Механическое регулирование частоты вращения ТНВД

Механическое регулирование частоты вращения ТНВД

 

Механический центробежный регулятор расположен непосредствен­но на ТНВД, рейка которого соединена через тягу с регулировочным рычагом ре­гулятора. Находящийся на картере регу­лятора рычаг установки величины пода­чи (далее — установочный рычаг) соеди­нен системой тяг с педалью газа.

Центробежный груз регулятора

рис. «Центробежный груз регулятора» 1. Регулировочная гайка; 2. Внешняя тарелка пружин; 3. Пружины регулирования максимальной частоты вращения; 4. Пружина регулирования холостого хода; 5. Центробежный груз; 6. Внутренняя тарелка пружин.

На центробежных регуляторах обычно используются два вида измерительных уст­ройств, определяющих максимальную час­тоту вращения коленчатого вала. Каждое из них представляет собой набор центро­бежных грузов и регулировочных пружин:

  • Модели RQ, RQW: пружины регуля­тора встроены в центробежные грузы, при этом каждый центро­бежный груз непосредственно воз­действует на свою пружину, кото­рая рассчитана на определенную номинальную частоту вращения коленчатого вала и соответствую­щую характеристику регулятора;
  • Модели RSV, RS, RSF: центробежная сила через рычажное устройство воздействует на пружину регулято­ра, лежащую вне центробежных грузов, которые через передвиж­ной валик давят на натяжной ры­чаг, на который в противополож­ном направлении действует пру­жина регулятора.

 

Во всережимном регуляторе модели RSV для установки желаемой частоты вращения пружина регулятора нагружа­ется водителем через педаль газа и уста­новочный рычаг. В двухрежимных регу­ляторах модели RS/RSF пружина регуля­тора фиксируется при максимальной час­тоте вращения, что не позволяет водите­лю воздействовать на нее.

 

Двухрежимный регулятор модели HQ

рис. «Двухрежимный регулятор модели HQ» 1. Рейка ТНВД; 2. Тяга рейки ТНВД; 3. Компенсационная пружина; 4. Регулировочная гайка; 5. Пружина регулятора; 6. Центробежный груз; 7. Кривошип; 8. Передвижной валик; 9. Ползун; 10. Направляющий палец; 11. Установочный рычаг; 12. Регулировочный рычаг; 13. Сухарь кулисы; 14. Соединительный рычаг.

 

Пружины регулятора обоих видов ме­ханизма регистрации частоты вращения выполнены так, что при достижении же­лаемой частоты вращения коленчатого ва­ла центробежная сила и сила реакции пру­жины сбалансированы. При превышении этой частоты вращения увеличивающаяся центробежная сила грузов через систему рычагов смешает рейку ТНВД, уменьшая величину цикловой подачи.

Двухрежимный регулятор

 

Ступица 14 регулятора приводится во вра­щение через демпфер крутильных колеба­ний от кулачкового вала 18 ТНВД (рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении «Стоп»). На валу регулятора расположены оба цент­робежных груза 17 со своими кривошипа­ми 13. В каждый из грузов встроено по пру­жинному седлу. Кривошипы переводят центробежное смещение грузов в продоль­ное перемещение передвижного валика 12, который передает его на ползун 10. Ползун, таким образом, через регулировочный ры­чаг 5 осуществляет связь между центро­бежным измерительным устройством (поз. 13, 15, 16, 17) и рейкой 7 ТНВД.

 

Двухрежимный регулятор модели RQ в положении "Стоп"

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении «Стоп» 1. Ограничитель положения «Стоп»; 2. Установочный рычаг; 3. Ограничитель максимальной подачи; 4. Сухарь кулисы; 5. Регулировочный рычаг; 6. Тяга рейки ТНВД; 7. Рейка ТНВД; 8. Плунжер; 9. Подпружиненный ограничитель пусковой подачи; 10. Ползун; 11. Направляющий палец; 12. Передвижной валик; 13. Кривошип; 14. Ступица регулятора; 15. Регулировочная гайка; 16. Пружина регулятора; 17. Центробежный груз; 18. Кулачковый вал ТНВД.

 

Ниж­няя часть регулировочного рычага повора­чивается в шарнирах ползуна, а на самом рычаге расположена направляющая кули­сы. Сухарь 4 кулисы, соединенный с уста­новочным рычагом 2, перемещается по этой направляющей. Установочный рычаг приводится в движение вручную или через систему тяг от педали газа. Под воздействи­ем установочного рычага изменяется поло­жение сухаря кулисы и регулировочный рычаг поворачивается вокруг оси на шар­нирах ползуна. Благодаря этому изменяется ход рейки 7. Встроенные в центробежные грузы пружинные блоки (рис. «Центробежный груз регулятора») состоят из трех концентрических винтовых пружин.

 

Пуск двигателя

 

Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холодного пуска

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холодного пуска»

Инструкция по эксплуатации указывает, при каком положении педали газа следует производить пуск дизеля. При выжатой педали можно обеспе­чить величину пусковой цикловой пода­чи, необходимой для пуска холодного ди­зеля при низкой наружной температуре. Для прогретого двигателя достаточна, как правило, величина цикловой подачи, ко­торую обеспечивает установочный рычаг в положении холостого хода. В этом слу­чае воздействие на педаль может привес­ти лишь к нежелательному выбросу дыма (рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холодного пуска» и «Статическая характеристика двухрежимного регулятора модели RQ»).

 

Работа на разных режимах

 

Холостой ход

 

Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холостого хода

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холостого хода»

После пуска двигателя при свободной пе­дали газа установочный рычаг занимает положение холостого хода. Рейка ТНВД одновременно возвращается в положение, которое с момента пуска определяется ра­ботающим регулятором (рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении холостого хода»).

Под режимом холостого хода пони­мается минимальная частота вращения коленчатого вала, при которой двигатель может устойчиво работать без нагрузки. В этом случае преодолевается лишь внут­реннее гренке сибс г ценных деталей дизе­ля, а также внутреннее сопротивление вспомогательных агрегатов: генератора, топливоподкачивающего насоса, воз­душного нагнетателя и т. д. В таком режи­ме расход топлива определяется положе­нием установочного рычага, как это опи­сано выше.

 

Диапазон промежуточных режимов

 

Двухрежимный регулятор модели RQ в положении частичной нагрузки

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении частичной нагрузки»

Если при частичной нагрузке (т. е. в диапазоне между холостым ходом и полной нагрузкой, рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении частичной нагрузки») водитель нажимает на педаль газа, то частота вращения коленчатого вала увеличивается. Соответственно возрастает частота вращения ступицы регулятора, и центробежные грузы расходятся.

Уже после незначительного превышения частоты холостого хода центробежные грузы соприкасаются с тарелками пружин. При расхождении грузов их центробежная сила пересиливает усилие ре­акции пружины до тех пор, пока не будет достигнута максимально допустимая ча­стота вращения коленчатого вала. Только в этот момент усилие реакции пружины преодолевает центробежную силу грузов, не давая им разойтись дальше. Таким об­разом, регулятор стремится предотвра­тить критическое повышение частоты вращения. В то же время регулятор неэф­фективен в диапазоне промежуточных частот, в котором положение рейки ТНВД и связанную с этим диапазоном величину крутящего момента двигателя определяет водитель.

 

Статическая характеристика двухрежимного регулятора модели RQ

рис. «Статическая характеристика двухрежимного регулятора модели RQ» nmin — минимальная частота холостого хода; nno — максимальная частота холостого хода; n1— начало коррекции; n2 — конец коррекции; nvo — максимальная частота вращения при нулевой нагрузке.

 

 

Коррекция

 

Корректирующее устройство двухрежимного регулятора модели RQ

рис. «Корректирующее устройство двухрежимного регулятора модели RQ» 1. Регулировочная гайка; 2. Внешняя тарелка пружин; 3. Пружины регулирования максимальной частоты вращения; 4. Пружина регулирования холостого хода; 5. Центробежный груз; 6. Регулировочная шайба; 7. Корректирующая пружина; 8. Стакан пружины; 9. Внутренняя тарелка компенсационной пружины. а — ход коррекции

В регуляторах модели RQ имеется корре­ктирующее устройство, встроенное в центробежные грузы, а именно между внутренней тарелкой 9, корректирующей пружины (рис. «Корректирующее устройство двухрежимного регулятора модели RQ»), и стаканом 8 пружины, на который снаружи опираются обе пру­жины 3 регулирования максимальной ча­стоты вращения. Корректирующая пру­жина 7 помещена внутрь стакана 8.

Расстояние между внутренней тарел­кой пружины и ее стаканом считается хо­дом коррекции а. Его можно изменять путем подбора регулировочных шайб 6. Момент начала коррекции при частоте вращения и, определяется полем величин потребных расходов топлива.

Немного ниже максимальной часто­ты вращения n2, корректирующая пру­жина сжимается так, что внутренняя та­релка пружины и стакан плотно стыку­ются друг с другом. В диапазоне проме­жуточных частот вращения коленчатого вала, между холостым ходом и номи­нальной частотой вращения, регулятор без корректирующей пружины неэффе­ктивен. Благодаря тому что корректиру­ющие пружины в диапазоне частот вра­щения между n1 и n2 сдвигаются, центро­бежные грузы могут расходиться только на величину хода коррекции, а рейка ТНВД перемещается соответственно в направлении положения «Стоп». Таким образом осуществляется положительная коррекция.

 

Максимальная частота вращения

 

Двухрежимный регулятор модели RQ в положении полной нагрузки

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении полной нагрузки»

Регулирование максимальной частоты вращения коленчатого вала начинается, если двигатель превышает значение но­минальной частоты вращения nvo. В зави­симости от положения установочного рычага этот момент может наступить при полной или частичной нагрузке на двига­тель (рис. «Двухрежимный регулятор модели RQ в положении полной нагрузки»).

При регулировании максимальной частоты вращения положение рейки ТНВД зависит не только от водите­ля, но и от регулятора. Амплитуда расхо­ждения центробежных грузов подобрана так, что при превышении номинальной частоты вращения коленчатого вала ве­личина цикловой подачи снижается от максимального значения при полной на­грузке до значений нулевой подачи (от­рицательная коррекция).

 

Двухрежимный регулятор модели RQU

 

Двухрежимный регулятор модели RQU в положении "Стоп"

рис. «Двухрежимный регулятор модели RQU в положении «Стоп»» 1. Ограничитель полной нагрузки 2. Плоский кулачок 3. Повышающая передача

Для регулирования работы дизеля при очень низких частотах вращения колен­чатого вала предназначен регулятор мо­дели RQU. Он приводится через повыша­ющую передачу от кулачкового вала ТНВД (рис. «Двухрежимный регулятор модели RQU в положении «Стоп» и «Всережимный peгулятор модели RQUV (разрез)»). Величина передаточ­ного отношения может варьироваться в пределах от 1:1,5 до 1:3,7. Этот регулятор разработан для ТНВД моделей ZW, Р9 и Р10, которые используются для больших, в основном тихоходных, двигателей.

Соединительный рычаг в регуляторах модели RQU выполнен, аналогично моде­ли RQV,H3 двух элементов и приводится в обоих случаях посредством специальной кулисы.

 

Работа на разных режимах

 

Принцип работы и условия эксплуатации двух режимных регуляторов моделей RQU и RQ аналогичны.

 

Регулятор максимальной частоты вращения

 

Регулятор максимальной частоты враще­ния отличается от двухрежимного отсут­ствием регулировки холостого хода.

 

Работа на разных режимах

 

В эксплуатации регулятор максимальной частоты вращения действует, как двухре­жимный регулятор моделей RQ или RQU на стадии ограничения максимальной ча­стоты вращения. Регулирование начина­ется, когда коленчатый вал достигает ма­ксимальной частоты вращения, предель­ной для максимальной нагрузки на дви­гатель. Амплитуда расхождения центро­бежных грузов подобрана так, что вели­чина цикловой подачи снижается от ма­ксимального значения при полной на­грузке до значений нулевой подачи (от­рицательная коррекция).

 

Всережимный регулятор модели RQV

 

Всережимный регулятор модели RQV по­добен регуляторам модели RQ: пружины встроены в центробежные грузы, которые при увеличивающейся частоте вращения расходятся, ограничивая частоту враще­ния коленчатого вала максимальными зна­чениями предписанного выше установоч­ного диапазона (рис. «Всережимный регулятор модели HQV»). Каждое положе­ние установочного рычага допускает опре­деленную частоту вращения, при которой начинается регулируемое снижение оборо­тов. Движения установочного рычага 1 пе­редаются через соединительный рычаг 2 и сухарь 4 кулисы на регулировочный рычаг 5 и затем — на рейку 8 ТНВД. Ось качания регулировочного рычага способна переме­щаться по пазу плоского кулачка 3. Это по­зволяет изменять передаточное отноше­ние механизма привода рейки ТНВД и, та­ким образом, более точно регулировать ве­личину цикловой подачи на разных режи­мах работы двигателя. Подпружиненный передвижной валик 12 перемещает ползун 11 в зависимости от расхождения центро­бежных грузов, что также влияет на пере­мещение рейки ТНВД.

 

Всережимный регулятор модели HQV

рис. «Всережимный регулятор модели HQV» 1. Установочный рычаг; 2. Соединительный рычаг; 3. Плоский кулачок; 4. Сухарь кулисы; 5. Регулировочный рычаг; 6. Тяга рейки ТНВД; 7. Упор полной нагрузки (автоматический); 8. Рейка ТНВД; 8- Плунжер; 10. Ограничитель пусковой подачи; 11. Ползун; 12. Подпружиненный передвижной валик (с тяговой пружиной); 13. Ступица регулятора; 14. Кривошип; 15. Регулировочная гайка; 16. Пружина регулятора; 17. Центробежный груз; 18. Кулачковый вал ТНВД.

 

Центробежный груз всережимного регулятора модели RQV

рис. «Центробежный груз всережимного регулятора модели RQV» Регулировочная гайка; 2. Внешняя тарелка пружин; 3. Пружины регулирования максимальной частоты вращения; 4. Пружина регулирования холостого хода; 5. Центробежный груз; 6. Внутренняя тарелка пружин. а — зазор холостого хода

Как и в регуляторе модели RQ, цен­тробежные грузы регулятора модели RQV подпружинены тремя винтовыми пружинами, вставленными друг в друга. Они расположены между центробеж­ным грузом 5 (рис. «Центробежный груз всережимного регулятора модели RQV»), внутренней 6 и внешней 2 тарелками пружин с регулировочной гайкой 1 для предварительно­го натяжения пружин.

Внешняя пружи­на 4 служит для регулирования холосто­го хода, после того как выбирается зазор а холостого хода, и центробежный груз упирается во внутреннюю тарелку пру­жин. С этого момента в работу вступают внутренние пружины 3 регулирования максимальной частоты вращения.

 

Пуск двигателя

 

Всережимный регулятор модели RQV в положении холостого пуска

рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении холостого пуска» 1. Ограничитель положения «Стоп»; 2. Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала.

При регулировании пусковой подачи ре­гулятор модели RQV ведет себя аналогич­но модели RQ при одном существенном различии. Если водитель при первом повыше­нии частоты вращения коленчатого вала двигателя полностью нажимает на пе­даль газа, то при достижении оборотов холостого хода задается не полная на­грузка на дизель, как на регуляторе моде­ли RQ, а рейка ТНВД остается в позиции пусковой подачи, пока не достигнута ма­ксимальная частота вращения коленчато­го вала. Только после первого процесса снижения частоты вращения ограничи­тель полной подачи переходит в свое ра­бочее положение (рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении холостого пуска»).

 

Всережимный регулятор модели HUV

рис. «Всережимный регулятор модели HUV» 1. Рейка ТНВД; 2. Компенсационная пружина; 3. Ограничитель полной подачи; 4. Регулировочная гайка; 5. Пружина регулятора; 6. Центробежный груз; 7. Тяга рейки ТНВД; 8. Регулировочный рычаг; 9. Сухарь кулисы; 10. Соединительный рычаг; 11. Плоский кулачок; 12. Кривошип; 13. Ползун; 14. Подпружиненный передвижной валик (с тяговой пружиной).

 

 

Работа на разных режимах

 

Холостом ход

 

После пуска дизеля, когда водитель отпу­скает педаль газа, установочный рычаг возвращается в положение холостого хо­да (рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении холостого хода»). Рейка ТНВД также возвращается в по­ложение холостого хода, которое теперь устанавливается регулятором.

 

рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении холостого хода» рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении частичной нагрузки»

 

Диапазон промежуточных режимов

 

Если при какой-либо частоте вращения коленчатого вала, заданной установоч­ным рычагом (педалью газа), двигатель разгружается или нагружается, то эта ча­стота вращения поддерживается всережимным регулятором путем увеличении или уменьшения величины цикловой по­дачи топлива в пределах границ, опреде­ленных характеристикой регулятора (рис. «Всережимный регулятор модели RQV в положении частичной нагрузки»).

Пример: водитель нажал на педаль, переведя ее из положения холостого хо­да в положение, которое должно соот­ветствовать желаемой скорости авто­мобиля. Смещаясь, установочный ры­чаг передает усилие на регулировочный рычаг. Передаточное отношение пос­леднего может быть различным и в об­ласти оборотов выше холостого хода настолько велико, что уже относитель­но малого перемещения установочного рычага или расхождения центробеж­ных грузов достаточно, чтобы продви­нуть рейку ТНВД до установленного упора полной нагрузки (участок L — В’, рис. «Поле характеристики всережимного регулятора модели RQV»). Следует учесть, что в этом слу­чае должен быть использован лишь же­сткий, а ни в коем случае не подпружи­ненный упор рейки ТНВД.

 

Поле характеристики всережимного регулятора модели RQV

рис. «Поле характеристики всережимного регулятора модели RQV»

 

Дальнейший поворот установочного рычага вокруг своей оси ведет к натяже­нию пружины передвижного валика. Рейка ТНВД остается еще некоторое вре­мя в положении максимальной подачи, в результате чего частота вращения колен­чатого вала быстро увеличивается (рис. «Поле характеристики всережимного регулятора модели RQV», участок В’ — В”). Центробежные грузы при 31 ом расходится в стороны, однако рейка ТНВД остается в положении макси­мальной подачи до тех пор, пока тяговая пружина не разгружена. Только после этого центробежные грузы начинают действовать на регулировочный рычаг, и рейка ТНВД смещается к положению «Стоп». Величина цикловой подачи уменьшается, и частота вращения колен­чатого вала снижается. Данному положе­нию установочного рычага и центробеж­ных грузов соответствует режим работы двигателя, показанный на участке В”- С.

Каждому положению установочного рычага во время работы дизеля соответст­вует совершенно определенный диапазон частот вращения коленчатого вала при ус­ловии, что двигатель не перегружен или в режиме принудительного холостого хода (торможения двигателем) не приводится от трансмиссии. Если нагрузка на дизель увеличивается, например, при движении в гору, то падает частота вращения как ко­ленчатого вала, так и вала регулятора. Из-за этого центробежные грузы сходятся к оси вращения и смещают рейку ТНВД в направлении увеличения подачи, в резуль­тате чего коленчатый вал сохраняет свою частоту вращения, которая определяется положением установочного рычага и хара­ктеристикой регулятора. Если же рост на­грузки столь велик, что даже при смеще­нии рейки в положение полной подачи ча­стота вращения коленчатого вала продол­жает снижаться, то центробежные грузы еще больше смыкаются и сдвигают пере­движной валик влево, стремясь сдвинуть рейку ТНВД в направлении еще большей подачи. Однако поскольку рейка уже нахо­дится в положении полной подачи и далее сдвигаться не может, возрастает напряже­ние тяговой пружины. Это значит, что дви­гатель перегружен, и водителю r этом слу­чае следует переключиться на понижен­ную передачу. При движении под гору все происходит наоборот. Двигатель приво­дится от трансмиссии и частота вращения коленчатого вала возрастает. Центробеж­ные грузы расходятся, и рейка передвига­ется вплоть до ограничителя положения «Стоп». Если частота вращения повышает­ся еще больше (рейка ТНВД уже в положе­нии «Стоп»), тяговая пружина нагружается в противоположном направлении.

 

Максимальная частота вращения

 

Всережимный регулятор модели RQUV в положении полной нагрузки. Начало регулирования максимальной частоты вращения

рис. «Всережимный регулятор модели RQUV в положении полной нагрузки. Начало регулирования максимальной частоты вращения»

Если двигатель перешел максимальную частоту вращения коленчатого вала при полной нагрузке, начинается регулирова­ние максимальной частоты вращения (участок Е, — F,). Центробежные грузы при этом расходятся, рейка ТНВД дви­жется в направлении положения «Стоп». При полной разгрузке двигателя коленча­тый вал развивает максимальную частоту вращения м„„ при нулевой нагрузке (рис «Всережимный регулятор модели RQUV в положении полной нагрузки. Начало регулирования максимальной частоты вращения»).

 

Всережимный регулятор модели RQUV

 

Всережимный регулятор модели RQUV применяется для регулирования работы дизелей с очень низкой частотой враще­ния коленчатого вала.

Регуляторы модели RQUV оснаща­ются повышающей передачей (с переда­точными отношениями примерно от 1:1,5 до 1:3,7) между кулачковым валом ТНВД и ступицей регулятора (рис. рис. «Всережимный peгулятор модели RQUV»). Передаточное отношение регулировоч­ного рычага способно изменяться, как на регуляторах модели RQV, поэтому ку­лисные механизмы обоих регуляторов одинаковы (рис. «Всережимный peгулятор модели RQUV (разрез)»).

 

рис. «Всережимный peгулятор модели RQUV» рис. «Всережимный peгулятор модели RQUV (разрез)»

 

 

Регулятор модели RQUV применяется для ТНВД моделей ZW, Р9 и Р10. Принцип действия и рабочие условия соответству­ют регулятору модели RQV, однако без функции регулировки пусковой подачи.

 

Всережимный регулятор модели RQV..K

 

Регулятор модели RQV..K (рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К» и «Всережимный регулятор модели RQV..К(1)») имеет принципиально одинаковый с моделью RQV механизм центробежных грудой с пружинами.

 

Всережимный регулятор модели RQV..К

рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К» 1. Установочный рычаг; 2. Соединительный рычаг; 3. Плоский кулачок; 4. Сухарь кулисы; 5. Регулировочный рычаг; 6. Балансир; 7. Возвратная пружина плоского кулачка; 8. Подпружиненная тяга; 9. Рейка ТНВД; 10. Ограничитель полной нагрузки; 11. Плунжер; 12. Ограничитель пусковой подачи; 13. Ползун; 14. Ведущий рычаг; 15. Передвижной валик; 16. Кривошип; 17. Регулировочная гайка; 18. Пружина регулятора; 19. Центробежный груз; 20. Кулачковый вал ТНВД.

 

Существенным отличием является способ осуществле­ния коррекции. В то время как у всех других регуляторов она практически сводится к сокращению подаваемого количества топлива при полной нагруз­ке и растущей частоте вращения колен­чатого вала, в конструкции модели RQV..K подача топлива при полной на­грузке может как увеличиваться, так и уменьшаться.

 

Всережимный регулятор модели RQV..К

рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К(1)» 1. Регулируемый ограничитель полной нагрузки с криволинейной площадкой; 2. Рейка ТНВД; 3. Регулировочная гайка; 4. Пружина регулятора; 5. Центробежный груз; 6. Балансир; 7. Установочный рычаг; 8. Плоский кулачок; 9. Сухарь кулисы; 10. Регулировочный рычаг; 11. Ползун; 12. Кривошип; 13. Передвижной валик; 14. Ведущий рычаг.

 

Пуск двигателя

 

Всережимный регулятор модели RQV К в положении холодного пуска

рис.»Всережимный регулятор модели RQV К в положении холодного пуска» 1. Ограничитель пусковой подачи

Как уже говорилось выше, при пуске ди­зеля необходимо соблюдать руководство по эксплуатации. Если требуется холод­ный пуск, установочный рычаг регуля­тора должен быть переведен в положе­ние максимальной частоты вращения (рис «Всережимный регулятор модели RQV К в положении холодного пуска»).

При этом балансир 6 (рис.»Всережимный регулятор модели RQV..К» и «Всережимный регулятор модели RQV..К(1)») по­ворачивается под ограничителем полной нагрузки, в результате чего рейка ТНВД перемещается в точку пусковой подачи А, (рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»). Ограничитель пуско­вой подачи находится в картере ТНВД. Регулятор модели RQV..K может менять величину пусковой подачи в случае ис­пользования регулируемого температур­ного пускового ограничителя.

 

Работа на разных режимах

 

Холостой ход

 

Всережимный регулятор модели RQV..К в положении холостого хода

рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К в положении холостого хода» 1. Балансир 2. Регулируемый ограничитель полной нагрузки с криволинейной площадкой

Когда после пуска двигатель начал рабо­тать, установочный рычаг возвращается в положение холостого хода. Балансир также возвращается в положение холо­стого хода (рис.»Всережимный регулятор модели RQV..К в положении холостого хода»).

 

Диапазон промежуточных режимов

 

Группы кривых (рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»), например, иду­щих от точки В, показывают возможно­сти регулирования промежуточных ре­жимов работы двигателя.

 

Нижняя часть диапазона промежуточных режимов и цикловая подача полной нагрузки

 

Всережимный регулятор модели RQV..К (полная подача при малой частоте вращения)

рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К (полная подача при малой частоте вращения)» Начало отрицательной коррекции 1. Балансир; 2. Подпружиненная тяга; 3. Регулировочный рычаг; 4. Возвратная пружина; 5. Установочный рычат; 6. Плоский кулачок; 7. Сухарь кулисы; 8. Муфта; 9. Ползун; 10. Ведущий рычаг.

Если установочный рычаг переводится, например, из положения холостого хода в положение максимальной частоты вра­щения коленчатого вала, то сухарь 7 кули­сы передвигается вниз вдоль криволиней­ного паза в плоском кулачке 6 (рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К (полная подача при малой частоте вращения)») и одновременно в направляющей регули­ровочного рычага. Последний при этом поворачивается вправо вокруг оси шар­ниров ползуна 9 и через подпружиненную тягу 2 двигает рейку ТНВД в направлении полной нагрузки. Величина цикловой по­дачи возрастает, и частота вращения ко­ленчатого вала увеличивается.

С возрастанием частоты вращения увеличиваются и обороты центробежных грузов, в результате чего они расходятся и ведут за собой муфту 8. Соответственно начинают поворачиваться ведущий ры­чаг 10 и регулировочный рычаг 3, так что балансир 1, двигаясь криволинейно, фик­сируется ограничителем полной нагрузки (участок A — В, рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»).

Поскольку установочный рычаг уже находится в положении максимальной цикловой подачи, то дальнейшее движе­ние муфты 8 вызывает перемещение плоского кулачка 6 против действия воз­вратной пружины 4.

 

Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K

рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»

 

Коррекция

 

При коррекции в регуляторе модели RQV..K язычок, находящийся в верхней части регулировочного рычага, движется на ограничителе полной подачи по кри­волинейной траектории, отражающей кривую потребного расхода топлива.

Подпружиненная тяга, как связь между регулирующим рычагом и рейкой ТНВД, переносит это движение на рейку. Вследст­вие этого достигается желаемое протекание крутящего момента, соответствующего по­даваемому количеству топлива.

Величина цикловой подачи в зависи­мости от направления движения сухаря ку­лисы регулировочного рычага по пазу пло­ского кулачка может как увеличиваться, так и уменьшаться. Ограничитель полной на­грузки может сдвигаться к положению ци­кловой полами в продольном направлении.

 

Средняя часть диапазона промежуточных режимов с коррекцией и цикловой подачей полной нагрузки

 

Если частота вращения увеличивается, то центробежные грузы расходятся далее и балансир скользит вдоль ограничителя полной нагрузки (рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К (цикловая подача полной нагрузки на средней частоте вращения)»). Коррекция происходит сообразно возрастающей величине цик­ловой подачи полной нагрузки при рас­тущей частоте вращения (отрицательная коррекция) вплоть до изменения направ­ления кривой в точке В (рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»). Затем коррекция происходит согласно сокра­щению величины цикловой подачи пол­ной нагрузки (положительная коррек­ция, участок В — С).

 

рис. «Всережимный регулятор модели RQV..К (цикловая подача полной нагрузки на средней частоте вращения)» рис. «Всережимный регулятор модели ROV. К (максимальная частота вращения при полной нагрузке)»

 

Максимальная частота вращения

 

В конце коррекции, если снижение величи­ны цикловой подачи достигнуто, сухарь кулисы регулировочного рычага возвраща­ется по пазу плоского кулачка в исходное положение к ограничителю на корпусе (рис. «Всережимный регулятор модели ROV. К (максимальная частота вращения при полной нагрузке)»).

Если частота вращения продолжает повышаться, то начинается регулирова­ние максимальной частоты вращения (снижение величины цикловой подачи). Центробежные грузы еще больше расхо­дятся, сдвигая муфту еще дальше вправо. Вследствие этого регулировочный рычаг поворачивается вокруг своей оси в опоре кулисы так, что его верхняя часть переме­щается влево. При этом рейка ТНВД сдвигается к положению «Стоп» (участок С — D, рис. «Статическая характеристика всережимного регулятора RQV..K»).

Каждая область частоты вращения коленчатого вала во время работы двига­теля соответствует определенному поло­жению установочного рычага до тех пор, пока дизель не перегружен или пока не начинается торможение двигателем.

Если нагрузка на дизель увеличивает­ся, например при движении в гору, то при равной величине цикловой подачи снижается частота вращения коленчато­го вала и соответственно центробежных грузов регулятора. Вследствие этого гру­зы сходятся и через систему рычагов сдвигают рейку ТНВД в направлении по­ложения полной нагрузки. В результате двигатель продолжает работу в режиме, определенном положениями педали газа и установочного рычага. Если нагрузка (равносильно подъему) так велика, что рейка сместилась почти до положения максимальной цикловой подачи, а часто­та вращения все же недостаточна, то гру­зы сходятся еще больше, задействуется ползун 9 в муфте, и рейка ТНВД сдвига­ется еще дальше — с увеличением цик­ловой подачи.

Поскольку рейка сама не может сдви­гаться дальше положения максимальной подачи, дальнейшее движение муфты вызывает перемещение плоского кулачка против действия возвратной пружины, что позволяет дополнительно продви­нуть рейку ТНВД для увеличения подачи топлива.

При движении под гору все происхо­дит наоборот: в режиме торможения дви­гатель приводится от трансмиссии и час­тота вращения коленчатого вала увели­чивается. Вследствие этого центробеж­ные грузы расходятся и рейка ТНВД сме­щается в направлении положения «Стоп». Если частота вращения повыша­ется еще больше (когда рейка уже в поло­жении «Стоп»), срабатывает (т. е. растя­гивается) подпружиненная тяга, которая связывает регулировочный рычаг с рей­кой ТНВД. Если водитель притормажива­ет или включает более высокую передачу, подпружиненная тяга сокращается до своей первоначальной длины.

 

Всережимный регулятор модели RSV

 

Всережимный регулятор модели RSV кон­структивно отличается от регулятора мо­дели RQV тем, что имеет лишь одну пру­жину 12 регулятора (рис. «Всережимный регулятор модели RSV»), которая спо­собна качаться вместе с рычагом 6. При регулировании частоты вращения колен­чатого вала изменяется положение уста­новочного рычага, поэтому действующее на натяжной рычаг 18 усилие оказывается в равновесии с центробежными силами, действующими на грузы. Все движения установочного рычага и центробежных грузов передаются через систему тяг и рычагов регулятора на рейку ТНВД.

 

Всережимный регулятор модели RSV

рис. «Всережимный регулятор модели RSV» 1. Картер регулятора; 2. Пусковая пружина; 3. Рейка ТНВД; 4. Подпружиненная тяга; 5. Балансир; 6. Качающийся рычаг; 7. Установочный рычаг; 8. Крышка регулятора; 9. Ограничитель положения «Стоп»/холостого хода; 10. Натяжной рычаг; 11. Ведущий рычаг; 12. Пружина регулятора; 13. Дополнительная пружина холостого хода; 14. Пружина корректора; 15. Центробежный груз 16. Направляющая втулка; 17. Регулировочный рычаг; 18. Ограничитель полной нагрузки.

 

Пусковая пружина 5 (рис. «Всережимный регулятор модели RSV(1)»), закреп­ленная на верхнем конце регулировочного рычага 15, смещает рейку 2 ТНВД в пу­сковое положение, автоматически устана­вливая пусковую величину цикловой по­дачи. Ограничитель 20 полной нагрузки и пружина 19 корректора встроены в регу­лятор. Стабилизации частоты холостого хода способствуют встроенная в крышку регулятора дополнительная пружина 17 холостого хода и подвижный ограничи­тель 13.

 

Всережимный регулятор модели RSV(1)

рис. «Всережимный регулятор модели RSV(1)» 1. Плунжер; 2. Рейка ТНВД; 3. Ограничитель максимальной частоты вращения; 4. Установочный рычаг; 5. Пусковая пружина; 6. Качающийся рычаг; 7. Регулировочный винт; 8. Балансир; 9. Кулачковый нал ТНВД; 10. Ступица регулятора; 11. Центробежный груз; 12. Передвижной валик; 13. Ограничитель положения «Стоп»/холостого хода; 14. Ведущий рычаг; 15. Регулировочный рычаг; 16. Пружина регулятора; 17. Дополнительная пружина холостого хода; 18. Натяжной рычаг; 19. Пружина корректора; 20. Ограничитель полной нагрузки.

 

Пружиня 16 регулятора закреплена одним концом на натяжном рычаге 18, а другим — на балансире 8. С помощью винта 7 на балансире можно изменять плечо качающегося рычага 6 по отноше­нию к оси вращения натяжного рычага. Благодаря этому возможно без замены пружины в известных границах менять характеристику регулятора — в этом пре­имущество регуляторов серии RSV. Для более высоких частот вращения исполь­зуются более легкие центробежные грузы.

 

Пуск двигателя

 

При использовании регулятора модели RSV рейка ТНВД на остановленном дви­гателе, независимо от положения устано­вочного рычага, всегда находится в точке А (рис. «Поле характеристик всережимного регулятора RSV»). Этот тип регулятора особенно чувствителен к температурному состоя­нию двигателя.

 

Поле характеристик всережимного регулятора RSV

рис. «Поле характеристик всережимного регулятора RSV»

 

Работа на разных режимах

 

Холостой ход

 

Всережимный регулятор модели RSV в положении холостого хода

рис. «Всережимный регулятор модели RSV в положении холостого хода» 1. Ограничитель холостого хода; 2. Ограничитель положения «Стоп»; 3. Пружина регулятора; 4. Регулировочный рычаг; 5. Дополнительная пружина холостого хода; 8. Натяжной рычаг; 7. Передвижной валик.

Установочный рычаг упирается в ограни­читель холостого хода (рис. «Всережимный регулятор модели RSV в положении холостого хода»). Пружина 3 регу­лятора почти разгружена и находится в положении, близком к вертикальному. Она действует очень плавно, потому что центробежные грузы расходятся уже при низкой частоте вращения. Вследствие этого передвижной валик 7 движется вправо вместе с ведущим рычагом. Пос­ледний поворачивает регулировочный рычаг 4 вправо так, чтобы рейка ТНВД переместилась в положение «Стоп» (в точке L холостого хода, рис. «Поле характеристик всережимного регулятора RSV»). Натяж­ной рычаг 6 опирается на дополнитель­ную пружину 5 холостого хода; все это определяет регулирование положения хо­лостого хода.

 

Нижняя часть диапазона промежуточных режимов

 

Всережимный регулятор модели RSV (полная нагрузка при снижении частоты вращения

рис «Всережимный регулятор модели RSV (полная нагрузка при снижении частоты вращения» Начало коррекции а — ход коррекции.

Уже относительно небольшого переме­щения установочного рычага из положе­ния холостого хода достаточно, чтобы рейку перевести из исходного положения (точка L, рис. «Поле характеристик всережимного регулятора RSV») в положение полной на­грузки (точка В’). ТНВД при этом обеспе­чивает максимальную величину цикло­вой подачи и частота вращения коленча­того вала увеличивается (участок В’ — В”) (рис «Всережимный регулятор модели RSV (полная нагрузка при снижении частоты вращения»).

Пока центробежная сила грузов боль­ше, чем сила реакции пружины регулято­ра, в соответствии с положением устано­вочного рычага, центробежные грузы расходятся и тянут за собой направляю­щую втулку, передвижной валик, регули­ровочный рычаг и рейку ТНВД обратно к положению меньшей цикловой подачи (точка С). Частота вращения коленчатого вала не повышается, поддерживаясь с по­мощью регулятора.

 

Коррекция

 

У регуляторов с корректирующим уст­ройством пружина корректора при уве­личивающейся частоте вращения посто­янно сжата (участок D — Е), пока натяж­ной рычаг упирается в ограничитель пол­ной подачи; при этом ведущий и регули­ровочный рычаги, а также рейка ТНВД перемещаются в направлении положения «Стоп» и цикловые подачи корректиру­ются, т. е. уменьшаются.

 

Максимальная частота вращения

 

Всережимный регулятор модели RSV (нулевая нагрузка)

рис. «Всережимный регулятор модели RSV (нулевая нагрузка)» 1. Качающийся рычаг; 2. Натяжной рычаг; 3. Ведущий рычаг; 4. Регулировочный рычаг; 5. Пружина корректора.

Если установочный рычаг доходит до ог­раничителя максимальной частоты вра­щения, регулятор работает в основном так же, как это описано выше в разделе «Нижняя часть диапазона промежуточ­ных режимов» (рис. «Всережимный регулятор модели RSV (нулевая нагрузка)»). Кроме того, качающийся рычаг полностью нагружает пружину ре­гулятора, благодаря чему она с большей силой действует на натяжной рычаг, опи­рающийся на ограничитель полной на­грузки, и тем самым приводит рейку ТНВД в положение полной подачи. Час­тота вращения коленчатого вала повы­шается, и центробежная сила грузов регу­лятора постоянно возрастает.

При достижении максимальной час­тоты при полной нагрузке и„, центробеж­ная сила преодолевает натяжение пружин регулятора и натяжной рычаг движется вправо. Передвижной валик с ведущим рычагом и рейка ТНВД, связанная с ним через регулировочный рычаг, двигаются в направлении положения «Стопи (уча­сток F — G, рис. «Поле характеристик всережимного регулятора RSV»), пока не установится уменьшенная величина цикловой пода­чи, соответствующая новой нагрузке на дизель.

При полностью разгруженном двига­теле достигается максимальная частота вращения при нулевой нагрузке nno.

 

Останов двигателя

 

Останов при помощи установочного рычага

 

Двигатели с регуляторами без особых корректирующих устройств останавли­ваются тогда, когда установочный рычаг регулятора переведен в положение «Стоп» (рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи установочного рычага)»). При этом выступ 1 качающегося рычага давит (по направлению стрелки на рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи установочного рычага)») на ведущий рычаг. Последний отклоняется вправо и тянет за собой ре­гулировочный рычаг, а с ним и рейку ТНВД к положению «Стоп». Поскольку в этой конструкции регулятора отсутству­ют пружины центробежных грузов, пере­движной валик свободен от их воздейст­вия, однако при этом сами грузы склон­ны к вибрации.

 

 

рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи установочного рычага)» 1. Качающийся рычаг с выступом; 2. Ограничитель положения «Стоп». рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи остановочного рычага)» 1. Ограничитель холостого хода; 2. Остановочный рычаг.

Останов при помощи остановочного устройства

 

В регуляторах с особым остановочным устройством рейка ТНВД может устанав­ливаться в положение «Стоп», если оста­новочный рычаг 2 также находится в по­ложении «Стоп» (рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи остановочного рычага)»).

Благодаря давлению этого рычага на ограничитель положения «Стоп» регули­ровочный рычаг своей верхней частью отклоняется вправо, вращаясь вокруг оси С на ведущем рычаге. С помощью под­пружиненной тяги рейка ТНВД удержи­вается в положении «Стоп». Возвратная пружина (не изображенная на рис. «Всережимный регулятор модели RSV останов дизеля при помощи остановочного рычага)») возвращает остановочный рычаг в ис­ходное положение.

 

Всережимный регулятор модели RSUV

 

Всережимный регулятор модели RSUV предназначен для регулирования часто­ ты вращения коленчатого вала тихоход­ных двигателей, например судовых дизе­лей. По конструкции он отличается от регулятора модели RSV, главным обра­зом, передаточным отношением повы­шающей передачи, которая находится между кулачковым валом ТНВД, от ко­торого приводится регулятор, и ступи­цей регулятора (рис. «Всережимный регулятор модели RSUV»). В различных исполнениях регулятора используется несколько передаточных отношений (тип А — 1:3,1:2; тип В — 1:1,36,1:1,86; тип Z — 1:2,2, 1:2,6).

 

Всережимный регулятор модели RSUV

рис. «Всережимный регулятор модели RSUV»

 

Всережимный регулятор модели RSUV относится к рядным ТНВД се­рии Р.

 

Работа на разных режимах

 

Всережимный регулятор модели RSUV

рис. «Всережимный регулятор модели RSUV в положении пуска двигателя»

Принцип действия и работа на разных режимах регуляторов моделей RSV и RSUV полностью идентичны. На рис. «Всережимный регулятор модели RSUV в положении пуска двигателя» изображен всережимный регулятор RSUV в положении макси­мальной частоты вращения коленчатого вала.

 

Двухрежимный регулятор модели RS

 

Регулятор является модификацией всере­жимного регулятора модели RSV и требу­ет незначительной силы для перемеще­ния установочного рычага. Последний нагружает в регуляторе модели RSV пру­жину регулятора и определяет тем самым изменение частоты вращения. Пружина регулятора блокирована регулируемым ограничителем на крышке регулятора в положении максимальной частоты вра­щения. У регулятора также есть возмож­ность устанавливать частоту вращения в диапазоне промежуточных режимов (на­пример, для автомобилей с дополнитель­ным приводом отбора мощности). Рычаг, который на регуляторе модели RSV дей­ствует как остановочный, на модели RS выполняет обратную функцию, являясь своеобразным рычагом 2 газа (рис. «Двухрежимный регулятор модели RS (вид сбоку)»).

 

рис. «Двухрежимный регулятор модели RS (вид сбоку)» 1. Установочный рычаг для регулирования максимальной и промежуточных частот вращении коленчатого вала; 2. Рычаг газа. рис. «Двухрежимный регулятор модели RS (разрез)» 1. Натяжной рычаг; 2. Пружина регулятора; 3. Обойма пружин.

 

Пуск двигателя

 

Для пуска двигателя рычаг 12 г аза (рис. «Двухрежимный регулятор модели RS в положении холодного пуска») перемещается в направлении полной по­дачи, при этом через регулировочный 10 и ведущий 8 рычаги усилие передается на передвижной валик 14. Этот валик дейст­вует на обойму 11 пружин, в которой пру­жина 11.3 холостого хода регулирует пусковое положение рейки 2 ТНВД.

 

Двухрежимный регулятор модели RS в положении холодного пуска

рис. «Двухрежимный регулятор модели RS в положении холодного пуска» 1. Плунжер; 2. Рейка ТНВД; 3. Подпружиненная тяга; 4. Качающийся рычаг; 5. Балансир; 6. Установочный рычаг; 7. Натяжной рычаг; 8. Ведущий рычаг; 9. Пружина регулятора; 10. Регулировочный рычаг; 11. Обойма пружин; 11.1. Нажимной палец; 11.2. Пружина корректора; 11.3. Пружина холостого хода; 12. Рычаг газа; 13. Ограничитель полной нагрузки; 14. Передвижной валик; 15. Кулачковый вал ТНВД. а — зазор холостого хода.

 

Работа на разных режимах

 

Холостой ход

 

Центробежные грузы расходятся даже при очень малой частоте вращения ку­лачкового вала ТНВД. Вследствие этого передвижной валик движется вправо, ув­лекая за собой ведущий рычаг. Послед­ний перемещает регулировочный рычаг вправо, так что рейка ТНВД сдвигается в направлении положения «Стоп» до поло­жения холостого хода L (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RS»). Кроме того, передвижной валик давит на обой­му пружин, в которую вместе с пружиной 11.2 корректора (рис. «Двухрежимный регулятор модели RS в положении холодного пуска») встроена также пружина 11.3 холостого хода. Винтовой ограничитель холостого хода и дополни­тельная пружина холостого хода, в отли­чие от регулятора модели RSV, здесь от­сутствуют.

 

Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RS

рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RS»

 

Максимальная частота вращения

 

Если частота вращения коленчатого вала превышает максимальное значение при полной нагрузке, рейка ТНВД движется в направлении положения «Стоп» (участок Е — F, рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RS»). При полной разгрузке дви­гателя частота вращения коленчатого ва­ла достигает максимальной величины при нулевой нагрузке.

 

Двухрежимный регулятор модели RSF

 

Механический двухрежимный регулятор модели RSF был специально создан для оснащения рядных ТНВД модели М. Он чаще всего используется на быстроход­ных дизелях легковых и городских грузо­вых автомобилей, регулируя режим холо­стого хода и максимальную частоту вра­щения коленчатого вала. В нерегулируе­мом диапазоне частот вращения води­тель воздействует педалью газа непосред­ственно на рейку ТНВД, получая, таким образом, требуемый крутящий момент (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)»).

 

Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)

рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)» a — диапазон холостого хода (диапазоны роботы пружины холостого хода); b — расширенный диfпазон холостого хода при нулевой и малой частичной нагрузках (диапазон работы основной и дополнительной пружин холостого хода); c — нерегулируемый диапазон; d — диапазон коррекции (рабочий диапазон пружины корректора);  e — ход коррекции; f — диапазон коррекции (рабочий диапазон пружины регулятора); g — конечное регулирование верхней частоты вращения при нулевой нагрузке; h — начало подключения дополнительной пружины холостого хода; S — пусковое положение при разорванной связи с педалью газа (холодный пуск); S’ — положение пуска при незадейство-ванной педали газа (горячий пуск); L — нижнее положение при нулевой нагрузке; O — верхнее положение при нулевой нагрузке; nu — минимальная частота вращения при нулевой нагрузке (холостой ход); nno — максимальная частота вращения при нулевой нагрузке; nvo — номинальная частота вращения при полной нагрузке; n1 — частота вращения в начале коррекции; n2 — частота вращения в конце коррекции.

 

Этот регулятор отвечает высоким требо­ваниям регулирования и обслуживания. Кроме того, у него есть возможность кор­ректировки и простой регулировки ре­жимов.

Конструктивно регулятор разделен на измерительный и исполнительный меха­низмы.

 

Первая ступень измерения (режим холостого хода)

 

Центробежные грузы 22 (рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF»), расхо­дясь, сдвигают муфту 20 регулятора и ве­дущий рычаг 9. Это движение ограничи­вают две пластинчатых пружины холо­стого ходя — основная 12 и дополнитель­ная 14.

 

Двухрежимный регулятор модели RSF

рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF»

 

Вторая ступень измерения (до конечного регулирования)

 

После прохождения холостого хода сила воздействия муфты 20 регулятора пере­дается через стакан 18 пружины коррек­тора и натяжной рычаг 16 на пружину 17 регулятора.

Когда центробежные грузы расходят­ся, муфта регулятора движется вдоль оси. Вне режимов холостого хода, корректи­ровки при полной нагрузке и пределов отрицательного регулирования муфта стоит на месте, поэтому величина цикло­вой подачи, необходимая для езды, зави­сит лишь от положения установочного рычага 6.

На оси В ведущий рычаг 9 соединен с подвижной муфтой регулятора. Кроме того, ведущий и натяжной рычаги пово­рачиваются вокруг неподвижной оси А.

 

Исполнительный механизм

 

Установка требуемой величины цикло­вой подачи происходит с помощью набо­ра рычагов (установочного 6, управляю­щего 5, поворотного 11 и регулировочно­го 13), которые через подпружиненную тягу 2 перемещают рейку 4 ТНВД.

Тяга 2 компенсирует больший путь регулировочного рычага. Поворотный рычаг качается вокруг оси В в муфте 20 регулятора и через соединительный па­лец связан с регулировочным рычагом 13. Опора нижнего конца регулировочно­го рычага подвешена на пружине, что да­ет возможность дополнительной коррек­ции и при превышении максимальной частоты вращения обеспечивается по­глощение дополнительного хода муфты регулятора. Кроме того, ввернутый в опо­ру установочный винт 19 служит для ус­тановки величины максимальной цикло­вой подачи.

На отдельном валике упорного рыча­га 3 укреплен остановочный рычаг 1, ко­торый используется для останова дизеля. Упорный рычаг при этом смещает рейку ТНВД в направлении положения «Стоп».

 

Пуск двигателя

 

Как правило, двигатель может пускаться без нажатия на педаль газа. Только при низких температурах окружающей среды и охлаждающей жидкости водитель дол­жен полностью нажать на педаль газа, чтобы установочный рычаг 6 сместился до ограничителя 7 полной подачи (рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF в положении холодного пуска»). Поворотный рычаг 11 движется вок­руг оси В и сдвигает регулировочный ры­чаг 13 в пусковое положение. Этим про­изводится смещение рейки 4 ТНВД в пу­сковое положение, чем обеспечивается требуемая величина пусковой подачи. Из позиции пуска возможна быстрая отри­цательная коррекция, поскольку смеще­ние установочного рычага в положение полной нагрузки разгружает дополни­тельную пружину 14 холостого хода от действия ведущего рычага 9.

 

рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF в положении холодного пуска» рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF в положении холостого хода»

 

Работа на разных режимах

 

Холостой ход

 

Когда водитель после пуска двигателя убирает ногу с педали газа, не показанная на схеме возвратная пружина смещает установочный рычаг 6 в положение холо­стого хода. Благодаря этому управляю­щий рычаг 5 ложится на ограничитель 10 холостого хода (рис. «Двухрежимный регулятор модели RSF в положении холостого хода»).

Частота холостого хода во время прогрева стабилизируется вдоль регу­лировочной кривой в точке холостого хода L (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)»). При увеличении часто­ты вращения центробежные грузы 22 расходятся и сдвигают вправо муфту 20, которая через поворотный 11 и ре­гулировочный 13 рычаги смещает рей­ку ТНВД к положению «Стоп». Однов­ременно благодаря действию муфты ведущий рычаг 9 поворачивается вок­руг оси А и противодействует ленточ­ной пружине 12 холостого хода, пред­варительный натяг которой (и тем са­мым частота холостого хода) регулиру­ется установочным винтом 8. При оп­ределенной частоте вращения ведущий рычаг ложится также на регулировоч­ную гайку дополнительной пружины холостого хода.

 

Промежуточные режимы

 

После прохождения ступени холостого хода а (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)») муфта 20 и стакан 18 перемещаются в положение для коррекции. В нерегулируемом диапазоне между частотами холостого хода и максимальной центробежные грузы 22 больше не изменяют своего положения вплоть до достижения максимальной частоты вращения, кроме небольшого участка коррекции.
Положение рейки ТНВД и величина цикловой подачи напрямую зависят от положения установочного рычага 6. Водитель, изменяя величину цикловой подачи с помощью педали газа (например, чтобы повысить скорость или преодолеть подъем), перемещает установочный рычаг между ограничителями холостого хода и полной подачи. При нажатии педали газа рейка идет в сторону максимальной цикловой подачи.

 

Коррекция

 

При установленной коррекции величина цикловой подачи полной нагрузки уменьшается при переходе частоты вра­щения в n1 (рис. «Поле характеристик двухрежимного регулятора модели RSF (пример)»), однако центробеж­ная сила, действующая на муфту 20, пре­вышает силу противодействия пружины корректора, встроенной в стакан 18. Пру­жина регулятора при дальнейшем повы­шении частоты вращения передвигает рейку 4 на величину коррекции. При час­тоте и, коррекция заканчивается. Регуля­тор модели RSF может производить, кро­ме положительной, и отрицательную коррекцию. Положение рейки ТНВД при этом управляется сочетанием пружин.

 

Максимальная частота вращения

 

Двухрежимный регулятор RSF в положенииполной нагрузки

рис. «Двухрежимный регулятор RSF в положении полной нагрузки» (изображены только детали, участвующие в регулировании) 1. Остановочный рычаг; 3. Рычаг ограничителя; 4. Рейка ТНВД; 17. Пружина регулятора; 18. Стакан пружины корректора; 20. Муфта регулятора 22. Центробежный груз.

Максимальная величина цикловой пода­чи при выжатой педали газа сохраняется до тех пор, пока коленчатый вал не разо­вьет максимальную частоту вращения при полной нагрузке (рис. «Двухрежимный регулятор RSF в положении полной нагрузки»). Если частота враще­ния превосходит частоту полной нагруз­ки, сила разошедшихся центробежных грузов 22 становится достаточной, чтобы преодолеть силу пружины 17 регулятора. Начинается регулирование частоты вра­щения при полной нагрузке. При этом происходит незначительное повышение частоты вращения, рейка ТНВД несколь­ко продвигается в направлении положе­ния «Стоп», в следствие чего уменьшается величина цикловой подачи. Начало регу­лирования частоты вращения зависит от преднатяга пружины регулятора. Макси­мальная частота при нулевой нагрузке nno устанавливается, когда двигатель полно­стью разгружен. При торможении двига­телем (например, при движении под гору) коленчатый вал раскручивается от транс­миссии самого автомобиля. При этом то­пливо не впрыскивается (так называемое отключение на ограничителе).

 

Останов двигателя

 

При ручном перемещении остановочно­го рычага 1 рейка ТНВД переводится ры­чагом 3 ограничителя в положение «Стоп». Подача топлива прекращается, и двигатель останавливается. То же самое может происходить благодаря действию пневматического остановочного устрой­ства (см. разд. «Дополнительные приспо­собления»).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *