Механический способ регулирования частоты вращения коленчатого вала используется при различных условиях эксплуатации и обеспечивает высокое качество смесеобразования.
Использование электроники расширяет возможности управления работой дизеля. Это позволяет, благодаря непрерывным электрическим измерениям, производить гибкую электронную обработку данных, что, в свою очередь, обеспечивает измерение и обработку многих важных параметров, которые не могли быть учтены при механическом регулировании. Основу системы составляет электронный блок управления, который «командует» распределительным ТНВД.
Система электронного управления работой дизеля делает возможным также обмен информацией с другими узлами автомобиля (например, автоматической коробкой передач) и, тем самым, включается в общую систему управления автомобилем.
Распределительные ТНВД с регулирующей кромкой и электронным блоком управления оснащаются исполнительным механизмом регулировки величины цикловой подачи и электромагнитным клапаном регулирования момента ее начала.
Исполнительный механизм регулировки величины цикловой подачи
Электромагнитный поворотный исполнительный механизм 2 (рис. «Распределительный ТНВД (серия VE) с аксиальным движением плунжера и регулирующей кромкой с электронным управлением») действует через валик на регулирующую втулку. Управляющий канал, как и в механически регулируемом ТНВД, в зависимости от режима работы ТНВД может открываться раньше или позже.
Величина цикловой подачи постоянно изменяется в пределах между нулевым и максимальным значениями (например — для холодного пуска двигателя). Управление изменением этой величины происходит в зависимости от ширины модулируемых импульсных сигналов (широтно-импульсная модуляция). В обесточенном состоянии возвратные пружины исполнительного механизма переводят его в «нулевое» положение.
Благодаря использованию кольцевого короткозамкнутого датчика, подсоединенного по полудифференциальной схеме, угол поворота исполнительного механизма и, тем самым, положения регулирующей втулки, определяются датчиком 1. В соответствии с его сигналами и частотой вращения определяется требуемая величина цикловой подачи. В ТНВД первого поколения для определения угла поворота применялся потенциометр.
Электромагнитный клапан регулирования момента начала подачи
Как и в механическом устройстве, давление внутри ТНВД, пропорциональное частоте вращения, действует на поршень установки момента начала подачи и регулируется специальным электромагнитным клапаном 5. Этот клапан управляется также с помощью импульсных сигналов.
При длительно открытом электромагнитном клапане, когда давление понижается, устанавливается более поздний, при полностью закрытом клапане (повышение давления) — более ранний момент начала подачи. Между этими крайними значениями характеристика скважности сигналов (отношение времени открытия ко времени закрытия клапана) может постоянно изменяться с помощью электронного блока управления.
Система защиты от несанкционированного пуска дизеля
Система защиты от несанкционированного пуска дизеля, оснащенного распределительным ТНВД с механическим регулятором, является составной частью электронного блокировочного устройства системы защиты автомобиля от угона. Она подключена к электромагнитному остановочному клапану ТНВД и способна в нужный момент подать на него напряжение или, наоборот, обесточить. После получения сигнала от блокирующего устройства открывается или закрывается подача топлива. Система защиты и остановочный клапан закрыты с внешней стороны ТНВД несъемной металлической пластиной.
Жгут электрических проводов на входе, как правило, двухжильный и состоит из проводов напряжения, информационного сигнала и «массы». Кабель на выходе — одножильный, он подает электропитание на электромагнитный остановочный клапан.
Блоки управления
Для системы защиты от несанкционированного пуска дизеля используются две модификации блоков управления.
DDS 1.1
Выполняется как прибор с защитным кожухом из металлопластика. Эта версия позволяет осуществить только защиту по низшему классу, который, однако, может повышаться при использовании дополнительных внешних устройств на ТНВД.
DDS 3.1
Прибор с дополнительным защитным кожухом из марганцовистой стали. При его использовании может осуществляться защита по высшему классу без применения дополнительных блокирующих устройств.
Для работы на испытательном стенде система защиты на ТНВД отключается.
Распределительные ТНВД с электронным управлением
Постоянно сужающиеся границы допустимого уровня эмиссии отработавших газов для дизелей и требования дальнейшею снижения расхода топлива приводят к совершенствованию распределительных ТНВД с электронным управлением. Управление высоким давлением с помощью электромагнитного клапана подразумевает более высокую точность определения моментов начала и окончания подачи топлива, а также более высокую точность его дозирования, чем при управлении регулирующей кромкой. Кроме того, становятся возможными осуществление предварительного впрыскивания и корректировка равномерности величин цикловых подач по цилиндрам.
Существенным отличием от распределительных ТНВД с управлением регулирующей кромкой в этом случае являются:
- Управление высоким давлением с помощью электромагнитного клапана;
- Расположение на ТНВД прибора регулирования;
- Управление работой электромагнитного клапана высокого давления по принципу «угол-время» с помощью встроенного в ТНВД датчика угла поворота приводного вала ТНВД.
Типы конструкций
Принципиально различаются два типа распределительных ТНВД:
- С аксиальным движением плунжера (серии VE..MV или VP30);
- С радиальным движением плунжеров (серии VR или VP 44).
Имеющиеся модификации различаются по области применения числу цилиндров двигателя конструкции привода и т. д.
Гидравлические характеристики первого типа ТНВД разнообразны и подходят как для двигателей с разделенными камерами, так и для моторов с непосредственным впрыском топлива сдавлением у форсунки порядка 1400 бар.
Для обеспечения более высоких требований к давлению у форсунок на дизелях с не посредственным впрыском с 19% г. в серию вошли распределительные ТНВД с радиальным движением плунжеров, способные обеспечивать давление у форсунки до 1900 бар.
Способы применения и конструкция
ТНВД с электронным управлением применяются для быстроходных малых дизелей любой конструкции — как с непосредственным впрыском топлива, так и с разделенными камерами сгорания.
Номинальные значения частоты вращения коленчатого вала и мощности, а также конструкция двигателя предопределят пределы применения и выбор распределительных ТНВД, которые используются на легковых и грузовых автомобилях, тягачах и стационарных двигателях с цилиндровой мощностью до 45 кВт. В зависимости от вида блока управления используется бортовая сеть напряжением 12 или 24 В.
Такие ТНВД выпускаются для четырех — и шестицилиндровых дизелей. Максимальная величина цикловой подачи составляет порядка 175 мм3. Используемые максимальные давления впрыскивания зависят от конструкции двигателя (разделенные камеры или непосредственный впрыск) и лежат в пределах 800-1850 бар.
Распределительные ТНВД крепятся через фланец прямо к дизелю, который приводит вал ТНВД через зубчатый ремень, зубчатую муфту, шестерни или цепь.
Все распределительные ТНВД не нуждаются в обслуживании весь срок службы, поскольку смазываются топливом, что требует хорошего качества топлива и топливных фильтров.
Для безупречного функционирования двигателя и его топливной системы должна быть оптимизирована связь всех определяющих величин. В частности, после снятия все форсунки и идущие к ним магистрали высокого давления должны быть установлены на свои изначальные места — менять их местами недопустимо.
Распределительный ТНВД серии VE..MV с аксиальным движением плунжера
При управлении с помощью электромагнитного клапана высокого давления последний устанавливается вместо исполнительного механизма с регулирующей втулкой. Это позволяет широко варьировать как величину дозирования топлива, так и момент начала его подачи.
Конструкция
Насос в своем модульном исполнении сочетает серийный ТНВД с новой электронной системой управления цикловой подачей (рис. «Разрез распределительного ТНВД с аксиальным движением плунжера и управлением с помощью электромагнитного клапана высокого давления»).
У обоих типов ТНВД — с электромагнитным клапаном и управлением регулирующей кромкой — практически одинаковые размеры, области применения и способы привода плунжера-распределителя. Существенно новыми узлами являются:
- Датчик 1 утла поворота приводного вала ТНВД (выполненный как инкрементная система «угол — время»), который располагается на приводном валу ТНВД между лопастным топливоподкачивающим насосом и роликовым кольцом;
- Электронный блок 3 управлении ТНВД, который компактно смонтирован на верхней крышке ТНВД и связан с блоком управления работой дизеля;
- Электромагнитный клапан 4 высокого давления, который расположен горизонтально по оси плунжера-распределителя.
Устройство 6 опережения впрыскивания с электромагнитным клапаном подобно используемой в конструкции при гидравлическом управлении распределительным ТНВД серии VE..EDC с регулирующей кромкой и электронным блоком управления.
Датчик угла поворота приводного вала
Функционально устройство определения угла поворота, включающее датчик, элементы его крепления на приводном валу и зубчатое колесо датчика, генерирует сигналы с точным угловым шагом, определяемым зубьями.
Получаемые сигналы подаются на блок управления. Обратная связь датчика с роликовым кольцом ТНВД обеспечивает правильное согласование углового положения роликового кольца с профилем кулачков при работе механизма управления опережением впрыскивания.
Блок управления ТНВД
ТНВД с электронным управлением используются только при разделенном управлении двигателем и ТНВД. Смонтированный на верхней крышке ТНВД блок управления изготовлен по принципу гибридной технологии. Наряду с механической прочностью, которая необходима из-за размещения его в моторном отсеке, от него требуется:
- Обмениваться данными с расположенным отдельно блоком управления работой дизеля;
- Использовать сигналы датчика частоты вращения коленчатого вала;
- Управлять электромагнитным клапаном высокого давления;
- Управлять установкой момента впрыскивания.
В блоке управления ТНВД заложены характеристики, используемые при эксплуатации автомобиля, и некоторые параметры двигателя. Блок управления способен также определять достоверность принимаемых сигналов, составляющих, кроме того, основу для определения различных расчетных величин.
Электромагнитный клапан высокого давления
Электромагнитный клапан высокого давления должен иметь:
- Большое сечение клапана для максимального заполнения объема высокого давления даже при большой частоте вращения;
- Малую массу движущихся деталей, чтобы снизить силы инерции;
- Короткое время срабатывания для точного дозирования топлива;
- Силы электромагнита, соизмеримые с создаваемым высоким давлением.
Электромагнитный клапан высокого давления состоит из:
- Корпуса;
- Иглы;
- Электромагнита, соединенного с блоком управления ТНВД.
Кольцевой магнит, соосный с клапаном, входит в компактный механизм, состоящий из электромагнитного клапана высокого давления и корпуса распределителя.
Принцип действия
Принцип создания давления Распределительный ТНВД, управляемый с помощью электромагнитного клапана, работает по тому же принципу создания давления, что и ТНВД серии VE с электронным регулированием и распределением регулирующей кромкой.
Подача топлива
От лопастного топливоподкачивающего насоса горючее под давлением около 12 бар направляется в камеру высокого давления через корпус распределителя и открытый электромагнитный клапан высокого давления. При открытом клапане топливо не нагнетается. В момент закрытия клапана начинается подача топлива в магистраль высокого давления. Это может происходить на впадине кулачка или на его восходящей поверхности. С открытием клапана подача топлива прекращается. Продолжительность закрытого положения клапана определяет величину цикловой подачи.
Создаваемое в полости над плунжером высокое давление (кулачковая шайба сжимает находящееся над аксиальным плунжером нагнетаемое топливо) открывает нагнетательный клапан 5 (рис. 1), и топливо подается через магистраль высокого давления к распылителю форсунки. Давление впрыскивания у сопел распылителя достигает 1400 бар. Излишнее топливо сливается обратно через отводящую магистраль в топливный бак.
Поскольку обходные топливные каналы вокруг электромагнитного клапана высокого давления отсутствуют, можно не опасаться того, что при выходе клапана из строя дизель пойдет «вразнос».
Распределительный ТНВД серии VR с радиальным движением плунжеров
В корпусе распределительного ТНВД серии VR (рис. «Узлы распределительного ТНВД с радиальным движением плунжеров») объединены следующие узлы:
- Шиберный топливоподкачивающий насос 1 с двумя клапанами: регулирования давления и дросселирования перепуска;
- ТНВД 4 с радиальным движением плунжеров, валом-распределителем и нагнетательным клапаном;
- Электромагнитный клапан 6 высокого давления;
- Устройство 5 опережения впрыскивания с электромагнитным клапаном установки момента начала впрыскивания;
- Датчик 2 угла поворота приводного вала ТНВД;
- Блок 3 управления ТНВД.
Объединение этих узлов в компактный агрегат подразумевает очень точное изготовление отдельных узлов и четкую их связь при совместной работе. Таким образом, в полном объеме могут выполняться жестко заданные параметры функционирования, в том числе мощностные.
Шиберный топливоподкачивающий насос с клапанами регулирования давления и дросселирования перепуска
Мощный вал привода ТНВД от дизеля работает с одной стороны в подшипнике скольжения, а с другой — качения. На этом же валу установлен топливоподкачивающий насос, который подает топливо под давлением из топливного бака к ТНВД.
ТНВД с радиальным движением плунжеров
Такой ТНВД приводится в действие от приводного вала, общего с топливоподкачиваюшим насосом. ТНВД создает давление, необходимое для впрыскивания топлива в цилиндр, и распределяет топливо по отдельным форсункам двигателя.
Передача крутящего момента с приводного вала на вал-распределитель ТНВД обеспечивается с помощью соединительной муфты.
Электромагнитный клапан высокого давления
Располагается по оси корпуса ТНВД, причем игла клапана входит в вал-распределитель и вращается синхронно с ним. Клапан открывается и закрывается с переменной периодичностью, зависящей от сигналов блока управления ТНВД. Продолжительность закрытого положения клапана определяет длительность нагнетания топлива в магистрали высокого давления, чем с высокой точностью регулируется величина цикловой подачи топлива.
Устройство опережения впрыскивания
Подобное устройство с электромагнитным клапаном и рабочим поршнем, расположенным поперек оси ТНВД, находится на нижней стороне ТНВД. Оно приводится в действие гидравлической системой, поворачивающей кулачковую шайбу в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала в положение, соответствующее требуемому моменту начала подачи. Этот момент регулируется электромагнитным клапаном установки момента начала впрыскивания. Устройство опережения впрыскивания называют также электронным регулятором впрыскивания.
Датчик утла поворота приводного вала
Состоит из установленного на приводном валу инкрементного колеса (колеса датчика угловых отметок), держателя и датчика угловых сигналов. Датчики служат для измерения угла взаимного расположения приводного вала и кулачковой шайбы во время вращения. Зная величину этого угла, можно вычислить действительную частоту вращения, положение устройства для изменения угла опережения впрыскивания и угловое положение коленчатого вала (см. также раздел «Датчики»),
Блок управления ТНВД На верхнем крышке ТНВД крепится его блок управления, или комбинированный блок управления работой ТНВД и дизеля. В любом варианте блок оснащен ребрами охлаждения. В зависимости от информации, полученной от датчика угла поворота и блока управления работой дизеля, блок управления ТНВД формирует управляющие сигналы для электромагнитных клапанов высокого давления и установки момента начала впрыскивания.
Конструкция и привод ТНВД
Распределительный ТНВД с радиальным движением плунжеров закреплен непосредственно на дизеле. Чтобы при подсоединении магистралей высокого давления не перепутать их соответствие определенным цилиндрам двигателя, штуцеры отвода топлива от насоса обозначены буквами А, В … F. ТНВД такого типа применяются на дизелях с числом цилиндров не более шести.
Привод ТНВД
На приводной вал ТНВД передается крутящий момент непосредственно с коленчатого вала двигателя. Конструкция механизма передачи зависит от конструкции мотора, а синхронность вращения валов дизеля и ТНВД обеспечивается использованием привода с зацеплением — роликовой цепи, шестерен, зубчатого ремня или зубчатой муфты. На четырехтактных дизелях частота вращения приводного вала ТНВД составляет половину частоты вращения коленчатого вала и соответственно равна частоте вращения распределительного вала.
Контур низкого давления
Важнейшими узлами контура являются топливоподкачивающий насос, а также клапаны регулирования давления и дросселирования перепуска топлива (рис. «Контур низкого давления распределительного ТНВД с радиальным движением плунжеров»).
Шиберный топливоподкачивающий насос
Топливоподкачивающий насос размещен вокруг приводного вала (рис. «Шиберный топливоподкачивающий насос»). Между внутренней стенкой корпуса насоса и колесом-крестовиной 2 располагается приемная втулка 3 с эксцентрически профилированной внутренней поверхностью. Во внутренней стейке корпуса имеются два паза — подводящий 4 и отводящий 7, обеспечивающие перекачку топлива к ТНВД.
Внутри приемной втулки вращается колесо-крестовина 2, на шлицах посаженное на приводной вал 1. В направляющих канавках этого колеса-крестовины находятся подпружиненные шиберы (заслонки) 5, которые вследствие значительных центробежных сил и усилий пружины прижаты к приемной втулке. Пространство, представляющее собой внутреннюю камеру 6, образовано следующими элементами (рис. «Шиберный топливоподкачивающий насос»):
- Внутренняя стенка корпуса;
- Колесо-крестовина;
- Эксцентрически профилированная внутренняя поверхность приемной втулки;
- Внешняя поверхность колеса-крестовины;
- Два соседних шибера.
Топливо через подводящий паз попадает во внутреннюю камеру, по которой движется к отводящему пазу под действием лопастей колеса. Поскольку объем внутренней камеры, ограниченный двумя шиберами, уменьшается по мере их поворота из-за изменения профиля внутренней поверхности приемной втулки, топливо сжимается, В результате к моменту попадания в отводящий паз давление топлива увеличивается.
Из этого паза через внутренние каналы в корпусе топливо подается к различным узлам, в том числе и к клапану давления. В ТНВД серии VR требуемый уровень давления по сравнению с другими видами распределительных ТНВД довольно высок, и колесо-крестовина с шиберами вращается с относительно высокой скоростью. Шиберы насоса при его работе прилегают к внутренней поверхности приемной втулки под действием центробежных сил и усилия внутренних пружин.
Для того чтобы компенсировать интенсивный износ торцевой части шиберов и внутренней поверхности приемной втулки, в торцах шиберов 3 выточены углубления. Таким образом, уменьшается площадь контакта шибера и внутренней поверхности приемной втулки.
При смене циклов работы на сторонах шибера (например, при переходе от впуска к выпуску) давление, действующее на торцевую поверхность шибера, переходит через отверстие на другой стороне шибера.
Таким образом, действующие силы давления уравновешиваются.
рис. «Шиберный топливоподкачивающий насос» 1. Приводной вал; 2. Шиберное колесо-крестовина; 3. Приемная втулка; 4. Подводящий паз (ниша впуска); 5. Шибер; 6. Камера; 7. Отводящий паз (ниша давления). | рис. «Клапан регулирования давления» 1. Корпус клапана; 2. Пружина; 3. Поршень клапана; 4. Отверстие (расположено радиально); 5. Поток топлива отводящего паза топливоподкачивающего насоса; 6. Поток топлива к подводящему пазу топливоподкачивающего насоса. |
Клапан регулирования давления
Давление топлива, создаваемое топливоподкачивающим насосом на стороне нагнетания, зависит от частоты вращения колеса насоса. В то же время это давление при возрастании частоты вращения увеличивается непропорционально. Клапан регулирования давления (нагруженный пружиной щелевой клапан, рис. «Клапан регулирования давления») располагается в непосредственной близости от топливоподкачивающего насоса и соединяется с отводящим пазом через отверстие, пропускающее поток 5. Клапан изменяет давление нагнетания, создаваемое топливоподкачивающим насосом, в зависимости от требуемого расхода топлива. Если создаваемое давление топлива превышает определенную величину, торцевая кромка поршня 3 открывает отверстия 4, расположенные радиально, и через них поток 6 топлива сливается по каналам насоса к подводящему пазу. Если давление топлива слишком мало, эти радиальные отверстия закрыты вследствие преобладания сил пружины. Предварительный натяг пружины определяет, таким образом, величину давления открытия клапана.
Клапан дросселирования перепуска
Для охлаждения топливоподкачивающего насоса и удаления из него воздуха топливо проходит через привинченный к корпусу насоса клапан дросселирования перепуска.
Этот клапан осуществляет отвод топлива 5 к перепуску (рис. «Клапан дросселирования перепуска»). В его корпусе находится нагруженный пружиной шарик 3, который позволяет вытекать топливу только по достижении определенной величины давления в канале.
Дроссель 4 очень малого диаметра, связанный с линией отвода, расположен в корпусе клапана параллельно основному каналу отвода топлива. Он обеспечивает автоматическое удаление воздуха из насоса. Весь контур низкого давления ТНВД рассчитан на то, что в топливный бак через клапан дросселирования перепуска всегда перетекает некоторое количество топлива (рис. «Клапан дросселирования перепуска»).
рис. «Клапан дросселирования перепуска» 1. Koрпус клапана; 2. Пружина; 3. Шарик; 4. Дроссель; 5. Отвод топлива к перепуску. | рис. «Топливный фильтр» 1. Крышка фильтра; 2. Провод топлива; 3. Бумажный фильтрующий элемент; 4. Корпус фильтра; 5. Водосборник; 6. Пробна для слива конденсата; 7. Выход топлива. |
Топливный фильтр
Установка топливного фильтра, рассчитанного непосредственно на потребности данной системы впрыска, является условием нормальной работы топливного оборудования, поскольку загрязненное топливо может нанести вред элементам насосов, клапанов давления и форсунок.
Топливо может содержать воду в связанном (эмульсия) или несвязанном (например, конденсат, образующийся вследствие изменения температуры) состоянии. Если вода попадет в систему впрыска, может начаться коррозия.
Рассматриваемая система впрыска требует, как и иные подобные системы, наличия топливного фильтра с бумажным фильтрующим элементом 3 и водосборником 5 (рис. «Топливный фильтр»), откуда через определенные промежутки времени необходимо через специальную пробку 6 сливать скопившуюся воду.
Контур высокого давления
В контур высокого давления (рис. «Контур высокого давления распределительного ТНВД с радиальным движением плунжеров») входят ТНВД, а также узел распределения и регулирования величины и момента начала подачи с использованием только одного элемента — электромагнитного клапана высокого давления.
Создание высокого давления насосной секции ТНВД с радиальным движением плунжеров
Насосная секция ТНВД с радиальным движением плунжеров создает требуемое для впрыскивания давление величиной до 1000 бар. Она приводится через вал и включает в себя (рис. «Примеры расположения радиально движущихся плунжеров распределительного ТНВД»):
- Соединительную шайбу;
- Башмаки 4 с роликами 2;
- Кулачковую шайбу 1;
- Нагнетающие плунжеры 5;
- Переднюю часть (головку) вала-распределителя 6.
Крутящий момент от приводного вала передается через соединительную шайбу и шлицевое соединение непосредственно на вал-распределитель.
Направляющие пазы 3 служат для того, чтобы через башмаки 4 и сидящие в них ролики 2 обеспечить работу нагнетающих плунжеров 5 сообразно внутреннему профилю кулачковой шайбы 1. Количество кулачков на шайбе соответствует числу цилиндров двигателя. В корпусе вала-распределителя нагнетающие плунжеры расположены радиально, что и дало название этому типу ТНВД. На восходящем профиле кулачка плунжеры совместно выдавливают топливо в центральную камеру высокого давления 7. В зависимости от числа цилиндров двигателя и условий его применения существуют варианты ТНВД с двумя, тремя или четырьмя нагнетающими плунжерами (рис. «Примеры расположения радиально движущихся плунжеров распределительного ТНВД» а, Ь, с).
Распределение топлива с помощью корпуса-распределителя
Корпус-распределитель (рис. «Корпус -распределитель») состоит из:
- Фланца 6;
- Пригнанной к нему распределительной втулки 3;
- Расположенной в распределительной втулке задней части вала-распределителя 2;
- Запирающей иглы 4 электромагнитного клапана 7 высокого давления;
- Аккумулирующей мембраны 10, разделяющей полости подкачки и слива;
- Штуцера 16 магистрали высокого давления с нагнетательным клапаном 15.
В фазе наполнения (рис. «Корпус-распределитель» а) на нисходящем профиле кулачков радиально движущиеся плунжеры 1 перемещаются наружу, к поверхности кулачковой шайбы. Запирающая игла 4 при этом находится в свободном состоянии, открывая канал впуска топлива. Через камеру низкого давления 12, кольцевой канал 9 и канал иглы топливо направляется от топливоподкачивающего насоса по каналу 8 вала-распределителя и заполняет камеру высокого давления. Излишек топлива вытекает через канал 5 обратного слива.
В фазе нагнетания (рис. «Корпус-распределитель» Ь) плунжеры 1 при закрытой игле 4 перемещаются на восходящем профиле кулачков к оси вала-распределителя, повышая давление в камере высокого давления.
Благодаря этому топливо под высоким давлением движется по каналу 8 камеры высокого давления. Затем топливо через распределительную канавку 13, которая в этой фазе соединяет вал-распределитель 2 с выпускным каналом 14, штуцер 16 с нагнетательным клапаном 15, магистраль высокого давления и форсунку поступает в камеру сгорания двигателя.
Дозирование топлива с помощью электромагнитного клапана высокого давления
Электромагнитный клапан 7 (рис. «Корпус-распределитель») высокого давления по сигналу блока управления ТНВД перекрывает канал подачи топлива, смещая запирающую иглу 4 к седлу. Закрытие клапана соответствует моменту начала подачи топлива. Одновременно блок управления начинает отсчет времени нагнетания. Дозирование подачи топлива определяется интервалом между моментом начала подачи и моментом открытия электромагнитного клапана и называется продолжительностью подачи. Продолжительность закрытия электромагнитного клапана определяет, таким образом, величину цикловой подачи топлива. С открытием этого клапана заканчивается подача топлива под давлением.
Избыточное топливо, которое нагнетается вплоть до прохождения роликом плунжера верхней точки профиля кулачка, направляется через специальный канал в пространство за аккумулирующей мембраной. Скачки высокого давления, которые при этом возникают в контуре низкого давления, демпфируются аккумулирующей мембраной. Кроме того, это пространство сохраняет аккумулированное топливо для процесса наполнения перед последующим впрыскиванием.
Для останова двигателя с помощью электромагнитного клапана полностью прекращается нагнетание под высоким давлением. Следовательно, не требуется дополнительный остановочный клапан, как это имеет место в распределительных ТНВД с управлением регулирующей кромкой.
Демпфирование волн давления с помощью нагнетательного клапана с дросселированием обратного потока
Нагнетательный клапан с дросселированием обратного потока (рис. «Штуцер подсоединения магистрали высокого давления со встроенным нагнетательным клапаном с дросселированием обратного потока») в конце очередного впрыскивания топлива предотвращает новое открытие распылителя форсунки, что исключает появление подвпрыскивания, которое возможно в результате появления волн давления или их отражений. Подвпрыскивание отрицательно сказывается на токсичности отработавших газов.
С началом подачи конус 3 клапана поднимается. Теперь топливо нагнетается через штуцер 5 и магистраль высокого давления к форсунке. По окончании нагнетания давление топлива резко падает, и возвратная пружина 4 прижимает конус клапана к его седлу 1. Обратные волны давления, возникающие при закрытии форсунки, гасятся дросселем 2, так что подвпрыскивания топлива в камеру сгорания не возникает.