема. Система цифровой диверсификации (DDS) использует несколько антенн, между которыми она может переключаться для того, чтобы улучшить прием. Система цифровой диверсификации, встроенная в цифровой приемник, использует один и тот же сигнал для формирования стратегии переключения, и этот сигнал после демодуляции выдается в виде аудиосигнала.
Срез высоких частот
Помехи, вызываемые такими явлениями, как понижение уровня сигнала и прием с нескольких направлений, оказывают большее влияние на более высокие частоты аудиосигнала. Поэтому современные автомобильные приемники умеют обнаруживать такие помехи и уменьшать уровень аудиосигнала на высоких частотах, когда такие помехи имеют место.
Система SHARX
Система SHARX — это функция, которая автоматически регулирует полосу пропускания фильтра промежуточной частоты в зависимости от условий приема. Если различные станции вещают на близких частотах, эта функция значительно повышает качество разделения приема между ними, сужая полосу пропускания и обеспечивая прием без помех. Если близкие по частоте каналы отсутствуют, полосу пропускания можно расширить, уменьшив таким образом гармонические искажения.
Автоматическое подавление помех
Еще одно средство улучшения качества приема — это автоматическое подавление помех и от собственного автомобиля, и от других транспортных средств. Для этого демодулированный сигнал, содержащий импульсные помехи вместе с полезным сигналом, заглушается на период действия помех, и эта пауза заполняется полезным сигналом.