Насос-форсунки и их устройство

Насос-форсунки и их устройство

 

Насос-форсунка впрыскивает в камеру сгорания топливо в момент, определяе­мый блоком управления, в нужном объ­еме и под требуемым давлением, на всех режимах работы дизеля. Благодаря ком­пактности и универсальности конструк­ции агрегата применение магистрали высокого давления не требуется, что улучшает протекание процесса впры­скивания.

 

Размещение и привод

 

Насос-форсунка устанавливается непо­средственно в головку блока над каж­дым цилиндром двигателя (рис. «Конструкция насос-форсунки»). Встроенный в насос-форсунку распы­литель 4 входит в камеру сгорания 8. Распределительный вал 2 двигателя имеет по кулачку привода на каждую насос-форсунку. Подъем каждого ку­лачка передается через коромысло 1 на плунжер насоса, совершающий при этом возвратно-поступательные дви­жения.

 

Конструкция насос-форсунки

рис. «Конструкция насос-форсунки» 1. Коромысло; 2. Распределительный вал двигателя; 3. Электромагнитный клапан; 4. Распылитель форсунки; 5. Разъём подачи напряжения; 6. Плунжер насос-форсунки; 7. Насос-форсунка; 8. Камера сгорания. двигателя.

 

Помимо регулирования при помощи электромагнитного клапана, момент на­чала впрыскивания и величина цикло­вой подачи зависят от реальной скоро­сти движения плунжера, которая опреде­ляется формой кулачка. Нагрузки, возни­кающие при работе механизма подачи топлива, приводят к возникновению крутильных колебании распределитель­ного вала, что негативно отражается на характеристиках впрыскивания и межцикловой стабильности. Для снижения этих колебаний настоятельно необходи­мо исполнение усиленного механизма подачи топлива, т. е. привода распредели­тельного вала, самого вала (который обычно усиливают на кручение), коро­мысел и их опор.

 

Конструкция насос-форсунки

 

Корпус насос-форсунки одновременно является и гильзой плунжера. В корпусе выделена консоль под электромагнитный клапан 1 высокого давления (рис. «Расположение насос-форсунки в головке блока цилиндров»), ко­торый связан внутренними каналами с камерой 5 высокого давления (она же — камера плунжерной пары) и распылите­лем 6.

Внешняя форма корпуса выполне­на гак, чтобы насос-форсунка в головке блока цилиндров крепилась с помощью прижимной скобы 9. Возвратная пружи­на 2 через специальную втулку давит на плунжер насос-форсунки в сторону, про­тивоположную действию коромысла 7 и кулачка 8, и по окончании впрыскивания возвращает плунжер в исходное положе­ние.

 

Расположение насос-форсунки в головке блока цилиндров

рис. «Расположение насос-форсунки в головке блока цилиндров» 1. Электромагнитный клапан высокого давления; 2. Возвратная пружина; 3. Головка блока цилиндров; 4. Корпус насос-форсунки; 5. Камера высокого давления; 6. Распылитель; 7. Коромысло; 6. Кулачок привода; 9. Прижимная скоба; 10. Канал обратного слива топлива; 11. Канал подачи топлива; 12. Гайка распылителя; 13. Клапан двигателя.

 

Детально конструкция насос-фор­сунок для легковых и грузовых автомо­билей представлена на рис. «Конструкция насос-форсунки для двигателя легкового автомобиля» и «Конструкция насос-форсунки для двигателя грузового автомобиля».

 

Конструкция насос-форсунки для двигателя легкового автомобиля

рис. «Конструкция насос-форсунки для двигателя легкового автомобиля» 1. Сферический наконечник; 2. Возвратная пружина; 3. Плунжер насос форсунки; 4. Корпус насос-форсунки; 5. Штекер подачи напряжения; 6. Сердечник электромагнита; 7. Выравнивающая пружина; 8. Игла клапана; 9. Якорь электромагнита; 10. Катушка электромагнита; 11. Канал обратного слива топлива (контур низкого давления); 12. Уплотнение; 13. Отверстия подвода топлива (примерно 350 прожженных лазером отверстий служащих фильтром) 14. Гидравлический упор (демпфирующий элемент); 15. Седло иглы распылителя; 16. Уплотнительная шайба; 17. Камера сгорания двигателя; 18. Игла распылителя; 19. Гайка распылителя; 20. Распылитель в сборе; 21. Головна блока цилиндров; 22. Пружина распылителя; 23. Плунжер аккумулятора (уравнивающий поршень); 24. Аккумулирующий объем; 25. Камера высокого давления (в плунжерной паре); 26. Пружина электромагнитного клапана; 27. Кулачковый вал привода насос форсунок; 28. Коромысло с роликовым приводом.

 

 

Насос-форсунка функционально раз­деляется на следующие элементы:

  • Система создания высокого давления — Основными конструктивными элемента­ми для создания высокого давления яв­ляются гильза насос-форсунки, выпол­ненная в корпусе 4 (рис. «Конструкция насос-форсунки для двигателя легкового автомобиля» и «Конструкция насос-форсунки для двигателя грузового автомобиля»), с плунже­ром 3 и возвратной пружиной 2.
  • Электромагнитный клапан высокого давления — Этот клапан регулирует момент начала и продолжительность впрыскивания. Он состоит из следующих основных дета­лей — катушки 10, иглы 8 клапана, якоря 9, сердечника и пружины 26 электромаг­нитного клапана.
  • Распылитель — Распылитель 20 дозирует топливо и рас­пыляет его по всему объему камеры сго­рания, чем в конечном итоге определяет­ся протекание процесса впрыскивания. Распылитель соединен с корпусом насос­-форсунки гайкой 19.

 

Конструкция насос-форсунки для двигателя грузового автомобиля

рис. «Конструкция насос-форсунки для двигателя грузового автомобиля» 1. Сферический наконечник 2. Возвратная пружина 3. Плунжер насос-форсунки 4. Корпус насос-форсунки 5. Штекер подачи напряжения 6. Сердечник электромагнита 7. Накидная гайка электромагнита 8. Игла клапана 9. Якорь электромагнита 10. Катушка электромагнита 11. Канал обратного слива топлива (контур низкого давления) 12. Уплотнение 13. Канал подвода топлива 14. Полость низкого давления 15. Заглушка канала низкого давления 16. Упор иглы клапана 17. Дроссель 18. Стакан пружины распылителя 19. Гайка распылителя 20. Распылитель в сборе 21. Головка блока цилиндров 22. Пружина распылителя 23. Грибок иглы распылителя 24. Проставив 25. Камера высокого давления (в плунжерной паре) 26. Пружина электромагнитного клапана

 

Принцип действия

 

Основное впрыскивание

 

Рабочий процесс как насос-форсунок, так и системы механических индивидуаль­ных ТНВД с электромагнитным клапа­ном можно подразделить на четыре ос­новных этапа (рис. «Принцип действия насос-форсунки и индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном»):

 

Принцип действия насос-форсунки и индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном

рис. «Принцип действия насос-форсунки и индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном» Рабочие состояния: а — ход наполнения; Ь — предварительный ход; с — ход нагнетания; d — остаточный ход. 1. Кулачок привода; 2. Плунжер; 3. Возвратная пружина; 4. Камера высокого давления; 5. Игла клапана; 6. Камера электромагнитного клапана; 7. Канал подвода топлива; 8. Канал обратного слива топлива; 9. Катушка электромагнита; 10. Седло клапана; 11. Игла распылителя. Is — сила тока в катушке; hМ — ход иглы электромагнитного клапана; рe — давление впрыскивания; hN — ход иглы распылителя.

 

 

Ход наполнения (а)

 

Плунжер 2 насоса движется вверх (см. рис. «Принцип действия насос-форсунки и индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном») под действием возвратной пружи­ны 3. Топливо под постоянным давлени­ем перетекает из контура низкого давле­ния через канал 7 в камеру 6 электромаг­нитного клапана, который в этот момент открыт. Через соединительные каналы оно направляется в камеру 4 высокого да­вления (она называется также надплунжерным объемом).

 

Предварительный ход плунжера от НМТ до перекрытия впускного отверстия (Ь)

 

Плунжер при повороте кулачка 1 привода движется вниз. Электромагнитный кла­пан открыт, и излишнее топливо через канал 8 обратного слива выдавливается плунжером в полость низкого давления.

 

Ход нагнетания и процесс впрыскивания (с)

 

Блок управления подает напряжение на катушку 9 электромагнита в определен­ный момент, так что игла клапана садится на седло 10 и прерывает связь между кон­турами высокого и низкого давления. Этот момент называют электрическим на­чалом впрыскивания. Втягивание иглы электромагнитного кла­пана ведет к изменению силы тока в ка­тушке. Этот момент определяется блоком управления (распознавание момента нача­ла впрыскивания). Таким образом опреде­ляется истинный момент начала подачи, учитываемый при расчете последующего процесса впрыскивания.

Давление топлива в камере высокого давления при движении плунжера повы­шается, как и в канале распылителя.

Как только давление открытия фор­сунки достигает величины порядка300 бар, игла 11 распылителя поднимает­ся и топливо впрыскивается в камеру сго­рания (действительное начало впрыски­вания, или момент начала впрыскива­ния). Благодаря интенсивному движению плунжера давление в течение всего про­цесса впрыскивания повышается.

 

Остаточный ход плунжера от начала открытия форсунки до ВМТ (d)

 

Через некоторое время (период запазды­вания) после отключения электромагни­та клапан открывается, восстанавливая связь между контурами высокого и низ­кого давления.

В переходной фазе между ходами c и d возникает давление впрыскивания. Оно составляет, в зависимости от типа насос-­форсунок, по максимальному давлению величину порядка 1800-2050 бар. Когда электромагнитный клапан открывается, это давление быстро стравливается. Как только оно достигнет величины, достаточ­ной для закрытия распылителя, процесс впрыскивания заканчивается.

Пока плунжер не достиг положения, соответствующего вершине кулачка при­вода, топливо продолжает нагнетаться. Его излишки поступают через канал об­ратного слива в контур низкого давления.

Система индивидуальных ТНВД яв­ляется безопасной сама по себе, т. е., даже в случае непредусмотренной ошибки, она может выдать не более одного неконтро­лируемого цикла впрыскивания. Если электромагнитным клапан останется от­крытым, впрыскивание не начнется, по­скольку топливо перетечет в контур низ­кого давления.

Так как наполнение камеры высокого давления происходит исключительно с помощью электромагнитного клапана, при полностью закрытом клапане топли­во в камеру не поступает. В этом случае возможен лишь единичный цикл впры­скивания.

Насос-форсунка, установленная в го­ловку блока цилиндров, подвергается воздействию высоких температур. Для охлаждения используется избыточное то­пливо, проходящее по контуру низкого давления.

Благодаря специально принятым ме­рам на стороне подвода топлива к насос­форсункам различие в температуре горю­чего по цилиндрам минимизировано.

 

Предварительное впрыскивание (легковые автомобили)

 

В насос-форсунках легковых автомоби­лей для уменьшения шума и уровня эмиссии отработавших газов используется предваритель­ное впрыскивание топлива, управляемое гидромеханическим способом. Его можно разделить на четыре ра­бочих этапа (рис. «Принцип обеспечения предварительного впрыскивания в системе насос-форсунок»):

 

Принцип обеспечения предварительного впрыскивания в системе насос-форсунок

рис. «Принцип обеспечения предварительного впрыскивания в системе насос-форсунок» а — начальное состояние; b — начало предварительного впрыскивания; с — конец предварительного впрыскивания; d -основное впрыскивание. 1. Плунжер; 2. Камера высокого давления; 3. Плунжер аккумулятора; 4. Аккумулирующий объем; 5. Пружина; 6. Стакан пружины; 7. Игла распылителя.

 

 

Начальное состояние (а)

 

Игла 7 распылителя и плунжер 3 аккуму­лятора (называемый также выравниваю­щим поршнем) сидят в своих седлах. Электромагнитный клапан открыт, из-за чего увеличение давления невозможно.

 

Начало предварительного впрыскивания(Ь)

 

Когда электромагнитный клапан закры­вается, давление начинает увеличиваться.

По достижении давления, достаточного для открытия форсунки, игла распылите­ля поднимается, и начинается предвари­тельное впрыскивание топлива. В этой фазе ход иглы с помощью демпфирую­щего объема ограничивается гидравли­ческим противодействием.

 

Конец предварительного впрыскивания (с)

 

При дальнейшем повышении давления плунжер аккумулятора поднимается со своего седла. Между собой соединяются камера высокого давления 2 и аккумули­рующий объем 4. Происходящее при этом падение давления и одновременное увеличение предварительного натяжения пружины 5 определяют момент закрытия распылителя иглой, после чего предвари­тельное впрыскивание оканчивается.

Величина подачи при предваритель­ном впрыскивании составляет порядка 1,5 мм* и определяется давлением откры­тия плунжера 3. Временной промежуток между предварительным и основным впрыскиванием определяется в основном величиной хода плунжера аккумулятора.

 

Основное впрыскивание (d)

 

Продолжающееся движение плунжера повышает давление в камере над ним. При достижении определенного давле­ния открывается распылитель форсун­ки и начинается основное впрыскива­ние. Давление в этот момент доходит до 2050 бар.

С открытием электромагнитною кла­пана период основного впрыскивания за­канчивается. Игла распылителя и плун­жер аккумулятора возвращаются в ис­ходное положение.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *