Генератор переменного тока, это электрическая машина, которая преобразует механическую энергию в электрическую энергию переменного тока. Как правило, генератор переменного тока использует вращающееся магнитное поле. Вот о том, как устроен автомобильный генератор переменного тока, мы и поговорим в этой статье.
Генерирование электроэнергии в автомобиле
Генератор требуется автомобилю для заряда аккумуляторной батареи и запитывания электрооборудования, такого как система зажигания и впрыска топлива, ЭБУ, освещение и пр. Для заряда аккумуляторной батареи генератору необходимо выдавать больший ток, чем требуется включенному электрооборудованию. Мощность генератора, емкость аккумуляторной батареи и потребляемая мощность электрооборудования должны соответствовать друг другу, чтобы при любых условиях эксплуатации в бортовую сеть поступал достаточный ток, и аккумуляторная батарея всегда достаточно заряжалась, т.е. чтобы поддерживался адекватный зарядный баланс.
Поскольку аккумуляторная батарея и многие элементы электрооборудования должны получать постоянный ток, вырабатываемый генератором переменный ток, выпрямляется. Генератор оснащается регулятором напряжения, позволяющим подавать на аккумуляторную батарею и электрооборудование постоянное напряжение. Генераторы в легковых автомобилях рассчитаны на зарядное напряжение 14 В, а во многих грузовых автомобилях — на 28 В (28-вольтовая электросистема).
Требования к генераторам
Основными требованиями к генераторам являются:
- Подача напряжения постоянного тока для электрооборудования системы;
- Обеспечение резервов по мощности для заряда аккумуляторной батареи даже при постоянно включенной нагрузке от непрерывно эксплуатируемых устройств;
- Поддержание постоянного напряжения генератора в полном диапазоне частоты вращения и нагрузки;
- Высокий уровень КПД;
- Низкий уровень шума;
- Надежная конструкция, способная выдерживать внешние нагрузки (вибрацию, высокую окружающую температуру, перепады температуры, грязь, влагу);
- Длительный срок службы, сравнимый со сроком службы самого автомобиля (легкового);
- Малая масса;
- Компактные размеры.
Принцип электромагнитной индукции
При изменении магнитного поля в катушке в ней наводится напряжение (рис. «Создание наведенного напряжения в катушке, вращающейся в магнитном поле» ). Согласно закону Фарадея наведенное напряжение Umd растет с увеличением скорости v движения перпендикулярно линиям поля и с увеличением магнитного потока Ф через поперечное сечение проводника. Это можно описать выражением:
Uind = dФ/dt
Магнитное поле для создания наведенного напряжения (поле возбуждения) может быть создано постоянными магнитами. Их преимущество состоит в простоте конструкции. Это решение используется в небольших генераторах (например, велосипедных динамо- машинах). Недостатком возбуждения с помощью постоянных магнитов является невозможность регулировки.
Регулируемое поле возбуждения можно создать электромагнитами. Электромагнит состоит из железного сердечника и обмотки (обмотки возбуждения), через которую протекает ток возбуждения. Количество обмоток вместе с величиной тока возбуждения определяют силу магнитного поля. Намагничиваемый железный сердечник в электромагните проводит создаваемое катушкой магнитное поле.
Путем изменения тока возбуждения можно регулировать магнитное поле и, соответственно, величину наведенного напряжения.
Когда ток возбуждения дает внешний источник (например, батарея), это называют внешним возбуждением. Когда ток возбуждения берется непосредственно из тока, вырабатываемого генератором, это называют самовозбуждением.
Конструкция генератора переменного тока
Основными компонентами генератора являются трех- или многофазные обмотки якоря и система возбуждения (рис. «Базовая конструкция генератора с клювообразными полюсами с коллекторными кольцами» ). Поскольку конструкция обмотки якоря сложнее, чем конструкция системы возбуждения, и создаваемые в обмотке якоря токи больше тока возбуждения, обмотки якоря размещаются в неподвижном статоре. Магнитные полюса с обмоткой возбуждения размещаются на вращающейся части — роторе. Магнитное поле ротора создается сразу при протекании тока возбуждения через эту обмотку. Генератор должен иметь большое количество пар полюсов, чтобы он мог создавать высокое наведенное напряжение уже на низких оборотах. Большое количество полюсов создает высокий уровень реакции на оборот и, соответственно, высокое наведенное напряжение. Это необходимое условие для получения высокой мощности генератора.
У генераторов с клювообразными полюсами магнитное поле одной катушки возбуждения может быть разделено таким образом, чтобы создать необходимые 12-16 полюсов или 6-8 пар полюсов (рис. «Базовая конструкция генератора с клювообразными полюсами с коллекторными кольцами» и «Компоненты 12-полюсного ротора с клювообразными полюсами» ).
Якорь в генераторе содержит три или более идентичных обмотки (фазы), смещенных в пространстве относительно друг друга (рис. «Базовая конструкция генератора с клювообразными полюсами с коллекторными кольцами» ). Из-за пространственного смещения обмоток генерируемые в них синусоидально изменяющиеся напряжения так же сдвигаются по фазе (смещение во времени, рис. «Выпрямление трехфазного тока» ). Получаемый переменный ток называют трехфазным.
Выпрямление напряжения переменного тока
Создаваемое генератором напряжение переменного тока необходимо выпрямить, поскольку для аккумуляторной батареи и автомобильной электроники требуется постоянный ток.
К каждой фазе подключается два силовых диода — один с положительной стороны, обычно подключаемый через положительный теплоотвод выпрямителя к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, и один — с отрицательной, подключаемый через отрицательный теплоотвод выпрямителя к корпусу генератора (минусовая клемма аккумуляторной батареи) (рис. 2). Корпус генератора также электрически соединяется с землей через точки крепления генератора. Положительные полуволны проводятся диодами на положительной стороне (плюсовая клемма аккумуляторной батареи), а отрицательные — диодами на отрицательной стороне (масса). Этот принцип называется полноволновое выпрямление (рис. «Выпрямление трехфазного тока» ).
В случае с генераторами, у которых обмотка статора подключается «звездой» (рис. а, «Типы подключения трехфазных обмоток статора» ), два дополнительных диода выпрямляют положительную и отрицательную полуволны нейтральной точки звезды. Путем выпрямления третьей гармоники в фазовых напряжениях эти дополнительные диоды могут увеличить выходной ток генератора при 6000 мин-1 на 10%.
Таким образом, эффективность генератора значительно повышается в верхнем диапазоне оборотов. В нижнем диапазоне оборотов амплитуда третьей гармоники оказывается ниже напряжения в бортовой сети автомобиля, и дополнительные диоды не могут выдавать ток. Дополнительные диоды редко используются в современных генераторах.
Постоянный ток, отдаваемый генератором при электрической нагрузке через клеммы В+ и В- в бортовую сеть, имеет небольшие пульсации. Эти пульсации сглаживаются аккумуляторной батареей, подключаемой параллельно генератору и, при необходимости, конденсаторами в бортовой сети.
Вместо силовых диодов с высокой блокирующей способностью в современных генераторах для выпрямления переменного тока используются диоды Зенера. Они ограничивают максимальные напряжения до уровней, которые безвредны для синхронных генераторов и регуляторов (защита от выбросов мощности). Дополнительно стабилитроны могут применяться для обеспечения дистанционной защиты другого чувствительного к напряжению оборудования, входящего в состав автомобильной электрической системы. При использовании генератора на 14 В напряжение срабатывания выпрямителя с диодами Зенера варьируется от 25 до 30 В.
Цепи генераторов
В трехфазных генераторах для передачи электроэнергии в случае неподключенных обмоток потребовалось бы шесть токовых вводов. Это количество можно уменьшить до трех, объединив три цепи. Цепи соединяются по схеме «звезда» (рис. а, «Типы подключения трехфазных обмоток статора» ) или «треугольник» (рис. Ь, «Типы подключения трехфазных обмоток статора» ).
В случае соединения звездой концы трех фаз обмотки соединяются в одной точке — нейтральной точке звезды. Без нейтрального проводника общая сумма трех токов к нейтральной точке всегда равна нулю.
Выпрямительные диоды в генераторе служат не только для выпрямления вырабатываемого им напряжения, но и для предотвращения разряда аккумуляторной батареи через обмотки статора. Когда двигатель выключен или его обороты настолько малы, что генератор не возбуждается, без диодов ток аккумуляторной батареи должен был бы протекать через обмотку статора. Диоды поляризуются относительно напряжения аккумуляторной батареи в противоположном направлении, чтобы предотвратить любой значительный разрядный ток. Поэтому ток может течь только от генератора к аккумуляторной батарее.
Обычно генераторы не снабжаются средствами защиты от обратной полярности. Изменение же полярности в аккумуляторной батарее приводит к разрушению диодов генератора, а также подвергает опасности компоненты полупроводников других устройств в автомобиле.
Регулирование напряжения
При постоянном токе возбуждения напряжение генератора зависит от частоты вращения ротора и нагрузки. Функция регулирования напряжения заключается в поддержании напряжения генератора и, соответственно, напряжения в бортовой сети постоянным во всем диапазоне оборотов двигателя независимо от электрической нагрузки. Для этого регулятор напряжения корректирует величину тока возбуждения путем циклической активации и деактивации напряжения в возбуждающей обмотке. Регулятор корректирует отношение времени включения ко времени выключения в зависимости от напряжения, создаваемого генератором. В периоды, когда регулятор деактивирует напряжение, из-за высокой индуктивности катушки возбуждения ток возбуждения течет через нерегулируемый диод, подключенный параллельно обмотке возбуждения (рис. «Генератор» ). Таким образом, регулятор поддерживает напряжение в бортовой сети постоянным и предотвращает перезаряд или разряд аккумуляторной батареи во время эксплуатации автомобиля.
Регуляторы напряжения
Регуляторы напряжения раньше изготавливались с помощью дискретных компонентов. Сегодня они включают в себя гибридные или монолитные контуры (рис. «Генератор» ). При использовании монолитной технологии изготовления контрольная и регулирующая интегральная схема, транзистор большой мощности и гасящий диод располагаются в одном блоке.
В дополнение к описанным выше функциям регулировки напряжения многофункциональные регуляторы напряжения выполняют специальные функции. Особого внимания заслуживает функция реагирования на нагрузку (LR). Различают LR при работающем двигателе и LR при запуске двигателя. LR при работающем двигателе помогает улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания в плане работы и токсичности ОГ путем ограниченного увеличения мощности со временем. LR при запуске двигателя означает, что генератор не работает в течение определенного времени после запуска, чтобы стабилизировались холостые обороты двигателя.
Интеллектуальное регулирование генератора
Регуляторы напряжения с цифровыми интерфейсами улучшают совместимость между системами управления двигателем и регулирования генератора переменного тока. Здесь используют различные интерфейсы (например, бит-синхронный интерфейс или UN-интерфейс) в зависимости от изготовителя автомобиля.
Управляющее напряжение можно регулировать через интерфейс регулятора. Если установить низкое управляющее напряжение, это приведет к падению или отсутствию мощности генератора. Подводимая мощность и крутящий момент на валу генератора падают до низкого уровня. С другой стороны, напряжение генератора можно повысить через интерфейс, чтобы генератор заряжал аккумуляторную батарею и запитывал электрооборудование автомобиля.
Поскольку генератор преобразует механическую энергию в электрическую, подводимая мощность на валу генератора увеличивается с ростом выходной электрической мощности. Двигатель внутреннего сгорания требует больше топлива для покрытия потребностей генератора в подводимой мощности. Однако если напряжение генератора повышается при движении накатом, то энергия, отбираемая генератором с коленчатого вала, не стоит ни капли дополнительного топлива, потому что отсечка топлива при движении накатом останавливает подачу топлива. Когда водитель нажимает педаль газа, ЭБУ двигателя снова снижает напряжение генератора через интерфейс связи с регулятором, чтобы снять нагрузку с двигателя в виде крутящего момента генератора. Этот процесс известен также как интеллектуальное регулирование генератора и рекуперация.
Интерфейсные регуляторы позволяют точно подстроить функции реагирования на нагрузку к режиму работы двигателя, оптимизировать профили момента для сокращения расхода топлива и отрегулировать зарядное напряжение для улучшения состояния заряда аккумуляторной батареи.
Характеристики генератора
Генератор может подавать ток в бортовую сеть лишь при условии, что наведенное напряжение Uind в обмотках статора будет больше, чем общая сумма прямых напряжений двух диодов и напряжение в бортовой сети на клеммах В+ и В-. Поскольку наведенное напряжение:
Uind ~ dФ/dt
зависит от частоты изменения магнитного потока, т.е. от оборотов ротора, существует диапазон от нуля до оборотов самовозбуждения, в котором генератор не выдает ток (рис. «Характеристическая кривая при максимальном токе генератора при постоянном напряжении» ).
Затем ток генератора резко растет в условиях полной нагрузки с повышением оборотов. На более высоких оборотах напряжение при реактивном сопротивлении намагничивания Хh (рис. «Упрощенное обозначение фазы с выпрямлением» ) и реактивном сопротивлении рассеяния Хσ, падает так сильно, что, несмотря на рост наведенного напряжения, ток не растет столь значительно. Реактивное сопротивление намагничивания получается из той части индуктивности катушки, которая создает полезное наведенное напряжение и магнитный поток которой занимает предусмотренные траектории в роторе и статоре. Реактивное сопротивление рассеяния образует ту часть магнитного потока, которая не связана с ротором, т.е. поля рассеяния, закорачиваемые, например, в крайней обмотке или прямо через канавку.
Условия работы генератора переменного тока
Частота вращения генератора
Использование генератора (создаваемая энергия на килограмм массы) увеличивается с ростом оборотов двигателя. Поэтому необходимо использовать максимально высокое передаточное отношение между генератором и коленчатым валом двигателя. Однако важно, чтобы при максимальных оборотах двигателя не превышались максимально допустимые обороты генератора. Максимально допустимые обороты автомобильных генераторов определяются расширением клювообразных полюсов и сроком службы шарикоподшипников. Типичные значения для максимальных оборотов автомобильных генераторов находятся в диапазоне 18 000 — 22 000 мин-1. Передаточное отношение для легковых автомобилей находится в пределах 1:2,2—1:3, а для грузовых автомобилей 1:5.
Охлаждение генератора
Потери при преобразовании механической энергии в электрическую приводят к нагреву деталей генератора. Для охлаждения большинства современных автомобильных генераторов используется окружающий воздух в моторном отсеке. Если его недостаточно для охлаждения генератора, то подходящими решениями для адекватного охлаждения становятся нагнетание воздуха из более прохладных мест и жидкостное охлаждение.
Вибрации двигателя
Генератор, в зависимости от условий монтажа и вибрационных характеристик двигателя, может подвергаться вибрационным ускорениям 500-800 м/с2. Таким образом, крепления и компоненты генератора подвержены воздействию значительных сил. Поэтому совершенно необходимо избегать критических значений частоты собственных колебаний в генераторе.
Климат моторного отсека автомобиля
Генератор подвергается воздействию брызг воды, грязи, масла и распыленного топлива, а также соли, песка и гравия. Генератор должен защищаться от коррозии, чтобы можно было предотвратить образование путей утечки тока между деталями, находящимися под напряжением.
Акустика генератора
Жесткие требования к уровню шума в современных автомобилях и отличная плавность работы современных двигателей внутреннего сгорания требуют тихо работающих генераторов. Наряду с фасками на пальцах генераторов с клювообразными полюсами, уменьшающими жесткое прерывание магнитного потока на краях пальцев, существуют и другие возможности уменьшения шума, создаваемого магнитами автомобильных генераторов. Можно использовать следующее: во-первых, пять фаз в пентаграммном соединении (рис. «Пятифазная обмотка статора с пентаграммным соединением с подключенным мостовым выпрямителем» ) и, во-вторых, две трехфазных системы, электрически смещенных на 30°.
КПД генератора переменного тока
КПД генератора представляет собой отношение мощности, которая подается на какое-либо устройство, к мощности на выходе. Потери неизбежны для всех процессов, при которых механическая энергия преобразуется в электрическую. Потери в генераторе с клювообразными полюсами классифицируются следующим образом (рис. «Распределение потерь генератора, рассчитанного на ток 220 А).
Потери в генераторе с клювообразными полюсами
Потери в меди обмоток статора и ротора
Омические потери в обмотках статора и обмотке ротора называются потерями в меди. Они пропорциональны квадрату тока.
Потери в железе в пластинчатом сердечнике статора
Потери в железе — результат гистерезиса и вихревых токов, наводимых переменными магнитными полями в железе статора и ротора.
Потери вихревых токов на поверхности клювообразных полюсов
Потери вихревых токов на поверхности клювообразных полюсов вызваны колебаниями магнитного потока из-за наличия пазов в статоре.
Потери в выпрямителе генератора
Потери в выпрямителе вызываются падением напряжения на диодах. Их можно уменьшить и, соответственно, поднять КПД путем использования полупроводников с меньшим падением напряжения — например, высокоэффективных диодов (HED).
Механические потери генератора
Механические потери включают трение, возникающее в роликовых подшипниках и контактных кольцах, аэродинамическое трение в вентиляторе. Прежде всего, имеются потери мощности (необходимой для приведения в действие самого вентилятора) которые увеличиваются с повышением частоты вращения.
К ним относятся и аэродинамические потери, вызванные вентилятором и клювообразными полюсами.
Повышение КПД генератора
В обычном режиме эксплуатации генератор работает в диапазоне частичной нагрузки. В этом случае КПД на средних оборотах составит 70-80 %. Использование более крупного (и более тяжелого) генератора позволяет ему работать в более благоприятном диапазоне частичной нагрузки при той же электрической нагрузке. Увеличение КПД, обеспечиваемое более крупным генератором, с избытком компенсирует потери в экономии топлива, связанные с большей массой. Однако следует учитывать более высокий момент инерции в ременном приводе.
Типы генераторов с клювообразными полюсами
Генераторы с клювообразными полюсами полностью заменили стандартно использовавшиеся ранее генераторы постоянного тока. При равной выходной мощности генератор с клювообразными полюсами имеет меньшую на 50 % массу, а также значительно дешевле в изготовлении. Крупномасштабное применение (в начале 1960-х годов) стало возможным только благодаря компактным, мощным, недорогим и надежным кремниевым диодам.
Генераторы на компактных диодах
Классическая конструкция автомобильного генератора характеризуется большим внешним вентилятором, обеспечивающим однопоточную осевую вентиляцию (рис. «Генераторы на компактных диодах» ). Поскольку выпрямитель, регулятор и система щеток и коллекторных колец располагаются внутри торцевого щита, то вал внутри коллекторных колец должен быть относительно толстым, чтобы передавать силы ременного привода на внешний шарикоподшипник. Поэтому коллекторные кольца имеют больший диаметр, ограничивающий срок службы щеток.
Компактные генераторы
Генераторы современных легковых автомобилей (рис. «Компактный генератор» ) охлаждаются двух поточной вентиляцией, обеспечиваемой двумя внутренними вентиляторами. Охлаждающий поток направляется из окружающего воздуха вдоль оси и выходит из генератора радиально вблизи лобовых частей статорных обмоток через щели в подшипниковых щитках со стороны привода и со стороны контактных колец.
Основные преимущества генератора компактной конструкции:
- Высокая степень использования благодаря высокой максимальной частоты вращения;
- Низкие аэродинамические шумы благодаря небольшому диаметру вентиляторов;
- Низкий уровень магнитного шума;
- Большой срок службы щеток из-за меньшего размера диаметра контактного кольца.
Бесщеточные генераторы
Являются вариацией специальной конструкции клювообразно-полюсного устройства, в котором вращаются только клювообразные полюсы, тогда как обмотка возбуждения остается неподвижной. Одна из полюсных половин удерживается напротив другой полюсной половины посредством немагнитного кольца. Магнитный поток, кроме нормального рабочего зазора, должен пересекать два дополнительных воздушных зазора. С помощью этой конструкции выпрямитель подает ток в обмотку возбуждения непосредственно через регулятор напряжения, поэтому контактные кольца и скользящие контакты не нужны. Это расположение позволяет избежать износа, характерного для системы с щетками и коллекторными кольцами, позволяя проектировать генераторы с гораздо большим сроком службы. Поэтому они подходят для использования, например, в строительной и железнодорожной технике. Масса такого устройства несколько больше, чем у генераторов с клювообразными полюсами и токосборными кольцами той же мощности.
Безобмоточный ротор также используется в генераторах с жидкостным охлаждением (рис. «Генератор с жидкостным охлаждением и безобмоточным ротором» ). В случае с этим генератором охлаждающая жидкость двигателя течет по всей рубашке задней части корпуса генератора. Электронные компоненты монтируются на передней крышке, находящейся со стороны привода.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: