Основная задана электромагнитного клапана высокого давления — обеспечить впрыскивание топлива в камеру сгорания в нужный момент, в точно отмеренном количестве и за расчетное время.
Конструкция электромагнитного клапана
Электромагнитный клапан высокого давления разделяется на два конструктивных блока:
Клапан
Клапан состоит из иглы 2 (рис. «Электромагнитный клапан высокого давлении для насос-форсунок легкового автомобиля» и «Электромагнитный клапан высокого давлении для насос-форсунок грузового автомобиля»), корпуса 12 клапана, встроенного в корпус насоса, и пружины 1 клапана.
Посадочная поверхность 10 седла клапана прошлифована под конус. Игла клапана также имеет коническую посадочную поверхность 11. Угол рабочей фаски на игле несколько больше, чем на седле клапана.
В результате, при закрытом клапане контакт двух фасок по окружности обеспечивает очень хорошее уплотнение (так называемое уплотнение по двум конусам). Игла и седло клапана благодаря прецизионной обработке должны очень точно подходить друг к другу.
Электромагнит
Электромагнит состоит из магнитного ярма и двигающегося якоря 16. Ярмо, в свою очередь, состоит из магнитного сердечника 15, катушки 6 и штекера 8 подачи напряжения. Якорь крепится на игле клапана. Между ярмом электромагнита и якорем в исходном положении есть воздушный зазор.
Принцип действия
Электромагнитный клапан находится в открытом состоянии, если на катушку электромагнита не подается напряжение, и в закрытом, когда оконечный каскад блока управления включает катушку.
Открытый клапан
Сила пружины клапана действует на иглу в сторону открытия, освобождая проходное сечение 9 между седлом и иглой клапана. Камеры 3 высокого давления и полость 4 низкого давления в насос-форсунке соединяются, и топливо может перетекать между ними.
Закрытый клапан
Для осуществления впрыскивания топлива на катушку клапана подается напряжение. В результате в магнитном контуре (сердечник и якорь) наводится магнитное поле, перемещающее якорь электромагнита в сторону ярма до того момента, пока игла не сядет в седло клапана. Между якорем и ярмом остается воздушный зазор. Клапан закрыт. При движении плунжера вниз происходит впрыскивание топлива в камеру сгорания.
Сила магнитного поля должна не только смещать якорь, но и одновременно преодолевать усилие пружины клапана. Кроме того, при наведении магнитного поля игла к седлу клапана прижимается с определенным усилием, сохраняй плотность соединения до тех пор, пока не будет снято напряжение с катушки.
Чем ближе расположен якорь к ярму магнита, тем больше становится сила магнитного поля. Благодаря этому можно уменьшить напряжение, подаваемое на катушку электромагнита, до минимальной величины, необходимой для удержания клапана в закрытом состоянии. Таким образом, становится возможным минимизировать потери мощности протекающего по катушке тока, в том числе — на тепловыделение.
Для завершения цикла впрыскивания напряжение с катушки снимается. Соответственно, прекращается действие магнитного поля, и пружина 1 клапана смещает иглу клапана в исходное положение, открывая проходное сечение клапана.
Чтобы уменьшить в системе впрыска неравномерность по моменту начала и величине цикловой подачи, электромагнитный клапан включается на очень короткое время и с повышенной точностью. Эта точность сохраняется от цикла к циклу на всех насос-форсунках системы при любых режимах эксплуатации.
Индивидуальные ТНВД с электромагнитным клапаном
Назначение и принцип действия индивидуальных ТНВД для грузовых автомобилей и тяжелых транспортных двигателей в основном те же, что и для насос-форсунок. Единственным серьезным отличием является то, что в данном случае собственно форсунку и ТНВД с электромагнитным клапаном связывает короткая магистраль высокого давления.
Модульная конструкция индивидуального ТНВД с боковой установкой на двигателе (рис. «Конструкция индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном») имеет следующие преимущества:
- Не требуется изменения конструкции головки блока цилиндров;
- Непосредственный привод от распределительного вала, поскольку коромысла отсутствуют;
- Облегченный доступ при обслуживании, поскольку ТНВД легко демонтируются.
Магистрали высокого давления
Магистрали 6 высокого давления (рис. «Конструкция индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном»), очень короткие и одинаковой длины, должны длительное время выдерживать максимальные давления впрыскивания и высокочастотные колебания давления в промежутках между циклами. Магистрали гнутся промышленным способом из высокопрочной бесшовной стальной трубки.
Индивидуальный ТНВД
Каждый индивидуальный ТНВД приводится в действие непосредственно от собственного кулачка на распределительном валу 4 двигателя. Связь с плунжером осуществляется через возвратную пружину 8 и роликовый толкатель 9. Все ТНВД крепятся через фланцы к блоку цилиндров.
Индивидуальный ТНВД для тяжелых транспортных дизелей
Индивидуальные ТНВД с электромагнитным клапаном (обозначаемые индексом PF..MV) применяются на тяжелых дизелях для тепловозов и судов. Максимально допустимая частота вращения коленчатого вала этих двигателей составляет 1000 мин-1 при цилиндровой мощности 150-450 кВт.
Для определенных случаев эксплуатации тяжелых транспортных дизелей уже существуют узаконенные требования по ограничению токсичности отработавших газов, для более широких областей применения они находятся в стадии разработки. Такие нормативы наряду со стремлением к оптимизации расхода топлива и уменьшению уровня шума оказывают решающее влияние на совершенствование двигателей и соответственно на дальнейшее развитие систем впрыска.
Для выполнения указанных требований при обеспечении высокой мощности момент начала впрыскивания должен свободно варьироваться. Это условие легко реализуется при помощи индивидуальных ТНВД с электромагнитными клапанами, которые управляются специальными электронными блоками.
При этом, по сравнению с индивидуальными ТНВД серии PF, имеющими механические регуляторы, отпадает необходимость в рейке, регулирующей втулке и элементах соединения, а также в исполнительном механизме. Эти громоздкие детали заменяет электрический провод, соединяющий блок управления с электромагнитными клапанами ТНВД. Преимуществами этой системы являются:
- Минимальные размеры;
- Большие возможности компоновки при хорошей совместимости с традиционными головками блока цилиндров;
- Очень жесткий и компактный привод;
- Малый расход материалов и комплектующих;
- Быстрая установка и возможность точного регулирования;
- Простота замены в случае ремонта и обслуживания;
- Точное дозирование топлива с возможностью индивидуальной регулировки момента начала и величины подачи по цилиндрам;
- Возможность отключения отдельных ТНВД для обеспечения у оставшихся цилиндров оптимальных параметров работы при частичных нагрузках на двигатель.
Кроме того, появляется возможность задать для каждого цилиндра различные условия регулирования процесса впрыскивания, что позволяет принимать во внимание дополнительные параметры, такие, как температура топлива или степень износа отдельных цилиндров.
Конструкция
По сравнению с индивидуальными механическими ТНВД серии PF, плунжер индивидуального ТНВД с электромагнитным клапаном выполнен намного проще. Он не имеет ни спиральной канавки с регулирующей кромкой, ни продольной канавки. Кроме того, в гильзе плунжера отсутствуют распределительные отверстия. Вместо нагнетательного клапана в корпус ТНВД установлен электромагнитный клапан с управляющим поршнем.
Цилиндрический управляющий поршень 11 (рис. «Индивидуальный ТНВД для больших дизелей») ходит по гильзе 12 в верхней части корпуса 14 ТНВД. На этом поршне со стороны электромагнитного клапана 9 находится игла с конической посадочной поверхностью, которая взаимодействует с седлом в гильзе. Там же укреплена пластина 7 якоря, которая при подаче напряжения на катушку притягивается электромагнитом, преодолевающим силу возвратной пружины 10 клапана. При этом управляющий поршень переходит в закрытое положение, т. е. игла плотно прилегает к седлу. Между пластиной якоря н корпусом электромагнита остается воздушный зазор. Как только катушка электромагнита обесточивается, пружина клапана сдвигает управляющий поршень от магнита, открывая проходное сечение клапана и прижимая управляющий поршень к упорной пластине 3. Через кольцевые канавки и отверстия в гильзе плунжера возможны отвод просачивающегося без давления топлива и/или смазка плунжера под давлением. Канал подвода топлива выполнен таким образом, что поступающее горючее постоянно охлаждает электромагнит. Для этого величина прокачки выбрана в 3-5 раз больше, чем величина подачи топлива при полной нагрузке двигателя.
Для того чтобы могло произойти впрыскивание топлива, блок управления работой дизеля включает катушку электромагнита в то время, когда плунжер движется вверх. Пока катушка под напряжением, клапан остается закрытым и топливо под давлением подается к распылителю. Одновременно снижается сила тока в катушке электромагнита, удерживающей клапан в закрытом положении. Соответственно, уменьшаются потерн мощности и излишнее тепловыделение, связанные с прохождением тока через катушку. Для окончания впрыскивания блок управления снимает напряжение с катушки. Возвратная пружина клапана сдвигает управляющий поршень в открытое положение. Оставшееся горючее, нагнетаемое плунжером, перетекает через открытый клапан в канал обратного слива топлива. Таким образом, магистраль высокого давления разгружается до давления в системе подачи.
На протекание процесса впрыскивания при использовании системы индивидуальных ТНВД с управлением электромагнитными клапанами, как н при механическом регулировании, влияет форма кулачка привода ТНВД.
Наполнение надплунжерного объема индивидуального ТНВД через проходное сечение конического седла электромагнитного клапана имеет ряд преимуществ. Главным из них является то, чти при ошибочном «зависании» управляющего поршня в открытом или закрытом положении не произойдет перехода к недопустимому режиму эксплуатации двигателя (например, к «перекрутке» дизеля из-за превышения величины цикловых подач). Это относится также и к ошибкам в управлении электромагнитным клапаном.
Гильза, в которой перемещается управляющий поршень, горизонтально расположена в верхней части корпуса ТНВД. Если после долгой эксплуатации на седле появляются следы износа, конструкция ТНВД позволяет быстро заменить пару «гильза — поршень».
В настоящее время существуют индивидуальные ТНВД с электромагнитным клапаном, имеющие диаметр плунжера порядка 18-22 мм и ход плунжера порядка 20-28 мм.