Освещение на автомобиле появилось с момента его изобретения. Сначала это были свечи, затем начали использовать керосиновые и карбидные лампы, сегодня эти лампы можно было бы классифицировать как габаритные огни. Вот о том, что представляет собой освещение в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Этапы развития автомобильного освещения
Давайте посмотрим важные этапы развития освещения в автомобилях:
- Получение асимметричной картины ближнего света фар, которая характеризуется (при правостороннем движении автомобилей) растянутым визуальным диапазоном вдоль правой стороны дороги (1957);
- Появление новых систем фар, имеющих сложные геометрические конфигурации (PES, полиэлипсоидная система, поверхности произвольной формы, многогранные отражатели) и позволивших повысить эффективность освещения на 50% (1985);
- Система фар Litronic с газоразрядными лампами (ксеноновые лампы со светящейся дугой), дающих более чем вдвое больше света по сравнению с аналогичными галогеновыми лампами (1990);
- Системы адаптивного освещения (AFS) с движущимися, динамическими PES- модулями (полиэлипсоидная система) или статическими, активируемыми отражателями для поворота (2003).
Освещение в передней части автомобиля
Основной функцией фар головного света является освещение дороги, с тем чтобы водитель мог видеть транспортную обстановку и в нужное время выявлять на дороге любые препятствия и опасности. Головные фары также служат для обнаружения автомобиля водителями транспортных средств, движущихся навстречу. Фонари указателей поворотов информируют водителей других транспортных средств о намерениях изменить направление движения или о наличии опасных ситуаций.
К головным фарам и другим световым приборам относятся:
- Фары ближнего света;
- Фары дальнего света;
- Противотуманные фары;
- Дополнительные лампы;
- Фонари указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари (для широких автомобилей);
- Дневные ходовые огни (если этого требуют законы отдельных стран).
Освещение в задней части автомобиля
Приборы освещения, расположенные в задней части автомобиля, включаются в соответствии с погодными условиями и служат для указания местоположения автомобиля. Они, также информируют о характере и направлении движения автомобиля (например, движение по прямой с торможением или без, либо намерение водителя изменить направление движения, либо сообщение о существовании опасной ситуации). Фонари заднего хода освещают дорогу при движении автомобиля задним ходом или при разворотах.
К лампам, расположенным в задней части автомобиля, относятся:
- Лампы сигнала торможения;
- Задние фонари;
- Задние противотуманные фонари;
- Лампы указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари;
- Лампы света заднего хода;
- Лампы освещения номерного знака.
Освещение в салоне автомобиля
При разработке системы освещения салона предпочтение отдается надежности работы и легкости доступа к выключателям, а также качеству обеспечения водителя достаточной информацией о рабочем состоянии автомобиля (с минимально возможной степенью отвлечения водителя от процесса вождения автомобиля). Эти приоритеты диктуют необходимость эффективно освещенных панелей приборов и дискретного освещения для различных секторов управления (таких как акустические и навигационные системы), где они удовлетворяют главному требованию — расслабленное и безопасное управление автомобилем. В зависимости от потребности могут применяться различные оптические и звуковые сигнализаторы для водителей.
Правила, стандарты и оборудование
Коды и символы сертификации, Европа/ЕЭК
Использование автомобильных приборов освещения подчиняется национальным и международным нормам, в соответствии с которыми эти приборы должны изготовляться и испытываться. Для каждого типа осветительного оборудования существует специальный код и символ, который должен быть нанесен на оборудование и быть хорошо читаемым. Предпочтительно наносить коды и символы на такие места, чтобы при открытом капоте они были хорошо видны — такие как рассеиватели фар и других ламп, а также детали блоков фар. Это положение также применимо к заменяемым фарам и приборам освещения.
Если на каком-то компоненте освещения имеется такой код или символ, это значит, что он проверен технической инспекцией, например, в Германии – это, Институт осветительных технологий Университета Карлсруэ, и сертифицирован лицензионным органом (в Германии — Федеральное бюро автотранспорта). Все приборы серийного производства, на которые нанесен специальный код или символ, должны во всех аспектах соответствовать принятым нормам. Примеры символов:
E1— знак сертификации ЕЭК (ЕСЕ),
e1— знак сертификации ЕС (EU).
Цифра 1 после буквы означает проведенное типовое испытание и сертификацию согласно Правилам ЕЭК (Европейской экономической комиссии) для Германии с признанием во всей Европе. В Европе установка всех приборов освещения автомобиля и визуально воспринимаемых сигнализаторов подчиняется не только национальным нормативным предписаниям, но также и общеевропейским нормам (ЕЭК: вся Европа, ЕС, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР и Япония). В условиях происходящего объединения Европы введение норм в значительной мере упрощается путем гармонизации директивных предписаний и принятых законов.
Правостороннее или левостороннее движение
Правила ЕЭК аналогичным образом применяются к право- и левостороннему движению. Технические требования к освещению зеркально отображаются вокруг центрального перпендикуляра окна испытаний (см. рис.3)
Согласно Венской Конвенции 1968 года, при передвижении по странам, где транспорт движется по противоположной стороне дороги, все участники движения обязаны принять меры по предотвращению ослепления встречного транспорта ночью из-за асимметричности светового пучка. Этого можно добиться либо с помощью наклеивания специальных полосок, предоставляемых автопроизводителями, либо с помощью двухпозиционных выключателей в фарах (в случае с PES).
Правила для США
В США приборы освещения соответствуют нормам, которые в значительной степени отличаются от принятых в Европе. Принцип собственной сертификации продукции заставляет каждого производителя, выступающего в качестве импортера приборов освещения, гарантировать, а в особых случаях и приводить доказательства того, что его продукция на 100% соответствует FMVSS 108 (Федеральному стандарту по безопасности движения транспортных средств), изложенному в Федеральном Реестре. Единый порядок утверждения приборов освещения в США отсутствует. Стандарт FMVSS 108 частично основывается на промышленном стандарте SAE.
Модернизация и конверсия
Автомобили, импортируемые в Европу из других регионов, должны подвергаться модификациям, чтобы соответствовать европейским директивам. Это, в частности, относится к осветительному оборудованию. В качестве прямой замены можно использовать идентичные компоненты, предлагаемые для европейского рынка. Другие решения, такие как изделия из розничной торговли и, в некоторых случаях, оставление оригинального оборудования, требуют инженерного заключения. В Германии ст. 22а StVZO (Правила регистрации транспортных средств) предписывает наличие «Сертификатов приближения» для осветительного оборудования. Такие сертификаты выдаются Институтом осветительных технологий Университета Карлсруэ.
Последующие изменения сертифицированных фар и патронов ламп аннулируют сертификацию и, следовательно, общий допуск автомобиля к эксплуатации.
Источники света на автомобиле
В отношении автомобильных источников света различают термолюминесцентные излучатели (термо-излучатели) и электролюминесцентные излучатели. Внешние электронные оболочки атомов могут поглощать определенное количество энергии путем возбуждения (потребление энергии). Переход оболочки с более высоких на более низкие энергетические уровни каждый раз сопровождается выделением кванта света.
Тепловые излучатели
Энергетический уровень кристаллографической системы повышается за счет тепловой энергии. Эмиссия является непрерывной в широком диапазоне длин волн. Общая излучаемая мощность пропорциональна 4-й степени абсолютной температуры (закон Стефана-Больцмана). С ростом температуры максимум кривой распределения смещается в сторону более коротких длин волн (закон смещения Вина).
Лампы накаливания
Лампы накаливания с вольфрамовыми нитями (температура плавления 3660 К) также являются тепловыми излучателями. Испарение вольфрама и последующее неблагоприятное потемнение колбы лампы ограничивают срок ее службы.
Галогенные лампы
Галогенный наполнитель (йод или бром) в лампе позволяет поднять температуру нити до близкой к температуре плавления вольфрама. Ближе к нагретой стенке колбы испаряющийся вольфрам соединяется с газонаполнителем, образуя галогенид вольфрама — газообразное вещество, передающее световые лучи и стабильное в диапазоне температур от 500 до 1700 К. Поступая к нити накаливания благодаря конвекции, оно распадается под действием высокой температуры и образует на нити накаливания равномерный вольфрамовый осадок. Для поддержания этого процесса внешняя температура колбы должна быть около 300 °С. Стенка колбы, изготавливаемая из кварцевого стекла, должна располагаться вблизи нити накала. В колбе можно создавать высокое давление наполнения, затрудняющее испарение вольфрама.
Газоразрядные лампы
Газоразрядные лампы являются электролюминесцентными излучателями и отличаются более высокой световой эффективностью. Возбуждение атомов, испускаемых газом, сопровождается столкновениями, происходящими между электронами и атомами газа. Атомы, возбуждаемые во время этого процесса, отдают свою энергию в виде светового излучения. Газоразрядные лампы отличаются повышенной светоотдачей.
Примеры газоразрядных ламп: флуоресцентные лампы (освещение интерьера), натриевые лампы низкого давления (уличное освещение) и фары транспортных средств (Litronic).
Светодиоды
Светодиод или LED является электролюминесцентной лампой. Благодаря своей прочности, высокой энергетической эффективности, быстрому отклику и компактности светодиоды используются как источники света и подсветки в широком спектре областей. Они используются в салонах автомобилей для освещения, в качестве индикаторов и для подсветки дисплеев. Снаружи светодиоды устанавливаются, в частности, в дополнительных фонарях стоп-сигналов и задних фонарях и с дальнейшим ростом их световой отдачи могут все больше использоваться в лампах, применяемых в передней части автомобиля.
Автомобильные лампы
Сменные лампы накаливания для систем освещения автомобилей должны быть сертифицированы согласно ЕСЕ R37, сменные газоразрядные источники света — в соответствии с ЕСЕ R99. Другие источники света, не отвечающие этим требованиям (светодиоды, неоновые трубки, специальные лампы) могут использоваться, но устанавливаться должны как фиксированный компонент лампы или «световой модуль».
Лампы, отвечающие требованиям ЕСЕ R37, обычно бывают рассчитаны на 12 В, некоторые лампы могут быть рассчитаны на 6 В и 24 В (табл. «Спецификация основных ламп автомобилей» ). Во избежание путаницы различные типы ламп идентифицируются формами цоколя. У ламп с одинаковым цоколем, но с разным рабочим напряжением должна быть маркировка напряжения. Подходящий тип лампы в любом случае должен обозначаться на световом оборудовании.
Повышение напряжения у галогенных ламп на 10% сокращает срок службы на 70% и увеличивает световой поток на 30% (рис. «Влияние рабочего напряжения на некоторые параметры галогенных ламп» ).
Световая отдача показывает уровень фотометрического к. п. д. лампы и является одним из основных параметров лампы. Для ламп без галогенного эффекта светоотдача находится в пределах 10-18 лм/Вт. Более высокая светоотдача галогенных ламп, составляющая 22-26 лм/Вт, в основном является следствием повышенной температуры нитей накала. Газоразрядные лампы обеспечивают уровень световой отдачи порядка 85 лм/Вт в целях существенного улучшения характеристик ближнего света фар.
Сегодня световая отдача светодиодов достигает порядка 50 лм/Вт (светодиоды с высоким энергопотреблением) или 100 лм/Вт (светодиоды с низким энергопотреблением). В ближайшие несколько лет ожидается увеличение световой отдачи на 25%.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: