Насос-форсунка, это интегрированная система непосредственного впрыска топлива для дизельных двигателей. Насос-форсунка представляет собой топливный насос, объединенный с форсункой. В качестве насоса здесь используется одноплунжерный насос, как правило приводящийся в действие от распредвала. Вот о том, что представляет собой насос-форсунка, мы и поговорим в этой статье.
Система насос форсунка для легковых автомобилей
Система насос-форсунок (UIS) создана для удовлетворения требований, предъявляемых к современным дизельным двигателям с непосредственным впрыском топлива, обладающим высокой удельной мощностью. Система характеризуется компактностью конструкции, высоким давлением впрыска на выходе из форсунки (до 2200 бар) и наличием гидромеханического устройства для предварительного впрыска, осуществляемого по программе на всем рабочем диапазоне, что позволяет значительно снизить шум при сгорании топлива.
Эта система впрыска содержит несколько подсистем (по числу цилиндров двигателя), каждая из которых содержит насос высокого давления, форсунку и электромагнитный клапан (см. рис. «Конструкция насос-форсунки для легкового автомобиля» ). Насос-форсунка каждого цилиндра располагается в головке блока цилиндров между клапанами, и носик распылителя входит непосредственно в камеру сгорания двигателя. Насос-форсунка приводится в действие коромыслами, которые, в свою очередь, приводятся от верхнего распределительного вала, оборудованного дополнительными кулачками. Компактная конструкция при малом объеме отличается высокой гидравлической эффективностью.
Система впрыска заполняется топливом во время хода всасывания плунжера, пока электромагнитный клапан обесточен и, таким образом, открыт.
Период впрыска топлива начинается, когда наступает момент закрытия электромагнитного клапана (при поступлении на него электрического тока) — это происходит во время хода подачи плунжера насос-форсунки. Предварительный впрыск топлива начинается, когда давление в системе высокого давления достигает уровня открытия распылителя (приблизительно 180 бар), а заканчивается, когда механический клапан (перепускной плунжер) открывается и резко снижает давление в камере высокого давления, обеспечивая закрытие форсунки. Ход и диаметр этого клапана определяют продолжительность так называемого интервала впрыска (между окончанием предварительного впрыска топлива и началом основного). Перемещение поршня перепускного плунжера также воздействует на пружину распылителя, за счет чего быстро отсекается подача топлива в конце предварительного впрыска. Демпфер, расположенный между иглой и пружиной распылителя, позволяет гасить большие пульсации топлива при его подаче. Период времени, когда игла оставляет форсунку открытой, оказывается во время предварительного впрыска очень коротким.
Основной впрыск начинается при дальнейшем движении плунжера насос-форсунки — при достижении определенного давления, обеспечивающего открытие форсунки. Однако, дополнительное предварительное натяжение пружины распылителя под действием открытого перепускного плунжера означает, что теперь это давление (приблизительно 300 бар) значительно выше, чем в начале предварительного впрыска. Впрыск топлива заканчивается, когда электромагнитный клапан обесточивается и, следовательно, открывается.
Применение электронного управления позволяет делать выборку из целого ряда хранящихся в памяти ECU запрограммированных значений начала впрыска и количества впрыскиваемого топлива. Эта особенность системы, вместе с высокими давлениями впрыска, дает возможность получить очень высокую удельную мощность двигателя при низких значениях содержания токсичных веществ в отработавших газах и исключительно низком расходе топлива.
Создание в дальнейшем еще более компактной системы с насос-форсунка позволит использовать ее на двигателях с четырьмя клапанами на цилиндр, что даст возможность еще в большей степени снизить эмиссию токсичных веществ с отработавшими газами.
Насос-форсунка для коммерческих автомобилей
Насос-форсунка, управляемая электронным блоком, представляет собой одноцилиндровый модуль впрыска топлива с встроенным насосом высокого давления и распылителем. Насос-форсунка устанавливается непосредственно в головке блока цилиндров дизельного двигателя. Кулачок на распределительном валу приводит в действие индивидуальную для каждого цилиндра насос-форсунку непосредственно через коромысло или посредством штанги толкателя и коромысла.
Быстродействующий электромагнитный клапан, в соответствии с параметрами, определяемыми в программной карте двигателя, обеспечивает точную регулировку времени начала впрыска топлива и скорости потока (рис. «Насос-форсунка для коммерческих автомобилей» ). Значения этих переменных могут быть выбраны из хранящихся в памяти ЭБУ запрограммированных значений. В обесточенном состоянии электромагнитный клапан открыт. В отключенном состоянии электромагнитный клапан обеспечивает неограниченный проход потока топлива от насоса к линии низкого давления системы. Электромагнитный клапан включается во время хода подачи плунжера насос-форсунки, перекрывая перепускной клапан, герметизируя, таким образом, линию высокого давления. Как только превышается давление открытия распылителя, топливо подается к форсунке.
Впрыск топлива заканчивается, когда электромагнитный клапан открывается. Таким образом, момент закрытия клапана определяет начало впрыска, а момент открытия — количество впрыскиваемого топлива.
Компактная конструкция устройства означает, что объем камеры высокого давления очень мал, а гидравлическая жесткость очень велика. Это облегчает достижение высоких давлений впрыска. В зависимости от типа насоса, пиковое давление при полной нагрузке составляет от 1800 до 2200 бар.
Сочетание таких высоких значений давления впрыска и электронного управления процессом впрыска позволяет значительно снизить содержание токсичных веществ в отработавших газах с одновременным сохранением низкого расхода топлива. Система насос-форсунка удовлетворяет как существующим, так и будущим нормам по предельной токсичности отработавших газов.
Предварительный впрыск топлива (двойная активация электромагнитного клапана) в нижней части диапазонов частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя позволяет значительно снизить уровень шума в процессе сгорания топлива и улучшить пуск холодного двигателя.
Кроме того, система позволяет отсекать подачу топлива в отдельные цилиндры двигателя, например, когда двигатель работает в режиме неполной нагрузки.
Система индивидуальных ТНВД для коммерческих автомобилей
Система индивидуальных ТНВД (UPS), представляющая собой систему управляемых по времени модульных одноцилиндровых насосов высокого давления, тесно связана с системой насос-форсунка. Она применяется только на двигателях коммерческих автомобилей. Подача топлива в каждый цилиндр двигателя осуществляется отдельным модулем, включающим следующие компоненты (см. рис. «Индивидуальный ТНВД» и «Индивидуальный ТНВД с электромагнитным клапаном» ):
- Одноцилиндровый насос высокого давления со встроенным быстродействующим электромагнитным клапаном;
- Короткая линия высокого давления;
- Корпус форсунки в сборе.
Индивидуальный для каждого цилиндра ТНВД устанавливается непосредственно в блок цилиндров дизельного двигателя, где он приводится в движение от распределительного вала через роликовый толкатель.
Метод приведения в действие индивидуального ТНВД при помощи электромагнитного клапана такой же, как для насос-форсунки. В открытом состоянии электромагнитный клапан позволяет плунжеру насоса заполнять рабочую полость во время такта впуска и впрыскивать топливо в заданное время. Область высокого давления герметизируется только во время такта подачи, когда электромагнит срабатывает на закрытие клапана. Впрыск топлива начинается в тот момент, когда давление перед форсункой станет выше давления начала подъема иглы.
Система индивидуальных ТНВД позволяет достигать давлений впрыска величиной 2100 бар. Такие высокие давления впрыска топлива согласуются с электронным управлением с обратной связью, которое основывается на данных, записанных в памяти ЭБУ, для значительного сокращения расхода топлива и токсичности.
Электронный блок управления (ЭБУ) насос-форсункой
Управление электромагнитными клапанами насос-форсунок и индивидуальных ТНВД осуществляется электронным блоком управления (ЭБУ). ЭБУ анализирует все соответствующие параметры состояния, относящиеся как к самому двигателю, так и к окружающей среде, и определяет момент начала впрыска и количество впрыскиваемого топлива для всех условий работы двигателя, что обеспечивает снижение токсичности отработавших газов и экономичную работу двигателя. С целью компенсации разброса значений параметров всей системы начало впрыска топлива также определяется по сигналу BIP (начало периода впрыска). Это означает, что начало впрыска синхронизировано с положением поршня цилиндра двигателя по сигналам инкрементного датчика угла поворота коленчатого вала.
В дополнение к основным функциям управления впрыском топлива электронный блок управления выполняет ряд дополнительных функций, имеющих целью повышение плавности работы двигателя. К этим функциям можно отнести демпфирование пульсаций, регулирование оборотов холостого хода и адаптивное выравнивание работы цилиндров В целях соблюдения строгих требований к безопасности блок управления автоматически корректирует и компенсирует любые отклонения параметров компонентов системы впрыска от номинальных значений и при необходимости выполняет диагностику системы впрыска топлива и двигателя. Шина CAN (локальная сеть контролеров) может использоваться для сети связи системы с другими компонентами автомобиля, например, ABS (антиблокировочной тормозной системой), TCS (системой регулирования тягового усилия) и электронной системой управления автоматической трансмиссией.
Пьезоэлектрическая форсунка
В некоторых системах впрыска топлива последнего поколения форсунка приводится в действие не электромагнитным клапаном, а пьезоэлектрическим исполнительным устройством. По сравнению с форсункой с электромагнитным клапан пьезоэлектрическая форсунка отличается более высоким быстродействием, т.е. игла распылителя быстрее реагирует на активацию клапана. Это имеет большое значение в случае коротких периодов впрыска топлива, имеющих место в системах впрыска топлива высокого давления (см. также «Система впрыска топлива Common Rail»). Более подробную информацию о насос-форсунках вы можете прочитать в следующей статье.