Коробка передач с двойным сцеплением сочетает в себе преимущества механических и автоматических коробок передач. Она состоит из двух соединенных друг с другом коробок передач со скользящими шестернями, из которых одна содержит четные, а другая — нечетные передачи (рис. 1 «Принципиальная схема двойной коробки передач с переключением под нагрузкой«). На стороне входа каждая коробка передач оснащена сцеплением, с помощью которого могут выполняться переключения передач под нагрузкой, а на стороне выхода — вторичным валом. Переключение передач осуществляется за счет синхронизации в той коробке передач, которая в данный момент не передает усилие. Компания Volkswagen впервые предложила на серийных автомобилях коробку передач с переключением передач без прерывания подачи крутящего момента на трансмиссию.
Использование обеих коробок передач осуществляется поочередно с помощью двух валов, которые вращаются один в другом. Наружный полый вал отвечает за передачи 2, 4 и 6, а внутренний сплошной вал — за ступени 1, 3 и 5. Таким образом, благодаря поочередному включению сцеплений крутящий момент может передаваться на трансмиссию непрерывно — через одну или другую коробку передач. То есть, мощность и крутящий момент двигателя передается только через коробку передач с включенным сцеплением, в то время как коробка передач с выключенным сцеплением «отдыхает», при этом в зависимости от уровня нагрузки или желания водителя в ней предварительно выбирается следующая более высшая или более низшая передача (в автоматическом или ручном режиме) (рис. 2).
В целях экономии места шестерни и синхронизаторы распределены на два вторичных вала, соединенных с межосевым дифференциалом. Во время включения первой передачи уже предварительно выбирается вторая. Поэтому для переключения передачи системе достаточно переключиться на вторую группу передач. Поддерживаемый электронным блоком управления, этот процесс занимает всего 300-400 миллисекунд.
Благодаря регулируемому перекрыванию крутящего момента в передачах процесс его передачи на трансмиссию во время ускорения никогда не прерывается. По мере того, как крутящий момент, передаваемый через сцепление 1 (рис. 3 «Переключение передач в коробке передач с двойным сцеплением«), уменьшается, момент, передаваемый через сцепление 2, увеличивается. Строго говоря, активны даже две передачи — хотя всего на какие- то доли секунды. Необходимым условием для этого является наличие комплексных алгоритмов и мощного процессора. Встроенный в блок переключения процессор справляется даже со сложнейшим переключением с шестой на вторую ступень всего за 0,9 секунды.
Передача крутящего момента осуществляется через многодисковые сцепления «мокрого» типа, какие используются в автоматических коробках передач. Преимущества такой схемы заключаются в том, что в работе участвуют несколько пакетов фрикционных дисков, погруженных в масло. Если они сжимаются в случае необходимости, это обеспечивает более плавное и управляемое переключение. Однако решающее значение имеет то, что в процессе сжимания под давлением 10 бар дискам приходится сталкиваться с мощностью трения 70 кВт и, тем самым, со значительным количеством выделяемого тепла, для эффективного отведения которого необходимо масло и масляный радиатор.
Коробка передач с двойным сцеплением имеет целый ряд преимуществ и уже в течение многих лет с успехом используется на гоночных автомобилях. Ею можно управлять в ручном или, при необходимости, в автоматическом режиме.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: