Бесступенчатая коробка передач обладает большими возможностями в эксплуатации, чем ступенчатая. Обязательная связь между скоростью движения, включенной передачей и частотой вращения коленчатого вала двигателя при использовании бесступенчатой коробки передач отсутствует. Это может оказывать существенное влияние на динамические свойства автомобиля.
Методика вождения автомобиля с бесступенчатой коробкой передач зависит от регулировки вариатора. Возможно, выбирать любые варианты между «суперэкономичным» и «суперспортивным» режимами вождения, при этом управление может осуществляться с помощью фиксированной программы работы вариатора, заложенной в электронный блок управления, или настраиваться в зависимости от текущей ситуации с помощью функции адаптивного управления рабочими режимами коробки передач.
Важной причиной использования бесступенчатых коробок передач является сокращение расхода топлива. Это достигается за счет большего разброса передаточных отношений по сравнению с коробками передач, имеющими фиксированное число ступеней, и возможности эксплуатировать двигатель на протяжении значительной части пути в оптимальном режиме с точки зрения расхода топлива. При экономичной методике вождения расход топлива может быть сопоставим с расходом топлива автомобиля, оснащенного механической коробки передач. Тем самым, можно добиться сокращения расхода до 10% по сравнению с обычной автоматической коробкой передач.
Возможность постоянного и непрерывного увеличения силы тяги при ускорении автомобиля, оснащенного бесступенчатой коробкой передач, выглядит более выигрышно, чем провалы в силе тяги при использовании ступенчатой коробкой передач. Это позволяет оптимизировать уровень мощности, затрачиваемой на движение, а также улучшить ускорение автомобиля. Так как в бесступенчатых коробках не выполняются переключения передач, отсутствуют и рывки при переключении. С точки зрения плавности переключения бесступенчатая коробка передач является идеальным вариантом. В зависимости от регулировки изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя требуют определенного привыкания. Используя коробку передач с электронным управлением, можно в значительной мере адаптировать уровень динамики автомобиля к уровню аналога со ступенчатой коробкой передач. Для ручного переключения передач можно также скомбинировать бесступенчатую коробку передач с режимом ручного переключения. Переключения передач осуществляются с помощью рычага селектора, оснащенного отдельной кулисой переключения передач с положениями «+» для переключения на более высшую и «-» для переключения на более низшую передачи. С помощью бесступенчатой коробки передач моделируются фиксированные передачи, что позволяет водителю использовать последовательное переключение передач при вождении автомобиля, как, к примеру, при наличии механической коробки передач.
Варианты неисправностей автоматических коробок передач
Неисправности элементов переключения
Основным фактором, влияющим на возникновение неисправностей в элементах переключения с фрикционным замыканием (дисковые муфты и тормоза), является тепловая перегрузка. Причинами ее могут быть, в первую очередь:
- Ненадлежащее техническое обслуживание (нерекомендованная марка масла, пониженный уровень масла, неправильная настройка датчика нагрузки);
- Увеличенное количество переключений передач при перегрузке автомобиля;
- Превышение допустимой рабочей температуры коробки передач.
Стальные диски
Изменение цвета, вызванное воздействием тепла
Признаки: Более или менее равномерное изменение цвета на больших участках до цветов побежалости (на рисунке: диски без изменения цвета, со слабым и сильным изменением цвета). Причина:
|
||
Пятна, вызванные воздействием тепла
Признаки: Произвольно расположенные пятна (места перегрева), в серьезных ситуациях с местным натеканием материала (на рисунке: диски со слабыми, выраженными и сильными пятнами). Причина:
|
||
Глубокие царапины
Признаки: Глубокие царапины, расположенные по окружности (на рисунке: диски со слабыми, средними и сильными царапинами). Причины:
|
||
Коррозия
Признаки: Следы коррозии на поверхности (часто можно определить только по наличию коррозионных язвочек). Причины:
|
Диски с фрикционными накладками
Изменение цвета под воздействием тепла (обугливание)
Признаки: Слабое, среднее или сильное изменение цвета или потемнение вплоть до полного почернения при обугливании (в серьезных ситуациях сильный износ накладки) Причины:
|
||
Коррозионные язвы/выбоины
Признаки: Коррозионные язвы и выбоины на накладках. Причины:
|
||
Размягчение накладки
Признаки: Следы размягчения накладки. Пузыри под клеем на зубчатом венце. При следующей стадии накладка набухает, размягчается и отделяется от основания. Причины:
|
||
Отделение накладки/образование пузырей
Признаки: Пузыри под канавками. Частичное или почти полное отделение накладки. Видно металлическое основание. Причины:
|
||
Трещины/изломы, вызванные вибрацией
Признаки: Трещины, расходящиеся от основания зубчатого венца. При определенных обстоятельствах диск может расколоться на несколько частей. Причина:
|
Деформация стальных дисков и дисков с фрикционными накладками
Выгибание по типу «тарелки»
Признаки: Деформация по типу «тарелки» (в радиальном направлении). Причина:
|
||
«Овальность»
Признаки: Овальная форма дисков со следами окисления и изменения цвета на внутреннем диаметре наружных дисков или наружном диаметре внутренних дисков. Причина:
|
Неисправности насоса
Различные неисправности масляных насосов имеют во многом те же причины, а именно:
- Слишком низкий уровень масла или объем его подачи (как следствие, высокая температура масла и коррозия в подшипниках и зубчатых венцах);
- Недопустимые условия эксплуатации (засоренный сетчатый масляный фильтр, высокое разрежение при всасывании);
- Плохое качество масла (загрязнение или несоответствие масла имеющейся спецификации).
Ниже в качестве примера приведены насосы трех различных конструктивных типов и описаны признаки наиболее распространенных неисправностей.
Шестеренный насос
Признаки неисправности: Выраженные глубокие царапины на торцевой стороне насоса. Глубокие круговые царапины на зубчатых колес и верхней крышке могут в дальнейшем стать причиной коррозии, а в некоторых случаях даже блокировки и невосстанавливаемого отказа насоса при перегрузке его привода.
|
||
Насос с серповидной вставкой
Признаки неисправности: Вызванные инородными телами глубокие круговые царапины на осевых контактных поверхностях внутреннего ротора. Такие царапины могут появляться также между коронной шестерней и корпусом или зубчатым венцом и серповидной вставкой. В дальнейшем имеющиеся глубокие царапины могут стать причиной коррозии.
|
||
Насос Eaton
Признаки неисправности: В данном случае речь идет о невосстанавливаемой неисправности. Роторы приварились к корпусу. Это вызвало блокировку и срезание захватного штифта насоса.
|
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: