Дизели с индивидуальными системами впрыска комплектуются одним впрыскивающим комплектом на каждый цилиндр. Это позволяет оптимально адаптировать подобные системы к соответствующим двигателям. Короткие магистрали высокого давления особенно хорошо способствуют протеканию впрыскивания и получению его максимальных давлений.
Постоянно растущие требования привели к развитию систем впрыска дизельного топлива, которые отвечают более жестким нормам эксплуатации дизелей. Современные двигатели должны работать экономично, с малым уровнем шума и с минимальной токсичностью отработавших газов, развивать большую номинальную мощность и высокий крутящий момент.
Различаются три типа индивидуальных систем впрыска: механические ТНВД серии PF с управлением регулирующей кромкой, управляемые электромагнитным клапаном насос-форсунки и механические ТНВД с электромагнитным клапаном. Эти системы отличаются не только по своей конструкции, но и по диапазону мощностей и областям применения (рис. «Конструкция и области применения индивидуальных систем впрыска»).
Индивидуальные механические ТНВД серии PF очень удобны в обслуживании. Они применяются чаще всего на внедорожной технике и разделяются на две категории:
- ТНВД для малых дизелей мощностью 4-75 кВт на цилиндр — для малых строительных машин, тракторов, дизель-генераторов и насосов;
- ТНВД для больших дизелей мощностью 75-1000 кВт на цилиндр, которые могут нагнетать как дизельное, так и тяжелое топливо высокой вязкости.
Конструкция и принцип действия
Индивидуальные механические ТНВД серии PF по принципу действия аналогичны рядным ТНВД серии РЕ. Основу каждого ТНВД составляет плунжерная пара, в которой величина цикловой подачи может изменяться регулирующей кромкой.
Отдельные индивидуальные ТНВД крепятся к двигателю фланцами и приводятся от распределительного вала механизма газораспределения дизеля.
Малые ТНВД серии PF предлагаются в исполнении для двух-, трех- и четырехцилиндровых двигателей. Подобная конструкция есть и в одноцилиндровой версии, которая обозначается как одноцилиндровый насос.
Отдельные ТНВД, оснащенные встроенными роликовыми толкателями, имеют обозначение PFR, а версии для малых двигателей, где толкатели располагаются в двигателе, имеют обозначение PFE.
Регулирование индивидуальные механические ТНВД
Как и в рядных ТНВД, расположенная в корпусе насоса рейка входит в зацепление с плунжерной парой индивидуального ТНВД. Регулятор частоты вращения передвигает рейку, изменяя величину цикловой подачи.
В больших двигателях регулятор укреплен непосредственно на картере двигателя. Применяются гидромеханические, электронные или, реже, чисто механические регуляторы.
Между рейкой индивидуального ТНВД и переходной тягой к регулятору расположен подпружиненный промежуточный элемент, так что остается возможность регулировать работу этих ТНВД при случайной блокировке механизма управления одного из них.
Снабжение топливом
Снабжение топливом после его фильтрации и отделения воздуха аналогично рядным ТНВД.
Топливо подводится от шестеренного топливоподкачивающего насоса к каждому индивидуальному ТНВД. Производительность такого насоса по подаче топлива в 3-5 раз больше, чем максимальная суммарная цикловая подача всех ТНВД. Давление топлива в системе подачи составляет 3-10 бар.
Прохождение топлива через фильтр тонкой очистки с величиной отверстий в фильтрующем элементе от 3 до 30 мкм предотвращает попадание твердых частиц в систему впрыска. В противном случае они могли бы привести к преждевременному износу прецизионных деталей.
Эксплуатация на тяжелом топливе
Индивидуальные ТНВД, рассчитанные на мощность более 100 кВт на цилиндр, предназначены для нагнетания не только дизельного, но и тяжелых видов топлива, с вязкостью до 700 мм2/с при 50°С. Для того чтобы такое топливо можно было подавать к ТНВД, требуется предварительный его подогрев до 150°С, чем достигается требуемая для впрыскивания вязкость в 10-20 мм2/с.
Индивидуальные механические ТНВД серии PF
Индивидуальные механические ТНВД серии PF чаще всего используются на двигателях сельскохозяйственных и строительных машин, на стационарных установках — насосах и дизель-генераторах, а также на железнодорожных и судовых дизелях как с непосредственным впрыском топлива, так и с разделенными камерами сгорания. Подобные ТНВД на двигателях большого рабочего объема позволяют использовать тяжелые виды топлив с большой вязкостью. Индивидуальные ТНВД серии PF, устанавливаемые по одному на каждый цилиндр двигателя, отличаются долговечностью и удобством обслуживания.
Конструкция и принцип действия
Индивидуальные ТНВД серии PF по принципу действия аналогичны рядным ТНВД серии РЕ. Расположение регулирующей кромки на плунжерах обоих насосов одинаково. Величина цикловой подачи изменяется поворотом плунжера при помощи рейки.
В отличие от рядных ТНВД, имеющих собственный кулачковый вал привода плунжеров, привод индивидуальных насосов серии PF осуществляется от распределительного вала двигателя.
Из-за широкого спектра применения индивидуальных ТНВД диапазон максимальных цикловых подач у этих систем впрыска особенно широк и составляет в зависимости от исполнения от 13 до 18000 мм-1 на ход.
Корпус индивидуального TНВД отливается из алюминия или чугуна. Насосы на двигатель крепятся с помощью фланцев. Подобные конструкции имеют и одноцилиндровую версию. Поскольку на каждый цилиндр двигателя предусмотрено по собственному ТНВД, это позволяет при необходимости применять очень короткие магистрали высокого давления, т. к. каждой форсунке соответствует отдельный, близко расположенный ТНВД. Короткие магистрали позволяют получить хорошие гидродинамические параметры системы впрыска. Для одного типа дизелей используется только один тип ТНВД и магистралей, что упрощает их замену.
Индивидуальные ТНВД серии PF изготавливаются в двух-, трех- и четырехцилиндровом исполнении.
Каждый ТНВД жестко фиксируется на двигателе, что предотвращает самопроизвольный демонтаж и упрощает регламентные работы по ремонту и обслуживанию системы впрыска.
Существуют две принципиально различных модификации:
- ТНВД с обозначением PFR имеет собственный встроенный роликовый толкатель;
- ТНВД с обозначением PF или PFE собственного толкателя не имеет, поскольку толкатели встроены в двигатель.
Установка опережения впрыскивания
Кулачки привода индивидуальных ТНВД расположены на том же распределительном валу двигателя, который приводит в действие его газораспределительный механизм. В результате изменение угла опережения впрыскивания посредством относительного поворота общего кулачкового вала по отношению к шестерне привода здесь невозможно.
Изменение угла опережения впрыскивания на несколько градусов может быть реализовано путем перемещения промежуточного элемента — например, расположенного между кулачком и роликовым толкателем рокера, имеющего опору с эксцентриковым валом (рис. «Установка опережения впрыскивания с помощью рокера, имеющего эксцентриковую опору»).
Таким образом, может предусматриваться оптимизация расхода топлива или эмиссии отработавших газов, а также приспособляемость к качеству воспламеняемости различных видов топлива.
Малые индивидуальные ТНВД
Малые индивидуальные механические ТНВД серии PF, рассчитанные на мощность до 50 кВт на цилиндр, используются на дизелях насосов, дизель-генераторов, малых строительных машин и тракторов.
Насосы типа PFE 1А.. и PFE 1Q.. рассчитаны на один цилиндр (рис. «Индивидуальный ТНВД модели RFE 1Q»). Роликовые толкатели этих насосов расположены непосредственно в блоке цилиндров, в направляющих отверстиях для установки ТНВД. Движущаяся в блоке рейка ТНВД находится в зацеплении с регулирующей втулкой 6, которая поворачивает плунжер 5, изменяя нужным образом величину цикловой подачи.
рис. «Индивидуальный ТНВД модели RFE 1Q» 1. Нагнетательный клапан; 2. Штуцер клапана; 3. Корпус ТНВД; 4. Гильза ТНВД; 5. Плунжер; 6. Регулирующая втулка; 7. Пружина плунжера. | рис. «Индивидуальный ТНВД модели PFR 1K» 1. Корпус нагнетательного клапана; 2. Нагнетательный клапан; 3. Гильза плунжера; 4. Плунжер; 5. Рейка; 6. Регулирующая втулка; 7. Выступ плунжера; 8. Роликовый толкатель. |
ТНВД типа PFR..K с встроенными роликовыми толкателями (рис. «Индивидуальный ТНВД модели PFR 1K») производятся в модификациях, рассчитанных на число цилиндров от одного до четырех, причем в зависимости от исполнения они могут сочетать несколько плунжерных пар в общем корпусе. Эти плунжерные пары приводятся в движение от своих кулачков на распределительном валу двигателя. Изменение величины цикловой подачи происходит в этих ТНВД с помощью зубчатой регулирующей втулки, на которую воздействует рейка 5, движущаяся в корпусе ТНВД.
Максимальная частота вращения распределительного вала для привода малых ТНВД составляет порядка 1800 мин-1. В зависимости от диаметра плунжера (5-9 мм) максимальная величина полной подачи доходит до 95 мм3 на ход при максимально допустимом давлении впрыскивания до 600 бар на стороне насоса. ТНВД этой серии снабжены нагнетательными клапанами постоянного давления с дросселем обратного потока или без него.
Большие индивидуальные ТНВД
Эти индивидуальные механические ТНВД устанавливаются на дизели с мощностью цилиндров от 50 до 1000 кВт. Они позволяют нагнетать как дизельное топливо, так и тяжелые топлива с высокой вязкостью (рис. 3).
рис. «Индивидуальный ТНВД модели PFR 1CY» 1. Нагнетательный клапан; 2. Винт стравливания воздуха; 3. Гильза плунжера; 4. Плунжер; 5. Рейка; 6. Регулирующая втулка; 7. Направляющая втулка. | рис. «Индивидуальный ТНВД модели PF 1D» 1. Крышка 2. Клапан предварительного открытия; 3. Гильза плунжера; 4. Плунжер; 5. Верхняя канавка; 6. Рейка; 7. Пружина насоса; 8. Корпус насоса; 9. Роликовый толкатель; 10. Клапан поддержания давления; 11. Винт стравливания воздуха; 12. Фиксирующий болт; 13. Канавка отвода смеси топлива со смазной; 14. Регулирующая втулка. |
Гильзы плунжера, рассчитанные на давления впрыскивания порядка 1200 бар со стороны ТНВД, изготавливаются со сквозным отверстием под плунжер. При использовании более высоких давлений применяются гильзы с тупиковым отверстием под плунжер, чтобы уменьшить деформацию в районе головки гильзы плунжера под действием высоких давлений топлива (рис. «Индивидуальный ТНВД модели PF 1D»).
Плунжеры выполняются с двухсторонними симметричными пазами, чтобы обеспечить центрированное движение в гильзе. Фиксирующие болты непосредственно вблизи управляющих отверстий гильзы предотвращают поломки корпуса, возможные вследствие воздействия энергетически емких потоков топлива, вытекающих через упомянутые отверстия в конце подачи.
Нагнетательный клапан вместе с гильзой плунжера и крышкой плотно прижаты по притертым плоскостям. На рейке ТНВД расположен указатель ее положения. В гильзе плунжера может быть несколько кольцеобразных пазов для выполнения следующих задач. Верхняя канавка 5 предназначена для сбора топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре, и отправляет топливо через отверстие в гильзе плунжера обратно на сторону подачи. Ниже расположена запорная канавка, через которую из системы смазки двигателя, сквозь фильтр тонкой очистки под давлением 3-5 бар нагнетается масло для запирания вытекающего топлива. Это давление при нормальных режимах эксплуатации выше, чем давление на стороне подачи в ТНВД, что предотвращает разжижение моторного масла топливом. Между этими двумя канавками может быть расположена еще одна (поз. 13) — для отвода смеси топлива и масла в специально предусмотренный бак.
Роликовый толкатель ТНВД серии PFR, как и направляющая втулка ТНВД серии PF, а также регулирующая втулка в насосах, используемых при эксплуатации на тяжелых топливах, смазывается маслом через специальный канал от системы смазки двигателя.