Шина MOST (транспорт для медиа-ориентированных систем) была специально разработана для объединения в сеть мультимедийных систем автомобиля (шина информационно-развлекательных систем). Наряду с классическими развлекательными функциями, такими как радиоприем и воспроизведение CD, информационно-развлекательные системы имеют функции видео (DVD и ТВ), навигации, доступа к мобильной связи и информации. Вот о том, как устроена шина MOST, мы и поговорим в этой статье.
Шина MOST
Шина MOST поддерживает логическое объединение в сеть до 64 устройств и обеспечивает фиксированный и резервный диапазоны передачи. Шина MOST определяет протокол, устройства, программное обеспечение и системные слои. Шина MOST совместно разрабатывается и стандартизируется автопроизводителями и поставщиками в рамках MOST Cooperation
При скорости передачи данных более 10 Мбит/с шина MOST относится к шинам класса D.
Для передачи данных шина MOST поддерживает следующие каналы передачи:
- Канал для команд управления транспортировкой;
- Мультимедийный канал (синхронный канал) для передачи аудио- и видеоданных;
- Канал пакетных данных (асинхронный канал), например, для передачи данных конфигурации для системы навигации и обновления программного обеспечения в блоках управления.
Конструктивные требования к шине MOST
Передача мультимедийных данных, как аудио, так и видео, требует высокой скорости передачи и синхронизации передачи между источником и получателем, а также между несколькими получателями.
Система передачи MOST
Физический слой MOST
Стандарт MOST определяет, как оптическую, так и электрическую технологии физического слоя (слоя передачи). Слой оптической передачи широко распространен и в настоящее время в качестве транспортной среды использует оптоволоконные кабели (полимерное оптоволокно, POF) из полиметилметакрилата. Они имеют диаметр 1 мм и используются в сочетании со светодиодами и кремниевыми фотодиодами в качестве приемников.
Отличительной особенностью технологии MOST50 является её пригодность для электрической передачи данных. Это позволяет передавать данные по неэкранированным кабелям с витой медной парой (UTP). В то время как технология MOST25 продолжала развиваться в Европе и получила распространение в Корее, японский рынок предпочитает MOST50 — второе поколение мультимедийного стандарта.
Идентификационный номер, например, в случае MOST25, означает скорость передачи около 25 Мбит/с. Точная скорость передачи зависит от используемой системой частоты амплитудно-импульсной модуляции. При частоте амплитудно-импульсной модуляции 44,1 кГц фрейм MOST передается 44100 раз в секунду. Длина фрейма 512 бит означает скорость передачи 22,58 Мбит/с. Для MOST50 та же самая частота амплитудно-импульсной модуляции означает двойную скорость передачи, так как длина фрейма составляет 1024 бита. Сейчас доступны и более высокие скорости передачи данных -150 Мбит/с (MOST150).
Особенности MOST 150
В дополнение к более высокой пропускной способностью -150 Мбит/с, MOST150 содержит изохронный механизм транспортировки для эффективной передачи сжатых данных видео высокого разрешения (HD). Транспортные потоки MPEG (экспертная группа по движущемуся изображению) здесь передаются напрямую. С помощью соответствующего видеокодека на базе MPEG4 можно передавать видео с разрешением до 1080 строк), например, с проигрывателей BluRay. Наряду с этим, MOST150 обеспечивает канал Ethernet для эффективной передачи пакетных данных IP (IP = протокол Internet).
В отличие от протокола МАМАС (асинхронное управление доступом к среде MOST), используемого с технологией MOST25, канал Ethernet способен передавать фреймы Ethernet.
Канал Ethernet передает неизмененные блоки данных Ethernet, что означает возможность эффективной интеграции программных пакетов и приложений в области потребительской электроники и информационных технологий в автомобили за гораздо более короткие инновационные циклы. Таким образом, пакеты ТСР/ IP и протоколы, использующие TCP/IP (TCP = протокол управления передачей) могут сообщаться через MOST150 без изменений.
Контроллер сетевого интерфейса (NIC) шины MOST — аппаратный контроллер, отвечающий за управление физическим слоем и имеющий важные механизмы передачи.
Протокол шины MOST
Передача данных
Передача данных по шине MOST организована во фреймах данных, создаваемых синхронизирующим ведущим устройством с фиксированной скоростью передачи и передаваемых дальше устройствами в кольце.
Фреймы данных шины MOST
Синхронизирующее ведущее устройство обычно создает фреймы данных с тактовой частотой 44,1 кГц, реже — 48 кГц. Таким образом, размер фреймов данных определяет скорость шины MOST. В технологии M0ST25 размер фреймов данных составляет 512 бит (рис. 1). Синхронные и асинхронные области MOST25 совместно используют 60 байтов фрейма данных. Разграничение между синхронными каналами и асинхронным каналом определяется значением граничных дескрипторов с разрешением 4 байта. Синхронная область должна иметь не менее 24 байтов (шесть стереоканалов). Это означает, что для синхронной области разрешается от 24 до 60 байтов, а для асинхронной области — от 0 до 36 байтов. Начало используется для синхронизации; для обнаружения битовых ошибок используется бит проверки четности.
Передача управляющих сообщений
Управляющий канал используется для сигнализации состояний устройства и сообщений, необходимых для администрирования системы. Чтобы управляющий канал не занимал слишком большую часть пропускной способности на один фрейм, он распределяется на 16 фреймов, образующих блок. Каждый фрейм транспортирует два байта (рис. «Структура MOST» ). Чтобы обеспечить распознание начала блока, начальная часть первого фрейма в блоке имеет специальную битовую комбинацию. В случае M0ST25 управляющий канал имеет общую пропускную способность 705,6 кбит/с.
Передача мультимедийных данных
Синхронные каналы используются для передачи аудио- и видеоданных в реальном времени, при этом обмен данными контролируется соответствующими командами в канале управления. Синхронному каналу можно выделить определенную пропускную способность, с разрешением в один байт фрейма данных. Например, для стерео аудиоканала с разрешением 16 бит требуется 4 байта. В случае с MOST25, в зависимости от значения граничного дескриптора, для синхронных каналов доступно не более 60 байт; это соответствует 15 стерео аудиоканалам.
Передача пакетных данных
Данные передаются пакетами по асинхронному каналу. Поэтому он подходит для передачи информации, не имеющей фиксированной скорости передачи данных, но иногда внезапно требующей высокой скорости передачи. Примерами могут служить передача информации о треке МР3-плеера или обновление программного обеспечения.
В случае с MOST25 асинхронный канал имеет общую пропускную способность до 12,7 Мбит/с и в настоящее время поддерживает два режима: более медленный 48-байтовый режим, где в каждом пакете для передачи чистых данных имеется 48 байт, и 1014-байтовый, более сложный в реализации. Чтобы обеспечить надежную передачу и управление потоком для традиционно больших объемов данных, передаваемых по асинхронному каналу, обычно используется дополнительный транспортный протокол (протокол канального уровня); он реализуется в слое драйвера на более высоком уровне. Это либо протокол MOST High (МНР), специально разработанный для шины MOST, или обычный протокол TCP/IP, размещаемый в соответствующем адаптационном слое — асинхронного управления доступом к среде MOST (MAMAC).
Топология шины MOST
Шина MOST имеет кольцевую структуру (рис. «Кольцевая структура шины MOST» ). Это система потока данных от одной точки к нескольким (т.е. поток данных имеет один источник и несколько получателей) и поэтому все устройства используют общую системную частоту, получаемую из потока данных. Таким образом, устройства синфазны и могут передавать все данные синхронно. Это позволяет обойтись без механизмов буферизации и обработки сигналов. Определенное устройство выполняет роль «синхронизатора» и генерирует фреймы данных, используемые для передачи данных, с которыми синхронизируются другие устройства.
Адресация
Обращение к устройствам на шине MOST происходит через 16-битовый адрес. Существуют различные типы адресации: логическая, физическая и групповая адресация для одновременного обращения к определенной группе блоков управления.
Административные функции MOST
Стандарт MOST определяет механизмы управления, необходимые для работы системы MOST. Эти механизмы описаны ниже.
Сетевое ведущее устройство
Сетевое ведущее устройство реализуется посредством маркированного устройства в системе MOST и отвечает за конфигурацию системы. В современных системах сетевое ведущее устройство обычно реализуется с использованием головного устройства (т.е. панели управления) информационно-развлекательной системы. Зачастую это устройство одновременно является синхронизатором. Другие устройства системы MOST в этом контексте называют ведомыми.
Подключающее ведущее устройство
Подключающее ведущее устройство управляет синхронными подключениями, существующими в системе MOST в любой отдельно взятый момент.
Прикладной уровень MOST
Для передачи команд управления, информации о состоянии и событий стандарт MOST определяет соответствующий протокол на уровне приложений. Этот протокол позволяет инициировать определенную функцию интерфейса приложения (т.е. функционального блока), обеспечиваемую любым устройством в системе MOST.
Протокол для управляющих сообщений MOST включает следующие элементы управляющего сообщения:
- Адрес устройства в системе MOST (DevicelD);
- Идентификатор функционального блока (FBIockID), реализованного этим устройством и его идентификатор в системе MOST (InstID);
- Идентификатор для функции, вызываемой в рамках функционального блока (FunctionID);
- Тип операции (ОрТуре).
Функциональный блок
Функциональный блок (FBIock) определяет интерфейс определенного приложения или системного сервиса. Каждый получатель и источник мультимедийных данных соотносится с функциональным блоком, предоставляющим соответствующие функции для их администрирования. Поэтому функциональный блок может иметь несколько источников и получателей, пронумерованных номерами источников и получателей.
Функциональный блок имеет функции, предоставляющие информацию о количестве и типе источников и получателей (SyncDatalnfo, Sourcelnfo и Sinklnfo). Каждый функциональный блок с каким-либо источником имеет функцию «размещения» для запроса синхронного канала и подключения к нему источника. Соответственно, функциональный блок с получателем имеет функцию «подключение» для подключения получателя к определенному синхронному каналу и функцию «отключение» для разрыва этого подключения.
Обращение к функциональному блоку осуществляется через 8-битовый идентификатор FBIockID, определяющий тип блока, и дополнительный 8-битовый идентификатор InstID.
Классы функций
Для стандартизации способа, которым определяются функции, стандарт MOST предусматривает ряд классов функций. Они определяют свойства функции и допустимые операции.
Области применения MOST
Наряду с определением нижних уровней, необходимых для передачи данных, стандарт MOST определяет интерфейсы для типичных областей применения в области автомобильных информационно-развлекательных систем, например, CD-чейнджера, усилителя или радиоприемника.
Функциональные блоки, определенные организацией MOST Cooperation, перечислены в каталоге функций.
Стандартизация MOST
Стандарт MOST поддерживается организацией MOST Cooperation, которая также публикует соответствующие спецификации. Спецификации можно найти на сайте MOST Cooperation.
Организация MOST Cooperation была учреждена в 1998 году концернами BMW, Daimler, Becker Radio и OASIS Silicon Systems с целью стандартизации технологии MOST.
Оптические волокна (оптические волноводы)
Оптические волокна пропускают электромагнитные волны в ультрафиолетовом (УФ), видимом и инфракрасном (ИК) диапазонах спектра. Они изготавливаются из кварца, стекла или полимеров, обычно в виде волокон с сердцевиной, коэффициент преломления которой выше, чем у оболочки. Таким образом, попадающий луч света проходит в зону сердцевины и удерживается в ней за счет рефракции или полного отражения. В зависимости от характера изменения коэффициента преломления, различают четыре типа волокон:
- Со ступенчатым изменением преломления и резко выраженной границей между сердцевиной и оболочкой;
- С плавным изменением коэффициента преломления в зоне сердцевины;
- С очень небольшим диаметром сердцевины (одномодовое волокно);
- С заполненными воздухом капиллярами, расположенными вокруг сердцевины через определенные промежутки (волокно со световым кристаллом).
В зависимости от расположения кривая показателя преломления может иметь вид кривой со ступенчатым изменением преломления или кривой одномодового волокна. Полимерные волокна бывают только со ступенчатым изменением преломления.
Свойства оптического волокна
Стеклооптическое волокно имеет высокую степень прозрачности в переходном диапазоне от УФ к ИК. Особо низкое затухание наблюдается при длинах волн 850, 1310 и 1550 нм. Синтетические волокна поглощают волны длиннее 850 и короче 450 нм. Разности дисперсии и продолжительности распространения различных мод вызывают возрастающее расширение импульсов, поскольку увеличение длины волокна ограничивает ширину полосы частот. В волокнах со световыми кристаллами путем соответствующего микроструктурирования сердцевины можно влиять на рассеяние и эффективность нелинейных эффектов для достижения нужных результатов.
Световоды могут быть использованы в диапазоне рабочих температур от -40 °С до 135 °С; специальные волокна работоспособны до 800 °С.
Применение световодов в автомобилях
Основной областью применения световодов является передача данных. Синтетические кабели предпочитаются для LAN (локальных сетей) и шины MOST в автомобилях. Необходимое соответствие радиусов изгиба означает, что установка в автомобилях является критичной. Если радиус изгиба слишком мал, то затухание будет слишком большим (рис. «Затухание изгиба на 3600 в зависимости от радиуса изгиба» ).
Оптические волокна все чаще используются в автомобильных лампах и датчиках. Волоконно-оптические датчики не создают полей рассеяния, не образуют искр, не чувствительны к помехам.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: